Форум Краматорська

  • 28 Березень 2024, 15:06:44
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Моя фортификация  (Прочитано 3834 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

20 Вересень 2019, 14:06:37
Прочитано 3834 раз
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Константин Абраменко. Моя фортификация


Когда то написал, что мое увлечение фортификацией Второй Мировой войны началось в далеком 2007 году с вроде бы пустяка - прочитал в Интернете статейку какого то писаки о зловещем и таинственном так называемом "Лагере дождевого червя". Потом был форум "Подземелья Кёнигсберга". Потом нащупал "Реликфайндер". Потом еще что то...

Но безусловно, на этом бы скорее всего все и закончилось, если бы не наличие совсем рядом реальных тайн и загадок — немецких фортификационных объектов в моем родном Краматорске. Нырнул в эту тему и пропал окончательно. Интереснейшее время — побед, открытий, заблуждений, разочарований, дружбы с интереснейшими людьми, говна и грязи откуда никогда не ожидал, помощи откуда тоже не ожидал, обвинений в фашизме (!!!)... И еще массы замечательных и отвратительных вещей. Которые и есть, собственно, частью моей жизни. Моей фортификацией.









Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Ці користувачі сказали Вам ДЯКУЮ:


Форум Краматорська

Моя фортификация
« : 20 Вересень 2019, 14:06:37 »

20 Вересень 2019, 14:12:46
Відповідь #1
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Забегая очень вперед. Если ты интересуешься историей Второй Мировой войны, то хочешь ты, или не хочешь, но рано или поздно столкнешься с этой аббревиатурой — НКМЗ. А если ты родился и значительную часть жизни прожил в Краматорске, то и без всяких увлечений чем бы ни было, эти незатейливые буквы каким то образом переплетаются с твоей судьбой. За очень редким исключением. Градообразующее предприятие. По большому счету, это большое зло. Это тупик в развитии любого города, любой громады. И счастливы те города, которые научились как-то жить и сводить концы с концами без этих монстров. Развивать другие формы, другие направления и кардинально не зависеть от возможного маразма одного человека.

Но сейчас не об этом. А об участии Новокраматорского машиностроительного завода в создании вооружений в период с 1934 по 1941 год. К сожалению, все довоенные заводские архивы утеряны. Или были уничтожены на заключительной фазе эвакуации завода в октябре 1941 года на Урал. Время от времени циркулировали слухи, что какие то фрагменты заводских архивов всплывали то там, то сям. Но это все так на уровне слухов и осталось.

Если поковыряться в интернете, то можно найти небольшое количество информации об участии НКМЗ в изготовлении различных видов вооружений. С ссылкой на исследования Сергея Ромадина. Так господин Ромадин утверждает, что на заводе с 1938 года выпускалась 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Так же Сергей Владимирович предполагает, что на НКМЗ выпускались152-мм пушка и 280-мм мортира, которые имели единый лафет с гаубицей Б-4. Что касается 406–мм 50-калиберного орудия Б-37, которым оснащались линейные корабли т.н. «Проекта 23». Опять таки, с ссылкой на исследования С.В. Ромадина, НКМЗ изготавливал качающиеся части МК-1 и бронезакрытие для этого орудия. Теперь о бомбах. С 1938 года завод якобы изготавливал бронебойные (БРАБ-500, БРАБ-650, БРАБ-700, БРАБ-750, БРАБ-800, БРАБ-1000) и бетонобойные (БЕТАБ-450 ДС) авиабомбы. Ну и наконец о танках — якобы с 1941 года Новокраматорский машиностроительный завод им. Сталина принимал участие в изготовлении корпусов и башен легкого танка Т-60 (сразу вспоминается известный телефонный разговор Гитлера и маршала Маннергейма, в котором фюрер говорит о десятках тысяч танков, выпускаемых на заводе «Сталин». Кто то фюрера ввел в заблуждение).

Когда я делал первые шаги в исследованиях (я расскажу об этом), то меня научили, что любая историческая версия становится фактом только в случае ее подтверждения документально. К сожалению, вся приведенная выше информация не имеет никаких ссылок на архивные документы. Так же, самих исследований Сергея Ромадина, на которые ссылаются авторы, я нигде не смог обнаружить. Разве что кроме нескольких статей о бронепоездах. Сергей Владимирович очень не публичный человек. Специфический. Я был с ним когда то знаком. Но к сожалению есть целый ряд людей. С которыми, после известных событий весной 2014 года на востоке Украины, возобновлять либо продолжать знакомство нет никакого желания.

Есть при заводе и музей. Как же без него. Как под копирку с сотни таких же музеев. О том, о чем я писал выше, в экспозициях музея нет абсолютно ничего. Исторический раздел на официальном сайте НКМЗ — это просто позорище. Вакуум. Для меня этот вакуум понятен — есть сотрудники музея которые просто ходят на работу. И за те копейки, которые им платят за это хождение (с другой стороны, что еще можно платить за это хождение), вряд ли можно ожидать появления там энтузиастов и увлеченных исследователей. Когда то давно обращался туда по поводу истории заводского пионерского лагеря им. Сергея Тюленина (который тоже почил в бозе). Так себе воспоминания, те еще работники...

По поводу гаубицы Б-4. Только сейчас подумал об этом. Инженером дивизиона таких гаубиц с 1941 по 1946 год был мой дед, Абраменко Артем Антонович. Инженер-капитан 120-й Краснознаменной гаубичной артиллерийской бригады Большой мощности. А до войны он был инженером-конструктором на Новокраматорском машиностроительном заводе им. Сталина. Вполне возможно, что не спроста его направили в эту бригаду. Вполне возможно, что на заводе он имел какое то отношение к этому проекту. К сожалению уже не спросишь....

На фото:

1. Гаубица Б-4. Переяслав-Хмельницкий. Украина. 2014 г.
2. 406-мм пушка Б-37
3. Пушка Б-37 в одноствольной опытной установке МП-10 в цехе Новокраматорского машиностроительного завода им. Сталина, 1939 г.





Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Ці користувачі сказали Вам ДЯКУЮ:


20 Вересень 2019, 14:18:08
Відповідь #2
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Предлагаю выйти из области догадок и слухов и обратиться к архивным документам. А документы эти гласят, что по состоянию на 01 января 1941 года Новокраматорский машиностроительный завод им. Сталина изготовил и отгрузил следующее количество оборонной продукции:

203-мм гаубиц Б-4 — 45 шт.
железнодорожных артиллерийских транспортеров — 3 шт.
Качающихся частей МК-1 к 406-мм пушке Б-37 — 4 комплекта.

А Старокраматорский машиностроительный завод им. Орджоникидзе, соответственно:

Морских командно-дальномерных постов — 35 шт.
3-х орудийных башенных установок — 12 шт.
Береговых дальномерных рубок — 8 шт. [1]

Так же, очень интересная информация по тресту “Донмашстрой” (г. Краматорск). По состоянию на 26 сентября 1941 года структурами треста изготовлено:

Бронепоезд — 1 шт
Стальных нагрудников СН-40А — 51 шт.
Железобетонных сборных казематов 2-го типа — 150 комплектов. [2]

Я не буду останавливаться на всех видах выпущенной продукции. При желании, каждый может найти ее описание в Интернете. Перейду сразу к «железобетонным сборным казематам». К сожалению, у меня пока нет информации, что же конструктивно представлял из себя именно этот каземат, да еще 2-го типа. Известен только его вес — 47 тонн. Но как известно, в первые месяцы Второй Мировой войны, военными инженерами в рекордно сжатые сроки были разработаны новые типы закрытых огневых и наблюдательных сооружений из заранее заготовленных деталей. Собираемых насухо или на цементном растворе из стандартных железобетонных балок.

Развитие событий на советско-германском фронте в первые месяцы войны поставило перед оборонительным строительством ряд серьезных задач. Отсутствие временного и материального ресурса для строительства монолитных фортификационных сооружений, заставило перейти к широкому применению сборного строительства, организовать предварительную централизованную заготовку деталей и конструкций для последующего монтажа на оборонительных рубежах. Так, для изготовления конструкций сборных огневых сооружений были привлечены 23 крупнейших бетонных завода и предприятия Харьковской, Ворошиловградской, Сталинской и Полтавской областей. В начале сентября 1941 года, с целью организации производства сборных ДОТов, на эти предприятия были направлены опытные инженеры-строители из Харькова. Только за первые месяцы войны в районы оборонительного строительства Южного фронта такие строительные организации и управления, как Донмашстрой, Азовстальстрой, Макеевскстрой, Никитовский завод бетонных труб, Харьковское стройуправление, отправили по железным дорогам юга Украины около 3100 вагонов железобетонных блоков. [3]

Источники:

1. ЦДАГО України, ф. 57, оп. 4, д. 57
2. ЦДАГО України, ф. 1, оп. 16, д. 49
3. Маляров В.Н. Строительный фронт Великой Отечественной войны: Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. УВИТУ. - СПб. 2000

Фотографии:

1. Сборная огневая точка на подступах к Севастополю. Из книги Gerhard Taube «Festung Sewastopol»; Гамбург, Берлин, Бонн, Mittler, 1995 г.
2. Сборная артиллерийская огневая точка. Из Denkschrift uber die russische Landesbefestigung, 1942, Berlin
3. Сборная огневая точка в районе Дорогобужа. Взято с http://rufort.info
4. Элементы сборной огневой точки. Взято с http://rufort.info










Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Ці користувачі сказали Вам ДЯКУЮ:


20 Вересень 2019, 14:31:45
Відповідь #3
Offline

О.Ж.


Offline О.Ж.

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 19411
  • Країна: 00
  • Карма: +1000/-0
  • Дякую
  • Сказав: 27
  • Отримав: 3618
  • Нет сегодня большего позора, чем быть русским.
    • Перегляд профілю
    • http://obs.in.ua
В июле этого года я рассказывал о новом краеведческом сборнике, который сейчас уже продается в Краматорске.

https://obs.in.ua/news/novosti-kramatorska/14800-v-kramatorske-vyshel-kraevedcheskij-sbornik-unikalnykh-issledovanij-istorii-regiona

Там есть интереснейшая глава под названием "Экономическая оккупация Краматорска  в 1941-1943 гг", рассказывающая о том, как быстро и эффективно немцы восстановили производственные мощности НКМЗ для работы на нужды своей армии.

Цитата: "После захвата Краматорска немецко-фашистскими оккупантами в 1941 году, НКМЗ не был поврежден отступающими советскими войсками. Почти сразу после оккупации, фирма "Крупп" стала изготавливать на НКМЗ барабаны станков, которые были признаны лучшим оборудованием Донецкой области. На базе предприятия была открыта танковая мастерская с продуктивностью до 50 танков в месяц. Работали на этих станках и в мастерских местные жители..."

Очень серьезное и интересное повествование: с официальными документами, отчетами и так далее. И текст ОЧЕНЬ отличается от того, что десятилетиями впаривала нам т.н. "советская история".





 

Ці користувачі сказали Вам ДЯКУЮ:


23 Вересень 2019, 12:58:59
Відповідь #4
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Начну с того, что «Линия Молотова» это система укреплений, построенная СССР в 1940-1941 годах вдоль своей новой западной границы. Которая отодвинулась на запад после того, как СССР оккупировал Латвию, Литву, Эстонию, восточную часть Польши и Бессарабию с Буковиной. Нет сомнений, что эта укрепленная линия получила такое свое название из-за того, что изменение западных границ СССР являлось прямым следствием заключения Пакта “Молотова-Риббентропа” между Германией и СССР.

«Линия Молотова» строилась от Балтийского моря до Карпат и включала в себя 13 укрепленных районов (УРов): Тельшяйский, Шауляйский, Каунасский, Алитусский, Гродненский, Осовецкий, Замбровский, Брестский, Ковельский, Владимир-Волынский, Струмиловский, Рава-Русский и Перемышльский. На данный момент фортификационные сооружения «Линии Молотова» находятся на территориях современных Белоруси. Литвы, Польши и Украины. [1]

Для вооружения артиллерийских фортификационных сооружений «Линии Молотова» (собственно, и для модернизации подобных сооружений на «Линии Сталина») широко использовалась 76-мм казематная артиллерийская установка Л-17 обр. 1940 г. Создана на Кировском заводе в 1938 году под руководством И.А. Маханова. Принята на вооружение в 1940 году. В мае 1940 года Кировский завод получил заказ на 600 установок Л-17. Часть амбразурных коробов установки Л-17 (короб предназначался для помещения в нем собранной системы, а также для защиты стенок амбразурного проема. Короб заделывался в амбразурном проеме фортификационного сооружения) изготовил Новокраматорский машиностроительный завод им. Сталина. Короба первоначально имели длину 1500 мм с толщиной брони 80 мм, а затем соответственно 1350 мм и 60 мм. [2] По состоянию на 1 января 1941 года НКМЗ им. Сталина изготовил и отправил на Кировский завод 367 амбразурных коробов для укомплектования ими казематных артиллерийских установок Л-17. [3]

Участие Новокраматорского машиностроительного завода им. Сталина в изготовлении казематных артиллерийских установок Л-17 и, таким образом, в оснащении укрепленных районов «Линии Молотова» вооружением, подтверждается не только архивными документами. Коллегами из польской группы исследователей фортификации «Kriepost», при проведении поисково-исследовательских работ в Брестском укрепленном районе, был выявлен амбразурный короб установки Л-17. Который имеет маркировку «НКМЗ». [1]

Источники:

1. Fortyfikacje Łuku Białostockiego 1940-1941. Badawcza Kriepost Grupa. Eko-dom, 2019

2. Широкорад А.Б. Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003

3. ЦДАГО України, ф. 57, оп. 4, д. 57

Фотографии:

1. 76-мм казематная артиллерийская установка Л-17 обр. 1940 г. в музее Войска Польского в Варшаве. Фотография взята из книги Fortyfikacje Łuku Białostockiego 1940-1941. Badawcza Kriepost Grupa. Eko-dom, 2019

2. Клеймо Новокраматорского машиностроительного завода им. Сталина (НКМЗ) на амбразурном коробе казематной артиллерийской установки Л-17. ДОТ 62-РТ-03 Брестского УРа в районе Путковице Надольне (Польша). Фотография взята из книги Fortyfikacje Łuku Białostockiego 1940-1941. Badawcza Kriepost Grupa. Eko-dom, 2019




Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Ці користувачі сказали Вам ДЯКУЮ:


23 Вересень 2019, 16:36:25
Відповідь #5
Offline

alexmar


Offline alexmar

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1272
  • Карма: +22/-1
  • Дякую
  • Сказав: 2721
  • Отримав: 396
    • Перегляд профілю
Очень интересно. Огромное спасибо за Вашу работу. Жду продолжения :)

24 Вересень 2019, 21:10:09
Відповідь #6
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Очень интересно. Огромное спасибо за Вашу работу. Жду продолжения :)
Больше сенсаций пока не предвидится) По НКМЗ больше ничего нет)
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Форум Краматорська

Re: Моя фортификация
« Відповідь #6 : 24 Вересень 2019, 21:10:09 »