Беда в том, что у школы нет законных механизмов воздействия на школьников:
1. Образование у нас обязательное.
2. Исключить из школы за поведение не реально. Единственный вариант - это перевести в заведение для детей с отклонениями (что очень сложно и без согласия родителей никак).
3. Оценки - уже не метод, так как позитивна любая оценка и переводят в следующий класс даже с 1 баллом.
4. Воздействовать на родителей нечем, так как нет никаких практически систем порицания (ни штрафов, ни других взысканий).
5. Наполняемость классов страшная (30-35 во многих школах - норма).
6. Ответственность полностью лежит на школе, даже в неурочное время (мой кум - зауч по воспит. работе, так вот их школьнички на летних каникулах убили дедушку, Саню до сих пор прокуратура имеет).
7. Досуг после уроков не заполнен, а там, где дети предоставлены сами себе, возможны любые эксперименты.
8. Нищенское существование учителей приводит к презрительному отношению к ним детей.
9. Довольно низкий уровень знаний, навыков и общей эрудиции большинства учителей делает учебный процесс скучным и приводит к автоматическому отторжению детьми.
Выводы:
1) пед. образование должны получать только за гос. счет (никаких коммерческих групп), требования к поступлению в пед.ВУЗ должны быть очень серьезными, допуск к преподаванию после очень серьезных опросов-собеседований и на базе испытательного срока, зарплата, соответственно, высокой, а профессия престижной.
2) образование должно быть дифференцированным (но не по имущественному цензу, а исхлдя из способностей и прилежания). Это чтобы стимулировать родителей заниматься своими чадами.
3) необходимо лучше наладить систему получения рабочих специальностей (чтобы дети без особой тяги учиться в школе автоматически поступали в училища и техникумы, пройдя ряд собеседований-тестов у психолога для выявления склонностей и способностей к тому или иному труду).
4) рабочие специальности должны быть реально прикладными, не оторванными от действительности, а практика только платная.
5) необходими разработать систему дополнительного заработка для подростков после работы и на каникулах (это и дисциплинирует, и учит ценить деньги и труд).
6) нужно ввести систему общественных работ и для родителей, и для детей, и, что главное, защитить ее от коррупции и отмазок.
Вот такая утопия.