Форум Краматорська

  • 19 Квітень 2024, 04:36:22
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: История Краматорска  (Прочитано 74676 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

15 Листопад 2010, 11:23:55
Відповідь #150
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Думаю, Вы представляете интерес для сталкеров.  :D

Я сам такой))) Заканчиваем сезон, погдка пока позволяет))

В таком случае, приходите на заседания клуба - поделитесь рассказами (и показами?) о находках.

Форум Краматорська

Re: История Краматорска
« Відповідь #150 : 15 Листопад 2010, 11:23:55 »

15 Листопад 2010, 11:44:36
Відповідь #151
Offline

Pluxan


Offline Pluxan

  • Сам себе и модер и
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 804
  • Країна: 00
  • Карма: +20/-0
  • Дякую
  • Сказав: 23
  • Отримав: 14
  • Любишь кататься? ЛЮБИ И КАТАЙСЯ!!!!
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Сейчас с geg nempo поедем проверим одно местечко, жду когда он заедет :yahoo:
Лучший подароК - это подарок, сделанный руками американских МОТОстроителей!!!

15 Листопад 2010, 12:00:42
Відповідь #152
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Везет вам - свободным птицам. Удачи!

24 Грудень 2010, 20:07:44
Відповідь #153
Offline

Onotole


Offline Onotole

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 99
  • Карма: +5/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Вопрос такой: а всегда ли, в послевоенное время Краматорск был городом областного подчинения? Просто появилась информация, что недолгий период(возможно, во время хрущёвской админреформы) Краматорск подчинялся Славянскому району.

25 Грудень 2010, 14:30:00
Відповідь #154
Offline

Pluxan


Offline Pluxan

  • Сам себе и модер и
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 804
  • Країна: 00
  • Карма: +20/-0
  • Дякую
  • Сказав: 23
  • Отримав: 14
  • Любишь кататься? ЛЮБИ И КАТАЙСЯ!!!!
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Я такого не слыхал... С момента приобретения статуса города, по моему, в районе не значился никогда...
Лучший подароК - это подарок, сделанный руками американских МОТОстроителей!!!

01 Березень 2014, 10:05:32
Відповідь #155
Offline

Лесник


Offline Лесник

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 196
  • Карма: +10/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Перегляд профілю

Находясь по случаю в гостях у мастера, познакомился с письмом полевода. С их разрешения  публикую, может,  будет кому  интересно прочитать. (Письмо в сокращении с моими примечаниями.  О полеводе, мастере и математике смотри в других темах этого форума)


                                        Полевод – Мастеру:
   … Ты спрашиваешь о названии «Краматорка»… Откуда есть – пришло.  Мне больше нравится от «крамовые торги».  Это значит, что городку больше тысячи лет. Но, к сожалению…
.
    … Какой документ тебе надо?  Протокол заседания императорской комиссии по наименованию полустанка   «Краматорка»?

            Навряд ли  такой документ существует. Вспомни геологические названия, вошедшие в карты, в местах, где ты работал. Бросил  геолог пачку пустую с под сигарет – дукат.  Другой геолог  в отчете на схеме написал «Дукат».  Уже и поселок официально именуется – Дукат. Потом может и переименуют. Сотни таких примеров. А как ты делал схему для математика в пойме Каяле (Маячки)?  Ты рассказывал, что отталкивался от обрыва. То есть, искал ориентиры. Затем кусты гледа, и даже птичку нарисовал на кусте.
      (Это полевод напомнил мастеру о схеме, где мастер вместо драги, по рекомендации полевода, применил естественный поток воды в Маячке для размыва  большой площади в пойме…    Мастер с юными помощниками по весне прокопал каналы от речки, а тут – жара, вода спала,   каналы оставались весь сезон безводными. Казалось, хорошая идея будет обречена. Но – дожди  все же пошли. Потоки воды залили каналы, а мастер отправил схему каналов математику для проходки – прочистки и проверки промытых каналов. Математик воспользовался схемой, но каждое утро звонил мастеру:
- Берег есть, кусты есть, а где птичка?  Птички нет. Мастер, найти место,  из – за отсутствия птички – не могу. – Завел, короче, мастера. Хотя место нашел быстро. И отработал его успешно).
      На схеме эти ориентиры и отметил. Так же и проектировщик железной дороги. Полустанок безымянный есть. Начали проектировать новую ветку. По имевшимся к тому времени картам  проектировщик  наметил станцию рядом  с заводиком. ( кстати, представь, 19 век, а какие великолепные карты – отметки глубин, уклонов и даже – камыша. Это какой же труд выполнен был при инвентаризации этих земель!),   
    ( Не исключаю, что и своими ножками прошел трассу будущей ветки. Спецы были, не нам чета.)
  Так что это был за заводик? Чему обязан своим рождением город?  Правильно – глине. (КМЗ потому и строился, что и железка была, и глина соответствующая была). А заводик? Это так называемый в народе шамотный завод, кирпичный. Реликт краматорский, здание до сих пор стоит. Историческая достопримечательность. Что он представлял в те годы?
  Помнишь, ты рассказывал, что в юности подрабатывал садчиком на кирпичном. Как полуголые зимой выскакивали на свет божий все черные «от производственного загара». И это в 20 веке. А в те времена условия были еще каторжные на таких заводах. Твой знакомый гончар рассказывал тебе, что печей для обжига глины было не мало у меловой горы.
  Печи для обжига кирпича – как их мог назвать  бельгиец- проектировщик? Он и назвал – печка, крематорий  по -   французски.  То есть, он не станцию назвал, а на карте ориентир назвал  – крематорий -  печка.  А в дальнейшем  это и трансформировалось в русское  «Краматорка» – печка. Так уж совпало – тор и Тор .Это уже после войны это слово приобрело негативный оттенок. А так – печка и печка...
…. Хотя давненько, в далекие времена в любительском очерке об этих местах, прочитал, что был там храм с погостом (кладбище, как ты понимаешь). И дорога прошла по этому месту. Так что ориентиром мог быть «Храм на торе», в дальнейшем -  храматорка, краматорка. Но – это из области домыслов…
                                                                         Полевод
     


10 Липень 2014, 23:43:22
Відповідь #156
Offline

skif17


Offline skif17

  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 587
  • Карма: +34/-0
  • Дякую
  • Сказав: 72
  • Отримав: 165
    • Перегляд профілю
Цитувати
станция Краматорская “обязана” своим именем исторически сложившемуся здесь названию “Крам на Торе” - якобы так называли место чумацких крамовых торгов у реки Тор (прежнее название р.Казенный Торец).
до речі, на днях буквально вичитав у Вернадського: назва річки Тор від іранського "tur" - "їхати"

добрый день, придерживаюсь несколько другой версии происхождения названия города

основой названия является слово "тор" - первичное название города славянска
непосредственно тор происходит от племен народов тюркского происхождения - торков (они же ойгузы), которые кочевали по степям  территории Украины начиная кажется с 10 века
воевали с киевской русью, но не смогли противостоять половцам
в 12 столетии стали вассалами киева, под киевом был город торческ (разрушен при взятии киева монголо-татарами)
то что в 17 веке в славянске уже стояла сотня торская изюмского слободского полка - факт известный - земли полка входили в московское царство
а вот 20 км южнее начинались земли войска запорожского низового 
т.е. была граница раздела - или "крама"
отсюда название земель - "крама торская"
следут учесть, что реки также в той области имеют созвучные названия - торец тор
замечу, что слова дон и тор также имеют близкое звучание   

вывод такой - название городу дало название местности, которая в свою очередь его получила от проживающих в 9-13 веках племен тюркского происхождения торков (в летописях их еще назвали  - черные клобуки) 

замечу также, что история южной части киевской области до 13 века также тесно связана с историей торков

11 Липень 2014, 09:24:36
Відповідь #157
Offline

HARD


Offline HARD

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2081
  • Карма: +52/-9
  • Дякую
  • Сказав: 251
  • Отримав: 85
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Версий существует порядка десятка. По версии, что Вы описали как бы все логично, пожалуй она основная. Но смущает то, что в документах второй половины18 и первой половины 19 века по нашей местности т.е когда началось заселение земель, название крама торская во всяком случае пока не встречалось, возможно конечно, что все впереди.
Могли ли те кто давал название полустанку построенной ж.д. знать предысторию нашего края и апеллировать такими названиями? Со словом Тор понятно - это название реки, это прежднее название нынешнего Славянска, а вот со словом крама вопрос.
По практике названий станций, как правило привязывались к наиболее крупным населенным пунктам расположенных вблизи. Причем к примеру Дружковка или там Амросиевка получили название не от рядом стоящих, а достаточно удаленных населенных пунктов. В нашем же случае несмотря на то что село Белянское непосредственно находилось рядом  и  к тому же являлось волосным, было проигнорировано напрочь. Почему так - не понятно.
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

11 Липень 2014, 11:43:11
Відповідь #158
Offline

skif17


Offline skif17

  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 587
  • Карма: +34/-0
  • Дякую
  • Сказав: 72
  • Отримав: 165
    • Перегляд профілю
Версий существует порядка десятка. По версии, что Вы описали как бы все логично, пожалуй она основная. Но смущает то, что в документах второй половины18 и первой половины 19 века по нашей местности т.е когда началось заселение земель, название крама торская во всяком случае пока не встречалось, возможно конечно, что все впереди.
Могли ли те кто давал название полустанку построенной ж.д. знать предысторию нашего края и апеллировать такими названиями? Со словом Тор понятно - это название реки, это прежднее название нынешнего Славянска, а вот со словом крама вопрос.
По практике названий станций, как правило привязывались к наиболее крупным населенным пунктам расположенных вблизи. Причем к примеру Дружковка или там Амросиевка получили название не от рядом стоящих, а достаточно удаленных населенных пунктов. В нашем же случае несмотря на то что село Белянское непосредственно находилось рядом  и  к тому же являлось волосным, было проигнорировано напрочь. Почему так - не понятно.

согласен, думаю что надо вопрос рассматривать в контексте не официальных документов (хотя это по научному), 
а учитывать условные народные названия той или иной местности - на картах, как правило, не обозначаемых (кроме разве огромных территорий)

+ надо учитывать особенности того или иного языка, на котором говорили в прошлые века - ст.краматорская - ст.краматоровка - краматорск

+ надо учитывать, что первые раздачи земель "за крамой торской"  отслужившим офицерам начались при Екатерине 11 - известны жалобы запорожских казаков ей  на как бы на незаконность передачи их земель дворянам

известно, что запорожцы ну кроме зимовников в этих ничего не основывали - да собственно им это и не надо было - сечь то одна была - а это контролируемая территория

собственно в истории города обязательно необходимо учитывать  истории именно этих господ, потому что названия отдельных населенных пунктов конгломерата краматорск носят именно их фамилии собственников (малаторановка, шабельковка, ивановка и т.д., что есть принятым правилом заселения неосвоенных земель) - не было этих господ с их хозяйствами, укладами жизни, экономиями - не было бы и того первого полустанка - а далее города 

наверняки эти господа более-менее знали историю местности - ведь получали ее в вечное пользование - грамоты на владения землей надо было выписывать на местность с каким-то определенным названием

по поводу - торгового места, прохождения чумацкого шляху не совсем согласен - соль то ведь добывали в торе, там наверняка торговали, соль то везли на север

+ а вот названия рек - тор торец - наверняка исторические - с древних времен ( кстати в киевской области есть речки, где компактно проживали торки, также тюркского происхождения - горохуватка (гороховатка, "хара хвата", тюр. - богиня воды - это доклада на конференции об иранизмах в украинском (русском) языке)   

думаю - что интерсным есть вопрос - а почему именно в этом месте построили первый полустанок?? и кто этому дал зеленый свет или имел, например, выгоду ??

наверняка есть цепочка свяимосвязанных событий

вывод - история краматорска - это часть истории донецкого края  - можно начать с истории торков (для начала) - а не история развития отдельного полустанка + первых фабрик и заводов (замечу - инвестиции на них шли с Европы)
 

11 Липень 2014, 13:11:55
Відповідь #159
Offline

skif17


Offline skif17

  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 587
  • Карма: +34/-0
  • Дякую
  • Сказав: 72
  • Отримав: 165
    • Перегляд профілю
Версий существует порядка десятка. По версии, что Вы описали как бы все логично, пожалуй она основная. Но смущает то, что в документах второй половины18 и первой половины 19 века по нашей местности т.е когда началось заселение земель, название крама торская во всяком случае пока не встречалось, возможно конечно, что все впереди.
Могли ли те кто давал название полустанку построенной ж.д. знать предысторию нашего края и апеллировать такими названиями? Со словом Тор понятно - это название реки, это прежднее название нынешнего Славянска, а вот со словом крама вопрос.
По практике названий станций, как правило привязывались к наиболее крупным населенным пунктам расположенных вблизи. Причем к примеру Дружковка или там Амросиевка получили название не от рядом стоящих, а достаточно удаленных населенных пунктов. В нашем же случае несмотря на то что село Белянское непосредственно находилось рядом  и  к тому же являлось волосным, было проигнорировано напрочь. Почему так - не понятно.

согласен, думаю что надо вопрос рассматривать в контексте не официальных документов (хотя это по научному), 
а учитывать условные народные названия той или иной местности - на картах, как правило, не обозначаемых (кроме разве огромных территорий)

+ надо учитывать особенности того или иного языка, на котором говорили в прошлые века - ст.краматорская - ст.краматоровка - краматорск

+ надо учитывать, что первые раздачи земель "за (на) крамой (е) торской"  отслужившим офицерам начались при Екатерине 11 - известны жалобы запорожских казаков ей  на как бы на незаконность передачи их земель дворянам

известно, что запорожцы ну кроме зимовников в этих ничего не основывали - да собственно им это и не надо было - сечь то одна была - а это контролируемая территория

собственно в истории города обязательно необходимо учитывать  истории именно этих господ, потому что названия отдельных населенных пунктов конгломерата краматорск носят именно их фамилии собственников (малаторановка, шабельковка, ивановка и т.д., что есть принятым правилом заселения неосвоенных земель) - не было этих господ с их хозяйствами, укладами жизни, экономиями - не было бы и того первого полустанка - а далее города 

наверняки эти господа более-менее знали историю местности - ведь получали ее в вечное пользование - грамоты на владения землей надо было выписывать на местность с каким-то определенным названием
(дополнительно - если посмотреть на карту - http://i035.radikal.ru/1208/ad/de1bbefca34e.jpg - видно , что есть реки тор, торец
еще информация     
http://exkursovod.ru/publ/toponimika_ukrainy/doneckaja_oblast/reka_kazennyj_torec/16-1-0-35,
т.е. - как бы не проходила граница раздела территорий по берегу ( т.е. кромке (краме))  реки тор (современный сухой торец)) -  а отсюда - название местности по правому (или левому) берегу реки тор)   

по поводу - торгового места, прохождения чумацкого шляху не совсем согласен - соль то ведь добывали в торе, там наверняка торговали, соль то везли на север

+ а вот названия рек - тор торец - наверняка исторические - с древних времен ( кстати в киевской области есть речки, где компактно проживали торки, также тюркского происхождения - горохуватка (гороховатка, "хара хвата", тюр. - богиня воды - это доклада на конференции об иранизмах в украинском (русском) языке)   

думаю - что интерсным есть вопрос - а почему именно в этом месте построили первый полустанок?? и кто этому дал зеленый свет или имел, например, выгоду ??

наверняка есть цепочка свяимосвязанных событий

вывод - история краматорска - это часть истории донецкого края  - можно начать с истории торков (для начала) - а не история развития отдельного полустанка + первых фабрик и заводов (замечу - инвестиции на них шли с Европы)

11 Липень 2014, 17:50:02
Відповідь #160
Offline

candid


Offline candid

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 5
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
Коллеги, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где находится архив документов Краматорского металлургического общества (до 1918 г.) и самого завода? Заранее спасибо за ответ.

11 Липень 2014, 20:16:11
Відповідь #161
Offline

HARD


Offline HARD

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2081
  • Карма: +52/-9
  • Дякую
  • Сказав: 251
  • Отримав: 85
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
есть кое что в Донецком архиве, правда если не изменяет память там ничего путнего нет, то ли бухгалтерия, то ли еще какие то списки. Года четыре назад заказывал в архиве - полистал. Могу конечно поискать, что там было именно, но надо время. За рубежом есть документы, вроде как и планы завода существуют. Тут где-то как-то Константин по моему писал.  Кой какие сведения встречались в Харьковском архиве.
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

11 Липень 2014, 20:28:42
Відповідь #162
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Коллеги, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где находится архив документов Краматорского металлургического общества (до 1918 г.) и самого завода? Заранее спасибо за ответ.
Уважаемый candid, посмотрите пожалуйста здесь https://www.kramatorsk.info/talk/index.php?topic=28990.0 Я не развивал эту тему, поскольку она мне интересна постольку-поскольку. Вернее сказать, не настолько, чтобы тратить деньги и время. Но знаю, что коллеги, плотно интересующиеся темой КМО, имели возможность ознакомиться с этими доками. А вот реализовали ли они эту возможность - Бог его знает...
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

13 Липень 2014, 11:32:00
Відповідь #163
Offline

candid


Offline candid

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 5
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
Коллеги, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где находится архив документов Краматорского металлургического общества (до 1918 г.) и самого завода? Заранее спасибо за ответ.
Уважаемый candid, посмотрите пожалуйста здесь https://www.kramatorsk.info/talk/index.php?topic=28990.0 Я не развивал эту тему, поскольку она мне интересна постольку-поскольку. Вернее сказать, не настолько, чтобы тратить деньги и время. Но знаю, что коллеги, плотно интересующиеся темой КМО, имели возможность ознакомиться с этими доками. А вот реализовали ли они эту возможность - Бог его знает...
Да, спасибо, я видел эту информацию, очень ценная. Но, очевидно, где-то должен быть архив самого предприятия. В каком-то из областных архивов.

13 Липень 2014, 11:43:57
Відповідь #164
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Коллеги, здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, где находится архив документов Краматорского металлургического общества (до 1918 г.) и самого завода? Заранее спасибо за ответ.
Уважаемый candid, посмотрите пожалуйста здесь https://www.kramatorsk.info/talk/index.php?topic=28990.0 Я не развивал эту тему, поскольку она мне интересна постольку-поскольку. Вернее сказать, не настолько, чтобы тратить деньги и время. Но знаю, что коллеги, плотно интересующиеся темой КМО, имели возможность ознакомиться с этими доками. А вот реализовали ли они эту возможность - Бог его знает...
Да, спасибо, я видел эту информацию, очень ценная. Но, очевидно, где-то должен быть архив самого предприятия. В каком-то из областных архивов.
Довоенные архивы могли затеряться при эвакуации в 1941 г. По крайней мере, довоенные архивы Краматорска не найдены до сих пор
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Форум Краматорська

Re: История Краматорска
« Відповідь #164 : 13 Липень 2014, 11:43:57 »