Форум Краматорська

  • 28 Березень 2024, 11:11:46
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Перегляд повідомлень

У цьому розділі можна переглянути всі повідомлення, зроблені цим користувачем.


Повідомлення - Краевед

Сторінок: 1 ... 175 176 [177]
2641
В ферале 2005-го довелось поработать в государственном архиве Донецкой области. Занимался поиском сведений о Краматорске первой пол. 30-х гг. Среди прочих документов оказался один, буквально потрясший меня. Он относился к периоду Голодомора 1932-1933 гг. в Украине. За последние годы телевидение не раз "потчевало" нас фильмами и леденящими душу кадрами. Описание, изложенное в документе, чем-то напомнило фильмы-ужасы. Но потрясло, скорее, то, что ЭТО происходило в родном городе, в эпоху  созидания, воспетую советскими историками. Происходило это в городе, которого, по имеющимся сведениям, Голодомор якобы не коснулся.

В тот год Украина, кажется, впервые на самом высоком уровне отмечала действительно великую Печаль нашего народа. Под рукой была книга земляка-историка Александра Ильича Заднепровского (он родом с соседней Сергеевки; к сожалению, его уже нет среди нас). Выбрал из нее факты о Голодоморе, а в конце процитировал упомянутый документ.

Молотова, Коссиора и Постышева сегодня не поднимешь, чтобы спросить: вы это умышленно или по недомыслию - в силу революционного желания угодить Хозяину? Наверное, истинную причину Голодомора уже не назовет никто. Но все же правда - этот документ. Правда - воспоминания моего отца, жившего в те годы на Днепропетровщине. Правда - воспоминания Любови Алексеевны Шило (дев. Шкурко), чья мать за взятку прорвалась с детьми сквозь живой кордон односельчан (им было велено возвращать желающих покинуть мрущее село!!!) на Сумщине, чтобы выбраться из родного села (с.Ворожба Лебединского района) и пешком прийти в Краматорск, где в это время ее отец строил НКМЗ...

Точно одно - эту правду нельзя оставить в забвении, грех сделать вид, что ее не было, и совсем уж было бы не-полюдски не поведать о ней молодым - ровесникам обретения Украиной независимости.

Хтось мені на форумі вже закидав щодо надмірного пафосу. Та який там пафос, коли мова йде про жінок, доведених голодом до звірячого стану... Мені відомі імена обох жінок, але згадати їх у тексті так і не зміг. Забуття щодо них позачасне. 

Тож прошу вибачити, панове, що тексту забагато.

*************************************

В субботу, 26 ноября 2005 года, Украина торжественно и печально отмечала скорбную память национальной трагедии - Голодомора 1932-1933 гг., жертвами которого стали миллионы наших соотечественников.

Как и следовало ожидать, в обществе это событие вызвало неоднозначную реакцию. Кто-то откровенно возмутился в ответ на утверждение, что Голодомор следует воспринимать как спланированный геноцид. Иные в недоумении пожали плечами: к чему, дескать, ворошить за-бытое прошлое. К счастью, нашлись и такие, кто вспомнил семейные предания о том, как в го-лодовку начала 30-х у кого-то умер дед, а отец чудом выжил благодаря крапиве и лободе… Пишу «к частью», потому что радовал сам факт: еще не до конца очерствели наши души, и па-мять, слава Богу, в народе жива. Правильно было сказано в комментарии к одному из сюжетов на главную тему того незабываемого дня: «Звучит колокол памяти о жертвах голодомора. И если кто-то о них забудет, то колокол будет звонить уже по нем и по его внукам». Вспомним же и мы вслед за историками ключевые моменты исторической драмы, правда о которой замалчи-валась на протяжении многих лет.

РЕПРЕССИРОВАННОЕ СЕЛО

Не взирая на в целом хороший урожай 1932 года, сельское хозяйство советской Украины ока-залось неспособным обеспечить потребности промышленности и экспорта в зерне даже ценой снижения крестьянского потребления. С июня по октябрь 1932 года из колхозов и единоличных хозяйств удалось выдавить лишь 132 млн. пудов хлеба*. В результате, как и до создания кол-хозного строя, в стране разразился хлебозаготовительный кризис. В такой обстановке власть приняла решение конфисковать запасы зерна в хлеборобной полосе. Было создано три чрез-вычайные комиссии, которые осенью того же года выехали под руководством Кагановича – на Северный Кавказ, Постышева – в Поволжье, Молотова – на Украину. Они должны были «выка-чать» из села внутренние фонды – продовольственный, фуражный и семенной.

В Украине чрезвычайная комиссия во главе с Молотовым действовала с 30 октября 1932-го до последних дней 1933 года. Потом сюда прибыл с диктаторскими полномочиями секретарь ЦК ВКП(б) П.Постышев. Уже 20 ноября 1932 года вышло постановление Совнаркома УССР «О ме-рах для усиления хлебозаготовок». Согласно этому постановлению в колхозах, которые не вы-полняли планы, запрещалось использовать хлеб на какие-либо цели. Райисполкомы получили право весь имеющийся хлеб переводить на хлебозаготовку. Хозяйства, допустившие разворо-вывание хлеба и сорвавшие план заготовок, подлежали штрафу в виде дополнительного 15-месячного задания по мясозаготовкам за счет колхозного и личного скота колхозников. После этого постановления обычным явлением стали подворные обыски крестьян со специальными щупами, издевательства над колхозниками, конфискация зерна, полученного за трудодни, и др.

Следующим репрессивным документом явилось постановление СНК УССР и ЦК КП(б)У «О за-несении на черную доску» от 6 декабря 1932 года. На «черную доску» заносились села, кото-рые злостно саботировали хлебозаготовку. В такие селения немедленно прекращался ввоз то-варов, там запрещалась кооперативная и государственная торговля, приостанавливалось вся-кое кредитование. Колхозы, кооперативный и государственный аппараты этих сел подверга-лись проверке на предмет выявления «контрреволюционных элементов, организаторов срыва хлебозаготовок».

Жестокие методы конфискации хлеба применялись в отношении единоличников. Еще 11 нояб-ря 1932 года СНК УССР принял постановление «Об организации хлебозаготовок в единолич-ном секторе». К единоличникам, которые не выполняли планы заготовок, разрешалось приме-нить штраф в размере рыночной стоимости несданного хлеба. Единоличники могли лишиться земельных наделов, приусадебных  участков земли. Все их имущество могли продать, а их арестовать и выселить за пределы области.

К перечисленным шагам со стороны власти необходимо добавить различные меры юридиче-ского характера. В совокупности с изъятием хлеба они вели к усилению возникшего голода. Указ от 7 августа 1932 года о защите социалистической собственности запрещал людям под угрозой сурового наказания брать на складах или под открытым небом на железнодорожных станциях продовольствие. На основании указа от 4 декабря 1932 года была создана система внутренних паспортов. Они запрещали крестьянам, которые были подвержены голоду и не имели паспортов, покидать Украину. Более того, 17 марта и 13 сентября 1933 года последова-ли еще более жесткие указы, запрещавшие крестьянам оставлять колхозы в поисках другой работы, если у них не было контракта, согласованного с колхозным руководством.

ЦЕНОЙ ГОЛОДА БЫЛ ВЫПОЛНЕН ПЛАН ПО ХЛЕБОЗАГОТОВКАМ

Меры, принятые властью с целью выполнения хлебозаготовок на Украине, оказались «эффек-тивными». Об этом свидетельствуют убедительные цифры. Так, в 1929 году валовый сбор зер-новых в Украине составил 13 млн. тонн. При этом объем хлебозаготовок достиг 5 млн. тонн или 38,5%. В 1932 году урожай зерновых на украинских полях был собран несколько меньший – 12,8 млн. тонн. Однако в результате насильственного изъятия хлебозаготовка в республике была выполнена на 7 млн. тонн, что составило 54,6% валового сбора. Одной из причин, кото-рая, в конечном итоге, также усугубила последовавший голод, была массовая коллективиза-ция. По утверждению специалистов, она привела к расстройству структуры сельского хозяйст-ва и повлекла за собой значительное сокращение сельскохозяйственного производства. За весну 1928 – весну 1930 гг. количество крупного рогатого скота в Украине сократилось на 23,5%, свиней – на 54,5%, овец – на 40%, птицы – на 41%.

На Украине разразился невиданный по масштабам голод. В ходе хлебозаготовок с урожая 1932 года голод стал массовым. Катастрофических размеров он набрал зимой, весной и летом 1933 года. Примечательно, что в это время с нашей республики продовольствие вывозилось для продажи за пределами Советского Союза. В 1932 году из СССР, в том числе с Украины, было вывезено 107,9 млн. пудов хлеба, а в 1933 году – 105,3 млн. пудов. Из расчета 13 пудов на человека этого хлеба в 1932 году хватило бы для пропитания 8,3 млн. глодающих, а в 1933 году – для 8,1 млн. человек. Таким образом, приостановка экспорта хлеба за границу на два года позволила бы советскому правительству сохранить жизнь миллионам украинцев.

В это время Донбасс набирал темпы небывалого промышленного роста. Здесь для огромной страны добывали уголь, плавили чугун и сталь. Нашу область в Москве по-прежнему воспри-нимали как «всесоюзную кочегарку», где закладывалась экономическая мощь великой страны, вознамерившейся построить социализм. Не смотря на голод, здесь крупные города, заводские и шахтерские поселки регулярно поступало продовольствие. Конечно, продуктами питания, в первую очередь, снабжались те, кто работал. Но счастье работать выпадало не всем, и у бирж труда стояли огромные очереди. По состоянию на 9 марта 1933 года в Донецкой области было официально зарегистрировано 1008 голодающих семей. Для сравнения: в течение марта-апреля 33-го года количество голодающих в Киевской области достигло 493,6 тыс. чел. Исто-рики утверждают, что количество людей, погибших от голодомора на Украине, составило не-сколько миллионов.     

ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ ГОЛОДОМОРА

В условиях повсеместного голода человеческая жизнь была обесценена. Он способствовал падению морали в обществе, и как следствие - росту преступности на этой почве. Была отме-чена волна проституции. Жертвами насилия нередко становились дети.

Угрюмая дама с косой немало потрудилась в Харьковской области. Она забредала и в преде-лы соседнего с Краматорском Славянского района. Цифры и факты о проявлении и последст-виях голода 1932-1933 гг. на территории нашего города историками изучены недостаточно. Эту работу, вероятно, еще предстоит сделать. Однако уже сегодня мы можем с твердой уверенно-стью заявлять, что голодомор достиг таки наших мест. И однажды его звериный оскал высту-дил кровь в жилах нескольких свидетелей и очевидцев – наших земляков.

В начале 30-х гг. в Криминальном кодексе не существовало статьи о людоедстве. Дела такого рода были в компетенции органов государственной безопасности – ГПУ. Людоедов расстрели-вали. Но не всех. По данным архивов, в конце 30-х на Беломорканале трудились 325 людоедов с Украины – 75 мужчин и 250 женщин. Случаи трупоедства также регистрировало ГПУ. Соглас-но донесениям начальника Харьковского областного отдела ГПУ, на 1 марта 1933 года в об-ласти было зафиксировано 9 случаев пожирания трупов, на 1 апреля – 58, на 1 мая – 134, на 1 июня – 221 случай. Нечто ужасное могло случиться и в Краматорске летом 1933 года.

В 20-х числах июня 1933 года секретарь Краматорского городского партийного комитета Ве-ниамин Наумович Ялов направил в адрес секретаря Донецкого обкома КП(б)У тов.Саркисова докладную записку страшного содержания. Вероятно, у секретаря-машинистки, печатавшей этот срочный и секретный документ, дрожали руки, когда она выстукивала на клавишах ста-ренького «Ундервуда» следующий текст:

«В ночь под 20 июня с.г. на Краммашстрое, площадка материального склада, в кирпичах най-ден обходным милиционером порезанный на куски ребенок, а именно: голова ребенка разруб-лена на 5 частей, туловище на 6 частей, руки на 3 части, сердце, легкие отдельно и т.д. Все куски ребенка обмытые, без признаков крови.

Предварительным следствием установлено, что ребенок в возрасте от 4-5 мес. Куски ребенка были завернуты в чистое селянское полотно.

В поступке изрубленности заподозреваются граж. В., Романовского с/сов, Дзержинского рай-она, которая до 1/VI-с/г работала при вагонном депо ст.Славянск, и гражд.Ф., без постоянного места жительства. Гражданка Ф. при допросе прокуратуры заявила, что 19/VI-с/г в 5 час. вече-ра неизвестная гражданка предложила ей взять мясо зарезанного ребенка и поджарить для еды. Гражданку, которая ей предлагала, она хорошо знает в лицо.

Прокуратурою срочно ведется по данному делу следствие с тем, чтобы на протяжении 2-х дней закончить. В. и Ф. находятся под следствием».

Данный документ в комментариях не нуждается. В Краматорске десятки тысяч рук воздвигали будущий флагман отечественного машиностроения, а рядом… Такой неоднозначной была наша история.

… В субботу, 26 ноября, в память о тех, кто стал жертвой Голодомора 1932-1933 гг., в Украине гудели колокола памяти и горели миллионы свечей.   

* Здесь и далее автор использовал материалы книги А.Заднепровского «Голод в історії  Украї-ни: короткий нарис (X-XX ст.)» и документы областного архива Донецкой области.
   

             

2642
Общий / Re: Кто что коллекционирует?
« : 29 Жовтень 2007, 15:56:55 »
Скажите, пожалуйста. Вы, я думаю. это знаете. насколько возможен допуск в старые архивы не работников музеев? Просто моему дедушке 80 лет и он очень хочет. пока жив. узнать побольше о своей семье и родном селе. Я то. что смогла собрать стандартным путем уже сделала. нашла интересные факты. но хотелось бы найти именно архивные данные.

Чтобы ответить Вам, необходимо задать несколько вопросов. Отправил Вам личное сообщение.

2643
Общий / Re: Кто что коллекционирует?
« : 28 Жовтень 2007, 11:30:17 »
Кстати, уважаемый Краевед, могу дать координаты своего товарища, который работает в Харьковском историческом музее, возможно, у них "в закромах" что-то есть из сферы Ваших интересов.

Благодарю Вас, уважаемая(ый) Аллергия, за предложение. Знакомство c сотрудником музея в Харькове может быть весьма полезно.

У меня есть чрезвычайно редкий документ по Барвенково (до 1917 г. этот населенный пункт входил в состав Харьковской губ.). Это свидетельство начала прошлого века, подтверждающее право на земельный участок. Интересен документ тем, что в нем перечислено все взрослое мужское население Барвенково. С удовольствием обменял бы его на видовые открытки. Предлагал музеям в Барвенково, Изюме. Но есть проблема: государственные музеи не имеют права использовать для обмена состоящие на учете экспонаты из своих фондов, даже если у них есть двойные экземпляры. Для такого рода действий необходимо разрешение министерства культуры. Возможно, Ваш знакомый предложит кого-то из заинтересованных краеведов в Харькове.

Как Вы формируете Ваше собрание вышивки? Кто-то ездит для этой цели в села, надеется купить у старушек на рынке. Другие покупают у коллекционеров (или обращаются в наш "Антик"). Из подобного у меня есть шаль нач. 90-х гг. XIX века (свадебный подарок чьей-то невесте из Славянска). Довольно ветхая, правда. Есть также церковный покровец. Ориентировочно датируется концом XVIII - началом XIX вв. Не исключено, что он из Архидиаконо-Стефановской церкви (1790-1930 гг.), которая находилась в с.Белянское (ныне пос.Прокатчиков). Выставил бы его изображение, если бы знал, как это делается на этом Форуме.

В Музее истории Краматорска собрана коллекция вышивки. Среди моих знакомых есть лишь один коллекционер, который собирает подобные вещи. В нашем городе Ваших коллег по увлечению не знаю.

К слову, рекомендую обратить внимание на старинную керамическую черепицу, которая скоро станет большой редкостью. Сейчас на крышах или у брошенных и разрушающихся хат ее можно еще найти на Петровке, Ивановке. Все они имеют, в основном, одинаковый вид, но разнятся  надписями. Например, такой вариант - "Краматорская. Бломберг и Минц" и др. До настоящего времени мне, например, так и не удалось обнаружить документальных свидетельств, проливающих свет на производство черепицы в Краматорской до 1917 г. Некоторые образцы есть в нашем музее, но серьезно этой темой никто еще не занимался.             

2644
Общий / Re: Кто что коллекционирует?
« : 27 Жовтень 2007, 18:35:23 »
Респект автору темы.

Собираю все, что имеет отношение к прошлому Краматорска: старые фото, любые документы (до 1917 и после - до 1943 г.), визитки, конверты (прошедшие здесь почту в 1880-1943 гг.), пригласительные билеты 20-30 гг XX в. и т.п. В этом смысле наиболее проблемный - период оккупации Краматорска (попались единичные документы, в том числе - немцев и выданные городской управой).

Несколько лет назад начал разыскивать почтовые открытки, выпущенные до 1917 г., с видами городов, поселков, станций, заводов, шахт и проч. Беру все подряд - для обмена. Но моя тема - регион Востока Украины (бывшие Харьковская и Екатеринославская губернии). Чрезвычайно интересно как выглядел, например, до 1917 г. Славянск, наша Краматоровка, Бахмут, Юзовка и др. На открытках то, чего уже нет и не будет.        

Банально, но коллекционирую почтовые марки Украины. Началиналось с марок Великобритании, которые коллекционирует сын. Помогал разыскивать ему марки брит. колоний в коллекциях старых коллекционеров. А три года назад купил коллекцию украинской филхроники, которую земляк собирал в 1992-1997 гг., и сын порекомендовал продолжить. С тех пор покупаю у Сополнова на главпочтамте все, что выпускает "Марка Украины". Хотя меня больше привлекает поиск марок периода УНР (1918-1919) на конвертах или открытках.  [/img]

2645
Задели таки за живое. 

По трассе на Донецк установлено несколько скульптурных работ в камне: в районе Алексеево-Дружковки, близ Клебан-Быка. От них веет былинами. Но здешними ли?

Идея памятника в Краматорске, у трассы Славянск-Донецк, сама по себе прекрасна и, главное, при надлежащем исполнении может стать символичной. Ведь именно со стороны Славянска на краматорские земли в XVIII веке в разные годы прибыли представители старшины Изюмского слободского и Бахмутского конного казачьего полков, чтобы начать ее заселение.

Мне кажется, что в таком месте, мимо которого будет мчаться иногородний люд, а то и остановятся гости города, не должно быть «хохмы». Любой памятник вдоль трассы – это визитная карточка города и его жителей. Поэтому выставляться следует достойно. Самоирония – это неплохо. Однако надо помнить и о том, что «хохма» будет понятна лишь нынешним участникам форума, которых природа и жизнь наделили юмором. Но поймут ли ее ваши дети, внуки? Ведь вы же не хотите, чтобы они, ваши чада, следуя навеянному памятником, повторяли следом за теми, кого и так  сегодня вокруг нас в изобилии: парней с бутылками пива наперевес, девушек с сигаретой «на ходу». Добавьте к этому подъезды, испещренные детским «творчеством», выкорчеванные лавочки, сожженные урны и проч. и проч. Согласитесь, памятник, по большому счету, все же должен нести воспитательную нагрузку и, при этом, олицетворять дух времени, культуру, историю и т.п. Он не должен оставлять место равнодушию, навевать мысли и, следовательно, воплощать в себе немного от Вчера, трогать за живое Сегодня и быть понятным Завтра.

Простите, что так долго и подробно. А теперь, собственно, об идее.

В 2008 году Краматорску исполнится 140. Это официально принятых - от основания полустанции Краматорская до сентября 2008-го. Но! Территория современного Краматорска начала заселяться во втор. пол. XVIII столетия. Инициаторами ее заселения были упомянутые мною выше полковой хорунжий Степан Адамов (на его землях основано Беленькое) и хорунжие - Бахмутского конного казачьего полка Степан Таранов (в 1752 г. – водяная мельница на р.Дальняя Беленькая, а в 1753 г. - слобода Белянская – ныне пос.Прокатчиков) и Иван-меньший Шабельский (Шабельковка).

В 1768 году Войско Запорожское заявило свои права на земли южнее реки Торец (ныне Сухой Торец). Таким образом, следуя Кошу, вся территория современного Краматорска – в прошлом являлась территорией Войска Запорожского. В 1774 году Степана Таранова администрация Изюмской провинции Слободско-Украинской губернии отправила с жалобой на «утиснения» запорожцев в Санкт-Петербург - к Ее величеству Екатерине II. Чем закончились земельные споры за нашу и соседние территории между Кошем и администрацией Слободско-Украинской губернии давно известно – в 1775 году Запорожская Сечь была уничтожена.

Так вот, памятник может быть в камне (в чугуне, на мой взгляд, нет тепла, а песчаник – наш, местный камень! к тому же, памятник в Краматорске не должен «выпадать» из общего ряда установленных вдоль трассы). Его композиция включает две сидящие фигуры: типичного Запорожца (в сорочке, шароварах, при сабле на поясе и курящего люльку) и современного Мастерового (слесаря-сборщика - в комбинезоне, в сорочке с расстегнутым воротом, рядом лежит защитная каска). Оба обращены друг к другу. Запорожец сидит на пне. Он курит и внимательно (с прищуром в глазах) слушает говорящего собеседника – Мастерового. Мастеровой, опершись кистями обеих рук в разведенные колени, сидит на лежащей шестерне соответствующего диаметра и с жаром рассказывает предку о нынешнем житье-бытье, о том, что было на краматорской земле за истекшие две с половиной сотни лет. Беседуют на равных. Встретились наше Прошлое и Настоящее. Сидят, толкуют с мыслями о Будущем – предок (защитник) и современник (рабочий-машиностроитель – основа основ краматорского благополучия).

Как мне представляется, в таком варианте памятника есть все: и наше национальное, и наша история, и порубежье Слободской Украины и Войска Запорожского, и специфика нашего города, воплощенная в человеке-созидателе, который, кстати, в 2006 году отметил 110-летие своего пребывания на краматорской земле (речь о машиностроителе).   

Не знаю, вероятно, трудно воплотить в камнях из песчаника такую композицию. А, может, действительно кто-то возьмется отлить из чугуна? Чтобы на века.

*    *    *

Уж извините за многословие.

Сторінок: 1 ... 175 176 [177]