Девчонка, может тут что-то для Вас откроется (вроде не очень длинно):
ЭСКИЗ ПОРТРЕТА "ИДЕАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ"
Cогласно опросу, проведенному нами среди читателей газеты, руководителей малых и средних предприятий, большая их часть полагает свое профессиональное развитие далеким от завершения, особенно это касается управленческих навыков. Руководитель фирмы никогда не должен забывать о необходимости работы над собой как управляющим компанией - таково было общее мнение наших респондентов. Мы, в свою очередь, задались вопросом, какими характеристиками должен обладать предприниматель, чтобы стать преуспевающим руководителем, можно ли говорить об “идеальном руководителе”. Ответ на этот далеко не праздный вопрос позволит предпринимателю задать себе направление для развития управленческих качеств или же обнаружить в рядовом сотруднике фирмы потенциал менеджера. Для начала мы обратились за помощью к теории: что по этому поводу говорит психология?
ПСИХОЛОГИЯ: КРИТЕРИИ ИДЕАЛА
В развитых странах у предпринимателей давно вошло в привычку по многим вопросам консультироваться с психологами, которые уделяют пристальное внимание психологии менеджмента, разработке критериев успешного менеджмента. Предприниматель должен четко знать ответы на три взаимосвязанных вопроса: что, где и как. Что: только при наличии четких целей и досконально разработанных задач можно рассчитывать на успех. Руководитель должен уметь ставить перед собой цели нескольких порядков: основную (на 10-15-20 лет вперед) и подчиненные, причем последние не должны противоречить друг другу и основной цели. Таким же образом выстраивается структура целей и задач работников компании.
Без необходимой информации невозможно решить поставленные перед собой задачи, соответственно руководитель должен иметь представление о том, где эту информацию найти. Информированность и наблюдательность - два неотъемлемых качества успешного руководителя. Информированность означает отказ от позиции “всезнайки”, понимание того, что мир и экономические условия непрерывно изменяются, готовность учиться. Полезно составить и пополнять базу данных полезных источников информации, а также проверять полученную информацию. Наблюдательность означает отказ от скороспелых, пусть даже удобных, выводов, внимание к деталям, анализ фактов, рассмотрение ситуации с разных сторон.
Как организовать свою работу? Во-первых, руководитель должен уметь организовать свое рабочее время, эта организация должна подчиняться тем самым целям, которые были заданы вначале, причем порядок выполнения задач должен выстраиваться в соответствии с критерием их насущности и важности. Можно работать по 15-18 часов в сутки, гордиться своей работоспособностью и преданностью своему делу, но нередко оказывается так, что при надлежащей организации рабочего времени количество рабочих часов сокращается при одновременном росте производительности труда. Другими словами, не тот менеджер хорош, что задерживается на работе допоздна, а тот, чья деятельность наиболее эффективна. Во-вторых, руководитель должен уметь принимать решения и брать на себя ответственность за их принятие. Стиль руководства может быть разным, однако часто необходимо учитывать мнение окружающих (подчиненных), хотя бы из принципа полезности информации. В-третьих, тот руководитель хорош, который умеет облегчить себе работу и передать ряд полномочий своим сотрудникам или другим людям, которые выполнят за него работу с неменьшей отдачей. Позиция “если я не сделаю - никто не сделает” расхолаживает сотрудников, превращает их в пассивных исполнителей, что противоречит задаче руководства, затрудняет управление людскими ресурсами и их развитие. В-четвертых, руководитель не должен бояться риска.
ПРАКТИКА: УРОКИ ЖИЗНИ
Мы обратились к читателям с вопросом, каким они видят образ “идеального руководителя” применительно к российским условиям. Вот наиболее характерные ответы:
Павел Гориславцев, генеральный директор компании “Что делать консалт”:
По моему мнению, успешными руководителями не становятся, а рождаются. Тот, кто был лидером в детстве, кто был активен, тот и будет успешным руководителем. Он должен ясно представлять себе свою цель и неукоснительно двигаться в этом направлении. С другой стороны, он должен уметь слушать других, выбирать лучшее и в соответствии с этим корректировать свое мнение. Однако в основе всего должно быть наличие своих идей, умение их генерировать. Следующая важная черта - умение взбадривать людей, вести за собой, другими словами, он должен быть примером для подчиненных. В этом заключается его харизма. Также успешный руководитель тот, кто умеет системно видеть проблему, ее связь с другими проблемами. Для руководителя важно иметь образование, лучше техническое и бизнес-образование. Российская специфика состоит в том, что руководитель должен уметь превратить свой коллектив в семью, уметь наладить с людьми не только деловые, но и личные отношения.
Татьяна Смирнова, исп. директор органа по сертификации “Мосресурсэкспертиза”:
Руководитель должен быть демократичным, это значит, что он должен всегда осознавать, что работает в коллективе. Авторитарный метод управления неприемлем. Ведь главное отличие умелого руководителя от неумелого состоит в умении работать с людьми, при этом он может не быть первоклассным специалистом в той сфере, в которой работает его компания. Руководитель должен уметь ставить задачи и требовать от своих подчиненных отчета в их исполнении.
От партнеров мы ожидаем профессионализма, а также ответственного подхода к делу. Ответственность - этическая категория, этика - необходимое условие партнерства в бизнесе.
Руководитель ООО “Энергия СК”, пожелавший остаться неназванным:
Чтобы быть успешным в своем деле, руководитель должен быть честным, партнеры отказываются работать с нечестными предпринимателями. Не менее важно наличие образования, я имею в виду образование в области менеджмента, к тому же предприниматель должен быть готов постоянно учиться. Расхлябанность - вот, к сожалению, характерная особенность наших предпринимателей. С другой стороны, наши предприниматели более приспособляемы по сравнению с их западными коллегами. В России постоянно происходят изменения, то кризис, то новое налоговое законодательство, поэтому способность быстро ориентироваться в ситуации - важная характеристика успешного руководителя.
Выводы делайте сами, в конечном итоге лишь сам руководитель на своем опыте решает, насколько он успешен и что он должен сделать для достижения некоего управленческого идеала.
Армен Каладжян