Форум Краматорська

  • 28 Березень 2024, 15:59:35
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: История СМИ Краматорска и региона  (Прочитано 25484 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

16 Червень 2010, 14:24:25
Відповідь #105
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
угу, а портрет?
Портрет в свежем номере "Краматорской правды"  :o

Форум Краматорська

Re: История СМИ Краматорска и региона
« Відповідь #105 : 16 Червень 2010, 14:24:25 »

16 Червень 2010, 14:31:05
Відповідь #106
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
«Краматорской правде» — 80 лет

«Здесь жили поэты…»
Когда читаешь воспоминания современников о начальных этапах развития «Краматорской правды», листаешь старые подшивки, создается впечатление, что поэзия в «КП» была всегда. Журналисты, как люди, приближенные к царственному поэтическому Слову, понимали его силу да и сами нередко «грешили» стихотворством. Литературные страницы газеты служили трибуной для маститых поэтов и прозаиков, а также стартовой площадкой для начинающих.
Литературное объединение при редакции «Краматорской правды» было центром притяжения  творческих сил города. Пика расцвета оно достигло под руководством нашего известного земляка, поэта-фронтовика Николая Рыбалко. В середине прошлого века вместе с ним славу Краматорска литературного создавали Леонид Горовой, Олег Плуталов, Анатолий Мироненко, Анатолий Мирошниченко, Феликс Скворцов. С годами известность приобретали имена Петра Красенца, Станислава Лобинского, Николая Смищенко, Виктора Пикалова, Анатолия Кибирева, Владимира Виноградова, Сергея Шишкина и др. В мощный мужской хор вливались нежные и звонкие женские голоса Тамары Дятликовой, Натальи Малеевой Власовой, Татьяны Лукьяновой, Людмилы Дрыги.
Тогда, молодые, задиристые, амбициозные, они были и друзьями, и соперниками одновременно. Как у Блока: «Там жили поэты, и каждый встречал друг друга надменной улыбкой». Со всей этой разноплановой и буйной компанией справиться мог только Николай Александрович Рыбалко. Он организовал еженедельные заседания литобъединения в актовом зале редакции «КП», коллективное обсуждение и профессиональный разбор каждого стихотворения, претендующего на публикацию в газете или, тем более, в сборнике. В свет выходили книги. Прошедшие многослойные коллегиальные «фильтры»  в Краматорске и в издательствах крупных городов.
С одной стороны, иногда это тормозило продвижение талантливых авторов — к примеру, единственный сборник Станислава Лобинского «Созвучия» был издан уже после его смерти. С другой стороны, такой подход был непреодолимым барьером для всяческого рода графоманов. Сегодня, когда этот барьер убрали, вагонами печатаются опусы, не имеющие ничего общего с поэзией. Мало кто уже изводит «единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Литературное объединение при редакции «КП» было не только школой поэтического мастерства. Здесь формировались взгляды и мнения, рождались новые идеи. Здесь люди отдыхали от однообразия и обыденности земных забот, освобождая душу для творчества. Может быть, поэтому место привлекало не только поэтов, но и художников, артистов, музыкантов. Атмосферу этих встреч хорошо передает стихотворение Татьяны Лукьяновой.
ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ С ГРУШЕЙ
Горит закат в разломе старой груши
С натруженным за долгий день стволом,
А мы который час отводим души,
Сгрудившись за пикаловским столом.
Гудит газетин дом, яко реактор,
В котором Бог поэтов заварил.
Идя домой, заглядывал редактор
И «здравствуйте» так грустно говорил.
«За рюмкой чая» Кибирев душевно
Трубит, аж заштормило в рюмках чай,
Читает гениально Евтушенко
Лобинский, забежавший невзначай.
Словами, от которых спазмы в горле,
Вскрывает беспощадный сердца срез
Мироненко, мудрец из Святогорья,
С младенческой улыбкою мудрец.
Перерасхода слов не допущая,
Молчанья израсходовав свинец,
Сугубо по-английски, не прощаясь,
Внезапно исчезает Красенец.
И, как светильник ровного накала,
Рассчитанный на долгие века,
Сияет примиряюще Пикалов —
Добрейший терпеливый великан.
Уносит сквозняком минуты счастья
С табачным дымом (да простит Минздрав),
Разъято мироздание на части —
Ведь так и разойдемся, не собрав —
Как битое стекло, моря и горы,
Летающие блюдца и миры
Останутся вразброс до новых споров
Пятидесятилетней детворы.
Спадает шум. Устали слышать уши.
Закатное пожарище черно.
Со свежестью  ночной дыханье груши
Плывет в полуовальное окно…
Я знаю, время многое разрушит,
Да многое уже пошло на слом.
Храни, судьба, нас помнящую грушу
С натруженным за долгий век стволом.
С уходом Николая Рыбалко и его единомышленников полноводная и чистая река краматорской поэзии постепенно обмелела. Но надежда на ее возрождение остается. В разных точках города по-прежнему пробиваются поэтические родники, ожидая своего часа и новых лидеров.

"Краматорская правда", №23, от 9 июня 2010г.

16 Червень 2010, 14:38:03
Відповідь #107
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
«Краматорской правде» — 80 лет

Душа редакции
Талантливый журналист, поэт, романтик, Станислав Дмитриевич Лобинский оставил яркий след в истории «Краматорской правды». 6 июня ему исполнилось бы 65 лет. Воспоминания друзей и соратников — наша дань памяти этому прекрасному человеку, которого любили при жизни и будут помнить еще долго.

Распахнутая дверь
Станислав Лобинский родился 6 июня 1945 года, в день рождения Александра Пушкина и в год, когда страна праздновала Победу. Это совпадение было предметом мальчишеской гордости и, похоже, каким-то образом сказалось на его характере и мироощущении. Он воспринимал жизнь как праздник, и в этом, может быть, секрет его бесконечного обаяния.
В редакции «Краматорской правды» С.Д.Лобинский работал корреспондентом, заведующим отделом, ответственным секретарем. В кабинете Славы (редко кто обращался к нему по имени-отчеству) дверь всегда была нараспашку. С утра до вечера здесь толпился народ. Обсуждали новости, от подъездного до вселенского масштаба, делились проблемами, рассказывали анекдоты. Взрывы смеха сменяла глубокая тишина, когда кто-либо из поэтов читал свои стихи. В этом шуме, гаме, клубах сигаретного дыма Слава чувствовал себя как рыба в воде. Для меня до сих пор остается загадкой, как в такой бурной атмосфере он умудрялся макетировать и вовремя отправлять в типографию газету, писать свои материалы, готовить тематические страницы.
Для журналиста Лобинского не было неподъемных тем. Очерки о людях, заводские корреспонденции, сельские зарисовки, поэтические репортажи с места событий, критические материалы — ему все легко удавалось. Как-то глубокой осенью мы отправились всей редакцией в совхоз, где можно было запастись картошкой на зиму по оптовым ценам. Директор Виктор Арсентьевич Чучупалов подвел нас к картофельным холмам под навесом. Пока мы перебирали картошку, наполняя мешки, Слава исчез. Как выяснилось позже, за это время он побывал в конторе, поговорил с людьми и собрал материал для газеты на несколько номеров вперед.
А еще он писал стихи, в которых и сегодня говорит с нами его чуткая и ранимая душа. Он ушел из жизни очень рано, в неполные 47 лет. «Душа редакции» — так вспоминают о Славе Лобинском все, кому посчастливилось быть рядом с ним.


Ты уедешь.
Все станет на место.
Возвратившись с вокзала домой,
Вновь свои запоздалые песни
Я доверю бумаге немой.
А потом, когда лунные тени
растворятся в предутренней мгле,
Ядовитая горечь потери
Постепенно угаснет во мне.
Я совсем успокоюсь
И даже
Стану пленником радужных снов,
Как ребенок, который не нажил
На земле ни врагов, ни долгов.
Станислав ЛОБИНСКИЙ

Его зовут Хока
В 1977 году, когда я приехала в Краматорск, Дом печати, что на площади Борзенко, соответствовал своему названию: здесь на первом этаже располагались редакции газеты «За технический прогресс» и радиовещания НКМЗ, второй этаж занимала «Краматорская правда». Как на первом, так и на втором этаже было много молодежи, и, естественно, она перемешалась и передружилась еще до моего приезда, создав особую атмосферу журналистского братства, открытости, взаимовыручки. Эта компания и пригрела меня, никого в городе не знающую, – со смехом и всерьез рассказывали о людях и событиях Краматорска, взаимосвязях и отличительных особенностях. И это было по-доброму, тепло и остроумно.
Центром притяжения компании был 32-летний Слава Лобинский, тогда ответственный секретарь «Краматорской правды».
Ответственный секретарь редакции – человек, по определению, постоянно занятый: ему нужно вычитывать и править материалы, втискивать их в полосу, которая 33 года назад была «железной» (а как хотелось, чтобы она была резиновой). Он выстраивал в очередь желающих публиковаться  авторов, логично при этом аргументируя именно эту последовательность. Работал с внештатниками, у которых была общая особенность – все они «пускали корни» в стул, стоило им присесть в Славином кабинете. Успевал вести пару тематических полос и работать с юнкорами. Лобинский, все успевая, жил как бы в трех измерениях – журналистском, графическом, административном, постоянно находясь при этом в четвертом – поэтическом – измерении. Но стихи он читал нечасто, а когда читал негромким глуховатым голосом – все они были о войне, или о любви, или о любви на войне…
Нам с мужем повезло: мы получили квартиру в малосемейке на Юбилейной через два месяца после приезда. Тема новоселья меня волновала особо – хозяйкой я была неопытной, да и как разместить компанию в 10-12 человек на 12 квадратных метрах? Успокоил меня Лобинский.
«Да что ты волнуешься, - сказал тогда Славик, - навари картошки в мундирах, купи селедку – будет замечательное новоселье».
Так и сделали. И новоселье было действительно замечательным, и совсем не тесным. А танцевали мы на оставшемся свободным квадратном метре по очереди.
На память о новоселье Слава подарил тогда нашей семье маску – загадочное творение местного скульптора.
«Как его зовут?» — спросила я, принимая подарок.
«Хока», — ответил Слава.
«А что такое Хока?» — спросила я.
«Не знаю. Просто Хока, и все», — ответил Слава.
Эта маска стала нашим семейным оберегом. Глубокой осенью она отметит свой 33-й день рождения. И до сих пор никто не знает, почему это странное создание зовут «Хока».
Валентина ЗОРИНА


«Подари другим хоть капельку рассвета…»
С.Л.
«…С осенней зрелостью души,
Когда прозрачно и щемяще
В тебе рождается восторг,
Когда светлеющий восток
Являет грусть об уходящем…
Ты много должен. Подари
Другим хоть капельку рассвета.
Все меньше времени на это –
Увы, не врут календари…»
Это строки из стихотворения «Осень» Станислава Лобинского, с которым я работал многие годы в редакции газеты «Краматорская правда». Это не только его строки, это – он сам. Открытый, добрый, доверчивый и беззащитный, как ребенок, всегда готовый прийти на помощь. И, безусловно, талантливый журналист и поэт.
Его стихи я узнаю среди сотен других. Потому что каждое слово в его творчестве, касается это поэзии или рядового газетного материала, — ключевое, несет в себе максимальную смысловую нагрузку.
Да, он считал себя должником человечества за подаренную жизнь. Да, он всегда щедро делился с людьми видением собственного «прозрачного и щемящего» рассвета, остро чувствовал неумолимую скоротечность происходящего в этом мире и с глубокой тревогой перелистывал календарь. Потому что каждый новый день, как он пишет в стихотворении «Новизна», встречал «как истину саму», и уже тогда,  в свои 45, чувствовал «холодок у сердца».
Каждому новому дню Слава радовался «как ребенок, который не нажил на земле ни врагов, ни долгов». Однако эти строки, как он объясняет в своем сборнике «Созвучие», плод снов. Наяву же в высокопрофессиональном журналистском коллективе Донбасса – редакции «Краматорской правды», и это подтвердят многие старожилы, - без долгов было обойтись трудно. Не потому что зарплата и гонорар были такими уж маленькими, и работать при той полиграфической базе приходилось почти сутками – порой до трех-пяти утра. Просто коллектив был творческий. И потому почти каждый  у кого-то занимал деньги, в основном, по мелочам. Так вот, не припомню случая, чтобы Славе кто-то отказал. Даже если он занимал трижды в день у одного и того же человека, например, у хозяйственного, толкового и довольно практичного редактора «Рабочей трибуны» Василия Редькина. Потому что Редькин знал, что Слава «берет на всех», и на него в том числе, а долг, как пообещал, отдаст сполна сам. Когда уж не получалось отдать по объективным причинам, как то было в случае с нашим главным спонсором – сторожем редакции, Слава находил оригинальный выход, сглаживающий «вину». Тогда он подарил ей принесенную из дома шоколадку и открытку с подписью: «Дорогой Вере Митрофановне… с чувством вечного долга». Развеселил женщину от души. И всех нас.
А скольким краматорчанам Лобинский написал тостов и поздравлений! В этом, пожалуй, только еще один крамправдовец, известный журналист, поэт и писатель, Леонид Горовой мог с ним сравниться. Причем все эти опусы подавались оригинально, искренне и абсолютно безвозмездно.
От обаяния, чувства такта и эрудиции Лобинского люди, как сейчас говорят, балдели. Как от отменного дорогого коньяка, не имеющего вульгарного потенциала опьянения.
«Когда я вас увижу, чтобы переговорить по делу?» — спрашивал пришедший в редакцию посетитель. И как бы Станислав ни был  занят, отвечал: «Сейчас», — и усаживал его напротив себя.
Уникальная способность Лобинского жить по принципу «от себя», а не «к себе» привлекала к нему многих, даже случайных и малознакомых людей. Некоторые из них пользовались его способностями, но того хватало на всех. Поистине талант щедр. Как известно, это тяжкий крест. Может быть, поэтому людям всесторонне одаренным не удается его долго нести.
Самое страшное случилось в 1992 году. 24 января Лобинского не стало - остановилось сердце.
Умер он в моей квартире, которую мы успели с помощью тогдашнего мэра и замечательного человека Владимира Ивановича Логвиненко переоформить на Лобинского, за что я Логвиненко бесконечно благодарен. А Станислав после переезда на Комсомольскую площадь, где сегодня живет его семья, сказал мне: «Ген, теперь я не боюсь за своих. Они определены. Теперь можно и умирать».
Прошли годы. Но до сих пор я не верю в смерть Лобинского.  Он рядом. Частичка его доброго сердца продолжает биться во мне, во всех нас – его близких, коллегах, друзьях, помогает сдерживать натиск теперь уже гораздо более жесткой, незнакомой ему жизни.
Обычно все начинается с вопроса: что скажут люди? Честно говоря, я раньше его недолюбливал. И только с уходом из жизни Лобинского понял всю глубину этого вопроса. Понял, что главное, чего человек может достичь при жизни, – оставить о себе хорошую память. Как все просто и мудро…
А вот  как сказал об этом сам Лобинский:
Здоров художник или болен,
Он в славе и под свист невежд
Свободен тем, что несвободен
От вдохновенья и надежд…
Геннадий ЖУКОВ

Жизнь — словно ветер
В один из последних дней мая мне позвонила давняя приятельница, журналист, кадровый работник городской газеты Тоня Ноткина и напомнила: 6 июня не только День журналиста, день рождения А.С.Пушкина, но и день рождения нашего Славика, бывшего собрата по перу, ответственного секретаря «Краматорской правды» — Станислава Дмитриевича Лобинского. Ему, ровеснику Великой Победы, исполнилось бы 65 лет. И было бы правильно, если бы все, кто работал с ним, откликнулись на эту дату личными впечатлениями. Остаться безучастной к такому предложению оказалось невозможно.
Он ушел от нас на пятом десятке своей жизни, молодым, моложе нас, нынешних. Вспоминая Славика, не хочется плести словесные кружева: яркая неординарная личность, талантливый журналист… Все это, конечно, так, но запомнился он не только этим. Коренастая фигура, упрямая челка через весь лоб, белозубая улыбка, крепкие, но тонкие, как у художника, кисти рук — таков был его внешний облик. А вот душа — мятущаяся, крылатая, ранимая и загадочная.
Мы с ним работали в одном здании — Доме печати, но в разных редакциях. Я — в заводской газете «За технический прогресс», он — в «Краматорской правде». Поэтому общение происходило и на деловом, и на дружеском, общечеловеческом уровне. Бывало, наши коллективы вместе отмечали праздники, выезжая в лес. Эти творческие посиделки и были самыми интересными и памятными моментами нашего сотрудничества. Дитя войны, Славик много говорил о ней, посвящая этой теме свои стихи и прозу. Он часто читал нам произведения Е.Евтушенко, рубаи Омара Хайма. Читал, как дышал. Иные подражали ему, но так, как читал он, не умел никто. Наверняка у многих из того круга людей остались на добрую память стихи самого С.Лобинского — глубоко лиричные, где-то с грустью, где-то с мягкой и светлой печалью. О чем грустила душа его? Успел ли он найти то, что искал в своей жизни? Он пронесся по ней, словно ветер.
Природа была щедра к Лобинскому, одарив его лучшими талантами — к литературе, музыке, редким чувством юмора и ответственностью, трудолюбием, способностью дружить, умением выслушать и помочь.
Славик запомнился разным: склонившимся над газетной полосой с линейкой и карандашом в руках, спешащим в типографию на читку очередного номера газеты, в кругу друзей под бокал вина читающим стихи, которые в памяти звучат до сих пор.
Жаль, что его уже нет с нами. Хорошо, что он среди нас был — добрый, умный, надежный. А такие не умирают, они живут в нашей памяти.
В день 65-летия Лобинского мы обязательно соберемся, чтобы вспомнить его. И наше право считать строки Хайма посвященными нашему товарищу: «Когда вы за столом, как тесная семья, опять усядетесь, — прошу вас, о друзья, о друге вспомянуть и опрокинуть чашу на месте, где сидел средь вас, бывало, я».
Зоя АНДРИЕНКО,
член Союза журналистов Украины


"Краматорская правда", №22, от 2 июня 2010 г., Фото, традиционно,  в газете.  :o

16 Червень 2010, 14:46:47
Відповідь #108
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
«Краматорской правде» — 80 лет

Он жил в такие времена!..

В штате «Крамправды» известный поэт Николай Рыбалко не числился. Но представить без него редакцию начиная с послевоенных лет невозможно. В двухэтажном здании на площади С.Борзенко, где еще не так давно находилась «Крамправда», у него был свой кабинет. Приезжал он на редакционной «Волге», а иногда приходил с провожатым во второй половине дня. Изо дня в день, за редким исключением.
 Появление Рыбалко вызывало оживление в коллективе, ибо это означало: сейчас будут интересные новости, свежий анекдот, веселый экспромт. Последнее он делал мастерски: казалось, нет темы, обсуждая которую он не вставит свою шутку-прибаутку, не посмеется безобидно над чем-нибудь или кем-нибудь.
...Журналист газеты, заядлый охотник, хвастался коллегам: вместе с друзьями накануне подстрелили дикого кабана. «Ну и угостил бы нас мясом», — предложил Рыбалко. На что получил уклончивый ответ.
Через некоторое время наш охотник пришел на работу с гриппом. Посочувствовав, Рыбалко заметил: «Вот видишь, как кабана — так ты домой несешь, а как грипп — так в редакцию!»
Или история с пыжиковой шапкой. Тогда они только вошли в моду и были дефицитом. Николаю Александровичу помог приобрести ее один руководитель. Однажды Рыбалко решил разыграть жену: на лестничной площадке спрятал шапку под пальто, мол, украли, а после горестных вздохов супруги, довольный розыгрышем, достал.
Через некоторое время у Рыбалко шапку действительно украли. Явился домой. «Ну, Коля, — смеется супруга, — снова разыгрываешь…» «Нет, Нина, на этот раз — точно!»
Просьбу к знакомому руководителю помочь снова купить вещь обрисовал в присущей ему манере: «Понимаешь, люди подумают: «Пропил Рыбалко шапку, ты уж избавь от таких подозрений».
Общаясь с этим веселым, жизнерадостным человеком, все как-то забывали, что, как он сам писал, белый свет с ним «играет в прятки». Полны оптимизма и ярких красок его стихи. Он жил, ничему не завидуя. Хотя однажды признался, что он все-таки «большой завистник»:
Завидую не красоте,
                              не кольцам,
А всем вам,
                кто под небом голубым
Встречает солнце,
                        провожает солнце
И никогда не расстается с ним.
С новыми стихами Николай Александрович приходил часто. Держал, как правило, их в памяти, но иногда делал рукописный вариант (машинистка разбирала его почерк). Потом «обкатывал» их, читая журналистам, членам литературного объединения при редакции, которым руководил на протяжении 50 лет. Дальнейший путь его поэзий — литературные страницы «Крамправды» (выходили ежемесячно), областные, республиканские газеты и журналы, сборники стихов (опубликовал свыше 20).
Но визитной карточкой Николая Александровича, безусловно,  стала песня на его стихотворение «Я жил в такие времена». «На съезде писателей в Киеве, — вспоминал Рыбалко, — рядом со мной сидел композитор Борис Белаш. Он листал подаренный мною сборник и, остановившись на стихотворении «Я жил в такие времена», заметил: «А вот это будет песня».
И действительно, песня стала классикой, гимном целой эпохи, любимой миллионами советских людей. Пожалуй, в то время не было ни одного концерта в честь партийных съездов и просто больших концертов, где бы она ни звучала. «Я жил в такие времена» — начертано и на памятнике Николаю Рыбалко.
… А «Крамправда» в жизни талантливого поэта была и рабочим местом, и благодарной читательской аудиторией, и газетой, опубликовавшей его первое стихотворение.
Павел КАЛЬМАШ

Полувековому юбилею «КП» Николай Рыбалко посвятил стихотворение «Первопечатница моя»
В былое вглядываюсь зорко,
Иду сквозь годы не спеша.
Меня родная «Краматорка»
Ведет, страницами шурша.
Ведет сквозь подвиги и даты,
От рубежа до рубежа…
Встают бетонщики с лопатой,
Конструкторы у чертежа.
Шуршат страницы…
                            Знамя вьется,
И, совершая чудеса,
Возводят новокраматорцы
В ажурных сводах корпуса…
Чужие крылья в небе звездном. —
Перо остро, тверда рука.
Звенит взволнованно и грозно
Твоя свинцовая строка.
Победа! —
                 и светлеют лица,
И снова труд, победный труд.
И снова на твои страницы
Приходят те, что мир куют,
И люди одолеть готовы
Любую даль, любой подъем.
И ты
       партийным нашим словом
Приносишь правду в каждый дом.
Чтоб как часы ходил автобус,
Кипела сталь, цвели цветы,
Глядят, как говорится, в оба
Твои рабкоры и посты.
В метельный день и в день лучистый,
Держа блокнот весомый свой,
Воинственные журналисты
Бессменно на передовой.
В твой юбилей,
                   в твой праздник звонкий
Принес свою строку и я
Тебе, родная «Краматорка» —
Первопечатница моя.

Фото из архива Музея истории города


Справка «КП»
Н.А.Рыбалко родился 14 февраля 1922 года. Прямо со школьной скамьи ушел на фронт. Гвардии капитан, командир артиллерийской батареи, он прошел войну от Воронежа до Одера, был трижды ранен, а в 1945 году потерял зрение. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Дружбы народов и др. Автор более 20 поэтических сборников, лауреат республиканской премии им.Островского и Государственной премии им.Шевченко. Почетный гражданин города.

"Краматорская правда", №20, май 2010 г.

16 Червень 2010, 18:15:13
Відповідь #109
Offline

ink


Offline ink

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 11269
  • Карма: +10/-0
  • Дякую
  • Сказав: 1
  • Отримав: 3
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Мы оставим сей мир таким же глупым и таким же злым, каким мы нашли его при своем появлении.

16 Червень 2010, 20:22:28
Відповідь #110
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю

22 Червень 2010, 22:51:15
Відповідь #111
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
«Краматорской правде» 80 лет
Он был среди первых
В свою книгу «100 самых известных имен Краматорска» Виталий Бабкин включил всего трех журналистов. И все они имеют непосредственное отношение к «Краматорской правде», что, собственно, и не удивительно для газеты с 80-летней историей. Материал о Макаре Шарабане уже был опубликован, рассказ об Олеге Плуталове — еще впереди. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию главу из книги Виталия Бабкина о Порфирии Трейдубе. Судьба этого человека складывалась под воздействием бурных исторических событий первой трети XX века. Он же, в свою очередь, в меру человеческих сил сделал все, чтобы эти события сложились так, как они сложились.
Порфирий Емельянович Трейдуб
Писать о «первых» — дело неблагодарное. Всегда возникают сомнения в том, кто стоял перед ними. Поэтому я не буду утверждать, что наш герой — первый Краматорский журналист, возможно, первый рабкор. Но точно: он один из них. Исследователи газеты «Краматорская Домна» называют журналистов Алексея Могилу, Макара Шарабана. Но фамилия нашего героя выделяется из этого ряда нетипичностью своей судьбы.
Выпуск первой местной газеты «Краматорская Домна» датируется 29 июня 1927г., после пуска домны № 2 bis. Номера этой газеты мне удалось полистать в филиале Российской государственной библиотеки в Химках. Их фотокопии имеются у нас в Краматорске, а экземпляр первого номера хранится у главного краеведа города В.Ф.Коцаренко. Так вот, этот первый номер готовил необыкновенный человек — Порфирий Трейдуб.
Порфирий Емельянович Трейдуб родился в 1897г. в Александровске (ныне Запорожье), в семье обычного пролетария. Его отец, стремясь прокормить семью и восьмерых детей, работал от зари до зари грузчиком. Мать Порфирия получила воспитание при монастыре, там же была обучена грамоте. Она хотела, чтобы ее сыновья тоже умели читать и писать. В этом ей помогали братья. Они взяли на себя материальные расходы, и оба их племянника — Гавриил и Порфирий — окончили гимназию, получив среднее образование.
Поворотной вехой в жизни Порфирия стал, как это часто бывает, нелепый случай. Незадолго до первой мировой войны отец сломал ногу и работать грузчиком больше не мог. Семья вынуждена была покинуть Александровск. Решив, что будут кормиться крестьянским трудом, Трейдубы поселились на хуторе Ивановка (ныне Александровский район). Порфирия же хуторская жизнь не прельщала, и в 1913 году он, будучи 16-летним пареньком, подался с товарищами в Краматоровку, где устроился на завод Краматорского металлургического общества. Работал сначала молотобойцем, а затем долбежником на Старокраматорском машиностроительном заводе.
Дальнейшую судьбу мастерового предопределил 1917 год. Порфирий посвятил себя революции, вступил в партию большевиков. В период кайзеровской оккупации партизанил. После изгнания немцев был продармейцем в соседнем Александровском районе.
До 1922 г., будучи особоуполномоченным ЧК, П.Трейдуб возглавлял борьбу с бандитизмом в окрестностях Краматорского и Славянского районов, насаждал в селах новую власть, утверждал революционный порядок. В его подчинении находился отряд в 300 сабель и броневик.
После окончания гражданской войны Порфирий Трейдуб возвращается на СКМЗ, возглавляет культмассовый участок. Никто точно не знает, когда он написал первую корреспонденцию и отослал ее в редакцию. Однако известно, что в 1922г. в газете «Всероссийская кочегарка» изредка стали появляться заметки о Краматорском заводе. Спустя год в Краматоровке состоялось первое совещание рабочих корреспондентов, на котором было принято предложение Порфирия Трейдуба издавать стенгазету «Краматорская Домна» в одном экземпляре.
Вскоре Порфирия пригласили работать в редакцию «Кочегарки», и он вместе с семьей переехал в Артемовск. Газету читал весь Донбасс. Многим нравились публикации, подписанные псевдонимом Трубач. Только посвященные знали, что настоящее имя автора — Порфирий Трейдуб.
В 1923 г. Порфирий принимал участие в работе Первого губернского съезда рабкоров Донбасса, был избран членом президиума съезда. В 1924 г. он дебютирует в журнале «Забой» со своими рассказами «Разряды начальника Колебаева» и «Каменоломы». В последующие годы публикует рассказы «Земляной бунт», «Мать», «Полустанок Опаловка», «Ликующая земля», «Из камышей» и повесть «Записки мастера Кропота».
Жизнь набирала невиданные темпы, а Краматорский завод — силу. Одна стенгазета уже не могла отобразить происходящее и выполнить свою классовую задачу. «Домна» стала выходить тиражом 25 экземпляров 2 раза в месяц. Теперь ее печатали на шапирографе и развешивали на видных местах в цехах завода. В 1929 г. Петр Моисеев вспоминал: «С ростом рабкоров, корреспонденции которых не могла вместить «Домна» на своих страницах, встал вопрос о создании цеховых стенгазет и перехода «Домны» на печатную основу».
В Краматорске в это время набирались опыта другие рабкоры. Главный застрельщик и самый активный из них — сподвижник П.Трейдуба и его ученик Алексей Могила.
Летом 1927 г. Порфирий Трейдуб жил и работал в Артемовске, поэтому организовывать выпуск печатной газеты в Краматорске доверили Алексею Федоровичу Могиле. Издание призвано было мобилизовать краматорчан на новые трудовые свершения. Тираж первого номера составил 500 экземпляров. Это было началом Краматорской периодической печати. А в сентябре 1930 г. на смену «Краматорской Домне» пришла другая газета — «Краматорская правда». Ее редактором был назначен Алексей Могила. Кстати, в послевоенное время в «Краматорской правде» работал сын Порфирия Трейдуба.
В середине 30-х годов Порфирий Трейдуб уже работал директором номерного завода в Сталинграде. Его старшего брата Гавриила — друга С.Орджоникидзе, директора Сталинградского завода «Красный Октябрь» и члена ЦЕ — репрессировали. Вызывали на допрос и Порфирия Емельяновича. Он предвидел, что его ожидает, и в марте 1937 г. покончил с собой.
В биографии Порфирия Трейдуба немало белых пятен. Но имя этого человека краматорчанам нужно знать.
Антонина НОТКИНА

«Краматорская правда», №25, от 23.06.2010г.

12 Серпень 2012, 08:13:52
Відповідь #112
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
К сожалению, в городе нет экземпляров довоенных номеров "Краматорской правды". Но это не означает, что их нет в принципе:

      " Уважаемый господин Абраменко К.!
      На Ваш запрос отвечаем, что в отделе газет РГБ есть
      газета " Краматорская правда"  с сентября 1930 года
      по интересующий Вас октябрь 1940 года с пропусками:
      1930 с № 1 - 72   ; 1931 с № 1 -283; 1932 с № 1 - 295;
      1933 с № 1 - 298; 1934 с № 1 -298; 1935 с № 1 - 299;
      1936 с№1 -301; 1937 с № 1 - 301; 1938 с №1 -299;
      1939 с № 1 - 299; 1940 с № 4 - 300.
      Шифр газеты : Ху111 22-331 г

      Можете приезжать в отдел газет  по адресу:
      г. Химки М.О. ул. Библиотечная д.15
      Проезд: метро " Речной вокзал" авт. 344 и 368 до
      остановки ул. Библиотечная

      С уважением гл. б-рь Н.А.Лукьянова."
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

13 Серпень 2012, 10:55:52
Відповідь #113
Offline

авангард


Offline авангард

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 86
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Перегляд профілю
Интирестно б было прочесть газеты того времени давайте скинимся деньгами пусть человек съездит копии привезет например. Я думаю и для городского музея они интирес представляют

13 Серпень 2012, 20:08:17
Відповідь #114
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
На сайте Ленинки есть расценки на услуги копирования и т.д. В принципе, можно прикинуть, сколько может потянуть эта музыка. Даже в первом приближении - сумма действительно приличная.

Стоимость:
с бумажного источника:
сканирование — от 18 руб. за 1 экспоз.,
ксерокопирование — от 6 руб. за 1 отпеч.,
микрофильмирование — от 10 руб. за 1 кадр,
цветное ксерокопирование — от 30 руб. за 1 отпеч.,
с микрофильма:
сканирование — от 15 руб. за 1 экспоз.,
на бумагу — от 10 руб. за 1 отпеч.,
на пленку — от 3 руб. за 1 кадр.
Время приема заказов: суббота: с 9:00 до 18:30
Срок исполнения заказов: от 10 минут до 2 часов в зависимости от его объема.

Если микрофильмирование, то примерно 25000 грн за все. Ксерокопирование еще дешевле - 6 руб. Тогда номер газеты получится 24 рубля. Грубо говоря 6 гривен. Годовая подборка номеров - грубо 300 номеров по 6 грн. - 1800 грн.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

14 Серпень 2012, 00:09:52
Відповідь #115
Offline

авангард


Offline авангард

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 86
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Перегляд профілю
+ проезд проживание пропитание ну впринципе не сразу ну собрать можно с миру по нитке ... Затея очень интиресная

15 Серпень 2012, 18:06:13
Відповідь #116
Offline

St.

Модератор

Offline St.

  • Подписано!!!
  • *****
  • Ветеран
  • Модератор
  • Повідомлень: 3775
  • Країна: 00
  • Карма: +87/-26
  • Дякую
  • Сказав: 86
  • Отримав: 57
  • Заберите меня кто-нибудь от клавиатуры!
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
В рамках Фонда розвитку громады идея вполне реализуемая.
Только не обязательно в Москву ехать, чтоб заказ сделать и бумаги привезти (около 1500 грн потянет). Можно все дистанционно сделать и получить по почте.
BBC код и смайлы не используются в подписи.

09 Жовтень 2012, 23:05:37
Відповідь #117
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю

Форум Краматорська

Re:История СМИ Краматорска и региона
« Відповідь #117 : 09 Жовтень 2012, 23:05:37 »