Дорогие друзья! По данным историков Музея истории г.Краматорска в 1934 году в нашем городе был открыт АЭРОКЛУБ.
Согласно архивным данным, которые мне удалось выявить несколько лет назад, впервые идея создания Краматорского аэроклуба была обсуждена на заседании горкома партии в августе 1933 года. Тогда же было принято решение о строительстве здесь аэроклуба.
Не намерен брать на себя смелость опровергать данные коллег из городского музея.
Однако документы свидетельствуют о следующем (публикую выдержку из главы "ЭПОХА ЭНТУЗИАЗМА, ТРАГЕДИЙ И ТАЙН, или КРАМАТОРСК В 30-Е ГОДЫ"):
ЧТОБЫ МЕЧТА О НЕБЕ СБЫЛАСЬА тем временем жизнь продолжалась. Грязь на вокзале не повергала краматорчан в состояние уныния - в своих мечтах они уносились высоко в небо. О том, что это было так на самом деле, свидетельствует протокол заседания бюро горпарткома от 14 августа 1933 года. В этот день члены бюро заслушали доклад председателя городского совета Михаила Ткаченко по вопросу о строительстве … КРАМАТОРСКОГО АЭРОКЛУБА.
Известно, что в 1926-1927 гг. партия активно призывала граждан страны Советов и жителей поселка Краматорская, в том числе, поддержать кампанию по оказанию содействия авиационному и химическому строительству в СССР. Многие тогда подписались и приобрели билеты первой Всесоюзной авиационной лотереи стоимостью 50 коп. Местное население – рабочие, служащие, интеллигенция – твердо уверовали, что «Авиахим – опора мирного труда, противогаз и воздушный часовой СССР». Потом в поле за поселком не раз с агитационной целью при-землялись самолеты. Первый пассажирский самолет осуществил посадку близ Краматорской в июле 1930 года. Народ (в первую очередь, конечно, вездесущая ребятня) сбегался смотреть на чудо техники и поражался, как необычное творение человеческих рук отрывалось от земли и улетало в небесную высь. Пропаганда сделала свое дело. Наступил момент, когда молодежь просто влюбилась в авиацию.
В августе 1933 года вопрос о строительстве в городе аэроклуба прозвучал на столь высоком уровне впервые. Содокладчиками председателя горсовета выступили тт.Кронов, Плотников и Крайзман. Архивный документ не уточняет, но, очевидно, все упомянутые лица стали членами оргкомитета, которому было поручено приобщить краматорчан к очень популярному веянию тех лет – умению управлять самолетом. В результате обсуждения было принято решение, и в протоколе появилась короткая запись: «Мероприятия Оргкомитета по строительству Аэро-клуба утвердить. Просить ЦСОСО (Центральный совет общества содействия обороны) утвердить строительство Аэро-клуба в Краматорской. Предложить Оргкомитету немедленно приступить к строительству АНГАРА и окончить его в этом году. Поручить Секретариату ГПК выделить начальника Аэро-клуба». Как следует из этого решения, партийные органы не отступали от сложившейся практики: они решили назначить руководителем аэроклуба не профессионала, а ответственного работника из своих рядов. Это делалось неслучайно. Когда руководитель допускал промахи или халатность в работе, спросить с него, а затем наказать виновного было проще, если он являлся членом партии. В свою очередь, страх лишиться партийного билета повышал чувство ответственности, вынуждал людей не расслабляться и быть собранными на любом посту. Конечно, о страхе говорить было не принято. Считалось, что член партии – это наиболее сознательный и исполнительный человек, основная задача которого – служить трудовому народу.
************************************************************************
Не исключено, что ангар для самолета был построен к намеченному сроку, и уже в 1933 году Краматорский аэроклуб начал свою работу. Однако документы из государственного архива свидетельствуют, что к обсуждению вопроса об АЭРОКЛУБЕ Краматорский горком КП(б)У вынужден был возвратиться в ... 1935 году. Подробности об этом - в газете "ПОИСК". В свое время.
************************************************************************
Лотерейный билет 1926 года в помощь развитию авиации в СССР
На фото - выпускник Краматорского аэроклуба Г.Режило. Надо полагать, выпускник авиаучилища в г.Ворошиловграде. 1939 год. На память - другу в Краматорск.