Будем искать…
Любое декадное совещание - это канва тенденций, на которой завязываются узелки результатов. На плотную крепкую канву и узор ложится ровнее, и живет он дольше. Если же появится гниль в основании, жди пролысин на привлекательной вроде бы глади ковра.
Именно поэтому заводской менеджмент, анализируя на декадках сегодняшние результаты, постоянно сканирует тенденции, которые формируют завтрашний день и вместе с ним степень нашего благополучия.
На декадном совещании 13 июня президент АО Г. М. СКУДАРЬ определил негативные тенденции непредсказуемого лета 2006-го. Они лежат в плоскости платежей, загрузки производства, организации труда станочников.
Станочники уходят… При этом подавляющее большинство уходящих регистрирует в качестве причины недовольство зарплатой. Президента удивили подобные заявления, ведь средняя зарплата станочника на предприятии достаточно высока.
Вообще-то ничего удивительного. Безликая снаружи средняя зарплата изнутри пестро дифференцирована, и не всегда дифференциация зависит от уровня мастерства. В условиях неравномерной загрузки на первый план зачастую выходят личностные взаимосвязи. Например, Иванивишвили - хороший специалист механообработки, но Сидориди - родственник, сосед, кунак начальника участка… Допустим, начальник цеха, спасая конкретную ситуацию, попросил станочников поавралить в выходные, но через пару дней забыл, что положенное на алтарь свободное время стоит дороже…
Внутрипроизводственных ситуаций, которые уязвляют достоинство станочника как человека и специалиста механообработки, можно припомнить массу. И эти случаи отучают станочников видеть в своем рабочем месте цитадель и оплот благополучия. Легковерные ловятся на обещание больших денег и уходят искать счастья по объявлениям. Рукастые и головастые, как в советские времена, рассчитываются на лето и срываются на сезонные заработки, чтобы ближе к холодам снова постучать в двери отдела кадров.
Базисом для подобных прыжков является нынешняя капиталистическая действительность. После длительного времени дефицита и вынужденного нищенского воздержания настало время потребления. Большинство уже приобрело стиральные автоматы, DVD-плейеры и японские телевизоры. Теперь пришло время покупки автомобилей - себе и детям, квартир - себе и детям, мебели - себе, образования - детям.
В этой капиталистической действительности мы потеряли главное - на уровне корпоративно-идеологической сообщности, когда цех был вторым домом. И не нашли ему замены в мире потребления и разобщенности. Возможно, где-то в цехах и существуют аналогичные кодексу чести главной бухгалтерии собственные конституции, основные законы, корпоративные уставы. Мне они, к сожалению, не попадались, но почему-то кажется, прояви руководители подразделений инициативу, вынеси на обсуждение подчиненных свод внутрицеховых законов, они узнали бы о себе много интересного, а некоторые для начала научились бы разговаривать с рабочими не на языке монголо-татарской орды, а на равных. Во-вторых, подобные внутрикорпоративные законы могли бы стать зерном стратегии развития коллектива, сообщества, нацеленного на создание благополучия не для отдельно взятых свойственников и кунаков, а для всего списочного состава. Если их честно составить, а потом неукоснительно выполнять, глядишь, и ходоков было бы меньше.
Однако во главе угла все равно стоит загрузка. Сейчас обсуждается наполнение второго полугодия. Хотя есть определенные сложности, президент видит ее полновесной. "На третий квартал, - заметил Г. М. Скударь, - мы выходим с лучшими показателями, чем выходили на второй".
Чтобы бумажные тонны приобрели свое металлическое воплощение, должна четко работать заводская металлургия. Мартеновский цех постоянно являет миру интересные феномены - здесь то вспыхивает какая-то странная драка, то находят неопознанные весы, то охрана легирующих материалов оказывается неэффективной. А, в общем, цех представляет собой омут неразрешенных проблем, в которых утонул уже не один начальник цеха. Что остается постоянным, так это превышающий все допустимые нормы процент брака. Последняя, на мой взгляд, надежда президента - командированный в мартен главный металлург В. Ф. Шумаков. Будем надеяться, что опытный специалист и талантливый руководитель справится с ситуацией, наладит выпуск качественной стали, и впредь нам не придется краснеть перед заказчиками за отвратительное качество литья.
В преддверии повышения объемов перепланировка ждет ФЛЦ-1. Руководителям ФЛЦ-2 президент рекомендовал вспомнить практику бывшего руководителя цеха В. Ф. Шумакова и больше заниматься поисками заказов.
Если в каждом цехе существует свой спектр проблем, то в механосборочном цехе № 8 и цехах северного производства они обострены до предела. Правление принимает меры для загрузки этих подразделений, при этом северяне переходят на изготовление, в основном, металлургического оборудования.
13 июня президент решил поставить точку в еще одной проблеме - старой как мир и неуправляемой, как юла в высшей фазе своего движения, - теперь запросные листы должны проходить экспертный цикл за три дня. Первыми президенту - молча, про себя - аплодировали, надо полагать, заводские маркетологи. Большая часть из них на этой теме охрипла и съела аптечные запасы валерьянки на три года вперед.
Правда, у президента было немало претензий и к самим маркетологам. Именно к их компетенции отнесены поиск заказов, обеспечение платежей, построение взаимоотношений с заказчиками. "Вы не умеете работать с потребителями", - бросил упрек маркетологам Г. М. Скударь. Скорее всего, президент прав. Но когда поставка заказа срывается по вине цеха, маркетолог, будь он даже ангелом или лауреатом конкурса "Дипломат-2005", не убедит заказчика в абсолютности предприятия. Я помню невольную исповедь представителя "Полюса"…
Маркетологи замыкают на себя весь спектр заводской деятельности и ее же проблем. Если бы их сфера заключалась только в "обнимании" заказчика, они, наверное, были бы счастливы. Когда ставят подножки свои, заводские, это куда сложнее. Хотя должны, как минимум, помогать.
Наша жизнь складывается из мелочей и взаимосвязей, которые формулируются на практике достаточно просто: знать и профессионально исполнять свое дело, честно смотреть в глаза визави, ощущать рядом надежное плечо коллеги. Не знаешь - научиться, не знает коллега - научить его.
Но у нас еще чего-то не хватает. Наверное, той самой "чуточки", из-за которой литье в Чехии лучше, чем на НКМЗ. Будем искать…
Валентина Зорина "Вестник НКМЗ"