Форум Краматорська

  • 23 Квітень 2024, 22:01:14
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: История заводов Краматорска  (Прочитано 58532 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

23 Вересень 2009, 13:32:53
Відповідь #15
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Во-во.

Ну, допустим, Демидовы - еще куда ни шло. На Урале. Хотя это - капля в море.
Но насчет вековых традиций...

Самуилу Полякову дали право прокладывать первую в нашем регионе железную дорогу только при условии, что он в построит в пределах Донбасса рельсопрокатный завод. Причина одна: в то время Россия, практически, все рельсы покупала за рубежом. Самуил не построил - он передал это право Джону Хьюзу. После него тон в металлургии в нашем крае задавали, в основном, иностранцы: немцы, поляки, бельгийцы и даже ... американцы.

Когда в 1902 году на заводе КМО в доменной печи образовался "козел", директор Павел Томас пригласил решить возникшую проблему талантливого русского доменщика, как писали потом советские историки, Михаила Курако. На самом деле, "русский" домещик был по национальности поляк. Более того, знания и опыт Михаил Мавриций Феликс Константинович Курако получил, работая на одном из заводов бок о бок с американцами. На Краматорский завод он согласился приехать лишь потому, что П.Томас пообещал ему предоставить возможность усовершенствовать здесь доменную печь согласно куракинскому проекту, идею который он перенял у тех же американцев. Если не ошибаюсь, речь, в частности, шла о скиповом подъемнике. Словом, "русскими" традициями здесь, простите, и не пахло.

В 1908 году правление КМО назначило Людовика Гужевского директором-распорядителем Краматорского завода.

Свою карьеру инженер-технолог Людовик Сигизмундович Гужевский начинал на Днепровском заводе “Южно-Русского Днепровского металлургического Общества”. Это Общество объявилось на Юге тогдашней России в числе первых и наряду с другими оказалось у истоков зарождения здесь металлургической промышленности. Оно было основано 16 мая 1886 года под названием “Общество Варшавского сталелитейного завода” и вначале находилось в Варшаве. Позднее Общество сменило свое название и приступило к строительству Днепровского завода на Юге России. Этот завод располагался в селе Каменское на правом берегу Днепра, в 35 верстах от Екатеринослава и в 6 верстах от ст. Запорожье Екатерининской железной дороги. Датой официального пуска завода считается 17 февраля 1889 года, когда здесь была задута первая доменная печь. Еще в 1888 г. управление делами Южно-Русского Днепровского металлургического Общества перешло в руки И.И. Ясюковича. Впоследствии среди его ближайших сотрудников оказался и Л. Гужевский. На Днепровском заводе Людовик Сигизмундович в 1896-1900 гг. работал начальником прокатных отделений. В 1903 г. его назначили директором завода, и на этой должности он находился по 1906 г. включительно 4.

Современники обвиняли Ясюковича в нежелании принимать на завод русских инженеров. Академик М.А. Павлов вспоминал: ”... На Днепровский завод до самой Октябрьской революции так и не удалось попасть ни одному русскому инженеру. Этот филиал, как говорили тогда, “польского царства” на Юге России служил школой для инженеров-поляков и был рассадником польской администрации на других заводах. Выслужившихся своих помощников Ясюкович пристраивал директорами металлургических заводов. Первым из этих заводов был Краматорский, где раньше главными администраторами были немцы”. Данные документов и воспоминания академика не противоречат друг другу. Однако же, Павлов ошибался, когда утверждал, что до появления на Краматорском заводе директора-поляка — выходца с Днепровского завода, его возглавляли одни только немцы. Мы уже знаем, что, по сути, первым директором Краматорского завода был поляк Маврикий Хоржевский, затем его сменил немец — Павел Томас, после которого правление КМО назначило директором Франца Штепана, вероятно, чеха по национальности.  

Численность рабочих на Краматорском заводе в 1913 году достигла 3605 человек. Заводской инженерно-технический персонал был представлен 46 инженерами, из которых 14 были иностранцы. Примечательно, что девятнадцать инженеров из числа русских подданных имели отечественное образование. Таким образом, из 46 инженеров на заводе КМО, как минимум, 27 (то есть более 50%) были воспитаны на европейских традициях в машиностроении и металлургии.            

Форум Краматорська

Re: История заводов Краматорска
« Відповідь #15 : 23 Вересень 2009, 13:32:53 »

23 Вересень 2009, 13:37:37
Відповідь #16
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Во-во.

Ну, допустим, Демидовы - еще куда ни шло. На Урале. Хотя для "вековых  традиций" - это капля в море.
Но насчет вековых традиций...

Самуилу Полякову дали право прокладывать первую в нашем регионе железную дорогу только при условии, что он в построит в пределах Донбасса рельсопрокатный завод. Причина одна: в то время Россия, практически, все рельсы покупала за рубежом. Самуил не построил - он передал это право Джону Хьюзу. После него тон в металлургии в нашем крае задавали, в основном, иностранцы: немцы, поляки, бельгийцы и даже ... американцы.

Когда в 1902 году на заводе КМО в доменной печи образовался "козел", директор Павел Томас пригласил решить возникшую проблему талантливого русского доменщика, как писали потом советские историки, Михаила Курако. На самом деле, "русский" домещик был по национальности поляк. Более того, знания и опыт Михаил Мавриций Феликс Константинович Курако получил, работая на одном из заводов бок о бок с американцами. На Краматорский завод он согласился приехать лишь потому, что П.Томас пообещал ему предоставить возможность усовершенствовать здесь доменную печь согласно куракинскому проекту, идею который он перенял у тех же американцев. Если не ошибаюсь, речь, в частности, шла о скиповом подъемнике. Словом, "русскими" традициями здесь, простите, и не пахло.

В 1908 году правление КМО назначило Людовика Гужевского директором-распорядителем Краматорского завода.

Свою карьеру инженер-технолог Людовик Сигизмундович Гужевский начинал на Днепровском заводе “Южно-Русского Днепровского металлургического Общества”. Это Общество объявилось на Юге тогдашней России в числе первых и наряду с другими оказалось у истоков зарождения здесь металлургической промышленности. Оно было основано 16 мая 1886 года под названием “Общество Варшавского сталелитейного завода” и вначале находилось в Варшаве. Позднее Общество сменило свое название и приступило к строительству Днепровского завода на Юге России. Этот завод располагался в селе Каменское на правом берегу Днепра, в 35 верстах от Екатеринослава и в 6 верстах от ст. Запорожье Екатерининской железной дороги. Датой официального пуска завода считается 17 февраля 1889 года, когда здесь была задута первая доменная печь. Еще в 1888 г. управление делами Южно-Русского Днепровского металлургического Общества перешло в руки И.И. Ясюковича. Впоследствии среди его ближайших сотрудников оказался и Л. Гужевский. На Днепровском заводе Людовик Сигизмундович в 1896-1900 гг. работал начальником прокатных отделений. В 1903 г. его назначили директором завода, и на этой должности он находился по 1906 г. включительно 4.

Современники обвиняли Ясюковича в нежелании принимать на завод русских инженеров. Академик М.А. Павлов вспоминал: ”... На Днепровский завод до самой Октябрьской революции так и не удалось попасть ни одному русскому инженеру. Этот филиал, как говорили тогда, “польского царства” на Юге России служил школой для инженеров-поляков и был рассадником польской администрации на других заводах. Выслужившихся своих помощников Ясюкович пристраивал директорами металлургических заводов. Первым из этих заводов был Краматорский, где раньше главными администраторами были немцы”. Данные документов и воспоминания академика не противоречат друг другу. Однако же, Павлов ошибался, когда утверждал, что до появления на Краматорском заводе директора-поляка — выходца с Днепровского завода, его возглавляли одни только немцы. Мы уже знаем, что, по сути, первым директором Краматорского завода был поляк Маврикий Хоржевский, затем его сменил немец — Павел Томас, после которого правление КМО назначило директором Франца Штепана, вероятно, чеха по национальности.  

Численность рабочих на Краматорском заводе в 1913 году достигла 3605 человек. Заводской инженерно-технический персонал был представлен 46 инженерами, из которых 14 были иностранцы. Примечательно, что девятнадцать инженеров из числа русских подданных имели отечественное образование. Таким образом, из 46 инженеров на заводе КМО, как минимум, 27 (то есть более 50%) были воспитаны на европейских традициях в машиностроении и металлургии.            

23 Вересень 2009, 14:01:15
Відповідь #17
Offline

sunfin


Offline sunfin

  • "Только те, чья жизнь коротка, могут вообразить, что любовь - вечна." — Лориен (Вавилон 5)
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 716
  • Карма: +36/-1
  • Дякую
  • Сказав: 105
  • Отримав: 144
  • Каждый Тень приносит свет..
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Бронетрактора супер. И печально. Ну ладно еще как САУ использовать. С места. Для отражения атак. Как то себе представить можно. Но блин как на них наступали? Бедолаги экипажи. Смертники. «Божественный ветер».
ОлЕні, Олені
Небриті і неголені
Дивні створіння
В них з мозгів стирчать коріння
ОлЕні, Олені
небриті і неголені
ОлЕні

       Тік "Олені"

23 Вересень 2009, 14:05:48
Відповідь #18
Offline

AntZ


Offline AntZ

  • سلام عليكم
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 39816
  • Країна: 00
  • Карма: +787/-556
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 4
  • Urbi et Orbi
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Цитувати
Франца Штепана, вероятно, чеха по национальности.  
більше на мадяра схоже... Ференц Стефан, наприклад
бо чех скоріш був би Франтішеком
ХОЧА
"через годьі, через расстоянья"..
*
Кидаючи в воду камінці, дивись на кола, їми створені - інакше таке заняття буде порожньою забавкою

23 Вересень 2009, 22:22:38
Відповідь #19
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Ну, допустим, к бронетехнике СКМЗ имеет больше отношения чем НКМЗ. Т.к. в "гражданку" на нем выпускали и ремонтировали бронепоезда. Об этом можно прочитать в книге Надежды Дмитриевны Шляхтиченко. А еще раньше (до революции), че на нем только не выпускали. Вот небольшая компиляция по ее книгам.

Первый машиностроительный завод Краматорска
В 1896 году фирмой «В.Фицнер и К.Гампер» в Краматорской начал строительство механического и котельного завода по выпуску механизмов и котлов для рудников и заводов Донецкого бассейна. Первым директором завода был уполномоченный фирмы инженер-механик Маврикий Хоржевский. Первый гудок механического завода прозвучал в сентябре 1896 года. Общество «В. Фицнер и К. Гампер» имело право на своих изделиях изображать государственный герб.

Первым цехом завода стал литейный цех, руководимый инженером-металлургом и одновременно инженером-строителем Виктором Подольским. Виктор Подольский также занимался возведением жилой колонии для рабочих и служащих завода в поселке Ульяновка (ныне Октябрьский). Это были 11 одноэтажных домов по четыре квартиры в каждом. Директор завода Хоржевский жил в доме-усадьбе бывшего помещика Таранова-Белозерова (усадьба располагалась на территории современного парка им. Ленина).

Этот литейный цех положил начало не только заводу СКМЗ, но и его соседу заводу КМЗ. В то время на землях принадлежащих фирме было открыто значительное месторождение железной руды. Новое месторождение позволяло ежегодно выплавлять на Краматорском заводе по 6-8 тысяч пудов чугуна. Однако у фирмы не хватало средств для организации нового производства.

10 февраля 1899 года состоялось чрезвычайное общее собрание акционеров общества «В. Фицнер и К. Гампер». На собрании решили образовать отдельное акционерное общество для эксплуатации Краматорского Металлургического Завода и рудников по разным договорам. Также решили продать для этой цели 500 десятин земли относящейся к Краматорскому Заводу и рудникам движимого и недвижимого имущества и передачу всех арендных договоров на полезные ископаемые.

23 апреля 1899 года Николай ІІ разрешил купцу первой гильдии Конраду Гамперу учредить новое акционерное общество под названием «Краматорское металлургическое общество». В него вошли акционеры с немецко-польским и частично русским капиталом. В то время завод полностью изменил свой профиль, перейдя на производство прокатного оборудования. Примечательно, что союз обществ двух направлений просуществовал до 1934 года. Сам же Конрад Гампер скончался от инфаркта в 1900 году.

В годы первой мировой войны завод в массовом порядке выпускал оружие: стволы и лафеты для полевых пушек, санитарные двуколки, снаряды. Одновременно ремонтировались паровозы, выпускалось шахтное оборудование. В 1916 году цехи пополнились новыми видами станков, был сооружен металлический мост через Торец. В этом же году завод приобрел на 36 лет право добычи каменного угля в селе Хорошее Черкасской волости. В качестве гарантии завод построил для крестьян этого села православную церковь. Арендный договор обошелся предприятию более чем в 300 тысяч рублей. В 1917 году КМО начал возводить дома для рабочих и служащих краматорских заводов.

В коллекции Владимира Коцаренко есть три каталога продукции выпускаемой КМО в 1903 году. В этих каталогах представлено 3 вида продукции производства завода КМО - подъемно-транспортные механизмы, изделия сортовых станов и станки. Каталог «Металлообрабатывающие станки: Краматорское металлургическое Общество, Краматорская, Харьковской губ.» просто впечатляет ассортиментом оборудования выпускаемого КМО в 1903 году.


Краматорский цемент

В декабре 1911 года в Брюсселе было создано «Акционерное общество портландцемент в Константиновке». Учредителями общества стали Луи Ламберт и Стефан Сизеле. Полноправным агентом общества в России стал Валентин Гомон. В мае 1912 года Гомон приобрел у Краматорского металлургического общества 9 десятин земли для постройки нового завода и добычи сырья. Капитал общества состоял из трех миллионов франков и был разделен на 12 тыс. акций. Среди акционеров были крупные банки, фирмы, промышленники. Первым директором-распорядителем завода был Анри Фламан. Через 6 месяцев после начала работы завода на чрезвычайном собрании акционеров уже распределяли первую прибыль. Так начиналась работа современного цементного завода «Пушка»

28 марта 1913 года в Санкт-Петербурге по Невскому проспекту 32, в офисе правления КМО произошло событие, зафиксированное сохранившимся с тех лет документом:

«Нижеподписавшийся горный инженер Лазарь Германович Рабинович и дворянин Войцех Мечиславович Пулаский с одной стороны и КМО в лице директора-распорядителя Людовика Сигизмундовича Гужевского с другой стороны, заключили договор: господа Рабинович и Пулаский утвердили акционерное общество для выделки в России цемента их сухо гранулированного доменного шлака…»

В соответствии с этим договором, КМО продавало учреждаемому Обществу пять десятин земли «состоящей в Харьковской губернии Изюмского уезда, при станции Краматорская и прилегающей к реке Торец по цене 18750 руб., уплачиваемой за каждую десятину акциями учреждаемого Общества».

В свою очередь КМО принимало на себя ряд обязательств: провести за свой счет рельсовый путь нормальной колеи от Краматорского прокатного завода до границы продаваемого участка. «Краматорское металлургическое Общество, говорилось в договоре, обязуется в течение 15 лет со дня пуска в ход заводов, доставлять потребное для выделки доменного портландцемента и шлакового кирпича количество гранулированного шлака».

Примерно через два года после начала работы цементного завода Луи Ламберта, в августе 1914 года в Краматорской были построены два завода «Акционерного общества цементных заводов «Гранулит» - кирпичный и цементный. Однако ввиду начала первой мировой войны пуск заводов не состоялся. Первую продукцию эти заводы стали выпускать только в 1916 году. Цементный завод ежемесячно выпускал 10 тыс. бочек цемента, а кирпичный 800 тыс. штук кирпича. В кассу предприятия ежемесячно поступало 25-30 тыс. рублей. А в 1917 году цементный завод выпускал уже 15 тыс. бочек цемента в месяц. Интересным является тот факт, что первым Российским заводом, выпустившим шлакопортландцемент, был именно Краматорский цементный завод «Гранулит».


Революция

В Краматорске власть к Советам перешла без кровопролития. В сентябре 1917 года городской Совет рабочих и крестьянских депутатов возглавил токарь механического цеха Н. И. Шкадинов. 27 апреля 1918 года немецко-гайдамацкие войска вступили на территорию Краматорска. В приказе №6 по Краматорскому гарнизону командир дивизии «Черный орел» Гольдфедер писал: «Солдаты и офицеры экономических групп! Мы пришли на Украину – свою будущую колонию… …будьте хорошими хозяевами и вывозите все – от запасов продуктов питания до черного металла. Любой ценой пытайтесь отправить вглубь немецкой империи все, что вы найдете возможным». Каждый день с завода на сортировочную площадку вокзала немцы подавали вагоны груженные станками, чугуном, прокатом.

25 октября 1918 года немецко-гайдамацкие войска оставили Краматорскую, а в ноябре 1918 года в поселок вошло два полка атамана Краснова. С их появлением в Краматорской начался террор. Особенно свирепствовал полковник Черный. В первый же день красновцы повесили комиссара путей сообщения М.В. Павлича. Его тело неделю висело над переходным железнодорожным мостом. В новогоднюю ночь 1919 года на праздничном банкете красногвардеец Евсей Тищенко тремя выстрелами в упор застрелил полковника Черного, а утром 1 января 1919 года партизаны И.К. Мамая освободили станцию Краматорская.

В 1919 году большевиками было принято решение приступить к постройке бронепоездов на базе имевшихся в ремонте паровозов. Тогда же в Краматорске был построен первый бронепоезд получивший имя немецких революционеров Карла Либнехта и Розы Люксембург. После постройки бронепоезда «Карл и Роза», решением ревкома 13-й армии Краматорский завод становится центром по ремонту бронепоездов. В 1919-1920 годах на заводе было построено и переоборудовано более сотни бронепоездов.

В июне 1919 года Краматорскую заняли войска Добровольческой армии генерала Деникина. 1 декабря 1919 года в Краматорской была восстановлена Советская власть…

23 Вересень 2009, 22:23:58
Відповідь #20
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Дух Революции в Краматорске

Атмосферу бурных 1917-1919 годов в Краматорской можно осознать, прочтя некоторые из воспоминаний участников тех печальных событий зафиксированных в книгах Надежды Шляхтиченко.

«Командир нашего отряда Г.Ф.Курочка узнал, что командир дивизии петлюровских войск собирает в доме попа совещание всего комсостава дивизии, вплоть до командиров взводов. С наступлением темноты Курочка удачно снял часового, охранявшего мост, узнал пропуск и пароль и свободно въехал в город под видом гайдомацкой разведки. Его везде пропускали, ничего не подозревая. Мгновенно отряд Г.Ф.Курочки окружил совещавшихся. В окна были вставлены два дула ручных пулеметов и несколько винтовок. В это время сам командир, вооруженный гранатами и наганом, с семью партизанами вошел в дом. По команде «руки вверх» разбили стекла в окнах и направили вовнутрь дула пулеметов. Командира петлюровской дивизии разоружил сам Курочка. С 8 часов и до самого рассвета мы разоружали петлюровцев и гайдамаков, собирая у них снаряжение. Мобилизованных юнцов отпустили. Гайдамаки же вместе с офицерами были арестованы и в 12 часов дня расстреляны, как отъявленные враги народа, их оказалось около 10 человек».

«Придя с отрядом на станцию Самойловка, я обнаружил, что мои братья пропали без вести. Я получил разрешение от начальника штаба товарища Колосова на поиск своих братьев. В помощь мне дали 50 всадников, тачанку в упряжке четырех лошадей с пулеметом, шашку и наган. Спустя двое суток мы нашли Герасима в 3-4 километрах от Самойловки, изрубленного на куски гайдамаками. Разведчики сообщили, что в лесничем домике находится застава из 20-25 гайдамаков, которые охраняют западную часть Лозовой. Я с отрядом скрылся в лесу и дождался темноты. Мои лазутчики добыли мне пропуск и пароль. Сняли часового и бесшумно налетели на заставу. Все гайдамаки спали, а 20 оседланных лошадей были привязаны к забору. Я с четырьмя бойцами пролез в домик и 18 человек порубил шашкой. Никому не дал пошевельнуться…»


Становление

С 1 ноября 1918 года по 1 ноября 1920 года убытки заводов «Гранулит» и «Пушка» составили 1 млн. 50 тыс. рублей. В 1920 году была проведена национализация Краматорских цементных заводов. В 1921 году Верховный Совет Народного Хозяйства принял Постановление, в соответствии с которым заводы «Пушка» и «Гранулит» относили к группе 1а и перевели на самоокупаемость. Завод, отнесенный к этой группе, имел государственное значение.

В 1928 году было принято решение о реконструкции КЦЗ №1 («Пушка»). В соответствии с планом реконструкции в 1929 году на заводе был построен шиферный цех, а в 1930 году шиферный цех был выделен в самостоятельное предприятие: асбошиферный завод. В тоже время КЦЗ №1 присвоили имя революционера Ивана Радченко. В 1930 году на КЦЗ №1 уже работало 1500 человек. Для сравнения, в 1921 на нем работал только 51 человек.

Трудовая биография завода 30-х годов неразрывно связана со строительством жилых кварталов Краматорска, строительством Новокраматорского завода, Харьковского тракторного, Днепропетровского машиностроительного завода. В это время шла непрекращающаяся  постоянная модернизация производства. В 1937 году для детей цементников был построен детский сад, пионерский лагерь в Святогорске, шло строительство спортивного стадиона.

«Гранулит»

Развитие завода «Гранулит» проходило не так гладко, как у «Пушки». Несмотря на то, что завод был национализирован в 1920 году, пуск предприятия произошел только в конце 1925 года. В 1930 году на «Гранулите» работало всего 208 человек. К этому времени в номенклатуру выпускаемой заводом продукции входили: шлако-портландцемент марок 150 и 200, шлаковый кирпич, известь, огнеупорный порошок. Клинкером предприятие снабжал цементный завод имени Радченко.

В апреле 1941 года «Гранулит» выполнив досрочно план, достиг рекордной производительности. В начале июля 1941 года на «Гранулите» был освоен выпуск цемента марки 250 и 300. А в октябре 1941 года завод был эвакуирован в Новосибирск.

Металл

17 ноября 1920 года постановлением Президиума Укрсовнархоза завод Краматорского металлургического общества был национализирован и преобразован в Краматорский государственный машиностроительный и металлургический завод (КГМЗ). Но уже через месяц из-за отсутствия сырья, финансов предприятие было остановлено и законсервировано. А 1 июня 1922, года после передачи в полное ведение Донугля, завод стал подсобными мастерскими. Тогда же в августе 1922 года была пущена не работавшая с 1918 года мартеновская печь, а 27 сентября 1923 года была задута доменная печь.

В октябре 1925 года машиностроительный и металлургический заводы были выделены из состава Донугля и преобразованы в трест «Краматорский машиностроительный и металлургический завод». Свое название «Краматорский машиностроительный завод» завод получил в июне 1934 года.

В 1928-1929 годах была проведена реконструкция и техническое перевооружение завода в результате чего появилась техническая возможность выполнения сложных заказов для народного хозяйства СССР. В то время гигант машиностроения  и «НКМЗ» только создавался, поэтому именно этому заводу было поручено изготовление оборудования для «Запорожстали», «Электростали», Златоустовского металлургического завода, Мотовилихинского завода, московского завода «Серп и Молот», различное прокатное оборудование для ряда металлургических заводов.

В то время завод изготавливал новые комплексы оборудования для доменных печей Магнитки, Кузнецка, Макеевки, мощные подъемные машины для шахт, шлаковые ковши для металлургии, дезинтеграторы типа «Тайзен», мощные краны. Рост производства, усложнение выпускаемых изделий, создание собственной проектно-конструкторской службы, требовали наличия высококлассных специалистов. Чтобы решить проблему конструкторских кадров, в конце 20-х в Краматорске открыли вечерний индустриальный институт, для конструкторов и технологов наркомчерметом организовывались заграничные командировки на передовые заводы того времени.

При строительстве Днепрогэса краматорчане сооружали шлюзовые ворота и металлоконструкции гигантстких мачт линий электропередач через Днепр. При изготовлении очень крупного и сложного по своей конструкции сооружения затвора «Баттерфляй» для шлюзового устройства, прямо на месте, без механической обработки, была осуществлена пригонка с точностью 0,5 мм. Здесь же на СКМЗ впервые в СССР начали изготавливать непрерывный прокатный стан.

В 1935-1941 годах СКМЗ начинает приобретать приоритетный профиль – производство прокатного, отделочного кузнечно-прессового оборудования и кранового оборудования. В 1938 году коллективами НКМЗ и СКМЗ в Москве был построен Крымский мост через Москву-реку. В начале сентября 1938 года специальная комиссия Комитета Обороны СССР рассмотрела вопрос о создании на краматорских заводах производства морского и сухопутного артиллерийского вооружения. Первая военная продукция была выпущена в 1940 году. Тогда продукция пошла в Одессу, Комсомольск на Амуре, Ленинград. В послевоенные годы на заводе помимо «гражданского» оборудования выпускалось также артиллерийское вооружение для крейсеров и тележки для транспортировки ракет к стартовым площадкам…

23 Вересень 2009, 22:27:05
Відповідь #21
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Ну, а это не совсем в тему, но тоже интересно, так сказать бонус.  :?

Образование и спорт

До 1917 года самым крупным учебным заведением Краматорска было начальное народное училище Краматорского металлургического завода. В 1902 году при заводе была трехлетняя школа, в которой обучалось 55 учащихся – детей специалистов и служащих. В 1907 году правление построило новое здание школы и увеличило срок обучения в школе на один год. Школа находилась на окраине поселка в одноэтажном белокирпичном здании в конце улицы получившей название Школьной, на территории современного сквера «Героев Союза».

В 1913 году в начальном народном училище при КМО занималось 300 человек. Половину из них составляли девушки. В этом году КМО на содержание училища затратило 9 тыс. рублей. Правлением завода был учрежден специальный фонд для поощрения лучших учащихся. В распоряжении училища были заводские читальня и библиотека. Детей учили семь преподавателей и законоучитель. Училище КМО продолжало работать и после 1917 года. До 1929 года в нем располагалась женская гимназия, а с 1929 по 1938 год располагалась ОШ№6. Первым директором «старой» школы был Огирь Борис Михайлович, завучем Шаповал Александр Яковлевич. А первым директором школы в новом здании был Смоловиков Виктор, завучем Смолов Варфаломей Андреевич. Кстати, шестая школа носила имя Максима Горького. В 1938 году ОШ№6 перевели в новое здание, а в этом здании разместили ОШ№ 13 которая проработала в нем вплоть до начала войны в 1941 году. Во время оккупации в здании школы располагался немецкий военный госпиталь. В 1943 году в здание попала авиабомба, отремонтировать его не удалось, а улица Школьная и до сих пор носит такое название.

Первые футбольные команды Краматорска созданные при заводском клубе «Казино» летом 1909 года в основном состояли из иностранцев. Некоторые специалисты считают, что краматорская футбольная команда созданная на заводе в 1909 году, была родоначальницей футбола в Донбассе.

В 1912 году на базе двух футбольных команд было создано «Краматорское спортивное общество». У общества был специальный значок. В его центре на белом фоне был изображен футбольный мяч, а над ним – полукругом три буквы «КСО». Была также футбольная форма: белые трусы, красно-черные футболки, черные гетры.

В 1913 году открылся спортивный парк КСО. Теперь, это парк им. Ленина. Там были футбольное поле с хорошим травяным покровом, беговая гаревая дорожка на 400 метров, два теннисных корта, комплекс спортивных снарядов. Достопримечательностью парка был открытый плавательный бассейн 40х20 метров с вышками и соляриями: всю окружавшую его территорию покрывали морские ракушки. Трибун вокруг футбольного поля не было, зрители размещались на скамьях установленных в два ряда по обе стороны поля. На скамьях помещалось 1,5-2 тысячи зрителей. Всеми благами парка пользовались только члены КСО.

До 1917 года в Донбассе не было официального футбольного первенства. Некоронованными футбольными лидерами были команды Краматорской и Юзовки. Из трех игр между этими командами, состоявшимися в 1917 году, две игры выиграли Краматорчане.


Женщины, мужчины, жалование

До 1914 года женщин на завод не принимали. С началом первой мировой войны около 40% мужчин машиностроительного и металлургического заводов были призваны в армию. Возникла проблема кадров. Тогда администрация разрешила принимать на работу женщин и подростков. В это же время руководство завода по договору с китайским представительством в России пригласило на завод китайских рабочих. В то время на заводе в основном трудились украинцы, русские, поляки и литовцы.

Трудоустройство мужчины начиналось со встречи с начальником цеха, который предлагал рабочему семидневные испытания для определения его профессиональных способностей. После испытаний рабочему либо отказывали в работе, выплатив расчет за каждый отработанный день в пределах 50 копеек – 1 рубль. В первый же день выхода на работу рабочему выдавалась расчетная книжка за подписью начальника цеха. Этот документ заменял договор конторы завода с рабочим. Рабочие желающие получить расчет, были обязаны заявить об этом за две недели начальнику цеха, который делал соответствующую запись в расчетной книжке.

Рабочим временем для работ всех категорий считалось время с 6 часов утра до 6 часов вечера, и с 6 часов вечера до 6 часов утра, не исключая праздников. Рабочие, трудившиеся в непрерывном производстве, в свободное от работы время выйти за пределы завода не могли. Им также не предоставлялось время на обед. Те, кто работал во вспомогательных цехах, имели возможность выйти на полтора часа с завода на обеденный перерыв. Трудовая неделя состояла из шести дней. Праздниками считались все воскресения 15 религиозных праздников. Рабочие, занятые в непрерывном производстве, могли пользоваться в течение месяца не менее чем 4 суток отдыха. Эти дни не оплачивались.

Дневное жалование слесаря составляло 90 копеек, котельщика 1 рубль 50 коп., кузнеца 1 рубль 75 гоп.. Реальный месячный заработок слесаря составлял 20-30 рублей, кузнеца около 50 рублей. Наиболее высокооплачиваемой категорией были мастера. Так в 1909 году старшему мастеру и, по совместительству, помощнику начальника механического цеха платили жалование 200 рублей в месяц и предоставляли квартиру, а за каждый отремонтированный паровоз полагалась премия в 5 рублей.

На размеры заработка существенно влияли многочисленные штрафы. Перечень взысканий был очень велик. В сталинские времена штрафов на заводе не было, но за опоздание на 21 минуту заводчанина отдавали под суд, а за поломку заводского оборудования можно было пойти под расстрел.

Все местные жители в своих домах имели подсобное хозяйство. Приезжим предоставлялись отапливаемые заводским углем  заводские квартиры. На оплату жилья уходило 4-5 рублей в месяц. На питание в заводской столовой рабочий тратил 9 рублей 33 копейки, на одежду – 3 рубля, сапоги стоили 2 рубля, ведро водки - 3 рубля.


23 Вересень 2009, 22:48:57
Відповідь #22
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Во-во.

Ну, допустим, Демидовы - еще куда ни шло. На Урале. Хотя это - капля в море.
Но насчет вековых традиций...          

Ну да, а о Чернове, Давиденко и прочих все уже забыли?  :(

23 Вересень 2009, 23:19:49
Відповідь #23
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Кстати, первый краматорский бронепоезд был подбит 26 февраля 1919 г у ст. Константиновка  и был вывезен белыми к себе в тыл бепо "Ген. Корнилов". (инфа не до конца проверена, но, похоже, что верная)

И немного теории http://ru.wikipedia.org/wiki/Бронепоезд

23 Вересень 2009, 23:29:25
Відповідь #24
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю

23 Вересень 2009, 23:38:57
Відповідь #25
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А по этим ссылкам есть фотки и характеристики некоторых из бепо (советских и тех которые делали и ремонтировали на СКМЗ)
http://www.wio.ru/rr/ww1kras.htm
http://www.wio.ru/rr/ww2sovr.htm

А здесь вообще ого-го сколько всего
http://www.wio.ru/index.htm

А еще, на НКМЗ работает человек защищавший кандидатскую диссертацию на основе конструктивных особенностей выпускаемых на СКМЗ бронепоездов и еще кое чего.
 :D

24 Вересень 2009, 00:14:06
Відповідь #26
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
История создания советских бронетанковых войск восходит к периоду гражданской войны. 31 января 1918 года для «управления всеми броневыми частями Российской Советской Республики» был создан Совет броневых частей, получивший название «Центробронь». Спустя полгода его преобразовали в Броневое управление, а затем в отдел ГВИУ. Развертывание броневых сил Красной Армии и снабжение их боевой техникой — бронеавтомобилями, бронепоездами и танками — осуществлялось по двум направлениям: ремонт и восстановление оставшейся от Русской армии или захваченной у белогвардейцев и интервентов боевой техники и организация выпуска новой. В результате к концу гражданской войны броневые силы республики имели в своем составе 105 бронепоездов, 52 автоброневых и 11 автотанковых отрядов...
(М.Барятинский, "Бронетанковая техника СССР 1939-1945")

24 Вересень 2009, 00:33:35
Відповідь #27
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Еще одна цитатка в тему (правда из инета):

В последних числах марта 1919 года управление бронесил Южного фронта отдало распоряжение о формировании на Краматорском машиностроительном заводе (ныне СКМЗ) прифронтовой ремонтной базы бронепоездов. Линия боевого соприкосновения в это время проходила в 12 - 20 км южнее, в районе станции Дружковка, и на заводе скопилось около десятка поврежденных бронесоставов. Заводской комитет помог подобрать группу ремонтников (первоначально 11 человек, преимущественно слесарей), на основе которой вскоре сложилась отличная бригада рабочих-специалистов. Ею было восстановлено два десятка бронепоездов различных конструкций. Но работать пришлось недолго - части 13-й армии отступали под натиском Деникина. Ремонтную бригаду эвакуировали сначала в Харьков, а затем в Конотоп. Однако из-за слабости механического оборудования конотопских мастерских уже через две недели работу пришлось свернуть, и ремонтную базу перевели в Болву на брянский завод.

Кстати, вот [url]http://forum.railwayclub.info/index.php?topic=18219.msg169478;topicseen/url] характеристики театра боевых действий бронепоездов в Донбассе во время "гражданки":

Как известно, Гражданская война стала звёздным часом бронепоездов и железнодорожных военных эшелонов. Причин такому повороту событий было много, но основныя из них - единая железнодорожная сеть в стране и отсутствие массового производства танков. Бронепоезд применялся в маневренной войне для прорыва фронта, реже - для обороны. Поскольку железнодорожная сеть в Донбассе была одной из самых густых в стране, концентрация бронепоездов на этом направлении (как красных, так и белых) уступала, пожалуй, лишь царицынскому.

I     Книга. А.И.Егоров. Разгром Деникина

В книге указаны основные пути сообщения, в т.ч. в Донбассе, используемые войсками А.Деникина для снабжения и эвакуации.
СНАБЖЕНИЕ
1. Железные дороги
- Елец – Купянск – Никитовка – Ростов с ответвлением Никитовка – Мариуполь
   коммуникационная
   протяженность 800 км
   от Кушина до Ростова – двухколейная
   средняя скорость 20-25 км/ч
   18-19 пар поездов в сутки по 37 (зимой – 32) вагона
   мосты, требующие охраны: Оскол, Красная, Донец, Крынка
- Славянск – Краматорская – Попасная – Миллерово
   протяженность 290 км
   одноколейная
   средняя скорость 21 км/ч
   9 пар поездов в сутки по 26 вагонов
   мосты, требующие охраны: Лугань, Донец, Деркул
- Славянск – Никитовка – Дебальцево – Лихая – Царицын
   протяженность 550 км
   за исключением участка Никитовка – Воропаново – одноколейная
   средняя скорость20-21 км/ч
   8 пар поездов в сутки по 40-42 вагона (на участке Воропаново – Царицын – 20 вагонов)
   мосты, требующие охраны: Донец, Калитва
- Дебальцево – Зверево
   протяженность 150 км
   часть пути двухколейная
   средняя скорость 21-22 км/ч
   14 пар поездов в сутки по 35 вагонов
- Брянск – Навля – Харьков – Лиман
   коммуникационная
   протяженность 610 км
   от Харькова до Лимана – двухколейная
2. Грунтовые дороги
- Елец – Нижнедевицк – Валуйки – Бахмут – Мариуполь
   протяженность 705 км
   основные мосты: Оскол, Донец
- Елец – Воронеж – Острогожск – Старобельск – Луганск – Колпаково – Таганрог
   протяженность 627 км
   основные мосты: Айдар, Донец
- Новосиль – Ливны – Тим – Короча – Белгород – Волчанск – Изюм – Гришино
   основные мосты: Волчья, Донец, Самара
- Чернигов – Ичня – Гадяч – Валки – Изюм – Славянск
   протяженность 613 км

Не указана железная дорога и грунтовые дороги киевского направления, хотя наступление на Киев так же велось.
Т.о., важнейшие узлы коммуникаций московского направления в Донбассе, по-Егорову, должны были находиться в Мариуполе, Никитовке, Дебальцево, Бахмуте, Славянске, Луганске. Изюме и... ст. Колпаково.

   ЭВАКУАЦИЯ
Железные дороги
- Изюм – Нырково – Ростов
- Лозовая – Славянск – Попасная – Дебальцево – Ростов
- Гришино – Иловайская – Ростов.
Предусматривались линии сопротивления вдоль железных дорог Бахмут – Попасная, Горловка – Дебальцево и Иловайская – А.-Леоново.


II     Бронепоезда

   Белогвардейские бронепоезда, участвующие в боевых действиях в Донбассе:
- «Белозерец»
- «Вперед за Родину» (Юзовка, февраль 1919)
- «Генерал Алексеев» (Юзовка, февраль 1919)
- «Генерал Дроздовский» (июнь 1919)
- «Генерал Корнилов» (Юзовка, март 1919)
- «Грозный» (июнь 1919)
- «Дмитрий Донской» (Юзовка, февраль 1919)
- «Единая Россия» (зима 1919)
- «Иоанн Калита» (март 1919)
- «Князь Пожарский» (март 1919)

   Бронепоезда Красной армии периода Гражданской войны, участвующие в бояевых действиях в Донбассе:
- № 2 «Победа или смерть» (ранее - № 1; 1919)
- № 3 «Власть Советам» (позже – «Центробронь» и «Буденный»; Дебальцево – Купянск, 1919)
- № 6 «Путиловцы им. тов. Ленина» (Дебальцево)
- № 33 «Черноморец» (Дебальцево, 1919)
- № 59 «Им. Свердлова» (Юзовка – Харьков, 1919)
- № 66 «Углекоп» (Попасная, 1919)
- № 71 «Им. Володарского» (в народе – «Ахтырец»; Красногоровка, 1919)
- № 152 «Молния» (Ясиноватая – Ворожба, 1919)
- б/н «1-й коммунистический им. Ленина»

(из разных источников)

24 Вересень 2009, 00:42:56
Відповідь #28
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А это фото СКМЗ  (КМО) времен революции

24 Вересень 2009, 10:57:13
Відповідь #29
Offline

slc


Offline slc

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1646
  • Карма: +14/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
А вот такую хрень делали на НКМЗ
http://ru.wikipedia.org/wiki/Боевой_железнодорожный_ракетный_комплекс
"Скальпели" делали на НКМЗ?! А где об этом можно прочесть более подробно?

Форум Краматорська

Re: История заводов Краматорска
« Відповідь #29 : 24 Вересень 2009, 10:57:13 »