Вчера в "ОбщеЖитии" была статья краматорского юриста Кривошеева по этому поводу. Если администрация форума не возражает, выкладываю ее здесь, потому что вопрос и впрямь больной. А на следующей неделе в газете будет образец заявления для обращения в суд.
Аппетиты банков умерить можно и нужно
Как бороться с односторонними изменениями процентных ставок?
Дмитрий Кривошеев, юрист
Еще не забыта эпопея с мораторием на денежные средства предприятий, невозвратом депозитных вкладов, а украинские банки снова усложняют жизнь своим клиентам. Поднимая в одностороннем порядке процентные ставки по ранее выданным кредитам без аргументированных объяснений и без учета изменившейся платежеспособности заемщиков, финансовые учреждения рискуют поставить большой крест не только на доверии клиентов, но и на самих себе. В условиях стремительного роста курса доллара, банк сам провоцирует клиентов на активные действия в защиту своих прав и интересов. Заемщики уже объединяются в «клубы по интересам», вырабатывают тактику и стратегию защиты, планируют законные акции протеста.
Главная мысль, которую возмущенные клиенты пытаются донести до банков - заемщики согласны платить, они все адекватно воспринимают и считают кризис уважительной причиной для пересмотра процентных ставок в разумных пределах (если это, конечно же, предусмотрено в договоре между банком и заемщиком). Но клиенты против того, как это делается - – в одностороннем порядке, без учета платежеспособности клиентов, задним числом, без ответов по сути на встречные письма клиентов, в ультимативном формате. "Банк имеет право инициировать изменение процентной ставки, в т.ч. по решению своего Правления и профильных комитетов, поскольку такое право предусмотрено договорами.
Собирается ли НБУ предпринимать активные действия по защите законных прав клиентов банков? Очень похоже, что нет. Клиент здесь как чужой среди своих, ведь многие из банковских топ-менеджеров мигрируют между правлениями крупных банков и НБУ. Поэтому не стоит удивляться, когда глава НБУ Владимир Стельмах заявлял о поддержке упрощения процедуры изъятия залогового имущества у заемщиков…
Как защитить свои законные интересы и отстоять ставку по кредиту?
1. Прежде всего, для того, чтобы повысить заемщику кредитную ставку, банк должен заблаговременно уведомить его надлежащим образом об изменении условий кредитного договора. Итак, предположим, вам повезло получить так называемое "счастливое письмо" – так, кстати, уже успели окрестить уведомления из банка о повышении процентной ставки. Чаще всего банковское сообщение – это обычное письмо, доставленное вам не вовремя (позже чем за 2 недели до изменения ставки). Если это ваша ситуация, то вас уведомили ненадлежащим образом, а неправильное уведомление не дает банку юридического права начинать отсчет 30 дней, в течение которых вы должны (как полагает банк) или согласиться на его условия, или в течение двух недель вернуть кредит полностью.
2. Предположим, вы все-таки получили "счастливое письмо" вовремя, и в вашем кредитном договоре действительно есть пункт, по которому банк имеет право изменить процентную ставку. Но аргументы, которые украинские банки приводят в письме-уведомлении, не содержат достаточного юридического и экономического обоснования. Поэтому пишем письмо в банк с просьбой раскрыть математическую зависимость между приведенными аргументами и увеличением стоимости кредита, просим предоставить расчет ориентировочной стоимости кредита, проинформировать о событиях, которые могут влиять на изменение кредитных условий и предоставить формулу расчета изменения процентной ставки. До того времени, пока банк не предоставит вам всю запрашиваемую информацию, юристы рекомендуют не подписывать дополнительное соглашение, которое банки как правило прилагают к "письму счастья". Ваше встречное письмо в банке должны принять и зарегистрировать (поставить печать с входящим номером), чтобы оно не осталось без ответа.
Отправив письмо, продолжайте платить по старой ставке, рассчитывая ежемесячную сумму платежа самостоятельно. В случае если в отделении вашего банка отказываются принимать платеж по старой ставке, необходимо оформить этот отказ письменно либо самим в ответ составить письмо-претензию на банк с запросом предоставить документ, на основании которого вам изменили ставку.
3. Параллельно пишем письмо в Нацбанк и жалобу в Управление по делам защиты прав потребителей по месту жительства. Тут, правда, есть нюанс: полномочия управлений весьма ограничены при работе с финансовыми учреждениями. Но ограничены – не значит отсутствуют. Чем больше жалоб, тем активнее будут шевелиться наши "защитники".
4. В это же время можно звонить на линию доверия НБУ (телефон 8(044) 230-19-60), которая хоть и посвящена депозитам, но на ваш звонок по другой теме тоже обязаны ответить в течение 10 дней. Вам дается минута для изложения сути проблемы. Если у вас имеется достаточный запас терпения, то можно явиться на прием в общественную приемную НБУ (первый вторник месяца). Почему нужно терпение? Встреча на тему кредитов назначена на 3 февраля 2009 года…
5. Для наиболее настойчивых заемщиков подскажем еще один способ добиться справедливости – требовать ответа на ваше письмо можно в Дирекции по банковскому регулированию и надзору. Интересный нюанс: пробиться через заслон секретарей непосредственно в приемную физическому лицу практически нереально. На вопрос, почему этот номер столь секретный, диспетчеры отвечали "нам сказано никому не говорить"). Правильные номера все же достать удалось. Жаждущие справедливости могут нарушать покой директора Дирекции, и добиться реакции Нацбанка на действия неуправляемых коммерческих банков по телефонам (044)256-02-31, 253-61-19, 230-19-34.
6. Распространен случай, когда в кредитных отношениях имеет место поручительство. Если внимательно прочесть статью 559 Гражданского кодекса, то там отмечается, что поручительство прекращается в случае изменения обязательств поручителя, вследствие чего увеличивается объем его ответственности. Иногда оговаривается случай, когда для изменения стоимости кредита требуется согласие поручителя – тогда и поручитель может написать письмо в банк, протестуя против повышения ставки. Возможен вариант, когда для поручителя объем обязательств остается прежним, сумма по кредиту увеличивается только непосредственно для клиента. Но, к сожалению, на такие юридические тонкости при подписании кредитного договора обращают мало внимания. Да и чаще всего у клиента нет особого выбора: не нравится что-то в договоре – не подписывай.
7. Также стоить напомнить работникам банка, что Законом N 661-VI от 12.12.2008 года внесены изменения в Гражданский кодекс Украины согласно которых «1.Розмір процентів та порядок їх сплати за договором визначаються в договорі залежно від кредитного ризику, наданого забезпечення, попиту і пропозицій, які склалися на кредитному ринку, строку користування кредитом, розміру облікової ставки та інших факторів .2.Встановлений договором розмір процентів не може бути збільшений банком в односторонньому порядку. 3.Умова договору щодо права банку змінювати розмір процентів в односторонньому порядку є нікчемною».
8. Если после всех предыдущих шагов банк не идет вам навстречу, значит, вам стоит обратиться в суд. При этом рекомендуем поспешить в суд первыми, а не ждать, пока это сделает банк. Очень часто в договорах прописано, что все споры могут быть разрешены в третейском суде, иногда указываются даже имена судей. Рассчитывать на благоприятный для себя исход клиент в таком случае вряд ли может. Поэтому надо создать ситуацию, в которой одной из сторон будет государственное учреждение. Для этого, например, обращаться в Управление по защите прав потребителей и требовать, чтобы иск в суд против банка был подан от имени Управления (третейские суды не имеют права рассматривать дела, где стороной выступает госорган). Эффективнее всего обращаться в суд с иском о признании кредитного договора недействительным в той части, которая обязывает заемщика в случае несогласия с изменениями условий договора в течении определенного срока вернуть кредит в полном объеме. "Удовлетворение такого иска приведет стороны к обычным взаимовыгодным отношениям, при которых изменение условий договора, в т.ч. процентной ставки, будет возможным только по соглашению сторон или при наличии у банка для этого достаточных оснований.
Здесь также отметим, что не так давно один из крымских судов уже рассматривал дело о повышении ставки по кредиту по иску юридического лица против "Укрсоцбанка". И вынес в пользу истца. Однако поскольку в нашей стране право не является прецедентным, то для отстаивания своей позиции подавать в суд нужно в каждом конкретном случае. И тут уже решение действовать или ждать, пока банк сделает клиента своим "кредитным рабом", всякий раз поднимая ставку настолько, насколько ему заблагорассудится, – остается конкретно за каждым заемщиком.
Главное, что стоит понять, - имеет смысл начинать диалог с банком. Где он будет происходить – в суде или в кабинете вашего кредитного менеджера – уже не столь важно. Важно показать, что клиенты имеют право требовать, чтобы их мнение и ситуация учитывались, а не считали безмолвной толпой, не знающей своих прав и не умеющей их отстаивать всеми доступными законными способами. Иначе банковское лобби под шумок протащит через Верховную раду пакет законов об упрощенной процедуре изъятия залога без решения суда, и тогда десятки, а может быть, и сотни тысяч семей останутся без своих автомобилей, крыши над головой, и просто человеческого счастья...