16 червня 2004   12:53   2912

И Гарри Поттера тоже...

Третий фильм о приключениях юного волшебника значительно отличается от двух предыдущих.

А дело все в том, что в режиссерском кресле вместо зануды Криса Коламбуса оказался темпераментный мексиканец Альфонсо Куарон.

Нет, все-таки фигура режиссера еще что-то да значит в кино. Даже если многомиллионным проектом ("Гарри Поттера" даже как-то неловко называть фильмом - это бизнес-проект) руководит группа продюсеров такого монстра киноиндустрии, как Warner Brothers. Тем более выбор ими постановщика для "Узника Азкабана" оказался парадоксальным: Альфонсо Куарон хорошо известен киноманам по арт-хаусной и весьма провокативной картине "И твою маму тоже". Надо признать, что скандальная репутация режиссера смущала руководство Warner Brothers, но именно на его кандидатуре настоял Крис Коламбус, из постановщика первых частей "Поттера" переквалифицировавшийся в продюсера проекта. В конце концов проказник Куарон снимал ведь и солидные картины вроде "Больших надежд" с голливудскими звездами Гвинет Пэлтроу и Итаном Хоуком, да и в кинобизнесе знает толк, владея собственной кинокомпанией с дивным названием "Бесаме мучо" при Warner Brothers.

Словом, Коламбус-продюсер был непреклонен. А ведь снимать фильм по третьей книге госпожи Роулинг рвался сам Стивен Спилберг. Что-то говорил такое про то, что "Узник Азкабана" - интересная и эзотеричная книга. Продюсеры Warner Brothers вежливо Спилберга поблагодарили, но его услугами не воспользовались. Проект "Гарри Поттер", кстати, становится все более привлекательным и для актеров: жертвами поттеромании становятся новые и новые звезды первой величины. Они согласны даже на скромные роли второго плана. Наблюдая за появлением в "Узнике Азкабана" самой заслуженной британской актрисы Эммы Томпсон в образе учительницы ясновидения, впору воскликнуть, что маленьких ролей не бывает. То же касается исполнителя роли профессора Люпина Дэвида Тьюэла и Гарри Олдмена, сыгравшего преступника Сириуса Блейка.

Решительно избавившись от второстепенных деталей, Куарон умудрился вместить события романа в два с четвертью часа экранного времени, благодаря чему картина смотрится на одном дыхании и, более того, выглядит даже привлекательнее литературного первоисточника. Наверное, поэтому ходят слухи, что писательница была недовольна увиденным на тест-показе, хотя теперь и расхваливает режиссера, делая хорошую мину при плохой игре. Как бы там ни было, факт остается фактом: экранизацию четвертой книги доверили британцу Майклу Ньюэлу, который, впрочем, является поклонником Куарона и заверяет, что намерен сохранить в своей ленте найденную мексиканцем стилистику.

Что же такого возмутительного, с точки зрения завзятых поттероманов, сделал Альфонсо Куарон в "Узнике Азкабана"? Во-первых, он добавил готического колорита, сгустил краски, чтобы придать происходящему больше драматизма. Наследник Куарона, Ньюэл, заметил по этому поводу, что, дескать, хватит снимать кино для детского сада, пора делать фильмы для взрослых. Но "Узник Азкабана" - все же, скорее, кино для подростков и о подростках. Три главных героя - Гарри, Рон и Гермиона - вступили на порог юности. Правда, никакой пубертатной лирики не предвидится: тинейджеры в спешном порядке осваивают магическую науку, потому что это единственный способ выжить в мире взрослых колдунов. С бывалыми магами волшебники-акселераты сражаются на равных, а иногда и превосходят их в мастерстве. Мир на экране жестокий, опасный и недружелюбный. Надо заметить, что свои романы писательница насытила не только магическим колоритом, но и социальной сатирой на современное британское общество, в частности институт семьи и систему образования.

Куарон пошел еще дальше, сравнив главного злодея - Лорда Волдеморта - с Джоржем Бушем и Саддамом Хусейном, а трусливого министра магии Фаджа - с британским премьером Тони Блэром: теми, кто реально, на его взгляд, творит зло. Между тем мир, по его мнению, не состоит только из черного и белого цвета, он куда пестрее и сложнее. Тот, кого все считают злодеем, на самом деле может оказаться честнейшим человеком, а чтобы совершить благо, нужно, случается, лгать и нарушать правила.

Задача юных героев "Узника Азкабана" - найти истину. И затем, несмотря ни на что, бороться за нее. Умереть, но не предать друзей. Идеологию фильма можно выразить лаконично: мрачно, но честно. С эстетической точки зрения, мир, созданный Куароном, прежде всего, красив: художник здесь победил драматурга. Характеры персонажей, конечно, схематичны, но ведь в экшене психологизму нет места. Сам же Гарри Поттер напоминает современного мифологического героя, которого проницательно описал в своей работе "Аспекты мифа" Мирча Элиаде: "Персонажи комиксов являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Они до такой степени воплощают идеал значительной части широкой публики, что разные превратности судьбы, а тем более смерть вызывают настоящие потрясения у читателей.

Фантастический персонаж, сверхчеловек стал крайне популярен, благодаря двойственности своей личности. Если говорить о сути, то миф о супермене удовлетворяет тайным вожделениям современного человека, который, осознавая себя обездоленным и малосильным, мечтает о том, что однажды он станет "героем, исключительной личностью, сверхчеловеком". Взгляните с этой точки зрения на Гарри Поттера. Этот мальчик абсолютно лишен гордыни, даром, что имеет выдающиеся способности к волшебству. Всеобщее восхищение, смешанное со страхом и завистью, не делает его зазнайкой. Но и смирения он лишен. Гарри как настоящий герой комикса всегда готов действовать вопреки правилам, если считает это целесообразным. У него, как у истинного героя, есть своя миссия, о которой он пока может только догадываться.

В "Узнике Азкабана" Гарри оказывается в центре жуткой криминальной истории, которая началась еще до его рождения и связана со смертью его родителей. Как и положено в детективе, в финале все элементы преступления сложатся в неожиданный узор. Герою предстоит заглянуть в самую бездну своего страха. Постижение магического искусства юными волшебниками, кстати, сильно напоминает психотерапевтические техники. На уроке по мастерству защиты от темных сил ученикам приходится смотреть в глаза чудовищ своего бессознательного, наблюдать сущность, которая материализует их самые тайные и темные страхи. Обезопасить себя можно, только посмотрев на это чудище и сообщив ему комические черты.

Смех побеждает страх. Но это просто школьное упражнение. С Гарри спрос особый, он должен научиться большему. Для того чтобы победить страшных тюремщиков - дементоров Азкабана, он должен набраться силы в светлых воспоминаниях. Для этого учитель Люпин предлагает парню вспомнить момент, когда он был по-настоящему счастлив. У сироты с этим проблемы. "Но даже в темные времена, - обращается к своему питомцу директор школы Дамблдор в напутственной речи, - можно быть счастливым, если обращаться к свету". Над подобными сентенциями, конечно, как и над гремучей смесью кельтских мифов, каббалистики, средневекового фольклора в "Узнике Азкабана" можно иронизировать и высокомерно пожимать плечами, упрекая фильм Куарона в поверхностности. Да, действительно, фантастика и фэнтези, по меткому выражению Александра Гениса, являются "метафизикой для бедных". И все же...

История о Гарри Поттере постепенно начинает превращаться в живой, пульсирущий миф. В начале это, может, и была просто волшебная сказка, но теперь, кажется, этот персонаж приобретает более солидный статус. И только рекламой или PR-стратегиями это явление не объяснишь. Феномен Гарри Поттера состоит не в том, что у романов Роулинг и их экранизаций миллионы поклонников, а в том, что в Интернете существуют уже тысячи апокрифов, альтернативных историй, написанных поттероманами - детьми, подростками и взрослыми. Ни дать ни взять, "кастанеда" для 12-летних. Или даже так: Гарри Поттер - луч света в темном царстве.
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: