Форум Краматорська

  • 28 Березень 2024, 11:39:19
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Фортификация востока Украины и прочих регионов  (Прочитано 64670 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

10 Березень 2011, 14:00:38
Прочитано 64670 раз
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
         Название новой темы незатейливое, но, как мне кажется, информативное - мимо не проедешь. Может возникнуть вопрос - для чего нужна, какая необходимость в новой теме, если есть старая добрая "ДОТы в Краматорске и окрестностях"? Тут надо сказать следующее. Как не дорога моему сердцу (и не только из-за затраченного времени) тема "о ДОТах", все-таки приходится признать, что на сегодняшний день там "Черт ногу сломает", что либо отыскать - проблема. Пытался недавно заново перечитать тему "от корки до корки" - заскучал, еле осилил. Второй момент - все более разрастающаяся география вопроса. Это не может не радовать, но "впихнуть невпихуемое" в рамки одной темы вряд ли получится. Вернее, не хотелось бы чтобы получилось "как всегда". Буду благодарен участникам форума за конструктивные предложения, замечания и прочие "...ия".
         В качестве "стартового" материала для новой темы, решил предложить Вашему вниманию статью известного мариупольского краеведа Валентины Зиновьевой "Мариуполь - укрепрайон". Валентина Михайловна давно и последовательно занимается историей Мариуполя в период немецкой оккупации 1941-1943 гг., автор книг "Мариупольское подполье" (2000 г.) и "Чтобы жизнь продолжалась... Приазовье в период оккупации 1941-1943гг." (2004 г.). Должен заметить - вопросы, затронутые в этой статье, в меньшей степени имеют отношение к фортификации как таковой, в большей - морская тема, авиация и т.д. Учитывая это, автор любезно мне разрешил как-то "подредактировать" текст, как-то приспособить к нуждам текущего момента. Огромное мое спасибо автору, но не стал своевольничать - лично мне эта статья нравится "как есть", без всяких купюр. Пользуясь моментом, уже не устно а письменно, хочу выразить свою благодарность и признательность Валентине Михайловне - и за саму статью, и за разрешение разместить ее на нашем форуме, да и вообще - ну не стал человек, в лучших традициях некоторых краеведов (тут хотел взять в кавычки, махнул рукой - не стал), что-то там "дозировать", выпендриваться и т.д. Как и не стал меня "посылать" (а мог!) и мариупольский краевед Александр Бутт, благодаря которому направление "Мариуполь и фортификация" не ограничится только этой статьей, там еще масса интересного и непонятного. Еще раз всем спасибо и...с Богом!

                                              "Мариуполь - укрепрайон"

Мариупольцы нередко становятся свидетелями обнаружения и обезвреживания снарядов времен войны в городе и его окрестностях. Прошло 65 лет после войны, а она дает о себе знать, не позволяет нам забывать о ней. Мало кто знает, что в период оккупации город был превращен оккупантами в настоящий укрепрайон. И снаряды, обезвреженные МНС-овцами – это остатки разветвленной сети баз и складов, созданной гитлеровцами на оккупированной территории Сталинской (теперь – Донецкой) области, Приазовья.
Мариуполь имел для немецкого командования большое стратегическое значение. Недаром город был включен в «военную зону» и управлялся германским главнокомандованием через начальника тыла группы армий «Юг» и военного коменданта: через Мариуполь, через Приазовье на протяжении всего периода оккупации 1941-1943гг. шло перемещение фашистских войск на Ростов, Кавказ, к Каспийскому морю, для подготовки военных действий в Азии с выходом на Иран, в Индийский океан. 
Сеть баз и складов размещалась:
- боеприпасов и горючего – в 31 пункте области, включая Мариуполь и Таганрог;
- продовольствия – в 23 пунктах, включая Волноваху, Мариуполь и Таганрог;
- интендантских и  вещевых – в 10 пунктах, включая Таганрог. 
В основном, это были армейские склады 1-ой  танковой  армии генерал-полковника Эвальда фон Клейста группы армий «Юг», которая оккупировала город Мариуполь 8 октября 1941 года и обосновала в нём свою штаб-квартиру.
В ноябре 1941 года железнодорожные пути Мариуполь-Волноваха-Доля- Рутченково-Сталино были перешиты на европейскую колею, и началось интенсивное движение воинских эшелонов из Днепропетровска на Мариуполь и обратно, до 14 пар поездов в сутки. Железная дорога на Днепропетровск через Волноваху связала Мариуполь с глубоким тылом врага на оккупирован-ной территории Украины.
Зимой и весной 1942 года запасы боеприпасы, горючего, продовольствия и   интендантского снабжения, хранящиеся на  складах города, были значительно пополнены путем подвоза из глубокого немецкого тыла. Склад горючего в Мариуполе вмещал до 5000 тонн.
Из-за систематической угрозы со стороны войск Южного фронта и Азовской военной флотилии Черноморского флота немецко-фашистские оккупанты вынуждены были защищаться всеми видами фортификации, средствами заграждения; ощетиниться пушками и пулеметами, держать большее, чем планировали, количество обслуживающих войск на занимаемой территории Азовского побережья (по данным разведчиков – до 2-х дивизий).
По всему северному берегу Азовского моря оккупанты установили сторожевые посты и наблюдательные пункты, расположили огневые точки, несли береговую охрану.
     Колхоз «Шлях Ильича» – трехорудийная батарея тяжелой корпусной артиллерии.
     Мангуш – обе школы и церковь превращены в склады боеприпасов,
     Ялта – радиостанция большой мощности,
     Юрьевка – румынские солдаты несли патрульную службу на берегу, были расквартированы в здании школы.                                                         
     Мелекино – патруль выходил от Белосарайской Косы дважды в ночь, проходил вдоль берега от Белосарайки до Мелекино и обратно.     
     Побережье от Ялты до маяка Белосарайской Косы было заминировано.       
     Володарское – в районе леса оборудовали аэродром,
     Старый Крым – дивизион гаубичной артиллерии румын. По дворам расположилось до 15 орудий, из них  6 были дальнобойными,                           
     Ляпино – до взвода немцев. На льду перед селением в 1,5 км от берега были установлены будки для часовых на расстоянии 500-1000 метров друг от друга,               
     Волонтеровка – в домах размещено до 200 немцев. В здании школы до 150 солдат – шоферов, до  50 автомашин,
     Сартана – по дворам расквартировано до 300 румынских кавалеристов.
     Буденновка – расположились штабы 8-го конного полка и 2-го  артиллерийского полка румын (несли охрану побережья Буденновка - Весело-Вознесенск),
     Безыменное  –1-я батарея 2-го дивизиона 2-го  артполка,
     Хутор Обрыв  – 2 -я батарея 2-го  дивизиона 2-го артполка.
     В Мариуполе оборонительная линия проходила от аэродрома западнее Новоселовки до Сартаны. По этой  линии населением, выгоняемым силой на окопные работы, были отрыты окопы и блиндажи с печками и электрическим освещением.
К строительству оборонительных сооружений в Мариуполе приложил руку Гиммлер, об этом он вспоминал во время одной из речей в Познани 3 августа 1944 года:   
«...Когда я  в Мариуполе спросил: а почему вы не приведете в порядок дорогу в Таганрог, она же просто в свинском состоянии, здесь любой автомашине – капут, мне отвечали: да, конечно, надо бы, только у нас нет рабочей силы.
Да у вас же целый город Мариуполь, полный людей, берите их!
Мне опять отвечают: а кто же должен организовать снабжение продовольствием?
Я говорю: вы что думаете, его вам организуют русские?
Тут уж я не выдерживаю: вызывайте сейчас же старосту или (немецкого) комиссара этого города и прикажите, чтобы завтра рано утром, в 6-00, здесь была 1000 женщин с лопатами и кирками. А если они не явятся, я вас самих загоню в Сибирь, в лагерь на Ледовитом океане или еще куда подальше! Они сразу будут тут как тут. Этим бабам надо только сказать: вот здесь ройте пулеметное гнездо, сделать надо то-то и то-то…».
Оккупанты «нарыли» окопы и блиндажи силами мариупольских женщин, стариков и подростков, насильно мобилизованных на рытьё окопов, строительство укреплений. Сгоняли через биржи труда, после проведённых облав.
Средства защиты противника прикрывали, в основном, 5 объектов:
      -   порт, где готовились средства десанта, проходили подготовку немецкие  и хорватские морские десантники, шел ремонт судов;
      - аэродром в Новоселовке, где располагались немецкие истребители и бомбардировщики,
      - аэродром в Ильичевском районе, где располагались транспортные самолеты, и завод имени  Ильича, где они пытались запустить металлургическое производство,
      -  завод «Азовсталь», 
      - район железнодорожного вокзала и санаториев, домов отдыха, где проходил железнодорожный путь к порту.   
Центр города  защищался огнем пулеметов, расположенных на большинстве высотных зданий центра города и отдельных объектов. По берегу от города до порта на высотах и обрывах, где располагались дома отдыха и санатории, в разных точках были отрыты окопы, устроены блиндажи, пулеметные гнезда (дзоты).


Остатки немецкого ДОТа в пос. Песчаном. Мариуполь.Из архива Бутта А.А


Зенитная артиллерия. Мариуполь. Фото сайта «Мариупольский независимый форум»

ПВО противника в Мариуполе имело мощную систему: зенитную артиллерию, крупнокалиберные и обычные пулеметы, прожектора, звукоулавливатели Ringtrichterrichtungshoe rer и истребительную авиацию, которая почти постоянно несла барраж над Мариуполем в составе не менее двух самолетов-истребителей «Bf109» и «Bf.110».  Прожектора начинали работу с наступлением полной темноты. Включение прожекторов происходило каждые 20-25 минут. Продолжительность работы каждого прожектора до 3-5 минут.
За мостом через речку Кальчик были сложены артиллерийские снаряды в ящиках 15 рядов, высотой 1,5 метров, длиной 200 метров. В районе Шлаковой горы по этой же дороге также в ящиках – артиллерийские снаряды. Общежитие рабочих завода имени Ильича использовалось как склад боеприпасов.
22 января 1942 года на железнодорожном пути в порту стояло 6 составов поездов, из них 4 открытых с танками, орудиями, автомашинами и 2 закрытых с боеприпасами.
В районе завода имени Ильича всегда находилось от 1500 до 2000 автомашин, здесь проводился их ремонт. Автомашинами загружены были все склады порта, Хлебной гавани, все городские и портовые гаражи.
Артиллерийские средства защиты были сосредоточены, главным образом, в районе порта, завода «Азовсталь», на участке побережья между портом и железнодорожным вокзалом. Они были расположены таким образом, что давали  возможность вести перекрестный огонь по любым целям на подходах к  районам общих портов: на берегу в Бузиновке – 6 зенитных орудий, на берегу у Вокзала – 4, на южной окраине Городского сада –1, севернее Курортной пристани – 6, на Угольной гавани – 6, в районе Элеватора – 2.
На оконечности Западного мола в порту в бетонированной башне, имеющей форму параллелепипеда, были установлены два 120 мм орудия. Сектор его стрельбы – по входному каналу Угольной гавани. Такая же бетонированная башня строилась в 400 метрах от корня Западного мола к поселку Песчаное.
В 600 метрах от Западного мола против поселка Песчаное на берегу в 30 метрах  от уреза воды было установлено еще два орудия 150 мм, открытого типа, хорошо замаскированные.
В сквере и центре города замаскировали 36 тяжелых танков.





Здесь же, во дворе здания общежития завода «Азовсталь», находилось постоянно до 100-200 автомашин. Во дворе здания бывшего 238-го полка располагались до 200 тягачей. В большинстве дворов по улице Апатова стояли автомашины, груженные снарядами, минами, горючим. Напротив бывшего  призывного пункта (ул. Апатова, д.38), во дворе, находилось 12 автомашин, груженных боеприпасами. Автомашинами с боеприпасами были загружены дворы домов на улицах: Пушкина, Большая Садовая, Ленина.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Форум Краматорська


10 Березень 2011, 14:39:42
Відповідь #1
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю

Автомобили оккупантов на ул. К.Маркса (теперь – ул. Греческая).


Охрану азовского побережья несли, кроме румынских кавалеристов, и хорватские моряки.

В летнее время в море на линии, пересекающей проходы к городу и порту в расстоянии 5 миль, несли дозор рыболовные суда, вооруженные пулеметами, стоящие в непосредственно близости к берегу у порта. Для дозорной службы и для конвоирования применялись вооруженные 33 мотобота (по 20-40 тонн)  и 2 сторожевых катера. Мотоботы использовались так же для перевозки грузов и рыбной ловли. Часть мотоботов была вооружена крупнокалиберными пулеметами и авиационными автоматическими пушками калибра 22-27 мм.
Немецкие катера, похожие на наши катера типа «К-ЗИС», были доставлены в Мариуполь по железной дороге на платформах. Сторожевые катера, окрашенные в стальной цвет, вооруженные так же, как мотоботы, имели броню. При обстреле с самолета трасса пуль отскакивала от корпуса.




Дозор немецких бронекатеров на Азовском море. Мариуполь.1942г. Фото сайта «Мариупольский независимый форум».

В навигацию 1942 года катера использовались (до 10 единиц) для несения дозорной службы на участке Мелекино - Коска: 2 катера в ночь с вечера до утра. Экипажи – хорватские моряки.  Как в летнее, так и в зимнее время охрана побережья неслась часовыми, дозорами.


Обстрел моря с Азовского побережья в районе порта. Фото из фондов Мариупольского краеведческого музея.


Северный приазовский берег охраняли части 3-й румынской дивизии, в Буденновке ее частями ведал ротмистр Андриеску

Брандвахта (до 40 немецких моряков) находилась в Угольной гавани у конечности Западного мола. Она давала разрешение на вход и выход судов. Дозорные посты на берегу были расположены:
     - у конечной остановки трамвая в порту,
     - у ворот выхода из порта у электростанции в направлении пос.Песчаный,
     - в районе здания бывшего штаба Азовской военной флотилии,
     - на берегу в пос. Песчаном.
Смена дозора  велась каждые 4 часа. Дозор в составе 3-х человек ходил от поста по льду на расстояние 10 км. На вооружении дозора имелись: 3 винтовки, 1 ручной пулемет, 1 автомат и 1 пистолет.
«Русские добровольцы» на рыболовецких судах, несущие береговую охрану, числом 500 человек были подчинены лейтенанту Шмальцу, который работал в транспортном отделе комендатуры.
Захватив порты северного побережья Азовского моря Мариуполь и Таганрог, гитлеровское командование стало интенсивно использовать для снабжения своих войск морские пути, связывающие Таганрог-Мариуполь-Осипенко-Геническ.
Буксиры, баржи и рыболовецкие суда Мариуполя, которые не смогли эвакуировать, оккупанты использовали в качестве транспортных средств для перевозки грузов в направлении Мариуполь-Таганрог и Мариуполь-Осипенко, которые  производились, главным образом, в ночное время. В дневное время перевозки  производились группами судов, в состав которых входили вооруженные сейнера или сторожевые катера. Переходы судов прикрывались истребителями «Мессершмитт Bf.109Е». 20 апреля 1943 года на  барже «Таганрог» из Таганрога в Мариуполь были доставлены побитые немецкие самолеты. Из Мариуполя в Таганрог во второй половине  апреля 1943 года возили боезапасы.
На 30 апреля 1943 года к имеющимся судам в мариупольском порту находились:
      - буксирные катера «Рени» и «Таганрог», вооруженные 1 автоматическим орудием калибром 45-50 мм., экипаж – 15 «русских», 4 немцев-артиллеристов,
      - 2 нефтеналивные баржи, команда «русская»,
      - баржи «Крестьянка» и «Таганрог», команды «русские»,
      - 4 румынские сухогрузные баржи,
      - до 20 рыболовецких моторных шхун водоизмещением от 15 до 30 тонн и еще до 40 таких же шхун находилось в ремонте.
Каждая моторная шхуна вооружена пулеметом. Экипажи – «русские добровольцы», по 5-8 человек на судне и 2-х пулеметчиков – немцев. Одеты «русские добровольцы» были в немецкую форму, жили на судах, многие имели и квартиры. Зимой 1942-1943 года лейтенант Ольшевский, руководитель немецкой морской разведки, набрал еще 300 добровольцев.
Мариупольский судоремонтный завод во время оккупации официально считался Мариупольской судоверфью с главным управлением в Николаеве. Управление судоверфью было двойным: во главе стоял немецкий директор – инспектор Трукенмюллер и подчиненный ему русский директор В.И. Вирский. Вирский, работавший в 1939 году на заводе заместителем директора, начал преданно служить оккупантам, сразу же выдав им 29 коммунистов завода (в июле 1944 года задержан в Одессе и предан суду). Оклад Вирского В.И. составлял 1300 советских рублей того времени. На судоверфи был организован ремонт судов оккупантов.
На Азовском море в широких масштабах развернулась минная война с применением самых современных магнитно-акустических мин.


Мариуполь. Гавань Шмидта. 1942г. На автомобиле, стоящем на мосту, справа эмблема 1-й танковой армии Клейста – буква «К».


Минные постановки в Азовском море. Мариуполь.

Минные постановки немцами в Мариуполе производились со специально оборудованной для этой цели баржи грузоподъемностью 50 тонн.  Баржа буксировалась паровым буксиром «Рени», а так же работу по постановке мин выполняли 3 сейнера, переоборудованные под минные заградители. Сейнера находилось  в порту. 8 и 9 мая 1942 года в порт из города на двух автомашинах возились мины, по 4 мины на каждой автомашине.  Мины были шарообразной формы с 5-ю колпаками, подобны русской мине образца 1908 года. Мины складывались в двух кирпичных складах в Хлебной гавани, каждый склад вместимостью по 200 мин.
Мины ставились в следующих районах моря:
      - во входном канале Угольной гавани порта от Западного мола до параллели 47, проход для судов оставлен шириной 5 метров западнее канала, курсы были отмечены бочками;
      - в воротах Аванпорта (внешней более глубокой части акватории порта) проход для судов  был оставлен шириной 25 метров и проходил у оконечности Северного мола, границы минного поля были не определены;
      - во входе в гавань Шмидта с западной стороны канала.
Советские минные постановки в Азовском море, в районах движения судов врага ставились обычно в темное время суток отрядами и группами кораблей Азовской военной флотилии: канонерских лодок (КЛ) «Буг», «Днестр», «Дон», катеров-заградителей: «МО-038», «МО-0118», «МО-098», «МО-0165», МО-0123», в сопровождении катеров-тральщиков: «Шквал», «Темрюк», «Адлер», а так же  самолетами 5-го гвардейского авиаполка Черноморского флота.


Немецкие аэродромы в Мариуполе: слева – Новосёловский, справа – пос. Аэродром в Ильичёвском районе. Аэросъёмка немецкого самолёта г. Мариуполя 6 сентября 1943г. Фото сайта «1941-1945гг. Хроника Победы».

Кроме минной войны, на Азовском море широко велась воздушная война. В Мариуполе захватчики оборудовали  два аэродрома:  в Новоселовке и в Ильичевском районе.
Согласно разведсводки штаба Азовской военной флотилии от 30.01.1942. (АО ЦВМА РФ, ф.175, д.23041, л.15) в южной части новоселовского аэродрома располагались истребители «Мессершмитт» «Bf.109Е» и «Bf.110», в северной – бомбардировщики «Хейнкель Не.111Н» и «Юнкерс Ju.88».
Западнее завода имени Ильича находился второй аэродром. Там дислоцировались преимущественно тяжелые транспортные самолеты типа «Юнкерс»- «Ju.3», «Ju.52», «Ju.90».


Тяжёлый транспортный самолёт«Ju.52»


Тяжёлый транспортный самолёт «Ju.90»

В середине февраля 1942 года  на  двух  аэродромах Мариуполя насчитывалось до 160 самолетов (объём эскадры).
 


    
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

10 Березень 2011, 14:45:01
Відповідь #2
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю

«Юнкерс Ju.87» - «Штуки» - пикирующие бомбардировщики возвращаются после налета на Севастополь


«Юнкерс Ju.88» - основной бомбардировщик ВВС фашистской Германии.


Истребитель «Мессершмитт Bf.109F-2»


Истребитель «Мессершмитт Bf.109F-4»


Трофейный средний бомбардировщик He.111H-6


Истребитель «Мессершмитт Bf.110Е»


Применение истребителя  Bf.109Е в качестве бомбардировщика


Истребитель «Мессершмитт Bf.109G-6»

На фюзеляже самолётов размещался опознавательный знак черно-белый балочный крест (равносторонний), так называемый, «Balkenkreuz», введённый в сентябре 1935г. Кресты этого типа традиционно рисовали по обе стороны фюзеляжа и на верхних и нижних поверхностях крыльев.


«Balkenkreuz»

Осенью 1936 г. белая обводка вокруг креста была дополнена еще и черной обводкой. Она должна была отчетливо выделять белую обводку от фона, на котором они находились (в то время большинство самолетов окрашивались в серебристый или светло-серо-зеленый цвет). Так поступали не для красоты, а для быстрой идентификации своих соединений, как с земли, так и с воздуха.


В здании по ул.Энгельса, 1 располагался штаб 1-й танковой армии Клейста (1-й этаж) и казарма лётного состава  частей 4-го воздушного флота  (2-й этаж).

Летный состав Новосёловского аэродрома – 350 летчиков, разместился в пятиэтажном здании на углу улиц Мало-Садовая и Энгельса у главного входа в Горсад (теперь – здание по ул.Энгельса,1). На 1-м этаже размещался штаб 1-й танковой армии Клейста, позднее – 1-й моторизованной ди-визии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» Дитриха (с мая 1942г. по июль 1942г.). Пятиэтажное здание на углу улиц Мало-Садовая и Энгельса, 1 в стиле конструктивизма: балконы, балюстрады, колонны перед входом – было построено до войны для работников  коксохимического завода по проекту архитектора Петра Теслера (из книги Сергея Давидовича Бурова «Мариуполь. Былое»).


В здании школы №42 по пр. Ильича в 1941-1943гг. располагалась казарма немецких лётчиков Ильичёвского аэродрома

Лётный состав Ильичёвского аэродрома расположился в здании школы №42. До войны и во время войны номер 42 носила школа, расположенная на проспекте Ильича, теперь здесь находится Технологический лицей.
Авиация Новоселовского аэродрома вела разведку и охрану города, прикрывали  переходы  немецких  судов  по  морю, осуществляла минную постановку.
Не менее двух истребителей «Мессершмитт» Bf.109Е» и «Bf.110» почти постоянно несли барраж над Азовским морем у Мариуполя.  Принимала участие  в операциях Люфтваффе за пределами города: по отражению наших десантов, в боях за Кавказ, за Сталинград, на Чёрном море.


Эмблема  III./JG77.
     
Согласно данным разведотдела АВФ в апреле 1942 года на Ильичёвском аэродроме находилось до 10 самолетов-истребителей «Bf.109» и «Bf.110» и до 20 самолетов-бомбардировщиков «Ju-88».
Знаком авиачасти являлась «голова овчарки», этот знак был нарисован на всех самолетах части.
 «Голова овчарки» – это эмблема III-й (истребительной) группы 77-й истребительной эскадры (командир Курт Уббен).
В течение зимы 1942 года, готовя наступление на Кавказ, вермахт наращивал на южном фронте свои войска, и самолёты, дислоцировавшиеся на аэродроме в Ильичёвском районе Мариуполя, занимались преимущественно транспортными перевозками грузов: на фронт – технику и боеприпасы, с фронта – раненых и сельскохозяйственную продукцию. Ежедневно из Мариуполя на транспортных самолетах  отправляли в Германию хлеб, другие продукты и даже скот Приазовья в живом виде (транспортный самолет вмещал 6 голов скота). 
Все эти данные стали известны, благодаря разведке, которую в городе вели мариупольские подпольщики и агентура – разведчики НКВД, Южного фронта, Азовской военной флотилии Черноморского флота.   
4-й  воздушный  флот Германии  (Luftflotte 4)  в 1941г. поддерживал с воздуха  действия группы армий «Юг», 1-й танковой группы (армии) Клейста; в 1942 г. – действия групп «Б» и «А» в период подготовки и проведения операции «Блау» – наступления на Дону, на Кавказ (начало 28 июня 1942г.).
Затем наступление фашистских: немецких, итальянских, румынских, венгерских и словацких – войск на Сталинград. В последующем – обеспечивал снабжение и вывоз окружённой под Сталинградом группировки вермахта. В 1943г. – действия войск во время Курской битвы и др.

 


Російський військовий корабель, йди на ***!!!

10 Березень 2011, 15:34:29
Відповідь #3
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
20 июля 1942г. командующий 4-м воздушным флотом Александр Лёр был переведен командующим 12-й армией в Грецию, одновременно сохраняя звание командующего на Юго-Востоке. Командующим Luftflotte 4 с 20 июля 1942г. был назначен генерал-полковник барон Вольфрам фон Рихтгофен (по 03.09.1943).


Генерал-полковник барон Вольфрам фон Рихтгофен (1895-1945, умер в тюрьме, в Австрии), командующий  Luftflotte 4 - с 20.07.1942 по 03.09.1943

В период проведения особо важной для Гитлера и вермахта операции «Блау» штаб Luftflotte 4 дислоцировался в г.Мариуполе с 18 июля по октябрь 1942г..
По приказам Рихтгофена, так же, как ранее Лёра, авиачасти 4-го воздушного флота разрушали наши города и сёла, наносили варварские бомбовые удары по фронтовикам, мирному населению.
4-й воздушный флот – авиационное оперативное соединение, практически всю войну действовал на Южном фронте. В его подчинении находились:
      - 4-й, 14-й, 24-й авиаполки связи, эскадрилья связи (самолёты Fw.58 и Не.46);
       - VIII (1939- 05.1942) и XVII (1939-01.01.1943), XXV (полевая) авиаобласти, 4-я и 40-я авиаобласти особого назначения, авиаобласти: «Киев» (начальник: генерал авиации Бернгард Вабер (23.10.1941-9.9.1942), контролировала оккупированную территорию Юга России. 10.9. 1942 переформирована в а.о. «Харьков»), «Ростов» (начальник: генерал авиации Альберт Фирлинг (24.10.1941-1.4.1943), с 17.11.41 контролировала территорию Юга России и Крыма, с 01.04.1943 объединена с а.о. «Харьков» в XXV полевую а.о.), ВВС «Дон», «Харьков»; ВВС «Кавказ», спецштаб «Крым».
Авиационные области – это территориальные объединения Люфтваффе, в которые входили соединения, части, военно-учебные заведения, местные военные учреждения. Они обеспечивали проведение мероприятий по подготовке войск и штабов, занимались вопросами комплектования и обучения войск, обслуживаем аэродромов и авиабаз. По функциям аналогичны военным округам сухопутных войск;
      - авиационные корпуса – высшее оперативно-тактическое соединение Люфтваффе: I, IV, V, VIII, XI;
      - I (15-я зенитная дивизия), II зенитные корпуса; 6-я зенитная бригада, 5-я, 10-я зенитные дивизии;
      - 15-я авиаполевая дивизия (наземные соединения, построенные по подобию пехотных дивизий вермахта);
      - авиакомандир (должностное лицо, осуществлявшее руководство авиационными летными частями в определенном регионе) «Юг», морской авиакомандир «Чёрное море»;
      -  миссии ВВС в Румынии (1941-06.1943), ВВС в Болгарии (1942-06.1943), ВВС «Хорватия», ВВС «Венгрия», ВВС на Северных Балканах и др.
В 4-м воздушном флоте числилось примерно 750 самолётов: дальние бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, одномоторные истребители, двухмоторные истребители, дальние разведчики, тактические разведчики, патрульные самолеты.
 Базовыми единицами Люфтваффе были:
      - пара «Rotte» – два самолета,
      - звено из самолетов: двух пар – «Schwarm» или из трех – «Ketten»,
      - эскадрилья «Staffel» – 12 самолетов.
Дневная истребительная авиация практиковала – Rotte и Schwarm;
ночная истребительная авиация – Staffel; а остальные виды авиации (бомбарди-ровочная, штурмовая и т.д.) летали звеньями по три самолета – Ketten. Численность этих подразделений была различной, но в среднем эскадрилья насчитывала 10-16 самолетов, что составляет штатный состав эскадры в 110-150 машин.
Части 4-го воздушного флота, дислоцировавшиеся в Мариуполе:
10-21октября 1941 – II./JG77 – II (истребительная) группа (командир Антон  Мадер  26.05.1941- 07.03.1943) 77-й истребительной эскадры «Туз червей». Сформирована 01.05.1939г. в Pilsen из II./JG333, расформирована 08.04.1945.
С октября по декабрь 1941 – I./KG27 «Boelcke» – I группа 27-й бом-бардировочной эскадры «Бёльке» (нем.- Kampfgeschwader 27 «Boelcke») (командир майор Хубертус Лессманн (июль 1941-29.12.1941), капитан Йоахим Петцольд (1943). Сформирована 01.05.1939г. в Hannover-Langenhagen на базе I./KG157, расформирована 08.04.1945г. Самолёт в Мариуполе – бомбардировщик «Хейнкель» Не.111Н-6.
 

Истребители «Мессершмитт» Bf.109Е  II./JG77


Генерал авиации Роберт фон Грейм (1892-24.05.1945, принял яд),командир V-го авиационного корпуса, с 25.4.1945 – генерал-фельдмаршал.


Оберст-лейтенант Херберт Илефельд (1914-01.01.1945, погиб), командир I(J)./LG2


Майор Антон  Мадер (1913-1984), командир II./JG77

Ноябрь 1941 – штаб-квартира V-го авиационного корпуса (командир с 11.10.1939 по 31.3.1942, генерал авиации Роберт фон Грейм (1892-24.05.1945, принял капсулу с ядом в тюрьме г.Зальцбург). 30.11.1941 штаб корпуса пере-брошен в Брюссель, где предполагалось его переформировать в корпус по установке минных заграждений (план не был осуществлен). В декабре 1941г. штаб корпуса переименован в специальный штаб «Крым» (Sonderstab Krim). 01.04.1942 переброшен в Смоленск и штаб корпуса переформирован в штаб командования ВВС «Восток».  В состав в 1941г. входили: 35-й авиационный полк связи, 51-я, 54-я, 55-я бомбардировочные эскадры, 210-я авиационная группа, 14-я и 121-я группы дальней разведки.
С 03 по 15 декабря 1941– III./JG77 (кроме эскадрильи 7./JG77, осталась в  Сарабусе) – III (истребительная) группа (командир Курт Уббен, 05.09.1941-10.03.1944) 77-й истребительной эскадры «Туз червей». Сформирована 05.07.40 г. в Trondheim на базе II.(J)/Tr.Gr.186, расформирована 13.04.1945 г.  Самолёт в Мариуполе – истребитель «Мессершмитт» Bf.109F-2.
С 14 по 21 октября 1941 и с 01 декабря 1941 по 6 января 1942 – I(J)./LG2 – I (истребительной) группы (командир капитан Илефельд Херберт (30.08.1940 – 06.01.1942) 2-й учебной эскадры (нем.Lehrgeschwader2)  в составе 3-х эскадрилий  и 10-я (морская) эскадрилья. Сформирована 01.11.38 г. в Garz на базе I./LG. С 06.01.1942 переименована в I./JG77. Самолёт в Мариуполе – истребитель-бомбардировщик «Мессершмитт» Bf.109E-4.
 

Самолёт - истребитель-бомбардировщик «Мессершмитт» Bf.109E-4 из 15.(Kroat.)/JG52. Новосёловский аэродром. Лето 1942г

С 1 декабря 1941 по  июль 1942 – 15.(Kroat.)/JG52, в июле 1944 г. преобразована в Kroat.J.Sta. «Kroat.»-«Хорваты». Самолёт в Мариуполе истре-битель - бомбардировщик «Мессершмитт» Bf. 109E-4.
   

Эмблема  хорватской лётной части в составе 4-го флота Люфтваффе - 15.(Kroat.)/JG52

С  6  по  21января 1942 – I./JG77 (бывшая I.(J)/LG2,  JG«Ставангер»,  IV./JG51) – I (истребительная) группа, командир капитан Илефельд Херберт (06.01.1942-11.5.1942), 77-й истребительной эскадры «Туз червей» (нем. - Jagdgeschwader 77 «Herz As»). Командиры  эскадры: майор Готтгард Хандрик  с 23.06.1941 по 16.05.1942 и майор Гордон Голлоб с 16.05.1942 по 30.9.1942.
6 января 1942  I./JG77 сформирована  в Мариуполе на  основе  I.(J)/LG2  (до этого сначала была переименована в I./JG5).  21.01-03.05.1942 I./JG77 – в г.Сталино, затем в г. Константиновка, в Сарабусе (теперь – г.Гвардейское в 19 км от Симфеополя).  Самолёты в Мариуполе – истребители-бомбардировщики «Мессершмитт» Bf.109Е-4 и Bf.109F-4.
С мая 1942  – штаб-квартира 15-й зенитной дивизии (генерал-лейтенант Герхард Хоффман (01.03.1942-09.11.1942), генерал-лейтенант Эдуард Мур (10.11.1942-15.04.1944), переброшена из Плоешти (Румыния) на Юг России, где поддерживала действия 17-й армии. Состав:  4-й, 7-й, 104-й зенитные полки, 135-й батальон связи ВВС. 
С 18 июля по октябрь 1942 – штаб 4-го воздушного флота (командующий генерал-полковник барон Вольфрам фон Рихтгофен (с 20.07.1942 по 03.09.1943). Самолёты эскадрильи связи штаба – Fw.58 и He.46.
С середины июля по 2 ноября 1942 – Stab/KGrzbV106 (нем.- Kampfgruppe z.b.V. 106) – Бомбардировочная группа особого назначения 106, командир обер-лейтенант Штольт (Stolt) с апреля 1942г., в составе 4-х эскадрилий. Самолёт – средний транспортный «Юнкерс» Ju.52.
С 3 февраля по март 1943 – Stab/KGrzbVOels (нем.- Kampfgruppe z.b.V. Oels) –Бомбардировочная группа особого назначения Oels, командир майор Бекманн (Beckmann),  в  составе  I, II, III, IV группы.  KGrzbVOels  прибыла  в г. Мариуполь (пос. Аэродром в Ильичёвском районе) из пос.Зверево Ростовской области, а убыла в г.Херсон. В мае 1943г. переименована в III./Transportgeschwader 4. Самолёт – средний транспортный «Юнкерс» Ju.52.
 

I./JG52 на аэродроме г. Гомеля.

29  августа 1943 – I./JG52 – I (истребительная) группа (командир Герхард Баркхорн (и.о. 01.08.43 - 30.08.43 вместо раненого Йоханнеса Визе) 52-й истребительной эскадры (командир Дитер Храбак 01.11.1942-30.09.44). Самолёт в Мариуполе – истребитель-бомбардировщик «Мес-сершмитт» Bf.109G-6. Пикирующие бомбардировщики Ju.87-«Штуки» StG (нем. Stur-zkampfgeSchwader)  – эскадры пикирующих бомбардировщиков 4-го воздушного флота дислоци-ровались в Полтаве, Сталино, Запорожье и др..   

Источники:

- ЦАМО РФ, ф. Южный фронт (1 формирования), разведывательный отдел, оп.709, д.630. Справки РО штаба фронта о состоянии железных дорог, искусственных сооружений и тыловых учреждений противника перед фронтом на 1 июля 1942 года;
- АО ЦВМА РФ, ф.175, д.23041. Разведсводки Азовской военной флотилии.1942;
- ЦГАООУ, ф.62 Украинский Штаб Партизанского Движения, оп.2, д. 629. Протоколы опроса и показания вышедших из тыла бойцов, коммунистов партизанских отрядов, спецгрупп и местного населения об оккупационном режиме и партизанском движении.


Валентина Зиновьева.
г. Мариуполь




Російський військовий корабель, йди на ***!!!

16 Березень 2011, 13:58:39
Відповідь #4
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
   Продолжая тему фортификации, хочется остановится на укрепленных линиях обороны немцев. О которых, нам хоть что-либо известно на сегодняшний день.
   Разумеется, самая известная (горы литературы) - т.н. Миус-фронт (Mius-Front). Очень серьезно укреплённый, насыщенный огневыми и инженерными средствами рубеж обороны во время Второй Мировой войны, созданный немецкими войсками на реке Миус в декабре 1941 года. Попытки прорвать этот рубеж предпринимались советскими войсками дважды: с декабря 1941 по июль 1942 года, и с февраля по август 1943 года. Но безрезультатно. По большому счету, это удалось войскам Южного фронта лишь в конце августе 1943 года в ходе Донбасской наступательной операции.
    На сегодняшний день, из мне известных, сохранилось лишь два безмолвных свидетеля тех событий - немецких фортификационных сооружений на р. Миус.




Это немецкая ДФС в районе с. Демидовка Матвеев-Курганского района Ростовской области. Здесь, в апреле 1943 года, части 17-й пехотной дивизии удерживали мост через Миус.




Подобное немецкое сооружение уже в с. Кучеровка Матвеев-Курганского района. Периодически, местные власти пытались его уничтожить, как видим - не очень удалось.

   Откатывающиеся от Миуса немецкие войска, пытались "зацепиться" за предварительно намеченные оборонительные рубежи. На этой схемке можно увидеть целую систему таких линий обороны с весьма экзотическими названиями. Из реально реализованных можно отметить две - линия "Черепаха" (Schildkröte, к сожалению, на этой схеме не показана)


Это фото любезно предоставлено участником Мариупольского Независимого форума

на р. Кальмиус и "Вотан" (Wotan) на р. Молочная. Остальные остались лишь в планах и мечтах - не хватало ни временного, ни людского, ни технического ресурса.
    О линии обороны "Черепаха" сведений, не в пример предыдущей, значительно меньше. Но даже из советской литературы можно почерпнуть кое-какие сведения, в мемуарах военачальников находим упоминания. Что же мы там можем прочитать? Если обобщить - что немецкая линия обороны «Черепаха» строилась отдельными опорными пунктами с хорошо оборудованными боевыми позициями. Что на километр устанавливалось до четырех бетонных дотов и огневых точек, под бронеколпаками (ох уж эти бронеколпаки :D). Что имея небольшую высоту, и низко расположенные амбразуры, они были мало заметны и плохо уязвимы. И скромное резюме - опрокинуть противника сходу на этом участке советским войскам не удалось.


Немецкий ДОТ линии обороны Черепаха, в районе Мариуполя. 2008 год (фото с сайта "Донецк - история, события, факты")

Очевидно, что сооружение на фото - пресловутый бронеколпак. А если серьезно, то это ЖБОТ - железобетонная огневая точка. Очень широко применялась в РККА, а так же применялась и Вермахтом. Тот же Вермахт применял и трофейные, в изрядном количестве брошенные отступающими советскими войсками. Сказать точно, какой именно это ЖБОТ по этой фотографии не представляется возможным - надо хотя-бы измерить диаметр сооружения.





Хочется нам, или не очень, но придется "завернуть" в Мариуполь, посмотреть - чего же там? А там... :good:





 
 
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

16 Березень 2011, 17:31:40
Відповідь #5
Offline

Дрын


Offline Дрын

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 271
  • Карма: +36/-0
  • Дякую
  • Сказав: 276
  • Отримав: 208
    • Перегляд профілю
 Ты не томи, начальник...

17 Березень 2011, 16:38:09
Відповідь #6
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Если двигаться в Мариуполь не из Донецка, а, допустим, из Запорожья, то проезжая возле Володарского (Володарский район) можно сделать небольшой крюк, чтобы побывать в Володарском лесу. Лес - отдельная тема, а вот мимо этого сооружения точно не проедешь.












Эти фото любезно предоставлены участниками Мариупольского Независимого форума

Хотя есть мнение, что это сооружение имеет отношение к Второй Мировой войне, уверяю Вас - ничего подобного, это послевоенная охранная фортификация, НП + караульное помещение системы охраны расположенного буквально рядом объекта ПВО времен СССР. В свое время дюже секретного.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

17 Березень 2011, 18:13:26
Відповідь #7
Offline

Pluxan


Offline Pluxan

  • Сам себе и модер и
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 804
  • Країна: 00
  • Карма: +20/-0
  • Дякую
  • Сказав: 23
  • Отримав: 14
  • Любишь кататься? ЛЮБИ И КАТАЙСЯ!!!!
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю


Миусский укрепленный район. Черные треугольники на схеме - огневые точки.
Лучший подароК - это подарок, сделанный руками американских МОТОстроителей!!!

17 Березень 2011, 18:58:39
Відповідь #8
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю

Миусский укрепленный район. Черные треугольники на схеме - огневые точки.

Все верно, все правильно, уважаемый Pluxan - черные треугольнички - долговременные огневые точки. Это классная карта, известная, но мне очень нравится - расстановка огневых средств в полосе обороны 4-й горной дивизии. Которая с октября 1941 г. (была переброшена с Югославии) по июнь 1942 г., что называется, безвылазно торчала на Миусе. Входила в состав 49-го армейского корпуса то 11-й, то 1-й танковой, то 17-й армии группы "Юг". На карте - штаб дивизии в Снежном, а штаб корпуса - в Чистяково (ныне г. Торез). А потом - Ростов, Кавказ - собственно для чего и перебросили с Югославии. К сожалению, многие позиции на территории РФ, да еще и погранзона...
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

17 Березень 2011, 22:10:01
Відповідь #9
Offline

Pluxan


Offline Pluxan

  • Сам себе и модер и
  • ***
  • Постоялец
  • Повідомлень: 804
  • Країна: 00
  • Карма: +20/-0
  • Дякую
  • Сказав: 23
  • Отримав: 14
  • Любишь кататься? ЛЮБИ И КАТАЙСЯ!!!!
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Вот еще по Миус-фронту, не знаю, насколько для Вас полезная, но все же.
На 17. 07. 1943

На 30. 07. 1943

Ну, и наша, РККА, из фондов.
Лучший подароК - это подарок, сделанный руками американских МОТОстроителей!!!

18 Березень 2011, 17:27:47
Відповідь #10
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Вот еще по Миус-фронту, не знаю, насколько для Вас полезная, но все же.

Полезная, полезная, уважаемый Pluxan. Может не столько мне, как уважаемым посетителям форума - всем ведь хочется посмотреть? Вообще то, надо как-то собраться, приткнуться возле компа и, наконец, добраться до Мариуполя. А то застрял и болтаюсь в районе Володарского. :lol:
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

18 Березень 2011, 17:42:35
Відповідь #11
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Совсем меня растрясло в дороге - забыл о загадочных "коробочках". Суть дела в чем. На линии "Черепаха" по Кальмиусу встречаются вот такие бетонные коробочки с прорезями,



разбросанные то там то сям в районах немецких позиций.


Эти фото любезно предоставлены участниками Мариупольского Независимого форума

Что это, для чего, зачем - не понятно. Однако в районе Геническа люди видели точно такие коробочки и тоже на немецких позициях. Уважаемые коллеги, есть какие-либо идеи?
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

19 Березень 2011, 18:02:06
Відповідь #12
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Цитувати
Уважаемые коллеги, есть какие-либо идеи?
Как-то с идеями не густо... :? Тогда осмелюсь высказать свою, одну единственную, других пока нет. Возможно, это все-таки своего рода такой себе вариант ЖБОТа - для одного бойца с обычным стрелковым вооружением. Для более серьезного вооружения (MG) - весьма мал.



Не скрою, пытался "зарядить" это фото на европейских форумах соответствующей направленности. Результат этого можно охарактеризовать вот этим смайликом -  :o. Вообще, в который раз подтвердилось это мое убеждение - "оттуда" ждать какой-то серьезной помощи - вещь крайне несерьезная, Украина - "черная дыра"...

 
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

19 Березень 2011, 20:08:39
Відповідь #13
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Все кругами, петляю ... Итак - Мариуполь. Хочется отметить следующее, к теме никак не относящееся, но тем не менее важное. Лежащее, скорее, в плоскости взаимоотношений. Такого доброжелательного отношения, готовности помочь, как со стороны мариупольских краеведов (маститых и не очень, профи и любителей, ...) я не встречал нигде более (пардон, Краматорск - исключение :D). И не просто "потрындеть и забыть", а реально помочь - что-то там выяснять, "подключать" коллег, найти и поделиться фото... И это при всем том, что и там взаимоотношения краеведов, как всегда и везде, довольно непростые. Можно сказать - сложные... С присущими этой среде интригами, обидами, сорами-раздорами и т.д. Тем не менее, эти всевозможные "группы влияния" как-то умудряются творчески сосуществовать, не вываливать при каждом удобном случае ушат помоев на оппонента. Это не Краматорск, где все заслуженно и справедливо вращается по орбитам вокруг только одного человека. Ладно, пусть оно там себе как хочет, так и вращается, а мы - в Мариуполь...
Как ни странно, но вопросами фортификационных сооружений Второй Мировой войны в Мариуполе никто толком не занимался. И это при всем том, что столько интересных людей "копает" по теме войны, оккупации, подполья, военных операций, столько серьезнейших исследований (с такими из них, как "Операция "Блау" и "А.Гитлер в Мариуполе" я Вас собираюсь познакомить)... Очень надеюсь, что после моих назойливых обращений и занудливых приставаний, этим вопросом кто-то займется всерьез.




Эти фото любезно предоставлены участниками Мариупольского Независимого форума

Сооружение, которое видим на представленных выше фотографиях, находится за 23-м жилмассивом. Высказывалось мнение, что это останки немецкой огневой точки. Но все же я склонен думать, что это то, что осталось от полевого укрытия личного состава (расчетов) зенитных орудий. По свидетельству авторитетных людей, именно здесь была расположена позиция 88 мм. зенитных орудий, прикрывавших один из аэродромов, о которых был рассказ в статье уважаемой В.Зиновьевой.






Автор этих фотографий - А.Бутт (Мариупольский Независимый форум)

Несомненно, что это сооружение в поселке Песчаный - именно огневая точка, ДОТ. Пулеметная. К сожалению (или к счастью?!!), на сегодняшний день находится на частной территории, так что с посещением есть проблемы. Очень интересное сооружение, лично мне - из-за именно вот этого красного кирпича. И вот почему. Тут придется вернуться к "нашему" ДОТу на М.Тореза. Помнится, как один раз так вышло, что подъехали туда с отцом. И помню, с каким сомнением он все поглядывал на кирпичное основание. Он, в далеком прошлом артиллерист, ст. лейтенант запаса (наверное уже сняли с учета по возрасту?), сказал тогда, что прямого попадания даже небольшого калибра хватит чтобы разнести эту кирпичную конструкцию. Я все горячился, спорил, что-то говорил о мешках с песком... Потом уже, увидев красный кирпич в сооружениях на Миусе, а теперь вот и в Мариуполе - окончательно убедился, что практиковалось такое немецкими инженерами. Тут конечно есть вопросы, с этим кирпичом, на которые пока нет ответа. Пока... К слову сказать, я этим кирпичом, в свое время, поставил в серьезный ступор западных коллег, в котором они и прибывают. Тогда у меня и зародились первые сомнения в компетентности и информированности этих парней о состоянии дел с немецкой фортификацией на территории Русланда. Ни в одном альбоме типовых конструкций, ни в одном наставлении Вы не найдете подобного. Так, что-то похожее, не более. Это - импровизация немецких армейских инженеров, ситуативная - и в этом их, этих сооружений, уникальность.
Все ближе и ближе к территории мариупольского порта... Там, как мне кажется - самое неясное, непонятное. По-этому - самое интересное. Из-за недостатка времени вынужден прерваться. Поскольку порт - это такое, это надо на одном дыхании... :?
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

20 Березень 2011, 20:08:11
Відповідь #14
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Я хорошо помню то время, когда я сгорая от зависти рассматривал фото береговых батарей и прочего такого добра на сайте "Подземелья Кенигсберга". Одни названия чего стоят - Гнейзенау, Пиллау... Сразу почему-то вспоминаются злокозненные происки таинственной немецкой подводной лодки. Была такая книженция, довольно интересная - "Секретный фарватер". Да и фильм одноименный был снят. Да... А тут вот недавно - Бац! - сначала слушок, потом вот эта фотография:



И где - Мариуполь! Я самонадеянно потирал руки - ну сейчас, там у них аж 3 форума, где "тусуются" краеведы и любители истории. Сейчас, я - с глупыми вопросами, они - с умными ответами, сейчас все прояснится. А оно что-то не очень того, проясняется... При всем моем уважении к мариупольским коллегам, при всей моей благодарности за оказанную (и оказываемую) помощь, должен уныло констатировать - никто ничего пока толком не знает об этих сооружениях. Ни о периоде постройки, ни о возможном применении, ни о... Даже более того - пока я не обратил внимание коллег на наличие классической амбразуры, размеры которой указывают на несомненное ее предназначение для артиллерийской стрельбы, никто эти маяки под этим углом не рассматривал. Не приглядывались, примелькалось...





Эти маяки расположены на оголовках Южного и Северного молов мариупольского порта. Работают до сих пор и обозначают створ ворот. Глубина там правда всего ничего, боевые корабли не пройдут, только катера. Вот пожалуй и все, на сегодняшний день. Все непонятно, но уверен - прояснится. Жаль только, что это погранзона,  со всеми вытекающими - попасть туда для осмотра сооружений сложно. С другой стороны, в нашем коррумпированном государстве - такая уж это непосильная задача?
Остается только выложить фотографии, которые любезно предоставил мариупольский краевед Александр Бутт:















"...На оконечности Западного мола в порту в бетонированной башне, имеющей форму параллелепипеда, были установлены два 120 мм орудия. Сектор его стрельбы – по входному каналу Угольной гавани. Такая же бетонированная башня строилась в 400 метрах от корня Западного мола к поселку Песчаное." (В.Зиновьева Мариуполь - укрепрайон)

Читаю эти строчки и думаю, что мариупольский порт, как говорил Глеб Жеглов, - Клондайк, Эльдорадо... Там еще много чего "всплывет". Вот и из Седово жду известий...
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Форум Краматорська

Re: Фортификация востока Украины
« Відповідь #14 : 20 Березень 2011, 20:08:11 »