Украина перестала быть «банановой» республикой
Страна переживает стремительный и неудержимый рост цен на фрукты
Алина Фадеева
Спасаться от зимне-весеннего авитаминоза в последнее десятилетие мы привыкли с помощью вкусной экзотики: апельсинов, бананов, киви, мандаринов, грейпфрутов и других цитрусовых. А лимоны и вовсе никогда не исчезали с нашего стола. Похоже, ситуация резко изменилась к худшему. И если всё будет продолжаться в том же духе, скоро попить чайку с лимончиком сможет себе позволить далеко не каждый горожанин.
По данным мониторинга, представленным начальником отдела торговли, общественного питания и бытового обслуживания Ириной Шишкиной, постепенный рост цен на эту группу товаров наблюдался с сентября прошлого года. Но резкий взлет цен впервые отметился с января. С тех пор не проходит недели, чтобы цены не подросли еще. Самыми «стойкими» оставались апельсины, но в последнюю неделю цены и на этот фрукт стали подтягиваться.
Ирина Шишкина, комментируя ситуацию, признает, что остановить рост цен нельзя, поскольку нет «потолочной» цены ни на опте, ни в розничной торговле. Закупочные цены растут, потому что растут цены на все, в первую очередь, на энергоносители. При этом наценка на дорогие импортные фрукты из Пакистана, Греции и Италии не превышает 10%. Небольшие магазины берут таких фруктов немного – 2-3 килограмма для ассортимента. По словам продавщицы одного из небольших магазинчиков, объем продаж витаминной экзотики снизился на 40%. Но причины этого крайне неприятного явления Ирина Шишкина не называет, лишь с очень небольшой долей вероятности допускает, что это может быть связано с неурожаем фруктов в странах-экспортерах.
Заместитель генерального директора ООО «Забота» Роман Большаков считает, что скачок цен объясняется другими причинами. Раньше вся экзотика попадала к нам нелегально, а растаможка продукции осуществлялась по серым теневым схемам. Теперь такая продукция проходит официальную процедуру растаможивания, что для оптовых покупателей – плат НДС оборачивается неизбежным повышением розничных цен. (Совсем по пословице: не хотите по-плохому, по-хорошему будет хуже. – Авт.) А еще есть такие факторы, как сговор производителей, дистрибьюторские соглашения…
Как бы то ни было, проигрывает потребитель. Ну ничего, скоро появится молодая крапива, редиска, петрушка. Если братские Турция с Грузией перестанут снабжать нас ананасами и лимонами, родные 6 соток не подведут.