Коллеги! Мне не приходилось специально заниматься историей Краматорского аэродрома. Просто в разные годы попадалась какая-то информация, которой хотелось поделиться. Есть инфа неопубликованная по сер.30-х гг. До нее, надеюсь, дойдет очередь. А пока выкладываю из опубликованного ранее. Вы мало найдете полезного для обсуждаемой темы, но все же...
75 ЛЕТ НАЗАД КРАМАТОРЧАН ОДОЛЕЛА МЕЧТА О ПОЛЕТЕ В НЕБО
Первое сведение из истории воздухоплавания краматорчан таила прабабушка местных СМИ - газета «Краматорская Домна».
В июле 1927 года в СССР было объявлено о проведении широкомасштабной кампании, получившей название «Неделя обороны». Краматорская организация ОСОАВИАХИМа – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству – тоже не осталась в стороне. Уже 11 июля, на второй день «Недели обороны», комсомольцы Краматорского государственного машиностроительного и металлургического завода (КГММЗ) совместно с рабочей молодежью предприятия собрались в летнем театре им.Ленина, чтобы послушать доклад о международном положении и обороноспособности страны.
20 июля из типографии в Краматорскую доставили очередной номер «Домны». Газета вышла под девизом: «На угрозу возросшей опасности войны ответим 100% подготовкой Металлистов к обороне СССР». Автор одной из заметок с удовлетворением отмечал оживление в поселковой организации Общества и рост ее рядов. На момент выхода «Домны» в ней уже насчитывалось 2413 членов ОСОАВИАХИМа.
Деятельность Общества в поселке и на заводе сводилась, в основном, к разъяснительной работе. На практике же она выразилась в создании военного уголка, изучении санитарного дела, организации стрелкового кружка. Общество отправило два человека в военную школу. А среди селян осоавиахимовцы укрепили свой авторитет, распределив между ними суперфосфат для удобрения земли. Но главное заключалось в ином. В рамках ОСОАВИАХИМа в Краматорской был организован планерный кружок. В июле его активисты трудились над сооружением ПЛАНЕРА. Все необходимые части были готовы, и предполагалось, что в скором времени планер будет построен. В ожидании этого события рабочие КГММЗ перечислили 23 тыс. рублей на постройку аэроплана им. Краматорских рабочих.
Лиха беда – начало. Пролетят годы, и краматорчане освоят просторы голубого океана, поднявшись в небо на настоящих самолетах. В 1934 году в нашем городе откроется аэроклуб. Во время Великой Отечественной войны его воспитанники достойно проявят себя в воздушных боях с асами люфтваффе. Семеро из них будут удостоены высокого звания - Герой Советского Союза. А все начиналось с красивой мечты о полетах в небо…
******************************************************************************
ЧТОБЫ МЕЧТА О НЕБЕ СБЫЛАСЬ
А тем временем жизнь продолжалась. Грязь на вокзале не повергала краматорчан в состояние уныния - в своих мечтах они уносились высоко в небо. О том, что это было так на самом деле, свидетельствует протокол заседания бюро горпарткома от 14 августа 1933 года. В этот день члены бюро заслушали доклад председателя городского совета Михаила Ткаченко по вопросу о строительстве … КРАМАТОРСКОГО АЭРОКЛУБА.
Известно, что в 1926-1927 гг. партия активно призывала граждан страны Советов и жителей поселка Краматорская, в том числе, поддержать кампанию по оказанию содействия авиационному и химическому строительству в СССР. Многие тогда подписались и приобрели билеты первой Всесоюзной авиационной лотереи стоимостью 50 коп. Местное население – рабочие, служащие, интеллигенция – твердо уверовали, что «Авиахим – опора мирного труда, противогаз и воздушный часовой СССР». Потом в поле за поселком не раз с агитационной целью приземлялись самолеты. Первый пассажирский самолет осуществил посадку близ Краматорской в июле 1930 года. Народ (в первую очередь, конечно, вездесущая ребятня) сбегался смотреть на чудо техники и поражался, как необычное творение человеческих рук отрывалось от земли и улетало в небесную высь. Пропаганда сделала свое дело. Наступил момент, когда молодежь просто влюбилась в авиацию.
В августе 1933 года вопрос о строительстве в городе аэроклуба прозвучал на столь высоком уровне впервые. Содокладчиками председателя горсовета выступили тт.Кронов, Плотников и Крайзман. Архивный документ не уточняет, но, очевидно, все упомянутые лица стали членами оргкомитета, которому было поручено приобщить краматорчан к очень популярному веянию тех лет – умению управлять самолетом. В результате обсуждения было принято решение, и в протоколе появилась короткая запись: «Мероприятия Оргкомитета по строительству Аэро-клуба утвердить. Просить ЦСОСО (Центральный совет общества содействия обороны) утвердить строительство Аэро-клуба в Краматорской. Предложить Оргкомитету немедленно приступить к строительству АНГАРА и окончить его в этом году. Поручить Секретариату ГПК выделить начальника Аэро-клуба». Как следует из этого решения, партийные органы не отступали от сложившейся практики: они решили назначить руководителем аэроклуба не профессионала, а ответственного работника из своих рядов. Это делалось неслучайно. Когда руководитель допускал промахи или халатность в работе, спросить с него, а затем наказать виновного было проще, если он являлся членом партии. В свою очередь, страх лишиться партийного билета повышал чувство ответственности, вынуждал людей не расслабляться и быть собранными на любом посту. Конечно, о страхе говорить было не принято. Считалось, что член партии – это наиболее сознательный и исполнительный человек, основная задача которого – служить трудовому народу.