Форум Краматорська

  • 16 Квітень 2024, 17:12:22
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Скончался философ Жан Бодрийяр  (Прочитано 1675 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

07 Березень 2007, 14:22:06
Прочитано 1675 раз
Offline

КАПСЛОГ


Offline КАПСЛОГ

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1865
  • Країна: 00
  • Карма: +32/-4
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 3
  • The medium is the message
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Ушел из жизни автор теории "гиперреальности симулякров" - Жан Бодрийяр

Знаменитый французский философ, социолог, культуролог Жан Бодрийяр - скончался во вторник в Париже в возрасте 77 лет.

По словам представителей семьи Бодрийяра, он умер в своем доме после тяжелой и продолжительной болезни. Когда и где будет похоронен ученый, пока не сообщается.

Бодрийяр - считающийся одним из самых известных представителей философии постмодернизма - родился 20 июня 1929 года во французском городе Реймс. Получив степень доктора философии, он в течение нескольких десятков лет преподавал в Нантеррском университете в Париже.


В 1968 году Бодрийяр публикует работу "Система вещей" ("Le system des objets"), представляющую собой развернутую критику "общества потребления", ставшую основой проблематики его дальнейшего творчества.


Основными темами исследований философа были вопросы соотношения реальности и ее символического отображения, он первым ввел в широкий оборот понятия "симулякр" и "гиперреальность". Оригинальный философский дискурс Бодрийяра представлял из себя гиперкритицизм - тотальную сверхкритическую критику.


Известность среди широкой публики, Бодрийяр приобрел после публикации эссе о антииракской кампании 1991 года, озаглавленного "Войны в Заливе не было". Основываясь на своей теории "гиперреальности симулякров", Бодрийяр делал вывод, что эта кампания стала первой в мировой истории "виртуальной войной", события которой были сконструированы СМИ. Эту тему Бодрийяр развил, говоря о терактах в США 11 сентября 2001 года, которые он считал началом "четвертой мировой войны, в которой глобализм противостоит самому себе" (эссе "Дух терроризма").

Всего Бодрийяр написал около 50 книг, как правило, находившихся на грани философии и литературы. В число самых известных его трудов входят: "К критике политической экономии знака" (1972), "Зеркало производства" (1975), "Символический обмен и смерть" (1976), "В тени молчаливого большинства" (1978), "О совращении" (1979), "Симулякры и симуляции" (1981), "Фатальные стратегии" (1983), "Америка" (1986), "Экстаз коммуникации" (1987).

О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, можешь не торопиться... Там, на вершине Фудзи, улиток полно и так...

Форум Краматорська

Скончался философ Жан Бодрийяр
« : 07 Березень 2007, 14:22:06 »

12 Березень 2007, 12:41:02
Відповідь #1
Offline

КАПСЛОГ


Offline КАПСЛОГ

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1865
  • Країна: 00
  • Карма: +32/-4
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 3
  • The medium is the message
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
С президентом: Кремль и «Матрица»
Об авторе: Наталья Меликова - обозреватель "НГ".

В культовом фильме «Матрица» один из героев достает диск из книги «Симулякры и симуляция». На минувшей неделе президент поздравлял женщин и проводил очередное заседание Совета по реализации нацпроектов. И текст речи традиционно появлялся из внутреннего кармана пиджака. Но если бы Владимир Путин достал сложенные пополам листочки формата А5 из знаменитого философского труда Жана Бодрийяра, поклонники его творчества только бы плечами пожали.

Смерть мастера – всегда повод вернуться к его творчеству. Последнее время представители власти любят цитировать в своих выступлениях известных философов. Бодрийяр не относится к их числу. Это не означает, что его не признают. Напротив – даже в Кремле есть почитатели его гения. Они старательно создают на российской почве придуманную им гиперреальность. И, кстати, заметно преуспели: в последние годы бодрийяровские симулякры и симуляции у нас заметно откормились и окрепли.

Российский парламент, партии, выборы – фикции и подобия здесь давно и, похоже, надолго вытеснили свои оригиналы. Первоначальные смыслы забыты. Все определяют массмедиа. «Войны в Заливе не было», – написал однажды Бодрийяр, назвав операцию «Буря в пустыне» продуктом Cи-эн-эн. Выборов в Чечне у нас тоже не было. Как и не было уничтожения Басаева. И много чего другого тоже не было. Были только госканалы.

Но вот беда. Доступная, но мнимая часть российского политического пространства уже неинтересна той части граждан, которые периодически напрягают свой мозг для оценки происходящего. Они если и смотрят новостные или аналитические передачи, то исключительно для того, чтобы что-то услышать между строк. Для них другая, виртуальная, реальность – где живет Медвед и говорят на олбанском языке – оказывается реальнее той, которую рисует телевидение.

Другую, менее искушенную часть аудитории привлекают иными способами. Высокопоставленный сотрудник одного из госканалов однажды честно признался, почему криминальные новости всегда идут перед информационными программами. Иначе просто нельзя – криминал держит рейтинг. Отсмотрев парочку заказных убийств и бытовой поножовщины, зритель, возможно, не сразу выключит ящик. И есть надежда, что он все-таки услышит отправляемое ему послание.

Еще пару лет назад все решал жанр подачи новостей о большой политике. Но рецепт приготовления не имеет значения, когда продукты окончательно испорчены генной инженерией. Это не попытка оправдать наш непрофессионализм. Поверьте, дело не в журналистах. Сухое изложение фактов или талантливый иронический репортаж – сегодня это уже не важно. Новости, которые нам предлагают, как правило, не имеют никакого отношения к реальным политическим процессам. Их хоть перчи, хоть подсаливай, а аудитория в лучшем случае прослушает первые слова. Или прочитает лид-абзац. Ведь даже тщательно микшируемая симуляция не может долго удерживать внимание.

Так что граждане, моделирующие российское политическое пространство по канонам гиперреальности Бодрийяра, рискуют остаться единственными зрителями информационных программ. Если, конечно, им интересно смотреть не реальные новости о себе и стране, а их симулякры.

Великий мастер ненавидел мир, который он сам описал. Это он сказал об отношении народа и власти – «симуляция правления и согласия, достигаемого ценой безразличия». И еще он подметил, что политическую сцену сегодня определяет пустота. И еще – что точка, в которой движение производит пустоту, есть момент потенциальной слабости. Конечно, сегодня «политическая слабость или идиотизм не имеют значения, судят только по имиджу». Но вряд ли власти удобно общаться с народом из этой точки.
О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, можешь не торопиться... Там, на вершине Фудзи, улиток полно и так...

02 Березень 2008, 14:06:00
Відповідь #2
Offline

КАПСЛОГ


Offline КАПСЛОГ

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1865
  • Країна: 00
  • Карма: +32/-4
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 3
  • The medium is the message
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
http://www.zn.ua/3000/3150/62187/Смычок Бодрийяра

«Смерть ни в коем случае не должна пониматься как реальное событие, происходящее с некоторым субъектом и телом, но как некоторая форма — в известных случаях форма социальных отношений, — в которой утрачивается детерминированность субъекта и ценности», — размышляет о смерти французский философ, социолог и культуролог Жан Бодрийяр. Один из самых ярких мыслителей рубежа тысячелетий и крупнейший представитель постмодернистского направления в философии скончался в Париже 6 марта 2007 года. Уже год мы живем «без Бодрийяра». «Когда близится конец, от воспоминания не остается образа, остаются только слова. Я был Го­мером; скоро стану Ни­кем, как Улисс; скоро стану всеми людьми — умру», — замечает Картафил, герой рассказа Борхеса «Бессмерт­ный».

Прошел год с тех пор, когда Бодрийяр стал «всеми людьми», и с нами остались только «его слова». Вглядываясь в их изощренный узор и невероятные переплетения, очень явственно открываешь для себя человека, который любил мыслить, — страстно, самозабвенно, упоенно. Преданность этой «точке мышления», несмотря на все искушения и соблазны современного мира, — чрезвычайно характерная черта Бодрийяра.

Быть мыслителем, наверное, не самое востребованное качество в нашей суетной повседневности. Но настоящий мыслитель востребован всегда. Жан Бодрийяр доказывает это своей жизнью и славой, своими книгами и блестящими, парадоксальными фразами, которые ловят ускользающую реальность и находят в ней смысл. Идти в ногу со временем можно, можно быть признанным при жизни, и быть призванным вживую объяснять свои идеи современникам. Можно придумывать новые слова и термины и так виртуозно играть с ними, что вскоре они начинают вполне легитимно называть доселе безымянную реальность. Можно оставаться самим собой, и с какой-то обескураживающей непосредственностью срывать маски с идолов массовой культуры и общества потребления.

В прежние века подобная радикальная позиция была уделом шутов и юродивых. Эпоха постмодерна призвала к данному виду служения философов. Жан Бодрийяр один из них. Он не просто критичен по отношению к западной цивилизации. По мнению Д.Галкина, «оригинальный философский дискурс Бодрийяра представляет из себя гиперкритицизм, тотальную сверхкритическую критику». Загадка состоит в том, что этот «гиперкритицизм» не выбрасывает творчество Бодрийяра на периферию современной культурной жизни, а выводит в центр самых злободневных дискуссий. Бодрийяр всегда «свой» на красочном и разнузданном маскараде постмодерна, более того, его мысль задает причудливую конфигурацию всему этому действу!

Наверное, самым известным термином, который придумал Бодрийяр, является «симулякр». Си­мулякр возникает там, где знак окончательно и фатально отрывается от своего референта, «означае­мого», и в своей обретен­ной сво­боде пишет гипертекст современного мира. Мира, который в результате «информационного взрыва» породил бездонную самодостаточность этой знаковой реальности. Властное утверждение данной реальности происходит, если верить Бодрийяру, в результате третьей истинной революции европейской истории. Это революция симуляции, которая отменила актуальность результатов двух предыдущих истин­ных революций: революции про-симулякров «подделки» эпохи Ренессанса с возобладавшими принципами традиции, касты, естественного закона, сакрального, религии, и индустриальной революции, породившей принципы эк­вивалентности, авангарда, класса, идеологии, труда и производства.

Симулякры — главный продукт этой симуляции, «подделки символических объектов-вещей», заполонившие пространство нашей реальности. Можно сказать, что они активно воспроизводят сами себя, и в экспансии виртуальной реальности мы уже сталкиваемся с симуляцией самих симулякров. Процесс преумножения «сущностей без надобности» словно опрокинут в эту «виртуальную трансреальность», выступая принципом ее существования. Поэтому массовое общество, по Бодрийяру, выступает как «заполонивший собой все, ставший универсальным и получивший статус реальности остаток рассеивания символического порядка». С точки зрения культуры и ее традиционного понимания, здесь происходит что-то фатальное, бессмысленное и ужасное. Поэтому Бодрийяр не скупится на резкие слова, рисуя картину реальности как апофеоз господства симулятивных симулякров: «Уже, возможно, целый век Запад работает над деградацией своих собственных ценностей, над их устранением и уничтожением. Он занимается уничтожением причин всего того, что имеет ценность для людей и культуры».

Отсюда характерная для нашего времени мутация добра и зла и, как следствие, торжество абсолютного зла. Бодрийяр афористично говорит об этом процессе: «Если обратиться к часто используемой метафоре айсберга, то можно сказать, что добро — выступающая из воды часть зла. Время от времени айсберг переворачивается, и тогда зло занимает место добра; но постепенно он начинает таять и превращается в своеобразную жидкую субстанцию, в которой доброе и злое оказываются неотделимыми друг от друга». Там, где исчезает подобная демаркация добра и зла, зло становится абсолютным. «Это абсолютное зло рождается не от недостатка, а от излишка добра, от беспрепятственного распространения добра (товара), технологического развития, бесконечного прогресса, тоталитарной морали, радикальной и не встречающей противодействия «доброй воли»», — замечает российская исследовательница творчества Бодрийяра А.Желнова. Отсюда, в отличие от относительного зла, у абсолют­ного зла есть цель, состоящая в том, чтобы «делать добро». Как тут не вспомнить слова Мефистофеля у Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла, а совершает благо»! Тем более в условиях, когда превращение реальности в гиперреальность делает последнюю проницаемой для зла и злу абсолютно подвластной.

«Прозрачность зла», по Бодрийяру, — это тотальное отсутст­вие тайны, приватности, самости, культивируемое современной цивилизацией. Это — кричаще бессмысленная открытость всех сфер человеческой жизни, онтологический эксгибиционизм, ставший краеугольным камнем мироздания, соблазн, выступающий основным принципом искривления поведенческих практик человека. С этим нужно что-то делать — и ничего сделать нельзя. Поэтому современная цивилизация требует облегченного, поверхностного мировосприятия или же, говоря словами Бодрийяра, «мировосприятия-лайт» (light). Контекст этого мировосприятия несет в себе «нехватку событий» и приоритет эстетического и риторического фак­тора в сфере повседневности.

Бодрийяр принимает этот факт как рок и как вызов. «Коль скоро мир движется к бредовому положению вещей, и мы должны смещаться к бредовой точке зрения. Лучше погибнуть от крайностей, чем от отчаяния», — заявляет он в книге «Система вещей». И действительно, отчаяния, тоски и безысходности в трудах французского мыслителя вы не найдете. Как не найдете попыток спрятать за витиеватыми фразами собственную никчемность и отсутствие смысла — ведь, играя «смычком Бодрийяра», можно всегда извлечь из скрипки бытия верную ноту!

Может быть,
это точка безумия,
Может быть,
это совесть твоя —
Узел жизни,
в котором мы узнаны
И развязаны для бытия.

О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, можешь не торопиться... Там, на вершине Фудзи, улиток полно и так...

03 Березень 2008, 07:41:30
Відповідь #3
Offline

Портвейн


Offline Портвейн

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 28198
  • Країна: so
  • Карма: +1337/-66
  • Дякую
  • Сказав: 281
  • Отримав: 2100
    • Перегляд профілю
Мда ... все мы философы = после бутылочки ,второй .
"Ты должен сделать добро из зла потому что его больше не из чего сделать".

06 Березень 2008, 22:22:32
Відповідь #4
Offline

sulema


Offline sulema

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 101
  • Карма: +0/-17
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
  • piyh
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Светлая тебе память, спасибо за твои труды, люди оценят их, мне лично понравился подход этого человека к философии. Не каждому дано понять что он писал. Не гари потер

Форум Краматорська

Re: Скончался философ Жан Бодрийяр
« Відповідь #4 : 06 Березень 2008, 22:22:32 »