(Окончание)
... Миновала надоевшая всем зима. Весна явилась пробудить все живое да едва не перестаралась: отметилась памятной засухой, сильными ветрами и невероятным зноем. Один за другим повсюду вспыхивали пожары. Отзвонили в церквах на Николу, и на дворе воцарился май 1869-го.
17 мая на строящейся дороге рельсы были уложены до Харькова, а уже 22-го в город прибыл первый поезд, составленный из 5 вагонов и локомотива 22. Вот как описал встречу первого поезда в Харькове очевидец: “... Я видел профессора политической экономии, вышедшего далеко за город встретить поезд, обещающий краю новую экономическую эру: он махал нам шляпой и кричал ура; видел старика, набожно молившегося на коленях; девушку, бросившую в воздух зонтик, шляпку и какую-то книгу; здорового парня, который задумал было помериться силою с локомотивом и схватился за колесо медленно двигавшегося поезда. А далее у станции сплошною массою стояли с открытыми головами тысячи народа. “Тысяч двадцать собралось!” говорили в вагонах. Наконец, поезд остановился у навеса, где стояло духовенство. Стали молиться ...” 23.
На экстренном поезде из Курска в Харьков прибыли тогда начальник Курской губернии, “учредитель дороги” Поляков, инспектора от правительства, главный инженер Данилов, рядовые инженеры и строители дороги, несколько частных лиц. По случаю события, выливше-гося в настоящий праздник, С. Поляков устроил завтрак, в продолжении которого говорились заздравные тосты, звучали крики “ура!”. Кстати, первый поезд в Харькове появился раньше, чем попал туда первый велосипед. 29 мая “Харьковские ведомости” сообщили, что “в магазин г. Жоржа ( на Московской ) получены первые в Харькове самокаты ( велосипеды )” 24. В этом не было ничего удивительного: предприимчивость въехала в город на паровой тяге, а не вращая педали.
Эйфория, охватившая харьковчан в связи с прибытием в город первого поезда, вскоре улетучилась, и на смену ей вернулась будничная проза. В конце июня — начале июля дорогу осматривала комиссия, прибывшая из Санкт-Петербурга. Почти все столичные газеты поспешили уведомить своих читателей о начале эксплуатации Курско-Харьковской ветки железной дороги с 1 июля. Ошибка, может быть, была бы менее досадной, если бы точную дату знали сами строители. Они же и сами пребывали в полном неведении относительно срока ввода в действие этого участка Азовской дороги. Лишь по слухам официальное открытие движения поездов до Харькова ожидалось к середине лета. Словом, точную дату никто не знал. Мимо внимания обитателей губернского города не прошло незамеченным неожиданное событие: забастовали более 100 рабочих, строивших железнодорожный вокзал. Они оставили работу вследствие неплатежа им денег и предъявили мировому судье иск к подрядчику. Действовали вполне цивилизованно. Неизвестно, чем, в конце концов, закончилось дело, но, по-видимому, все тогда уладилось к взаимному удовольствию сторон.
И вот, третьего июля из Курска на имя редактора “Харьковских ведомостей” была получена телеграмма от С. Полякова. Он извещал, что правительственная комиссия закончила освидетельствование участка дороги от Курска до Харькова, и с 6-го июля начнется регулярное “пассажирское и товарное движение” между этими городами. Предполагалось пока пустить только один поезд в день, который курсировал бы из Харькова в Курск и обратно 25. Дату С. Поляков указал точно и не подвел: 6 июля поезд, отправившись из Курска в 3 часа 15 минут пополудни, прибыл в Харьков во 2-м часу ночи 7 июля 26. Свершилось. Долготерпение жителей Харькова было вознаграждено. Правда, лишь наполовину, потому что многие связывали свое благополучие со второй частью дороги — с дорогой к Азовскому морю. Эту часть дороги продолжали строить, не снижая темпа.
А дни текли и текли своей чередой. В конце июня в Харькове собрался да на том и разъехался епархиальный съезд: ровным счетом ничего не решив, депутаты отложили встречу до осени — какие уж там заседания, когда в разгаре лето! Не прекращалась суета и в губернских учреждениях: кого-то увольняли, кто-то праздновал новое назначение, а кто-то готовил очередной циркуляр — здесь тоже все шло своим ходом ...
Не знали отдыха и в редакции “Харьковских ведомостей”. Несмотря на летний сезон, новости поступали в избытке. То случится дождь с грозой и сильным ветром — надо разузнать, что натворила непогода; то певица Венской императорской оперы г-жа Мезина, дававшая с успехом концерты в Харькове, по слухам, отправлялась в г. Славянск — надо бы уточнить намерения гостьи. Кто-то из редакционных патриотов выудил в столичных “Биржевых ведомостях” интересное сообщение и по случаю 215-летия Переяславской Рады поместил его в своей газете: “... В местечке Субботове, Чигиринского уезда, возобновлена находившаяся в запустении каменная Ильинская церковь, построенная Хмельницким” 27. Похоже, и тогда не забывали нашего Богдана ...
И все же, люди жили днем настоящим, устремляя взоры в день грядущий. Обладателям облигаций Общества Курско-Харьково-Азовской железной дороги уже мерещились большие дивиденды. Для них газета поместила объявление: ”Обмен временных свидетельств на подлинные облигации харьковско-азовской железной дороги начнется с 7 ( 19 ) июля” 28. Видимо, надежды акционеров имели под собой основание. В Харькове знали точно: строительство дороги не прекращается ни на один день.
Укладка рельсов на Азовском участке железнодорожной линии — от Харькова и дальше, на юг, — началась в конце июля. Вот какую хронику строительства дороги в те дни публиковали “Харьковские ведомости”: “26 июля, в 10 час. утра вышел из Харькова первый поезд под предводительством начальника 5 участка инженера И.Г. Кулаковского. Поезд прошел временный мост на реке Удах, построенный техником, заведующим 2-ю дистанциею 5 участка А.И. Кюстерном. Мост найден был удовлетворительным. 28 июля поезд дошел до Карачовки. 4 августа г. начальник губернии проехал по линии за Кременную почтовую станцию. 6 августа два красивых вагона привезли в Карачовку небольшое общество харьковцев, в том числе были П.П. Дурново, Ф.А. Беклемишев, А.И. Ионин и другие, приглашенные Л.С. Поляковым ( братом устроителя дороги С. Полякова — В.К. ). Общество пило чай в Карачовке в 6 часов вечера. Рельсов укладывается по 5 верст в сутки. Можно надеяться, что через месяц Харьков будет связан рельсами со Славянском” 29.
Судя по прогнозу неизвестного автора публикации, рельсовый путь достиг Славянска в начале осени, где-то 6-го сентября. Если это было так на самом деле, то 9-10 сентября укладка рельсов производилась, вероятно, непосредственно на территории нынешнего Краматорска. К нашему глубокому сожалению, на страницах “Харьковских ведомостей” ход строительства железной дороги в нашей местности не был отражен ни единым словом. В следующей главе мы выясним, чем объясняется такое невнимание к Краматорской.
Строящаяся дорога, благодаря губернской газете, приковывала к себе внимание читателей и на протяжении всего сентября. Новости о ней неизменно становились темой для разговоров обитателей всех уголков Харьковской губернии. Тем более, что эти разговоры газета подогревала не только сообщениями о количестве верст уложенных рельсов. Дорога то и дело “подбрасывала” сюрпризы падким на сенсации журналистам, а те, в свою очередь, смакуя, потчевали ими обывателей. Впрочем, не только их одних. Человеку просвещенному тоже было о чем прочесть в газете. Например, “Харьковские ведомости” напечатали обширную статью Н.Д. Борисяка “Археологическая находка в Харькове”. Из нее явствовало, что в ходе земляных работ при строительстве дороги в разных местах землекопам иногда попадались различные древности. Автор не ограничился рассказом о находке, обнаруженной в непосредственной близости от железнодорожной станции в самом Харькове. Статья затрагивала и проблему бережного отношения к памятникам прошлого, раскрывала перед читателем некоторые малоизвестные страницы истории Слободской Украины. В середине сентября газета не преминула рассказать и о слухе, также заинтересовавшем любознательных харьковчан. Речь шла о скелета мамонта, который нашли во время земляных работ у станции Никольской под Курском. Слух, видимо, оказался настолько правдоподобным, что в Харьковском университете решили направить к месту находки специалиста-палеонтолога дабы тот принял меры к доставке скелета доисторического животного в музей университета. Последовало даже распоряжение Л.С. Полякова о содействии ученому.
Еще не родившись, дорога начинала проявлять свой непростой характер. Она словно преду-преждала, что в будущем потребует к себе повышенного внимания и надлежащего обхождения. В ста верстах от Таганрога, между станциями Амвросиевской и Николаевской, во время движения с рельсов сошел поезд, на котором ехали рабочие. Четыре вагона разбились в щепки. Были ранены 13 рабочих и машинист, погиб кондуктор. 8 сентября на вечернем экстренном поезде С.С. Поляков отправился к месту крушения. И это было начало. Железная дорога тогда открыла счет своим первым жертвам.
* * *
... Вечер 16 ноября 1869 г. наступил неожиданно быстро, и в небе над селом Белянское замерцали яркие звезды. В Архидиаконо-Стефановской церкви потрескивали горевшие свечи — здесь близилась к концу воскресная вечерня. Негромкий голос отца Дмитрия терялся где-то в сводах храма, так что до Ивана Чернявского, стоявшего ближе всех к выходу, доносились лишь отдельные слова молитвы, которую произносил священник. В тот момент, когда батюшка умолк, Ивану почудился вначале неясный, а затем все усиливающийся, но по-прежнему далекий шум. Он затаил дыхание, прислушался и тут же, не узнавая собственный голос, придушено воскликнул: “Бiжить!” На него стали цыкать стоявшие рядом односельчане, удивленно озирались дальние, а он, не обращая ни на кого внимания, повернулся и поспешил на паперть. Мужики, бабы, начиная понимать, что так всполошило Ивана, последовали его примеру, и вскоре весь приход высыпал на старую площадь перед церковью.
Люди замерли будто в ожидании чуда. А тем временем шум нарастал, становился отчетливее, и вот, наконец, из сумерок показался чмыхающий клубами дыма поезд. Черные силуэты локомотива и нескольких вагонов с тускло подсвеченными окнами пронеслись в направлении Славянска и, словно наваждение, растворились в вечерней мгле. Толпа людей разноголосо загалдела. Женщины, старухи мелко крестились. Иван стоял зачарованный и не мог вымолвить слова. Он видел поезд уже в пятый раз, а все никак не мог к нему привыкнуть и воспринимать спокойно. Вот и теперь он быстро шагал в сторону дома, забыв, что следом, едва поспевая, почти бежит жена, а ему все чудились освещенные окна вагонов да в ушах не стихал перестук колес. Шел Иван и дивился: “Люди ж там! Як вони не бояться!?” На весь вечер он утратил покой. В хате давно все уснули. Рядом тихо посапывала его Орышка, а к нему и сон не шел — в голове теснились мысли одна другой чуднее. Откуда было ему знать, что в поезде тогда мимо его дома проехал родной брат самого царя. Куда там! Сказали — не поверил бы. А зря.
Утром следующего дня “Харьковские ведомости” сообщили о благополучном прибытии из Ростова-на-Дону в Харьков Их Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича, супруги его Великой княгини Ольги и их Августейших детей. Семейство сопровождала небольшая свита: гофмейстер, директор походной канцелярии, адъютант, лейб-медик и воспитатель великокняжеских чад. Знать, уже в ноябре готова была железная дорога, коль отважился Поляков отправить по ней Их Высочества ...
Да только мало радости принесла она Ивану Чернявскому. Дорога — ему забота. Скотину теперь береги, чтобы не попала под колеса локомотива; о малых детях и говорить не приходится — только и следи, чтобы не бегали к насыпи. И все-таки, все-таки чем-то ему эта “железка” нравилась. Правда, чем, он и сам себе толком объяснить еще не мог.
* * *
Железная дорога... Она начинала свою самостоятельную и, казалось, ни от кого независимую жизнь. Население сел и деревень так и воспринимало ее вначале — как живую. То покладистую и зовущую вдаль, то своенравную и мстительную.
Ночью с 22-го на 23 ноября несчастье настигло людей, ехавших в пассажирском поезде из Таганрога по пути в Харьков. Неподалеку от станции Никитовка у одного из вагонов лопнула рессора, отчего он соскочил с рельсов и пошел по шпалам, увлекая за собой остальные. Два из них оказались сильно поврежденными. В результате катастрофы 20 пассажиров получили ранения. Одной женщине оторвало руку и ногу. По мнению врача, ее жизнь находилась в опасности. Кому-то на чужом горе, видно, удалось нагреть руки: после крушения и возникшей суматохи, некоторые пассажиры не обнаружили у себя векселей и кредитных билетов на сумму до 30000 рублей ...
Наступил декабрь. Общество Курско-Харьково-Азовской железной дороги официально не заявляло об открытии движения между Харьковом и Таганрогом, а в российских газетах уже стали появляться различные сообщения о близости этого события. “Харьковские ведомости”, например, обратили внимание господ земледельцев на увеличение стоимости перевозок “искусственных землеудобрительных”. Назначенная управлением дороги цена за перевозку 1 пуда удобрений на версту составила 1/ 50 коп., тогда как прежде взимали 1/ 36 коп. Не задержалось с уведомлением и почтовое ведомство. В связи с предстоящим открытием ряда железных дорог на юге России, оно учредило ежедневное почтовое движение между Киевом, Одессой, Курском, Харьковом и Таганрогом.
Наконец, 11 декабря, в четверг, редакция “Харьковских ведомостей” опубликовала короткое сообщение: “15 декабря ожидается открытие харьковско-таганрогской железной дороги” 30. В редакции, однако, поторопились и указали дату неверно. Ошибку исправили 30 декабря, поместив в последнем номере газеты за 1869 год отчет об официальном открытии дороги — от Харькова до Таганрога. Правительственная комиссия нашла дорогу годной для эксплуатации и с 22 декабря разрешила открыть движение на всем ее протяжении. 23 декабря в 9 час. 30 мин. на вокзале харьковской станции собралась публика, и в присутствии начальника губернии, представителей отдельных управлений, уполномоченных от Общества Азовской дороги, брата строителя дороги и почетных лиц харьковского городского общества состоялся традиционный молебен. Торжество сопровождалось соответствующими речами, которые звучали и в продолжение последовавшего затем завтрака в здании вокзала. Тосты провозглашались в честь строителей дороги, инженеров и служащих. В 12 часов первый пассажирский поезд отправился из Харькова к Азовскому морю 31.
Итак, 23 декабря 1869 г. состоялось официальное открытие движения поездов на всем протяжении Курско-Харьково-Азовской железной дороги. “Харьковские ведомости” с гордостью сообщали: “Таким образом, сооружение азовской дороги, начатое в марте прошлого года, окончено менее чем в два года, — быстрота, с которой еще не была построена ни одна дорога в России” 32. Дорога была одноколейной, и встречным поездам нужно было где-то разминуться. Один из таких разъездов устроили в Краматорской. Расположили его в версте севернее села Белянское, как раз напротив сельца Петровское. Хаты петровчан белели рядом — за рекой Казенный Торец.