Форум Краматорська

  • 27 Квітень 2024, 15:51:04
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Перегляд повідомлень

У цьому розділі можна переглянути всі повідомлення, зроблені цим користувачем.


Повідомлення - Краевед

Сторінок: 1 ... 174 175 [176] 177
2626
Общий / Re: Чего вы в жизни добились?!
« : 18 Листопад 2007, 21:31:45 »

А если в душе - недосказанность?

Это - к Богу. Если такое состояние мешает жить.

Есть иной путь - влюбиться. Клин клином. Остерегайтесь только подруг: заметят. Врочем, заметят и так (по смене духов).  :good:

2627
Общий / Re: Чего вы в жизни добились?!
« : 18 Листопад 2007, 17:01:29 »
... откуда столько внимания и понимания?

Мне уже много лет, дорогая She. Письмо - мое ремесло. В написанном, как во взгляде и в интонациях, проявляется человек. Внимательность к этим тонкостям - дорожка сквозь недосказанность к сердцу и душе.

Впрочем, сегодня было много Sade. В частности, звучали песни из ее альбома Lovers Rock (2000). Когда слушаешь такую музыку и ее голос, поневоле становишься галантным.     

2628
Общий / Re: Чего вы в жизни добились?!
« : 18 Листопад 2007, 15:08:45 »
Благодарю Вас, bee.

Интересно, что на форуме, где все выступают в масках, появилась тема (данная тема), которая предполагает некоторую открытость. Удачная находка IsapS?

Вы, уважаемая bee, сообщили о себе буквально ничего. Но так емко и правдиво (хотя - не без доли грусти). Этого достаточно для сюжета небольшого рассказа. Пусть Вас радует этот мир!
   

2629
Общий / Re: Чего вы в жизни добились?!
« : 18 Листопад 2007, 14:03:57 »
:D Товарищи давайте давайте активнее хвастаться . ))))

Ну, а где же еще, как не здесь?

Кстати, знаете, уважаемый Портвейн, где истоки форума Краматорск.Инфо? Как не удивительно, его "прадедушкой" была околица деревни Петровской (ныне - Старая Петровка близ Нового Света). В начале XX века именно там происходили кулачные бои - "стенка на стенку". С помощью кулаков мерились силой мужики с Петровки и мастеровые завода Краматорского металлургического Общества (ныне - СКМЗ и КМЗ). Хвастались удалью. Такие "матчевые" встречи были довольно частым явлением, и поэтому вошли в историю нашего города.

Надо полагать, на форуме Краматорск.Инфо его участники меряются силой, выставляя напоказ свой интеллект?     


Надо бы както прикупить путевый металлоискатель и тоже заняться историей  :D


О результатах прошу рассказать. С удовольствием подскажу стоимость отдельных находок, имеющих отношение к истории города.

2630
Общий / Re: Чего вы в жизни добились?!
« : 18 Листопад 2007, 12:05:01 »
Что же Вам удалось достичь в жизни, bee ?

2631
Общий / Re: Чего вы в жизни добились?!
« : 18 Листопад 2007, 11:25:44 »
Мне кажеться в подобной теме черту подводить можно в любом возрасте, если её не сводить к банальному "мне ....лет. Я имею семью, любовницу, фирму, материально обеспечен, отдыхаю на лучших курортах мира .
:D  :D Жена форум не читает ?

Или муж? У bee не указан пол.

Судя по всему, человек не имел ввиду себя, а выражался фигурально. Виновата пунктуация. Все должно было выглядеть, очевидно, так:

Мне кажется, в подобной теме черту подводить можно в любом возрасте, если её не сводить к банальному: "Мне .... лет. Я имею семью, любовницу, фирму, материально обеспечен, отдыхаю на лучших курортах мира".

Простите, bee, что вмешался в Ваш разговор.

У меня, например, 2/3 из перечисленного Вами нет. Все, чего достиг в результате 22-летней творческой деятельности, так это - написал три книги по истории города, две из которых удалось издать.    

2632
Кстати, Краевед, попробуйте-ка ради любопытства ввести мою фамилию в Гугле. Увидите, какими работами известен мой прямой родственник по отцовой линии. Наверное, и у меня интерес к вашей краеведческой деятельности -- оттуда :)

В Гугл загляну обязательно: любопытство - не порок, а побуждающий стимул для познания ближнего и истории родного края.  :lol:

   
Отправленный на: Ноября 18, 2007, 10:31:22

ЕСМ делает для Украины больше пользы чем все эти мероприятия вместе взятые.

Вы правы: нежелательная, но польза есть.

А культурные люди так и будут рассуждать не повредить ли психику ребенка или не нарушить ли покой дедушки ленинца.

Понятно, уважаемый Портвейн, что Вы несколько утрируете, причем, из абсолютно добрых побуждений. Но уточним. Жизнь общества - это модель жизни в природе вообще. Следовательно, в этой жизни (общества) должно быть: для ЕСМ - правоохранительные органы; для остальныных людей, в том числе - пионэров, дедушек-ленинцев и всех беспартийных - конструктивный и толерантный диалог. Все должно происходить параллельно и одновременно. А иначе будет согласно поговорке: голову вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - голова увязла.   

А подонки и ублюдки в это время действуют. С 1990го года многие родителям некогда заниматься воспитанием своих детей . Многих воспитывали дедушки и улица.
Прошло 17 лет. Имеем плоды.
Берегите психику дедушки и ребенка далее - будет новое поколение. Немцы фашисты это фундамент вокруг которого формируется личности новых ЕСМ и Северодонецков . 

Вот это - серьезно. И это - наша основная беда. Ее главные причины - массовая бедность, неверие в силу закона и, как следствие, - ощущение безысходности в обществе. Конечно, те процессы, о которых идет речь, очевидно, подогреваются и внешними факторами. Что ж, вывод один: Богу -Богово, кесарю - кесареву, а нам - жить.

Кстати, Вы, уважаемый Портвейн, вторите моим мыслям. 24-го намерены ставить плиту в память о жертвах Голодомора. А мне вспомнились "дедушкины" ботинки, выкрашенные в желтый цвет (тьфу, тьфу, тьфу).       

2633
Для Wolf ‘а

Да, уважаемый Wolf, за 22 года краеведческих поисков, встреч и бесед мне тоже не приходилось встречать человека, который кардинально бы поменял отношение к своему прошлому в результате «откровений» истории, явленных нам после 1985 года.

Много было интересных и познавательных встреч с краматорскими старожилами. Но, пожалуй, одной из наиболее запомнившихся и взволновавших была встреча с Федором Руденко,  которого я сегодня упоминал. Потрясло, что, познав ад на земле, он остался воистину Человеком. Истинный украинский интеллигент и патриот, влюбленный в поэзию Тараса Шевченко. Не причинив людям зла и, в свою очередь, натерпевшись от них много бед, после многолетнего пребывания в советских лагерях (как же, украинский националист!) он не очерствел сердцем и душой, не ушел в свою обиду, но стал философом, посвятив себя жене и пчелам.

За два предыдущих дня не раз встречался и дискутировал с Михаилом Гранкиным на тему Голодомора. Последний раз – на заседании Координационного совета. Он ощутил на себе голод, но в Поволжье. У него есть хорошее качество: он имеет свое мнение, он ставит острые и полемические вопросы, но главное - слышит и аргументы оппонента. Мы достигли с ним взаимопонимания. И это еще раз убеждает – с теми, кто готов слушать и слышать, необходимо говорить. К сожалению, не все придерживаются такой точки зрения.

Простите, но попутно - о личном. А точнее - о детях. Это прекрасно, что Ваш сын общается с дедом. Но важно, чтобы при этом у него было не меньше общения с Вами. Говорите с ним обо всем. Лень или занятость в этом вопросе – враги, нет, еще хуже - потеря, которая никогда и ничем потом не будет восполнена. И обязательно: о серьезном - рассуждайте серьезно, как со взрослым. Поверьте, каши в его голове не будет. Знаю не понаслышке – так некогда общался со своим чадом. Результат - весьма удовлетворительный. И постарайтесь подружить Вашего орла с книгой. Она его научит, пожалуй, самому главному – на свете существует много разных мнений, а не только одно – его собственное. Поняв и усвоив это, человек обретает способность рассуждать. Ну, вот – снова банальности. Наверное, старею и становлюсь занудой. А, может, был им всегда. :yes3:

Что касается приведенного Вами ассоциативного ряда, не знаю. Это, наверное, очень индивидуальное и зависит от того, что кому довелось испытать. С таким же, как и у Вас,  узником живу под одной крышей. Восхищался, как у них там все добротно и обстоятельно. Однажды бросился к раненому американскому летчику, приземлившемуся на парашюте – хотел же помочь. Досталось от примчавшихся эсэсовцев. Всякое было. Их освободили американцы. Один из них потом приглашал в США – к нему на родину. Наш герой не согласился: «Нет! Я не покину Украину!» Родина позднее отблагодарила. Как-то так – уж слишком по-своему. Она-то, конечно, ни в чем не виновата. Виноват был голод 47-го. Впрочем, это уже совсем другая история.

О реакции ветеранов на фильм об УПА слышал. Эта тема – для меня большая загадка. Не на материале. Тема отношений по линии Восток-Запад – чрезвычайно интересная, но, вместе с тем, и очень сложная. Как-нибудь обсудим.  :drinks:

Президент неравнодушен к истории, к прошлому страны и ее культуре. Редкое качество для руководителей нашей поры. Вопрос о ранее закрытых темах кто-то должен был затронуть. Он взял на себя такую смелость. Повторяю, другое дело – качество реализации. Но помощь могут оказать инициативы и неравнодушие снизу. Позитив будет достигнут лишь в этом случае. Мне кажется, что со времен «плача Ярославны» мы не прекращаем это делать до сих пор. Мы плачемся и жалуемся на долю со времен Кобзаря. Может быть, акция о Великих украинцах – это прорыв в этой бесконечной стене непрерывного плача? Нам просто необходимо явить себе и миру позитив. Но при этом сформулировать национальную идею и приоритеты, параллельно уделять внимание своей истории (в том числе - местной). А еще – уровнем зарплаты убедить молодежь идти на производство, а не в посредники. Обеспечить старость. Словом, проще назвать то, что у нас есть, нежели то, чего нет. Мы же начинаем и заканчиваем день ожиданием новости – так договорились или не договорились? Уж не ожидает ли нас на следующей неделе очередной грандиозный кидок? 

А вообще, форумы – это хорошо. Но живого общения они не заменят. Почему Ваши коллеги не поддержали тогда предложение о городском Пресс-клубе на базе «Да Винчи»…                             

О женщинах-руководителях – или хорошо, или никак.
 :stop:

2634
Для  She.

Благодарю Вас.

2635
Для Краеведа.

Недавно в городском музее прошел закрытый предварительный показ известного вам фильма о деятельности УПА, который затем предлагалось прокатить для учащейся молодежи. Аудиторией были ветераны ВОВ. И совершенно предсказуема была их крайне негативная реакция на этот фильм.

Вопрос даже не на засыпку, а по совести: на кой, извините, хрен было это делать? Что, кто-то ожидал иной реакции? А если так -- то чем, как не изысканно, иезуитски-продуманной была акция с такой подачей этого фильма? Да еще в стенах нашего музея, где, хоть и работают замечательнее люди, но благодаря его бессменной руководительнице г-же Волошиной взгляд на историю не с полюсов это -- черное, а это -- белое, а с точки зрения объектиновности, в принципе не-воз-мо-жен? 

То же самое и с темой голодомора. По большому счету, тема эта интересна 5% нынешнего народонаселения нашего региона, разве не так? 5 процентам, не больше! А если еще и нагибать преподавателей... Вот вам и истоки популярности всяких так Северодонецков, не на ночь, блин, будет упомянуто...   

Вы сегодня, как никогда, красноречивы, сэр!.  :bye:

Что ж, извольте.

Для Wolf ‘а.

О том фильме мне известно, но посмотреть его не довелось. По этой причине не могу судить о его достоинствах или недостатках. Но, коль речь об УПА, могу предположить, что целью фильма был рассказ о деятельности Украинской повстанческой армии и, возможно, попытка сломать сложившиеся о ней стереотипы.

На мой взгляд, это хорошо, что этот фильм смотрели в музее истории – место вполне подходящее. Прекрасно и то, что была собрана именно ветеранская аудитория: кому, как не тому поколению, дать возможность посмотреть на медаль с другой стороны и, возможно, еще раз, спустя много лет, с учетом знаний, явленных за два последних десятилетия, взглянуть на свою собственную роль в судьбах той эпохи? Хуже было бы, окажись там аудитория, не имеющая за спиной жизненного опыта (порой – очень горького опыта) и готовая на заре III-го тысячелетия идеализировать форму и методы, но не главное - цели и содержание.

Кто-то заметил: история не терпит сослагательного наклонения. Она была такой, какой она была. В годовщину оккупации Краматорска (28 октября 1942 г.) на постаменте, где до войны перед клубом им.Ленина возвышался памятник Ленину, был установлен деревянный трезубец и отслужен молебен. По инициативе бургомистра В.Шопена была создана организация «Просвіта». В ее составе была, в основном, молодежь. И, прежде всего, потому, что именно члены этой организации были освобождены от угона в Германию. В городе издавалась украино-русская «Краматорська газета», редактором которой являлся тот же В.Шопен. Наконец, на печатях городской управы и сельских старост Краматорского района красовались трезубцы. Но когда однажды ночью в окно дома на ул.Шмидта (Новый Свет), где жил ответственный секретарь «Просвіти» Ф.Руденко, постучал связной ОУН и предложил утром расклеить по городу листовки со словами «Смерть Гитлеру! Смерть Сталину!», Федор Степанович отказался – он понимал, какими последствиями чреваты эти листовки для нескольких сотен молодых людей. Его ночная гостья ушла ни с чем. И все же наутро листовки были расклеены по городу. В полиции не поверили, что «Просвіта» была к ним непричастна.  В тот же день организацию распустили, Ф.Руденко был арестован и отправлен на два месяца в концлагерь в г.Сталино, а молодежь – партия за партией – отправили на работы в Германию. Когда город был освобожден от оккупантов, учитель украинского языка Ф.Руденко был осужден на 25 лет.

Наверное, в этом и заключается историческая правда. Действительно, такая, какой она была. И у нее две стороны, как у медали. Одна – у тех, кто строил в лесах схроны, другая – у тех, кто их подрывал. Но мы снова и снова должны о нее прятаться и становиться в позу страуса? В моем архиве хранится письмо Евгения Стахива, ныне гражданина США, а в прошлом – одного из организаторов ОУН в Донбассе. По его словам, в Краснодоне было националистическое подполье, а А.Фадеев преподнес его как «Молодую гвардию». Об этом не раз писала украинская пресса. Е.Стахив подтвердил, что в годы оккупации в Краматорске тоже действовало националистическое подполье (одна из его участниц – Серафима Петровна Кутева). Где тут правда? И как, уважаемый Wolf, прикажете ее воспринимать и как в ней относиться?

Это обыкновенная история, которую можно (приказывали!) забыть. Но что поделаешь - из нее ничего нельзя изъять и просто так выбросить. Если по совести.

На заре капитализации Краматорска в нашем Художественном музее некто очень предприимчивый организовал за плату просмотры видеофильмов. Знаете, каким был самый первый из предложенных? Очень «кассовый» - «Калигула». Позже на советизированные и с нормальной моралью, однако совершенно неискушенные в особенностях «демократии» головы наших с вами соотечественников и сограждан с телеэкранов обрушился шквал жестокости, порно и т.п. зарубежного «гатунку». Вы не считаете, что это - даже не «неудобная» история, а нечто хуже – что уже развратило целое поколение, которое еще не раз о себе напомнит не только сожженными лифтами.

Можно, конечно, согласиться с тем, что процесс возрождения исторической памяти идет у нас как-то уж слишком категорично, навязчиво и угловато. Равно, как и в вопросе с утверждением украинского языка. Не нами замечено: вопросы языка, национальностей, религии и истории – это тонкая материя, требующая чрезвычайно нежного и умелого обращения, длительного срока и терпимости. Кто этого не понимает – тот проигрывает.

Увы, мы с Вами живем в атмосфере ниспровергнутых ценностей. Это – объективно. Мнение ветеранов о фильме, посвященном УПА – это личное, а значит - субъективное. Но они имеют на него неотъемлемое право, потому что за ним – их жизнь и судьба, которые также, как и прошлое, не изменишь. Простите за банальности. Что же касается Ваших эмоций – они понятны. Ваше негодование – объяснимо. Но Вы не хуже меня знаете: время за окном, когда, повторяюсь, уже не стоит вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, он стоит ребром - КАК БЫТЬ?

Признаюсь, уважаемый Wolf: у меня очень большое желание как-нибудь прочесть на страницах задуманного Вами медиа-проекта Ваши же мысли по поводу объективности в отношении истории в стенах городского музея. Сделайте милость, выносите обсуждение этой темы на широкую общественность! Подискутируем.   

И последнее. «5% нынешнего народонаселения» - это около 10 тыс. краматорчан. Если не ошибаюсь, примерно столько старшеклассников учится в 34 школах нашего города. Надеюсь, Вы согласитесь, что именно этой аудитории необходимо рассказать о Голодоморе 1932-1933 гг. Употребленное Вами слово «интересно» в отношении темы, касающейся  миллионов ни в чем не повинных жертв тоталитаризма советского образца, очевидно, не совсем уместно. Бабий Яр, операция «Висла» и т.д. и т.п. – это не может быть «интересно». Это жутко. Голодомор 1932-1933 гг. – это та же война, но только с собственным народом.   
           
P.S. Дорогой Wolf! Позволю себе заметить, что затеяв эту полемику, Вы отняли у меня уйму времени, и, значит, нанесли краматорской истории серьезный урон.  :D Сегодня планировал окунуться в 30-е гг. прошлого века, когда в Краматорске приступили к созданию аэроклуба.


Тож вибачте, що своєю писаниною відволік Вас від важливих справ або відпочинку. Як казали колись чумаки: "Заночуємо, а рано-вранці рушимо далі". А, може, вони так і не казали, і все те я просто вигадав.       
 
Отправленный на: Ноября 17, 2007, 17:02:15
1. She ранее: «Но вопрос в другом - хоть одному поляку могло бы прийти в голову  оспаривать факт геноцида своего народа?»

Очень актуальное замечание.   

Что означает - ранее?


Простите, She. Думая, что мое многословие раздражает, я решил, где можно, сокращаться.  :? Вот и получилось недоразумение.

Поясню: написав "ранее", я имел ввиду, что Вы прежде, то есть - на одной из предыдущих страниц, писали.   

2636
1. She ранее: «Но вопрос в другом - хоть одному поляку могло бы прийти в голову  оспаривать факт геноцида своего народа?»

Очень актуальное замечание. В связи с этим вспомнился один рассказ. Его поведал мне старший коллега в те далекие времена, когда я еще работал в конструкторском бюро ОГК СКМЗ.

Отец рассказчика некогда работал на этом же предприятии в должности заместителя директора. Однажды случилось так, что был сорван срок выполнения какого-то заказа, и оборудование вовремя не покинуло завод. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, замдиректора вызвал к себе в кабинет начальников двух отделов – снабжения и сбыта. Вызвал, что называется, «на ковер». Явились. Пригласив их присесть, хозяин кабинета стал задавать вопросы. Те отвечали, споря и перебивая друг друга. Каждый доказывал свою правоту. Дошло до крика. Время шло, в кабинете стоял уже настоящий ор, а к истине они не приблизились ни на йоту. И тогда их шеф принимает единственно правильное решение: он выставил за дверь одного из крикунов, чтобы в спокойной атмосфере выслушать аргументы одной стороны, а потом - другой. Лишь только за начальником сбыта закрылась дверь, его оппонент повернулся в сторону руководителя и, не моргнув глазом, с жаром заявил: «А ведь имярек таки прав!»

Закончив на этом свой короткий рассказ и наслаждаясь эффектом, который он произвел, мой коллега уточнил: «Оба начальника были евреями». Смеясь, он подытожил: «А что бы в тот момент сказал моему бате наш брат – украинец или русский, окажись он на месте того  начальника снабжения?» Оставив меня размышлять над причинами несложного, к сожалению,  ответа, мой собеседник погасил окурок и ушел в бюро, чтобы там, за кульманом, ковать желанную победу в «холодной» войне с коварными американцами.

Так вот, действительно: почему беды и общие угрозы людей других национальностей сплачивают и объединяют, а нас - славян - разводят, а то и превращают в лютых и ненавидящих друг друга врагов? Полемика, возникшая в обществе вокруг темы Голодомора на Украине, разве не есть тому подтверждение? Думаю, никто из нас не сможет дать ответ на этот извечный и драматичный вопрос, но над ним поневоле задумываешься, когда слышишь раздраженное «А почему именно СЕЙЧАС Ющенко поднял о Голодоморе вопрос? И почему именно геноцид УКРАИНСКОГО народа?» Вызывает, мягко говоря, замешательство тот факт, что здесь, в Донбассе, это раздражение исходит нередко от людей с фамилией на «-ко».                 

А ведь в данном случае речь идет даже не о национальной «солидарности»! Даже, если в  Краматорске и не был отмечен повальный голодо-МОР, разве мы можем ставить под сомнение:

- сам факт гибели миллионов наших соотечественников?

- необходимость возвращения исторической памяти украинского народа (то есть, представителей сотен национальностей!) в отношении Голодомора?

- необходимость увековечения памяти о жертвах той ужасной трагедии в виде памятных знаков, которые должны быть установлены в нашей стране повсеместно – и там, где был страшный голод, и там, где он только зловеще угрожал?

2. Почему эта тема так раздражает МОСКОВСКИХ политиков? Уж не по той ли, в частности, причине, которая давала право МОСКОВСКИМ политикам советской эпохи высокомерно «позволять» мне и моим сверстникам в нач. 70-х гг. «факультативно»(!) изучать учебник «Истории Украины»? Не по той ли причине, по которой они равнодушно взирали на «колбасные» поезда из Тулы (вооружавшей полмира) в Москву в то время, когда магазины последней ломились от изобилия и разнообразия продуктов, а жителей Куйбышева (опору авиапрома СССР) обрекали на жизнь по талонам в первой пол. 80-х? Заметьте: Украина в ту пору жила в состоянии достаточного благополучия. Памятуя о Голодоморе 1932-1933 гг., МОСКОВСКИЕ политики остерегались подвергать ее проверке на «колбасные» поезда? При этом они бездушно и откровенно обрекали жителей российской провинции и глубинки на жалкий рацион, в котором на крупных заводах Урала, например, на «первое» и «второе» предлагалась вонючая, простите, курятина.

Поэтому абсолютно логично AntZ заметил: «Важлива ТОЧКА "примєнєнія усілій" Так шо россійський НАРОД ніхто не звинувачує».

3. Аллергия писала: «Вчера общалась с коллегами по сфере образования. Так вот, у нас как всегда взяли "под козырек" и в обязательном порядке требует от заучей и учителей "плани заходів щодо вшанування пам'яті". Словом, превратится это все в очередную отмазку-отписку для галочки».

Простите, коллега: позволю себе небольшую реплику по данному поводу.

Все ведь зависит от неравнодушия и личного желания участников этой акции, если угодно, принять в ней НЕФОРМАЛЬНОЕ участие!

Мне известно, что в управление образования на нескольких страницах направлен материал (текст), в котором в сжатой и доступной форме изложена тема Голодомора. Просьба заключалась в следующем: довести до сведения учащихся готовый материал, как минимум, на одном из уроков (кто назовет умным того, кто в очередной раз  чрезмерностью вызовет у детей отвращение, вместо горечи о трагедии, постигшей в прошлом соотечественников, и следа в их памяти?).

Также управлению образования предложено создать рабочую группу и в течение ноября-декабря провести с учащимися (разумеется, старших классов!) следующую работу: просить их задать вопрос своим дедушке и бабушке (если они есть и у них соответствующий возраст!) о том, не были ли они свидетелями Голодомора 1932-1933 гг., не проживали ли они в том регионе Украины, где был тогда массовый голод и т.д. Их рассказ записать и передать рабочей группе. А, может, кто-то из родных стал в те годы жертвой голода? Записать Ф.И.О., год рождения и место, где это произошло, а затем список передать рабочей группе. Эти материалы предполагается включить в региональную Книгу памяти о жертвах Голодомора.

Только это! Ни один учебник не даст такого результата, как подобная самостоятельная работа, лично услышанное и собственноручно записанное свидетельство близкого человека! А у кого нет, тому одноклассник прочтет. И это – труд ума и души, урок неформальной Памяти.

К этому следует что-либо добавить?

Другое дело, что на конференции городской организации ветеранов с трибуны люди, выстоявшие и пережившие войну, совсем не риторически задаются вопросом: «А разве то, что сейчас происходит в Украине – это не смахивает на геноцид?» Приходилось слышать. И на этом фоне,  при скромной зарплате учителя-историка, говорить с детьми о событиях давно минувших дней – разговор об отмазке-отписке для галочки совсем, наверное, не праздный...

4. 17 ноября состоялось заседание Координационного совета. Принято решение установить памятный знак в память о жертвах Голодомора 1932-1933 гг. в Украине на ул.Орджоникидзе - у основания холма, на котором стоит памятник «Героям гражданской войны». Панихида и зажженные свечи у памятного знака – 24 ноября в 11.00 час. Журналисты проинформированы.             

Отправленный на: Ноября 17, 2007, 00:39:09
Не совсем, что называется, в тему, но занятный материал. Пусть это будет к слову о нас - славянах - глазами человека, жившего на Слобожанщине в XIX веке.

      В 1858 г. в Харькове увидел свет очередной том книги “Историко-статистическое описание Харьковской епархии”, автором которой был глава Харьковской епархии Филарет (Гумилевский). В этом томе, в частности, автор дал сравнительную характеристику русскому и украинцу - представителям двух народов, некогда заселивших Слободскую Украину. Его взгляд на наших предков - интересное и, надо полагать, правдивое свидетельство, которое никого из нас не может оставить равнодушным. Тем более, что написанное Филаретом мы с уверенностью можем отнести  к тем украинцам и русским, которые населяли краматорскую округу.

       Итак, Филарет ( Гумилевский ) писал:

      “Между Русскими простолюдинами всякий, мужчина ли или женщина, хорошо знает одну или две молитвы. Но Малороссияне, и особенно женщины, хорошо знают по десяти и более молитв на память, и каждый день читают их утром и вечером. Разность - другого вида: Русский мужичок, хотя не знает молитв, но он благоговейно и с искренним усердием творит поклоны; теплая вера льется из сердца его безмолвно и дает знать о себе лишь глубокими вздохами. Малорусс молится иначе, - он не всегда молится пред образом и не полагает многих поклонов: Малороссиянка, перекрестясь пред образом раз или два, идет к домашним делам, и прибирая хату, продолжает читать про себя молитвы.
     
      Черкасы (так в старину русские называли украинцев - Краевед) вообще живут чисто, хаты их выбелены, вымыты и прибраны; каждую субботу жинка моет и белит хату, а пред каждым праздником обмазывает ее снаружи. В переднем углу - иконы украшены, летом свежими, зимой сухими цветами; хата - с трубою, и потому никогда не закопчена; лучина не горит зимой, а горит если не свеча сальная, то каганец - сало в черенке с светильнею; палатей нет, жилье не обнесено глухим двором, не всегда обгорожено и плетнем; сарайчик для скота стоит сам по себе, все это из хвороста или очерета (камыша); а амбар опять стоит отдельно. Во всем простор и легкость. Хата не так дорога, как русская изба, а долговечнее ее, она не гниет, и если сгорит, долго ли смазать другую? И одежда на Малоруссе опрятнее и чище, чем на Русском: лаптей он не носит, а ходит в чоботах (сапогах) или в поршнях - род туфли из толстой кожи, с продернутым ремнем, стягивающим туфлю. Пища его также менее груба, чем Русского; он любит преимущественно растения, мяса ест мало, исключая соленого сала, которое составляет его любимое кушанье.
     
       Давний жилец юга, Украинец никогда не видал, чтобы природа была к нему мачехою. Лучший чернозем его не требует сложных трудов для обрабатывания его; луга его богатые; воздух — теплый; овощи всякого рода легко выбегают из земли; сады чудесные. Взлелеянный, изнеженный такою природою, он беспечен и ленив. Это его порок, порок воспитанный многими годами.

       Он не пойдет зимой или весной на заработки, хотя бы пристань или что-либо подобное было от него в 10 верстах, тогда как Русские приходят сюда за 500 и 1000 верст и уходят с большими деньгами. Зимой Малоросс лежит на грубке и курит тютюн. Жинка посылает его на работу и говорит, что мало остается хлиба. А що, мука е? спрашивает он. Е, отвечает та. Гарно, говорит он и засыпает на грубке. Таким образом, плотники, каменщики и другие мастеровые в Украйне - Русские. Это не значит, что Малоруссы не способны к ремеслам. Напротив, между ними есть искусные механики; ветряные и водяные мельницы ими введены в Курской и Воронежской губерниях, где обыкновенно мололи хлеб ручными жерновами. Если Малорусс прожил молодые годы в Москве у мастера, он является в Украйне бойким и предприимчивым хозяином. Смышлености у Малорусса на все очень много. Беда - беспечность. Впрочем, в нынешнее время увеличившиеся нужды заставляют и Малорусса отвыкать от лени; уже многие из хохлов принимаются за тяжелые работы: плотничают, занимаются каменною и печною работами и проч. А тертичество — пилка бревен, так много сберегающая леса при употреблении его на хозяйственные заведения, явилось между ними при самом переходе их из-за Днепра.

      При первом взгляде на поселение здешнее, можно угадать, живут ли в нем Русские или Хохлы? Если поселение окружено одоньями хлеба - значит, живут в нем Русские; Малорусс беззаботен на счет будущего; он не бережет хлеба на голодное время; все, что было на поле, он свез и обмолотил, многое из того продал, чтобы заплатить подать или купить наряды жене и себе горелки; к концу зимы он сам покупает хлеб и однако в следующий год опять распоряжается своим хлебом по-прежнему. Это опять беспечность — взлелеянная югом, и которая также начинает слабеть и уступать место предусмотрительной заботе.

      Украинец рассудителен. Если сказали ему, что просьбы его выполнить нельзя, он более просить не станет. Он легко принимает полезные нововведения. Еще путешественник 1774 года писал: “Малороссы охотно начали сеять земляные яблоки (картофель - Краевед), не задолго пред тем присланные начальством для разведения в крае; сами садят волошскую репу, или брюкву”. Малорусс столько же тих, сколько и рассудителен. Драки между Черкасами не увидите, о смертоубийствах и не слышно; к воровству и плутовству они не склонны, - напр. из 338 преступлений, относящихся к воровству и мошенничеству, бывших по губернии  (Харьковской – Краевед) в 1845 году, ни одно не пало на долю хохла-слобожанина. Слобожанин скорее может быть обманут, чем согласится кого-либо обмануть; он честен и верен данному слову. Бедность и голод Черкасы переносят терпеливо. К старшим почтительны. Непристойной брани не любят, особенно же никогда не услышите ее на старика. Горилку пьют довольно: но Малорусс не доходит при этом до безобразного положения; он всегда помнит себя и пьет вино не для пьянства, а для дружеского препровождения времени; полосьмухи вина довольно для 5-ти хохлов, чтобы провесть им полдня в приятной беседе.

      Украинец поныне любит свободу и простор. От того женатый сын отделяется от отца. Это разоряет хозяйства: но привычка сильна. Хохлу говорят о невыгодах семейного раздела, он подумает и отвечает: хоть гирше, да инше, т. е. хоть хуже да иначе; это не значит, что он настойчив на своем безотчетно; нет, он обдумал дело, но не сказал вам мысли, которая лежит у него на душе, той мысли, что не легко переносить и брань молодой жены с свекровью за право распорядительности в доме. В следствие той же исторической жизни, Украинец не привязан так к тому месту, где родился, как Велико-Русский. Помещики целыми сотнями переселяли в две-три недели подданных Черкасов с одного места на другое, и без всякого ропота. Если Украинец считает себя обиженным или стесненным, он не станет шуметь, не пойдет и в Суд с жалобою, а утечет, уйдет на Дон или в Одессу; оставить жену и дом ему не тяжело. От того в Консистории множество дел о расторжении браков по случаям бегства мужа или жены и по неизвестности о месте пребывания беглеца. Капитан Мочульский говорит: “Малороссийское поколение отличается страстью к тяжбам и ссорам”. Это также справедливо к Черкасам, как и то, что говорит тот же капитан о времени появления Русских в Украйне, т. е. что будто “сельское население Русских является после Полтавской битвы” по воле Апраксина и Шафирова; тогда как ни тот, ни другой не переселил сюда ни одного Русского крестьянина. Черкашенин, повторяем, не дозволяет, чтобы оскорбляли его грубыми словами; если вы желаете получить от него что-нибудь, говорите с ним ласково, учтиво; он не откажется сделать услугу: но брани вашей, будьте уверены, он не станет слушать; тяжбы не заведет он с вами за брань, не опасайтесь; он просто оставит вас с собою; он уважает себя более того, чтоб пошел иметь дело с вами в Суде; не станет он унижать себя и для выгод, к которым он во всяком случае довольно равнодушен”.

********************

На Слобожанщине была известна и в ходу поговорка: "Гуртове - чортове" (не к ночи будь упомянут!). Индивидуалистом слыл украинец. Предпочитал - сам по себе.

Знали за ним эту характерную черту. И когда дело дошло до повсеместного создания колхозов, понимали - не загнать в "гуртове" разбалованного Махном и ему подобными украинского крестьянина. Давай его раскулачивать! А там и - голодом морить. Сломать!  - стояла задача. Может, вся причина в стремлении во что бі то ни стало социализировать упрямого "самостійника"?   

2637
ну от найближчого часу стартуєм....

В городе живет известный художник-ветеран – член Союза художников Украины Иван Иванович Базилевский. При легендарном мэре Краматорска Павле Мостовом (60-70 гг.) он занимал общественную должность (которой ныне, к сожалению, нет) - Главный художник города. Многое тогда по части благоустройства города принималось с учетом мнения членов худсовета, который он возглавлял. Так вот, И.И.Базилевский – автор некоторых памятников и мемориальных досок, установленных на территории нашего города. Если возникнет желание (или необходимость), Вы можете пригласить Ивана Ивановича в качестве консультанта. Думаю, его опыт мог бы Вам пригодиться и в вопросе реализации идеи памятника, и в выборе места установки, композиции и т.п. В конце концов, очевидно, он знает, что необходимо для процедуры согласования проекта и его воплощения в жизнь. Рекомендую пообщаться – интеллигентный человек.

Только что я с ним созвонился, рассказал о Вашей идее и предполагаемом месте установки памятника. Спросил, не будет ли он возражать, если Вы (Ваши коллеги) обратитесь к нему в порядке консультации. Он дал согласие. Повторяю, при желании,  звоните ему по телефонам, которые сброшу в личку.          

2638
ну взагалі-то це поки що тільки ІДЕЯ...

За годы независимости Украины инициатив в отношении памятных мест в Краматорске было не так уж много. Установили памятники "афганцам" и Л.Быкову, восстановили мемориальные доски в память о сотрудниках госпиталя (1942-1943 гг.) и К.Сиркене, установили доски в честь А.Ляшко, П.Мостового и В.Шеймана. Это, пожалуй, все (по памяти). Инициатором была власть и общественность (В.Шейману). Инициатив от сферы бизнеса, насколько мне известно, за указанное время не было. Ваша идея - первая. Я именно это хотел подчеркнуть, потому что, на мой взгляд, это начало зарождения гражданской позиции представителей бизнеса в Краматорске. Что же касается реализации этой идеи, то опыт подсказывает: обнародуется идея в печати, объявляется подписка (иначе - сбор пожертвований), а параллельно - конкурс. Пока проблема видится лишь в одном - в отсутствии достаточного количества готовых проникнуться идеей и финансово ее поддержать. Значит, бизнес-сословие пока не готово. Но это - вопрос времени.     

до середини 19-го ст - це без особливих пошуків

Поверьте, в этом смысле Вы - редкое исключение. Буквально сегодня мне сообщили: в России бум по части интереса к своим корням. 

а ось це дійсно ПИТАННЯ...
мабуть, тому, що довгими зусіллями спочатку царизм, а потім комунізм вивели особу породу - "малоросов"

А внаслідок - комплекс меншовартості? Очевидно, так. 

2639
Но вопрос в другом - хоть одному поляку могло бы прийти в голову оспаривать факт геноцида своего народа?

Вопрос, что называется, в "десятку". Пожалуй, он самый главный в разговоре на тему о Голодоморе и об отношении к нему наших современников. Кстати, он из разряда тех, которые сводятся к одному: почему мы сами к себе относимся столь неуважительно?

Это касается множества вещей. Отношения к своей родословной (кто ее, по большому счету, знает?). Восприятия нашего исторического наследия (в Донецке можно увидеть старинные здания, на которых новые хозяева установили мемориальную доску: "В этом доме до 1917 г. жил купец такой-то...". Кто-нибудь назовет аналоги подобных инициатив в Краматорске, не считая идеи памятника?). Это же касается и отношения к природе, к среде коммунального обитания, в конце концов. Глядя на часть сограждан, ловишь себя на мысли: наверное, варвары вели себя цивилизованнее. И вопрос не в том, ЧТО ДЕЛАТЬ? По-моему, он уже стоит ребром - КАК БЫТЬ?   

   
     

2640
Это судя по тому, в каких архивах. В нашем городском - ничего нет. В госархиве Донецкой области, несомненно, есть еще немало интересных и до недавнего времени недоступных для исследования фактов по этому периоду. Не исключено, что часть материалов там до сих пор остаются закрытыми. Но, пожалуй, многое могли бы рассказать архивы органов госбезопасности. Надо полагать, донесения с мест по их линии наиболее всего отражали истинную картину событий, имеющих отношение к Голодомору.       

Сторінок: 1 ... 174 175 [176] 177