Задели таки за живое.
По трассе на Донецк установлено несколько скульптурных работ в камне: в районе Алексеево-Дружковки, близ Клебан-Быка. От них веет былинами. Но здешними ли?
Идея памятника в Краматорске, у трассы Славянск-Донецк, сама по себе прекрасна и, главное, при надлежащем исполнении может стать символичной. Ведь именно со стороны Славянска на краматорские земли в XVIII веке в разные годы прибыли представители старшины Изюмского слободского и Бахмутского конного казачьего полков, чтобы начать ее заселение.
Мне кажется, что в таком месте, мимо которого будет мчаться иногородний люд, а то и остановятся гости города, не должно быть «хохмы». Любой памятник вдоль трассы – это визитная карточка города и его жителей. Поэтому выставляться следует достойно. Самоирония – это неплохо. Однако надо помнить и о том, что «хохма» будет понятна лишь нынешним участникам форума, которых природа и жизнь наделили юмором. Но поймут ли ее ваши дети, внуки? Ведь вы же не хотите, чтобы они, ваши чада, следуя навеянному памятником, повторяли следом за теми, кого и так сегодня вокруг нас в изобилии: парней с бутылками пива наперевес, девушек с сигаретой «на ходу». Добавьте к этому подъезды, испещренные детским «творчеством», выкорчеванные лавочки, сожженные урны и проч. и проч. Согласитесь, памятник, по большому счету, все же должен нести воспитательную нагрузку и, при этом, олицетворять дух времени, культуру, историю и т.п. Он не должен оставлять место равнодушию, навевать мысли и, следовательно, воплощать в себе немного от Вчера, трогать за живое Сегодня и быть понятным Завтра.
Простите, что так долго и подробно. А теперь, собственно, об идее.
В 2008 году Краматорску исполнится 140. Это официально принятых - от основания полустанции Краматорская до сентября 2008-го. Но! Территория современного Краматорска начала заселяться во втор. пол. XVIII столетия. Инициаторами ее заселения были упомянутые мною выше полковой хорунжий Степан Адамов (на его землях основано Беленькое) и хорунжие - Бахмутского конного казачьего полка Степан Таранов (в 1752 г. – водяная мельница на р.Дальняя Беленькая, а в 1753 г. - слобода Белянская – ныне пос.Прокатчиков) и Иван-меньший Шабельский (Шабельковка).
В 1768 году Войско Запорожское заявило свои права на земли южнее реки Торец (ныне Сухой Торец). Таким образом, следуя Кошу, вся территория современного Краматорска – в прошлом являлась территорией Войска Запорожского. В 1774 году Степана Таранова администрация Изюмской провинции Слободско-Украинской губернии отправила с жалобой на «утиснения» запорожцев в Санкт-Петербург - к Ее величеству Екатерине II. Чем закончились земельные споры за нашу и соседние территории между Кошем и администрацией Слободско-Украинской губернии давно известно – в 1775 году Запорожская Сечь была уничтожена.
Так вот, памятник может быть в камне (в чугуне, на мой взгляд, нет тепла, а песчаник – наш, местный камень! к тому же, памятник в Краматорске не должен «выпадать» из общего ряда установленных вдоль трассы). Его композиция включает две сидящие фигуры: типичного Запорожца (в сорочке, шароварах, при сабле на поясе и курящего люльку) и современного Мастерового (слесаря-сборщика - в комбинезоне, в сорочке с расстегнутым воротом, рядом лежит защитная каска). Оба обращены друг к другу. Запорожец сидит на пне. Он курит и внимательно (с прищуром в глазах) слушает говорящего собеседника – Мастерового. Мастеровой, опершись кистями обеих рук в разведенные колени, сидит на лежащей шестерне соответствующего диаметра и с жаром рассказывает предку о нынешнем житье-бытье, о том, что было на краматорской земле за истекшие две с половиной сотни лет. Беседуют на равных. Встретились наше Прошлое и Настоящее. Сидят, толкуют с мыслями о Будущем – предок (защитник) и современник (рабочий-машиностроитель – основа основ краматорского благополучия).
Как мне представляется, в таком варианте памятника есть все: и наше национальное, и наша история, и порубежье Слободской Украины и Войска Запорожского, и специфика нашего города, воплощенная в человеке-созидателе, который, кстати, в 2006 году отметил 110-летие своего пребывания на краматорской земле (речь о машиностроителе).
Не знаю, вероятно, трудно воплотить в камнях из песчаника такую композицию. А, может, действительно кто-то возьмется отлить из чугуна? Чтобы на века.
* * *
Уж извините за многословие.