Особенно четкие параллели можно провести в историях Мозырского и Лисичанского НПЗ. Оба завода были запущены в эксплуатацию в середине 1970, в разгар брежневского застоя. Причем украинский завод даже имел определенную фору, поскольку предусматривал в своей структуре и нефтехимический цикл, то есть большую глубину переработки и более высокий степень передела сырья. Но воспользоваться по полной этим преимуществом Лисичанскому НПЗ так и не удалось. После распада СССР оба предприятия пережили кризис. Мозырьский завод снизил переработку нефти до технологического минимума, Лисичанский остановился вообще.
Выход товарищи по несчастью нашли один и тот же: привлечение российского капитала, имеющего доступ к нефтяным источникам. На белорусский завод пришла Славнефть в 1997 году. Тюменская нефтяная компания появилась на Лисичанском НПЗ три года спустя. Но как раз на этом этапе параллельные курсы заводов начали расходиться, как в море корабли. Во-первых, в Мозыре Славнефть получила лишь 42% акций предприятия, остальное удержали государство и менеджмент. В Лисичанске же ТНК отдали контрольный пакет завода. Во-вторых, вопреки расхожему убеждению, что государство – плохой собственник, стратегия развития белорусского НПЗ оказалась более дальновидной, чем у его украинского коллеги.
Мозырский нефтеперерабатывающий избрал курс постепенной экспансии на внешние рынки, Лисичанский же решил, что украинского рынка для него вполне достаточно. Мозырский принялся активно вводить в строй новые производственные установки, ТНК попыталась выжать максимум из уже существующего в Лисичанске оборудования. За 10 последних лет в Мозыре было построено заново или кардинально перестроено более 10 заводских установок, в Лисичанске – 7, но только 3 из них являются звеньями основного технологического процесса (производства бензинов и дизтоплива), остальные – это сопутствующие сферы (битумы, авиатопливо, абсорбция, очистка сточных вод).
ТНК за 10 лет работы в Украине инвестировала в свой НПЗ около 450 млн долл. (и это самый высокий инвестпоказатель среди всех украинских нефтеперерабатывающих предприятий). Акционеры же Мозырского НПЗ только за последнюю пятилетку вложили в предприятие 980 млн долл., а еще 1,1 млрд долл. запланировано на 2011-2015 годы. Таким образом, уже сегодня 4 тыс. работников завода в Мозыре производят вдвое больше продукции, чем 3 тыс. в Лисичанске, получая вдвое большую зарплату. Это и называется эффективная работа, а также свидетельствует об отдаче вложенных инвестиций. В конечном же счете такой подход выливается в конкурентоспособность мозырского топлива, в том числе и на украинском рынке.
Гости из будущего
Украинские оппоненты белорусских нефтепереработчиков, в частности из числа менеджеров базирующейся в Лисичанске ТНК-ВР, обвиняют Мозырский завод в обладании конкурентными преимуществами, обусловленными тем, что в рамках Таможенного союза СНГ покупает российское сырье намного дешевле, чем нефтеперерабатывающие предприятия в Украине. Но в Мозыре с этим не согласны. По словам директора НПЗ Александра Куприянова, в 2010 году по более низким ценам Беларусь приобретала лишь ту нефть, которая шла на обеспечение топливом потребителей на внутреннем рынке страны. Если же говорить непосредственно о Мозырском НПЗ, то у него на каждую 1000 тонн переработанного беспошлинного российского сырья приходилось 890 кг со 100% пошлиной.
Кроме того, основная часть топлива, поставляемого в Украину, изготовлялась не из российского, а из венесуэльского ресурса. Уго Чавес, кстати, приезжал в прошлом году в Украину, так что ничего не мешало и властям в Киеве похлопотать о поставках сырья из Венесуэлы на отечественные НПЗ. Не похлопотали. Им даже не удается уже который год снять блокаду на поставки российского сырья на кременчугскую Укртатнафту. Но ведь это не повод сваливать вину за собственную нерасторопность на соседей.
http://minprom.ua/articles/first_news63172.html