Начнем с описания новейших коллекций мебели. Забудьте же наконец о гробоподобном дизайне BRW! Забудьте о "совковой" Беларуси или "Новом ДСП" Белоцерковской фабрики! Не покупайте плохую мебель или мебель, не отвечающую Вашим требованиям и вкусам. Позвольте рассказать о новом слове в дизайне, веском и качественно другом - о мебели Китая.
Китай достаточно велик и неизучен, чтобы удовлетворить ваш инстинкт исследователя. Познакомившись с ним поближе, вы поймете, что прикоснулись к высокоразвитой и непостижимо своеобразной цивилизации. Шелк, компас, печатное дело - это лишь малая толика тех великих китайских изобретений, которые повлияли на ход мировой истории. Задолго до известного путешественника Марко Поло, продемонстрировавшего "варварам" Европы привезенные из Китая сокровища, Поднебесная посылала свои товары в иные страны, с которыми ее разделяли многие месяцы пути.
Шел XIII век, когда Марко Поло произвел фурор своими записками о странствиях по Китаю, а также необычными предметами культуры и быта этой страны. Однако настоящей китаеманией Запад заболел много позже, четыре века спустя. Удивительно лаконичные и при этом изысканные предметы интерьера поразили европейцев именно в тот момент, когда они наслаждались изящной причудливостью рококо, когда фантазия мастеров без устали порождала композиции, соперничавшие друг с другом в сложности и прихотливости. Произведения китайских мастеров удивительно гармонично вписывались в европейский интерьер того времени. А изящество линий, природная красота твердого дерева, скромный блеск благородного лака, неброский перламутровый декор преподали французам и англичанам немой урок, открывший простую истину: существует иная, отличная от европейской, эстетика. Есть иная красота, способная приводить в восторг даже искушенных ценителей прекрасного.
Китай вошел в моду, и это породило исключительный спрос на образцы его декоративного искусства. К концу XVII века они начинают влиять на барочные интерьеры, а в первой половине XVIII века органично вписываются в достигшее своего расцвета рококо, удачно подчеркивая его декоративную сущность. Обнаружилась эстетическая общность двух этих стилей.
И, как следствие, во многих аристократических домах Европы и Америки появляется вывезенная из Китая мебель. Китайские обои, шелковые портьеры, лаковые изделия и керамика с изображениями людей в экзотических халатах, многоярусных пагод с изогнутыми крышами, мифических драконов и вьющихся цветов заняли в салонах и будуарах Запада свое прочное положение.
Популярность китайского стиля не уменьшилась и с приходом классицизма. Во Франции эпохи Людовика XV изумительное искусство Поднебесной активно заявляло о себе в оформлении королевских замков и дворцов, домов богатых вельмож.
Спустя время под обаяние этой великой культуры попали многие выдающиеся европейские художники, в том числе Жан-Антуан Ватто, чья яркая декоративность выглядит едва ли не имитацией росписи по шелку, и Томас Чиппендейл, гениальный английский мебельщик, комоды которого с позаимствованной из китайской архитектуры решетчатой резьбой и по сей день продаются на крупнейших аукционах за баснословные суммы.
Повальное увлечение <китайщиной> началось в России уже в XVIII веке, а в XIX не было ни одной богатой дворянской усадьбы, где бы на видном месте не возвышалась горка с китайским фарфором.
Что касается американских колоний, то там китайские обои встречались в хороших домах не реже, чем во дворцах Европы. Особенно выраженное влияние имел "китайский" стиль на интерьеры Филадельфии.
Падение династии Цин в 1911 году по большому счету не привело к упадку китайского искусства, хотя нестабильная политическая ситуация отрицательно сказалась на художественном рынке. В это время представители самого многочисленного народа на Земле десятками тысяч переселялись в Европу и Северную Америку. Здесь они оформляли в своем национальном духе магазины, кафе и рестораны, знакомя рядового западного обывателя с бытом и культурой Востока.
Говорящие предметы и философский декор
Каллиграфия, которую китайцы считают величайшим из искусств, не могла не оказать хотя бы косвенного влияния на все виды творчества в этой стране. И мебель не исключение. Существует мнение: характерная геометрия предметов интерьера, их композиционный строй неразрывно связаны с традициями и принципами написания иероглифов.
Кто-то удивится: как объемное изделие, допустим из дерева, может походить на выведенный на бумаге плоский иероглиф? Но при ближайшем рассмотрении их родственность в штрихах и линиях становится очевидной. Более того, символические декоративные элементы, украшающие мебель, "говорящие" аксессуары часто складываются в целые "тексты". Настоящий знаток китайской культуры без труда расшифрует такое "послание".
То, что непосвященному представляется просто растительным орнаментом или фигурками животных и мифических существ, на поверку может оказаться отражением космогонических представлений древних китайцев или пожеланием счастья обитателям дома. Поэтому дизайнеры, заинтересованные в создании "правильного" китайского интерьера, должны свободно ориентироваться в восточной символике.
Нужно помнить: в китайском искусстве прекрасный цветок лотоса никогда не расцветает просто так, сам по себе, так же как не появляется беспричинно нежный плод персика. Впрочем, почти все декоративные элементы китайского искусства имеют благопожелательную символику, однако не следует переоценивать и преувеличивать ее значение.
Кстати, необходимо отметить, что стилизованные чашечки различных цветов могут являться не только элементами "философского декора", но и давать форму относительно крупным предметам мебели. И еще одно важное замечание: при дешифровке знаковых изображений не стоит опираться на привычные толкования, иначе можно серьезно ошибиться. Хрестоматийный пример - свастика, которая с 30-х годов XX века стала пугающим клеймом фашизма, исстари у многих народов, в том числе и в Китае, была знаком солнца, т.е.положительно окрашенным символом.
Дизайнеру, чтобы "разыграть" китайскую тему при формировании особой атмосферы дома, необходимо знать также основные правила фэн-шуй. Весьма важно, в частности, расположение в помещении зеркал, окон и дверей. Например, согласно китайскому "кодексу жилища", находящийся снаружи человек не должен видеть внутренних, частных покоев хозяйского дома и таких интимных предметов мебели, как, скажем, кровать.
Если сразу за дверью открывается вид на уходящую вглубь здания анфиладу комнат (один из популярных вариантов европейской классической планировки), то в прихожей рекомендуется поставить ширму, чтобы никто из посторонних не мог случайно или намеренно заглянуть внутрь вашего жилища, запустив туда отрицательную энергию (считается, что она перемещается только по прямой). Если же повесить напротив входа зеркало, то оно будет отталкивать не только негативную, но и позитивную энергию. А вообще с зеркалами нужна осторожность, они не должны визуально "разрезать" человека. Их важнейшее предназначение - множить положительные образы. Поэтому в Китае популярны "картины отражений", в которых запечатлеваются изящные безделушки или приятный глазу пейзаж из окна. Своеобразным художественным полотном, заключенным в не слишком широкую, как правило, и достаточно скромную раму может стать даже: "смотрящийся" в зеркало расшитый шелковый халат.
Еще одно правило фэн-шуй гласит: человеку вредно находиться в углу комнаты или на одной прямой с гранью выступающего угла. Обычный угол может быть нейтрализован стоящей перед ним ширмой, а в помещении сложной конфигурации углы, выступающие в комнату, "обезвреживают" горшком с растением или вазой с цветами.
Кровати и диваны
Приблизительно в 1100 году в Китае появился настил (часто с внутренним подогревом), защищавший людей от идущего от земли холода. Он мог стоять в помещении или во дворе. Сидевшие на нем женщины (со скрещенными ногами или - более поздний, вольный вариант - спустив ноги вниз), играли с детьми, занимались рукоделием. Во время приемов помост в зале - та, или кан - считался у приверженных строгой иерархичности китайцев почетным местом для наиболее знатного гостя. Этот <подиум> стал впоследствии прототипом предметов мебели, предназначенных для сидения и лежания.
Кровать-беседка начала формироваться через некоторое время, когда у кровати-помоста появились бортики, а затем и резные столбики. Эволюционируя таким образом, она приобрела второй ярус, который зачастую играл ту же роль, что и балдахин над постелями европейских аристократов. Проемы между столбиками драпировались тканью, в результате получалась беседка с узким входом. Она хорошо защищала отдыхавших от ночного ветра и насекомых.
В наше время кан используется увлеченными Востоком европейцами не только по прямому назначению, но и в качестве стилизованных столовых уголков: у вывезенных из Китая антикварных кроватей разбирается нижний ярус, а вместо него внутрь помещаются маленький столик и два сиденья, роль которых могут играть оставшиеся от настила две крайние доски. Экзотика и уют - основные характеристики такого интерьерного решения.
По правилам приличия, мужчины не могли находиться днем в спальне, а женщины, соответственно, - в кабинете или других местах, где муж принимал посетителей. Однако это не значит, что днем мужчины не отдыхали. Существует целая культура пользования дневными кроватями, на которых и сидели, и лежали.
Дневные кровати - такое место для отдыха стало определенным признаком благополучия и достатка в Китае, а позже и в Европе, с восторгом перенявшей эту традицию. Сейчас на Западе подобные предметы мебели охотно используют в самых разных вариациях - в качестве дивана в гостиной (дополняя стилизованными подушками), скамейки в прихожей, кушетки или козетки в изножии кровати в спальне.
Богато украшенная резьбой дневная кровать становится доминантой интерьера. Ну а более скромная, главная прелесть которой в совершенстве форм, органично интегрируется в любое пространство, где присутствует классическая мебель.
Стулья, кресла, табуреты
Одна из характерных особенностей китайской мебели - почти полное отсутствие мягкой обивки. Неизвестно, связано ли это с каким-то особым конституционным строением представителей данной расы, с их традиционной заботой о своем здоровье (а жесткие кровати и стулья полезны для опорно-двигательного аппарата) либо это результат исторического и культурного развития китайского общества.
В Китае были распространены и имели одинаковое по силе влияние три религии - конфуцианство, буддизм и даосизм, а в основе философской и религиозной системы этой страны лежит понятие естественности. Возможно, эстетика Китая и, как следствие, интерьер, оказались под превалирующим воздействием конфуцианства. Естественные проявления человека "заковываются в броню сдержанности". Так или иначе, факт остается фактом: на китайском стуле или кресле нельзя сидеть, развалившись или закинув ногу на ногу. Благодаря тщательно выверенным изгибам сиденья, спинки и подлокотников, китайская мебель ортопедически почти безупречна. Она очень хороша для поддержания правильной осанки.
Естественно, изнеженным жителям Европы XVII-XIX веков и в голову не приходило воспользоваться этими полезными особенностями чужеземной мебели, и они шили подушки для стульев, изобретали мягкие вставки для спинок кресел. Поскольку обе традиции <аранжировки> китайской мебели имеют определенную историю и логическое обоснование, в практике оформления интерьеров они существуют равноправно.
Выбор в пользу той или иной концепции зависит от того, какой образ помещения планируется создать - строго китайский, например с использованием в сиденьях и спинках кресел вставок из мрамора, или классический - с вкраплением китайских элементов, чьи формы и функции несколько переосмыслены согласно европейским канонам: в таком случае сиденье может быть мягким. Возможен компромиссный вариант - с плетеными ротанговыми вставками. Кстати, ротанг, а также хорошо известный у нас камыш и другие пригодные для плетения материалы были и остаются весьма востребованными в мастерских китайских ремесленников.
В отличие от европейских "собратьев" китайские табуреты (и деревянные, и плетеные) имеют не только прямоугольную, а зачастую - если речь идет о мебели для сада - округлую бочкообразную форму. Правда, в таком случае они изготовлялись из фарфора. Аналогичными предметами мебели европейского производства можно - с некоторой натяжкой - считать пуфики.
Шкафы
В Китае шкафы условно делились на два основных вида - для хозяйственных помещений и для жилых покоев. На первом этаже, в более сырых комнатах вроде кухни и кладовой, стояли шкафы на высоких ножках, а в приемной, спальне или зале - на низких. В наше время, встретив свои традиционные кухонные шкафы на высоких ножках в претендующих на утонченность и изысканность интерьерах европейских гостиных, китайцы сдержанно улыбаются.
Зачастую шкафы изготовлялись в комплекте. Они могли соединяться попарно в ряд либо водружаться один на другой по принципу горки или степ-кабинета: на нижний широкий комод ставились шкафчики мал мала меньше в виде лесенки, "ступеньки" которой украшались резными безделушками или вазами.
Кроме закрытых шкафов существовали и существуют сквозные стеллажи с полками сложной формы. Одни вещи на них просто хранятся, другие - достойные особого внимания - демонстрируются. Акцент на отдельных <артефактах> делается с помощью "предметов окружения", играющих роль импровизированных рамок.
Ширмы и экраны
В Китае существует множество способов любования прекрасным. При этом всегда важно задать "правильное направление взгляду". Вспомним о ширмах и экранах, которые для европейского обывателя являются воплощением восточного колорита.
В китайском интерьере - и это надо взять на заметку декораторам - ширма не только разделяет и ограждает пространство. Являясь "защитницей частной жизни", она одновременно еще и выделяет какие-то особенно важные или интересные детали обстановки. Поставленная не перед предметом, а позади него, она становится выигрышным фоном. И это вполне соответствует китайскому видению интерьера, в котором одни предметы, как мы уже говорили, превращаются в картины, а другие - в рамы. Кроме этого, расписная ширма сама по себе своеобразная картина, а ее подвижные створки как бы включают зрителя в сюжет, помещают внутрь композиции и таким образом дают возможность полностью погрузиться в созерцание.
Благодаря богатой смысловой и функциональной полифонии ширма становится ярким, порой театральным звеном интерьера. Разнообразие материалов, из которых она изготовляется - от вышитого шелка в раме красного или черного дерева до прозрачной слюды - позволяет дизайнеру подобрать подходящий вариант при создании интерьерного контекста любой сложности.
Светильники
Восточные интерьеры никогда не казались бы столь заманчиво-загадочными, если бы не "окрашенный", тонированный свет. В китайском доме он получал оттенок того материала, которым было затянуто окно. Поскольку этим материалом являлась бумага, пробивавшиеся сквозь нее солнечные лучи создавали приглушенное, необычное освещение.
Для людей нашего времени, ведущих динамичный образ жизни, современная технология тонирования света - настоящая находка. С ее помощью можно создать потрясающие эффекты, позволяющие радикально преображать интерьеры спальни, столовой или прихожей. Однако "ручная работа", старые классические методы достижения "художественного света" и не собираются сдавать позиций. С годами они лишь возрастают в цене.
По китайским канонам внутреннее освещение любой из комнат жилища призвано имитировать естественный свет. Так, роль сияющего за окном солнца отлично сыграет лампа, спрятанная за деревянными экранами с натянутой на них бумагой или тканью. А из нескольких поставленных друг на друга шестигранников с выступающими внешними резными деталями выйдет целая "горка" лунного света. Очень хороши светильники из гофрированной бумаги, собранной в крупную гармошку. А сколь очаровательны знаменитые расписные "китайские фонарики"! Цвета их колеблются от молочного до зеленого или розового. В качестве дополнительных украшений нередко используются шелковые кисти и вышивки.
Обои
Интерьер в китайском стиле, в отличие от многих других вариантов обстановки, не предполагает аскетического оформления стен. Напротив - именно в Китае (предположительно, во время правления династии Мин) были изобретены завезенные позже в Европу бумажные обои. Изначально бумага была светлых оттенков, иногда белой, но постепенно обои, "придуманные" как материал для маскировки изъянов каменных стен, стали превращаться в образцы высокого искусства. Благодаря мастерству художников появились обои, визуально имитирующие вышивку или роспись по шелку. Да и наряду с бумагой начали использовать нарядный шелк.
Интересно, что на заре своего существования обои представляли собой не наклеенные на стены полотнища, как сегодня, а панели, слегка находящие друг на друга. Так что китайскому стилю вполне соответствуют и декорирующие штукатурку деревянные рамы с натянутым на них шелком.
Рисунок как у бумажных, так и у шелковых обоев может быть выполнен в традиционном жанре китайской живописи - <цветы и птицы> (хуаняо). Не менее характерны и довольно-таки сложные изображения на тему быта старого Китая (люди в национальных одеждах, пагоды). Последние чаще применяются для создания классического интерьера с использованием настоящей антикварной мебели или очень качественных имитаций.