Форум Краматорська

  • 29 Березень 2024, 00:42:56
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Фортификация Второй Мировой войны  (Прочитано 50722 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

24 Травень 2009, 10:22:22
Відповідь #30
Offline

sunfin


Offline sunfin

  • "Только те, чья жизнь коротка, могут вообразить, что любовь - вечна." — Лориен (Вавилон 5)
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 716
  • Карма: +36/-1
  • Дякую
  • Сказав: 105
  • Отримав: 144
  • Каждый Тень приносит свет..
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А есть инфа о его обороне? Интересно просто.
ОлЕні, Олені
Небриті і неголені
Дивні створіння
В них з мозгів стирчать коріння
ОлЕні, Олені
небриті і неголені
ОлЕні

       Тік "Олені"

Форум Краматорська

Re: Фортификация Второй Мировой войны
« Відповідь #30 : 24 Травень 2009, 10:22:22 »

25 Травень 2009, 21:41:32
Відповідь #31
Offline

HARD


Offline HARD

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2081
  • Карма: +52/-9
  • Дякую
  • Сказав: 251
  • Отримав: 85
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Да ,интересно было бы узнать.
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

16 Червень 2009, 18:32:17
Відповідь #32
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
   Версий боевой биографии сооружений КиУРа великое множество. И почти всегда, трудно определиться где тут правда, а где вымысел. Где-то (в первом приближении) зимой, должна поступить в продажу книга о КиУРе. Без "перетягивания одеяла", взаимных упреков и претензий на "единственно верное" - только результат многолетних поисковых и исследовательских работ, анализ документальной базы и т.д. Ну по крайней мере авторы обещали, что это будет именно так.
   
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

16 Червень 2009, 18:56:02
Відповідь #33
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Вообще не по теме, но не могу удержаться... г. Харьков, площадь Конституции. Британский танк Mark 5. Такие машины земляки лорда Керзона поставляли барону Петру Николаевичу Врангелю. И именно такая техника в 1941 г. была брошена в бой под Таллином (вроде бы 6 шт.), против наступающих частей Вермахта. Официально считается, что на сегодняшний день сохранилось всего 5 экземпляров: Великобритания - 1, Австралия - 1, Россия - 1, Украина - 2.


Російський військовий корабель, йди на ***!!!

16 Червень 2009, 20:04:11
Відповідь #34
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю

16 Червень 2009, 22:19:55
Відповідь #35
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

17 Червень 2009, 00:20:43
Відповідь #36
Offline

HARD


Offline HARD

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2081
  • Карма: +52/-9
  • Дякую
  • Сказав: 251
  • Отримав: 85
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Интересно , однако.
Спасибо  Константин .
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

19 Червень 2009, 19:19:08
Відповідь #37
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
В одном из сообщений озвучил подозрение, что "луганские" танки Mark5 могут не вернуться на прежнее место стоянки, а "вынырнут" в частных коллекциях. Однако, процесс реставрации идет, есть надежда...
http://community.livejournal.com/ww_tank_ru/41189.html#cutid1
Ведь не все так плохо?
Вот и россияне взялись за своих "англичан" http://www.arhperspectiva.ru/sevkom/3487.
Остается ждать и надеяться, что и харьковчане подхватят почин своих украинских и российских коллег, т.к. состояние той машины тоже "не ахти". Жаль конечно, что мальчик Миша Добкин не посещал Клуб юных техников, не зачитывал до дыр статьи Шмелева в "Техника-молодежи",... :D
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

19 Червень 2009, 22:48:26
Відповідь #38
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Как и обещал, краткий обзор оборонительных сооружений КиУРа завершаю

КиУР, ДОТ№205, "ДОТ лейтенанта Ветрова", с.Юровка

Находится на северной окраине села Юровка. Данная "мина" построена по индивидуальному проекту и считается самым мощным и неприступным боевым сооружением всего КиУРа. Дот состоит из четырех одноамбразурных и одного двухамбразурного казематов, врытых в холм. Казематы связаны между собой подземными потернами, протяженность которых около 200 метров. Дот "лейтенанта Ветрова" десять дней сражался в полном окружении.







Далі буде...


Російський військовий корабель, йди на ***!!!

21 Червень 2009, 21:33:59
Відповідь #39
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Занимаясь вопросами тактики Вермахта в отношении штурма ДОТов, наткнулся на такое:

С немецкой почтовой открытки

Російський військовий корабель, йди на ***!!!

26 Червень 2009, 21:41:44
Відповідь #40
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
В подтверждение, что британские Mark5 (образца 1918 г.) советские горе-командиры применили в 1941 г., скорее от безисходности, и это имея еще недавно более десятка тысяч машин... Сегодня наткнулся на eBay:



Російський військовий корабель, йди на ***!!!

08 Липень 2009, 17:00:25
Відповідь #41
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Хотелось бы что-то рассказать по теме интересное и, тем не менее, не очень известное. Итак... Башни ПВО Германии, Флактурмы. Что же это такое?

На одном из интернет-аукционов была представлена такая книга:



К сожалению, приобрести ее не удалось, но "зацепило" фото на обложке. Наверное будет правильным привести тут полностью статью Ю.Веремеева. Она, скажем так, полна неточностей и содержит некоторые домыслы, но написана в том стиле, который так нравится читателю.

"Шли последние дни штурма Берлина. Столица рейха была плотно взята в кольцо советскими войсками, и армии двух фронтов квартал за кварталом очищали город от солдат вермахта, эсэсовцев и бойцов фольксштурма. Однако Адольф Гитлер продолжал надеяться на чудо. Он верил, что изрядно потрепанная в боях армейская группа генерала СС Штайнера и наспех сколоченная из неоперившихся курсантов 12-я армия генерала Венка, ударив с севера и юга, спасут его безнадежное дело
Где Венк?.. Где Штайнер?.. Когда они смогут начать наступление? Умирающая нация должна сражаться до последнего немца!.. Отчаянные вопросы и истеричные приказы фюрера поступали в войска в виде зашифрованных радиограмм через комплекс радиосвязи, скрытый за неприступными стенами башни «L» противовоздушного комплекса в Тиргартене, берлинском зоопарке. По соседству стояла куда более внушительных размеров башня «G». В этих двух циклопических сооружениях с 2,5-метровыми стенами из сверхпрочного бетона разыгрывалась одна из последних сцен драмы падения Берлина.
Башня «G», построенная прежде всего как база зенитной батареи, имела высоту с 13-этажный дом, хоть этажей в ней было семь. Внутри размещался госпиталь, хранились музейные ценности, но главное – там спасались от бомб, снарядов и пуль десятки тысяч берлинцев. Когда силы штурмующих приблизились к центру города, в тригартенской башне «G» скопилось более 30 000 человек. Места всем, конечно, не хватало. Люди стояли в проходах, сидели на лестницах, спали вповалку. В госпитале умирали раненые, у кого-то из гражданских не выдерживали нервы и они сводили счеты с жизнью, приняв яд. Полтысячи мертвых оставались прямо там, рядом с живыми, так как никто не решился бы выйти наружу, чтобы предать их тела земле. Воздух за бетонными стенами башни был буквально нашпигован разящим свинцом.
 Противовоздушная крепость в Тиргартене в отличие от Рейхстага так и не была взята штурмом. Ее сдали советским войскам 2 мая 1945 года, когда командующий обороной Берлина генерал Вейдлинг приказал своим войскам сложить оружие. После войны башни Тиргартена и два других аналогичных комплекса берлинской ПВО были снесены. Саперам пришлось помучиться с подрывом зданий, которые не брали ни бомбы, ни снаряды, и результата удалось достичь далеко не с первой попытки. Рассказывают, что как-то ночью на еще не покорившейся британским подрывникам стене одной из башен кто-то не без гордости намалевал краской слова Made in Germany – «Сделано в Германии».
 
Зенитки в городе
 
Еще в предвоенный период немецкие специалисты обратили внимание на весьма существенный фактор, серьезно мешавший действиям зенитной артиллерии. Этим фактором оказались сами города Германии. Они, как и в большинстве стран Европы, были застроены многоэтажными домами, причем расстояния между зданиями часто оставлялись минимальными, а порой и вовсе отсутствовали. Можно было пройти по улице километр и более, не увидев ни единого просвета между домами. Да и сами улицы, особенно в старых кварталах, имели весьма небольшую ширину.
Зенитные батареи, командные пункты, пункты наблюдения, как полагали специалисты из ведомства Геринга, необходимо было размещать не только на подступах, но и внутри городов рейха, особенно таких крупных, как Берлин, Гамбург, Бремен, Вена. А между тем как раз в этих городах для объектов ПВО было крайне мало места. Фактически для размещения батарей можно было использовать только город-ские площади, парки, стадионы. При этом стоящие вокруг высокие дома значительно ограничивали не только вертикальные углы и секторы обстрела орудий, но даже и возможность прицеливания. Бомбардировщик был виден наводчику считанные секунды, за которые невозможно определить с достаточной точностью курс и скорость цели, ввести необходимые данные для стрельбы даже при использовании ПУАЗО (прибора управления зенитным огнем).
Решение всех проблем лежало на поверхности – точнее, на уровне крыш домов. Если разместить командные пункты, приборы обнаружения, сами орудия на этой высоте, то приближающиеся самолеты можно увидеть на достаточном расстоянии, можно точно определять их курс, высоту, скорость, типы самолетов, их построение. Это крайне необходимо, поскольку удаленные посты наблюдения могут давать лишь примерные, ориентировочные данные. А здесь у командиров появляется время на принятие решений и подачу соответствующих команд, а у расчетов – на то, чтобы установить на взрывателях время срабатывания, зарядить орудия, ввести в прицелы необходимые поправки, тщательно прицелиться и вовремя открыть огонь.
 
Ближе к небу
 
Но как поднять системы ПВО на нужную высоту? В советских документальных фильмах, посвященных обороне нашей столицы, не раз мелькают кадры, на которых красноармеец, стоящий на крыше гостиницы «Москва», внимательно всматривается вдаль в бинокль, а позади него стоит 37-миллиметровая зенитка.
Примерно так же поступали англичане, размещая зенитные пулеметы на крышах домов, колокольнях церквей и соборов еще в Первую мировую войну, когда им приходилось отражать налеты германских цеппелинов. Однако в годы Второй мировой войны русские и англичане предпочитали все же размещать бЧльшую часть своих средств ПВО на удаленных рубежах. Благодаря сохраняющейся подвижности своих зенитных средств они могли маневрировать ими, сосредоточивать их на наиболее важных направлениях. Правда, стоит заметить, что люфтваффе не располагала такой же воздушной мощью, как англо-американцы. И неизвестно, как сложилась бы судьба Лондона или Москвы, если бы нацисты обладали сравнимой по боевым возможностям бомбардировочной авиацией.
Но как поднять орудия над городом? Домов, на крышах которых возможно установить зенитки, в те времена как в Москве, так и в Берлине были считанные единицы. И едва ли чердачное перекрытие какого-либо здания могло выдержать вес зенитного орудия калибром крупнее 20–37 мм. Об орудиях калибра 88 мм, весящих 8–9 т, говорить не приходится.
В Германии решение проблемы размещения зениток на уровне городских крыш нащупали еще в 1935 году, когда архитектор Лео Винкель разработал совершенно неожиданную конструкцию бомбоубежищ для населения. Он предложил не зарывать убежища в землю, а строить их в виде высоких и узких башен. Вскоре появились и первые проекты таких башен (Winkelturme). Внешне это были конусообразной формы многоэтажные железобетонные сооружения, похожие на термитники или на ракеты. Вместимость их составляла от 300 до 750 человек. Занимая минимальную площадь, башни могли возводиться достаточно близко к местам скоплений людей – например, возле школ, заводских цехов, в жилых кварталах. При том же расходе материалов, что и для подземных убежищ, башни Винкеля снимали массу проблем, связанных с земляными работами, грунтовыми водами, подземными коммуникациями, которых обычно так много в городах. Вероятность попадания бомбы в башню относительно невелика. К тому же ее форма такова, что даже упавшая на башню бомба скользит вдоль ее наружной стенки, не проникая внутрь. А высокая стойкость к близким взрывам сооружений типа заводских дымовых труб общеизвестна. Ведь даже в Хиросиме после ядерного взрыва трубы устояли там, где все остальное было сметено ударной волной. Башня Винкеля должна была шарнирно скрепляться с фундаментом в форме плиты, свободно лежащей на грунте. При близких взрывах любых бомб она могла качаться подобно трубе, и как раз именно это спасало ее от разрушения, а людей от гибели.
Время выявит и еще один защитный фактор башен Винкеля. При массированных воздушных налетах, когда в городе начинались массовые пожары, во многих подземных убежищах люди погибали от угарного газа, который, как известно, стелется понизу. Укрывшиеся в башнях Винкеля были защищены от этого ужаса.
 
Крепости из бетона
 
Уже в 1937 году проекты Винкеля вызвали большой интерес у командования люфтваффе, вермахта и железнодорожников. Ведомство Геринга начало строить башни на предприятиях авиапромышленности, назвав их «Люфтшутцтюрме» (Luftschutzturme). Люфтваффе построило 29 таких башен, железнодорожники – 17. Вермахт для своих командных пунктов в Потсдаме и Цоссене построил 34 башни. Значительное количество башен возвели фирмы, занятые производством военной продукции.
В октябре 1940 года Гитлер приказал начать строительство таких бомбоубежищ (по проектам Винкеля и его конкурента Пауля Цомбека) для населения городов. Они должны были вмещать не менее 5% общей численности горожан.
Когда немецкие специалисты серьезно занялись разработкой системы ПВО Германии и, в частности, зенитной обороной крупных городов, они не упустили из виду башни-бомбоубежища Винкеля и предложили строить специальные сооружения, получившие название зенитных башен.
Проектированием этих зенитных башен занялся любимый архитектор Гитлера Альберт Шпеер, который к августу 1940 года предложил первые проекты, одобренные фюрером. Возведение зенитных башен было возложено на государственную военно-промышленную корпорацию Organisation Todt, известную, в частности, строительством германских автобанов.
 
Чрево твердыни
 
Рассмотрим более детально одну из «G»-башен – построенную в Гамбурге Хайлигенгайстфельдскую башню IV. Она почти аналогична всем трем берлинским, но в отличие от них сохранилась до наших дней.
Башня представляла собой железобетонное семиэтажное здание, квадратное в плане. Сторона квадрата – 60 м. Высота (по орудийным площадкам) – 39 м. Гарнизон башни состоял из 8000 человек. Из них расчеты зенитных орудий – около 300 человек. Кроме гарнизона в башне во время воздушного налета могли укрываться до 18 000 гражданских лиц.
Для жизнеобеспечения башня имела собственную автономную дизель-генераторную электростанцию мощностью 100 кВт, автономную систему водоснабжения с получением воды из скважины, кухню. На одном из этажей располагался госпиталь на 200 коек. Нижний этаж предназначался для сохранения художественных и культурных ценностей из музеев и картинных галерей. По некоторым сведениям в комплексе I в Берлине укрывали археологическую коллекцию Генриха Шлимана, известную в мире как «золото Трои».
Толщина межэтажных перекрытий доходила до 2 м, крыши – до 2,5 м, стен – 2–2,5 м. Это обеспечивало защиту от прямых попаданий фугасных авиабомб весом до 1 т.
Tяжелые зенитные орудия располагались в верхней части здания в специальных бетонных башенках. Ниже каждой тяжелой зенитки на окружающих башенки площадках размещались по три одноствольные 20-мм зенитки и по две счетверенные. Их основная задача состояла в защите тяжелых орудий от самолетов-штурмовиков типа Thunderbolt или Tempest. В центре крыши здания располагался командный пункт.
Механизированные системы подачи боеприпасов с нижних этажей здания, служивших артпогребами, были заимствованы у ВМФ и обеспечивали бесперебойную подачу снарядов, удаление стреляных гильз в течение длительного времени. Все механизмы были электрифицированы.
Эти башни не были задуманы и оборудованы как опорные пункты против наземных войск, поскольку было ясно, что устоять против тяжелой артиллерии они все равно не смогут.
 
Замок с аквариумом
 
Конечно, эти мощные и основательные крепости поражали воображение, внушали почтение к национал-социалистическому государству и вселяли в немцев уверенность в том, что гений Гитлера, истребители и зенитки Геринга, строители Тодта и Шпеера обеспечат им безопасность и неуязвимость.
Однако идеологическое значение зенитных башен, судя по всему, значительно превысило их чисто военный смысл. 24 июля 1943 года англо-американская бомбардировочная авиация начала бомбить Гамбург. К 3 августа погибло почти 43 000 жителей и 37 000 получили ранения. Город был полностью разрушен. За один только налет в ночь на 3 февраля 1945 года в Берлине погибло 25 000 человек. 26 февраля Берлин пережил уже сороковой массированный авианалет. Масштабы бомбардировок оказались такими, что ничего всерьез им противопоставить люфтваффе не смогла. Когда советские войска подошли к Одеру, готовясь к решающему штурму, на немецкую столицу стали совершать налеты не только англо-американские высотные бомбардировщики, но и низколетящие штурмовики с красными звездами. Пытаясь отбить атаки советских пилотов, немецкие зенитчики были вынуждены стрелять по траектории, близкой к горизонтальной, и из-за разрывов зенитных снарядов на малой высоте гражданское население Берлина понесло новые страшные жертвы.
Зенитные башни, воплотившие в себе исконную тевтонскую мрачность и одновременно оригинальный ход мысли немецких фортификационных инженеров, можно увидеть и в наши дни. В Вене и Гамбурге сохранились все пять «G»-башен и три «L»-башни (все в Вене). В одной из них даже устроен аквариум.
Судьба берлинских башен иная. Город оказался поделенным на союзнические зоны, а союз победителей вскоре был разорван «железным занавесом»: началась холодная война. Западные союзники и СССР взаимно опасались, что вчерашние соратники по войне будут использовать башни друг против друга, прежде всего для целей разведки. Это привело к тому, что все три комплекса были снесены. Впрочем, останки некоторых башен все же сохранились до наших дней..."

   Что тут еще добавить...С немецкого Flakturm переводится как "Зенитная башня", что вполне объясняет предназначение этих сооружений, созданных по проекту инженера Фридриха Таммса, а не Шпеера, как утверждается в статье. Вот Flakturm, находившийся в районе Берлинского зоопарка.

Зенитные орудия установленные на Flakturm били на поражение в горизонтальной плоскости на 20,9 км и могли использоваться в противотанковой и противобатарейной борьбе, а при работе против авиации подъем снаряда Flak составлял 14,8 км.
   Действительно, проект предполагал полную автономию крепостей в течении целого года : в каждой башне находилась собственная электростанция, собственный источник снабжения водой из артезианских скважин и колоссальные запасы продовольствия. Зенитные батареи оснащались радаром Würzburg-Riese (FuMg 65). Толщина железобетонных стен доходила до 3,5 метров, потолков - до 5 метров.
Всего существовало три типа Зенитных башен:



Тип 1. Ширина-длина 75х75 метров, высота 39 метров, стены 3,5 метра, горизонтальные перекрытия 5 метров.
Тип 2. Ширина-длина 57х57 метров, высота 42 метра, стены 2 метра, горизонтальные перекрытия 3,5 метра.
Тип 3. Диаметр 43 метра, высота 55 метров, стены 2,5 метра, горизонтальные перекрытия 3,5 метра.

Как утверждают, для советских войск в апреле 1945 года башни стали практически непреодолимыми препятствиями - штурмовать их было невозможно, а попав под перекрестный огонь двух башен (первая находилась возле Берлинского зоосада, а вторая в парке Фридрихсхайн) 2-я танковая армия потеряла несколько ИС-2, а так же несколько артбатарей. Сопротивление Башен закончилось с капитуляцией Берлина, 2 мая 1945 года.
Всего было построено 8 объектов Flakturm - три в Берлине (тип 1), две в Гамбурге (типы 1 и 2)




и три в Вене (типы 2 и 3)








В настоящий момент сохранились все три венские Башни (одна серьезно повреждена и не используется, в двух других музеи), две в Гамбурге (одна частично повреждена, другая перестроена: в ней находится телевизионная станция, студия звукозаписей и магазины). Берлинские башни практически все разрушены.
А это сохранившиеся башни Винкеля:





Російський військовий корабель, йди на ***!!!

08 Липень 2009, 17:43:45
Відповідь #42
Offline

AntZ


Offline AntZ

  • سلام عليكم
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 39816
  • Країна: 00
  • Карма: +787/-556
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 4
  • Urbi et Orbi
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
а є розташування башен на карті Відня?
*
Кидаючи в воду камінці, дивись на кола, їми створені - інакше таке заняття буде порожньою забавкою

08 Липень 2009, 19:45:50
Відповідь #43
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
а є розташування башен на карті Відня?

Знайшов мапу розташування башен у Відні. Не дуже інформаційна, але краще щось, чим нічого...
Позначен святий Штефан - уж якось зорієнтуєтесь...

Російський військовий корабель, йди на ***!!!

08 Липень 2009, 20:00:33
Відповідь #44
Offline

HARD


Offline HARD

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2081
  • Карма: +52/-9
  • Дякую
  • Сказав: 251
  • Отримав: 85
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Интересная идея - башни Винкеля. Действительно бомбоубежище такого плана имеют больше приимуществ чем обычные подземные. Неординарное решение.
А башни ПВО , Гитлер получается изначально готовился к обороне ,т.е. не доконца верил в могущество Германии ?
"Дороги все до одной приводят сюда,
 В дом Вечного сна ,
 В крематорий."

Форум Краматорська

Re: Фортификация Второй Мировой войны
« Відповідь #44 : 08 Липень 2009, 20:00:33 »