Форум Краматорська

  • 25 Квітень 2024, 07:34:29
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Обществу польской культуры г.Краматорска - 10 лет  (Прочитано 12253 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

05 Грудень 2009, 15:42:26
Прочитано 12253 раз
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Вчера, 4 декабря, в городе отметили 10-летие Общества польской культуры г.Краматорска. В рамках миниюбилея в Музее истории города открылась выставка фоторабот известного в конце XIX - нач. XX вв. фотографа Альфреда Федецкого, поляка по происхождению, уроженца Житомира, работавшего в Харькове. В церемонии открытия принял частие Генконсул РП в г.Харькове Г.Серочинский. Вечером чествование юбиляра происходило в актовом зале ШИ №1 и штаб-квартире самого Общества.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Уже несколько лет в нашем городе существует общественная организация под названием «Общество польской культуры г.Краматорска». В помещении школы искусств №1, где на-ходится офис Общества, наши сограждане польской национальности, а также те, кто про-являет интерес к истории, культуре и языку Республики Польша, встречаются каждую не-делю и проводят время согласно своим запросам.

Довольно часто из Харькова к соотечественникам приезжает Генеральный консул Рес-публики Польша по вопросам культуры пан Михал Журавский. С той поры, когда Крама-торск утратил статус «режимного» и превратился в доступный для иностранцев город, пан Журавский остается единственным дипломатом, который бывал в нем чаще других. А совсем недавно гостем краматорских поляков впервые стал католический священник – ксендз Владзимеж из Донецка. По просьбе желающих изучать Библию, он начал регуляр-но приезжать в Краматорск и проводить с ними занятия. Сегодня католики уже вынаши-вают мечту возродить местную парафию. Речь не идет об открытии. Вопрос именно так и ставиться: возобновить действия католического прихода, некогда существовавшего в Краматорске.

ПЕРВЫЕ ПОЛЯКИ НА КРАМАТОРСКОЙ ЗЕМЛЕ         

Если заглянуть в глубь веков и порыться в краматорской предыстории, выяснится доста-точно интересный факт. Предок полкового хорунжего Ивана-меньшего Прокофьевича Шабельского, основавшего в 1758 году слободу Шабельковка, был киевлянин. Когда в конце XVIII века Шабельские решили засвидетельствовать свою причастность к дворян-скому сословию, они обратились к своим истокам и обнаружили, что наиболее раннее упоминание об их роде связано именно с ним. В архивных документах записано, что Па-вел Самуилович Шабельский “поступил под Российскую державу из польского Шляхетст-ва города Киева в 1686 году”. Это случилось в тот год, когда Москва заключила с Поль-шей “вечный мир” и союз, направленный против Турции и Крыма. По условиям договора Польша навсегда отказывалась от Левобережной Украины, а на правом берегу Днепра уступала русскому царю Киев с небольшим округом между речками Стугна и Ирпень. По-томки Павла Самуиловича, все как один, служили российской короне. Вопрос об их на-циональности остается открытым: документ, подтверждающий, что в жилах предка Ша-бельских текла польская кровь, до настоящего времени не обнаружен. Что же касается вероисповедания дворян его рода, то и здесь не все до конца ясно. Хотя известно, что в XIX веке внуки и правнуки основателя Шабельковки считали себя православными, о чем свидетельствуют записи в метрических книгах местной Николаевской церкви.

Достоверно установлено, что именно в XIX веке на территории современного Краматор-ска стали появляться первые католики. Пожалуй, первой ласточкой в этом смысле была жена помещика сельца Белянского (ныне - пос.Ивановка) коллежского секретаря Ивана Степановича Таранова-Белозерова - Аделаида Августовна. Барыня исповедовала рим-ско-католическую веру, но, судя по всему, полькой не являлась.
 
В 1896 году известный в Европе промышленник Конрад Гампер принял российское под-данство и, купив у Тарановых-Белозеровых земельный участок по соседству со станцией Краматорская, начал здесь строительство механического завода. К тому времени у него уже были два действующих предприятия на территории Польши. Поэтому неудивительно, что первыми рабочими-специалистами, которых Гампер привез на Краматорский завод, стали поляки – столяры-модельщики и литейщик. Учениками к ним поступили выходцы из окрестных сел и деревень. Благодаря польским рабочим они овладели секретами мас-терства и, став профессионалами, впоследствии своим трудом обеспечили славу продук-ции завода Краматорского металлургического Общества. Кстати, руководил Краматор-ским заводом в 1896-1899 гг. инженер-механик Маврикий Феликсович Хоржевский – поляк по национальности. Пан директор поселился и жил в так называемом Петровском имении – бывшей вотчине помещиков Тарановых-Белозеровых, которая находилась рядом с од-ноименной деревней. Дом Хоржевского стоял на месте нынешнего детского сада СКМЗ на улице Горького – между бывшим рестораном «Отдых» и детской больницей.     

В начале XX века поляки – инженеры, конторщики, мастеровые - внесли существенный вклад в развитие Краматорского машиностроительного и металлургического заводов (ны-не СКМЗ и КМЗ). Известный доменщик Михаил Мавриций Феликс Константинович Курако (поляк, католик, дворянин) построил здесь доменную печь собственной конструкции. В Краматорской он жил несколько лет, а позднее поступил на завод Новороссийского Об-щества в Юзовке. В свое время о таланте Курако знали все горнопромышленники Юга России, и неслучайно его имя значится сегодня в энциклопедиях и учебниках по метал-лургии. Экономический подъем завода КМО связан с именем другого поляка – директора-распорядителя завода, инженера-технолога Людовика Сигизмундовича Гужевского, руко-водившего предприятием в 1908-1916 гг. Ему принадлежит заслуга в постройке на заводе мартеновского и прокатного отделений, которые способствовали значительному росту экономических показателей деятельности КМО, а в итоге - развитию Краматорского по-селка. За время работы пана Гужевского на заводе в Краматорской появились перво-классная больница, заводское училище и кинотеатр, было учреждено Краматорское спор-тивное Общество, создана первоклассная футбольная команда и построен стадион, ин-тенсивно велось жилищное строительство.

Назначение Л.Гужевского директором-распорядителем способствовало притоку польских специалистов на Краматорский завод. Многие достойны того, чтобы их имена были впи-саны в историческую летопись нашего города. В том числе - Виктор Подольский (инже-нер, строитель завода), Ян Порук (фотограф), Болеслав Сливинский (организатор скорой медицинской помощи) и др. Интересно, что во время первой русской революции 1905-1907 гг. поляки - служащие завода КМО - не остались в стороне от революционной дея-тельности местных рабочих. Некоторые из них активно продемонстрировали российской власти свой непокорный, мятежный характер. Архивные документы подтверждают, что в поле зрения жандармов Изюмского уезда попал, например, студент Зигмунд-Виктор Ста-ниславович Кроткевский, проходивший тогда практику на заводе. Бунтаря арестовали. А после освобождения из-под стражи, полиция воспретила ему даже проживание в преде-лах Харьковской губернии.       

Возможно, по согласию (а может, и по инициативе) Людовика Гужевского в Краматоровке около 1915 года началась постройка польского костела.         

ТАЙНА ПОЛЬСКОГО КОСТЕЛА

Куда бы ни забрасывала поляка судьба, он везде и при любых обстоятельствах остается искренне преданным католической вере. Эта истина проверена веками. Вот почему воз-никает естественный вопрос, а как же обходились жившие в Краматоровке католики без ксендза и своего храма? Попытки ответить на этот и другие вопросы, имеющие отноше-ние к духовной и культурной жизни в здешнем поселке выходцев из Польши в дооктябрь-ский период, пока не увенчались успехом. Впрочем, отдельные факты и воспоминания старожилов все же указывают на то, что у местной польской общины тогда было место не только для работы, но и для молитвы. Хотя подробности, связанные с появлением в Кра-маторовке костела, по-прежнему остаются одним из «белых» пятен нашей истории.

В середине 90-х гг. прошлого столетия в домашнем архиве бывшего конструктора СКМЗ Тадеуша Францевича Врля его дочь обнаружила уникальный и единственный в своем ро-де документ. Это была метрическая выпись, выданная Харьковским римско-католическим приходским костелом в 1914 году жителям Краматоровки - австрийским подданным Франциску и Еве-Кристине Врля. До приезда в наш поселок чех Франц Врля работал в Варшаве начальником мостового цеха на Металлическом заводе “Зелинский и Ко”. В 1910 году Франц по приглашению администрации прибыл на завод КМО, куда его приняли на-чальником котельно-кузнечного цеха. Правление КМО умело дорожить опытными спе-циалистами: Франц тут же получил квартиру в одном из заводских домов и в скором вре-мени перевез на новое место свою семью. Судя по метрической выписи, день 26 марта 1912 года стал для него счастливой датой - в этот день жена родила ему сына. Как и сле-дует в таких случаях, младенца крестили, дав ему имя Тадеуш. Оказывается, с этим про-блем у католиков в Краматоровке не было. Согласно документу, обряд крещения малыша совершил тогда местный ксендз Рылло. Но вот ехать за свидетельством о рождении (метрической  выписью) отцу маленького Тадеуша пришлось в Харьков - ближайший кос-тел в Харьковской губернии находился там. Надо полагать, ксендз Рылло при необходи-мости крестил детей, исповедывал и венчал местных католиков, не исключая, конечно, и поляков.

В точности известно, что незадолго до революции 1917 года в Краматоровке появился польский костел. Но вот когда его построили, уточнить пока не удалось. По воспоминани-ям Татьяны Ленской (жительницы ул.Лассаля в Старом городе), в период между 1915-м и 1917 гг. к ее отцу приходили представители польской общины с просьбой о денежном по-жертвовании на строительство костела. Но они ошиблись: Сергей Ленский не был их со-отечественником. По сути, свидетельство Татьяны Сергеевны долгое время служило единственным доказательством существования католического храма в Краматоровке в досоветский период. Однако до сей поры остается тайной не только имя ксендза, но даже и название костела.

Документальное подтверждение того, что в Краматоровке польский костел все же суще-ствовал, обнаружила сотрудник городского музея истории Лидия Зеленская. В Государст-венном архиве Донецкой области в ее руках оказалась ведомость о количестве закрытых церквей, молитвенных домов и синагог, составленная ликвидационной комиссией Бах-мутского округа в 1923 году. В документе записано, что «костел римско-католический в Краматорском районе закрыт 16.08.23 г. по постановлению рабочих и служащих, как и немецкая кирха». Правда, по данным на 1929 год, в другом документе значилась иная да-та закрытия костела. Согласно второму источнику польский костел в Краматорской был закрыт согласно постановлению народного суда в 1922 году, после чего использовался в качестве клуба.

«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ …»

Когда накануне первомайского праздника в 1930 году в Краматорской собрались ликви-дировать православную Архидиаконо-Стефановскую церковь, инициаторы закрытия мо-тивировали свое решение тем, что помещение бывшей церкви, будто бы, будет исполь-зовано для пионерского клуба. Сомнительное намерение реализовать не удалось: оче-видно, родителям пионеров претила сама мысль, что их чада будут посещать клуб, раз-мещенный в оскверненном храме, который верой и правдой служил их предкам целых 140 лет.

И вот теперь мы знаем: прежде, чем в здешней округе начиналось массовое закрытие православных церквей, впервые подобная участь постигла храмы других конфессий, и в частности - польский костел. По неизвестной нам причине ниспровергатели не смогли оборудовать в нем клуб. По крайней мере, других свидетельств относительно этого у ав-тора нет. Все было намного прозаичнее: в здании бывшего костела устроили заурядный зерносклад. В таком качестве, по всей вероятности, его использовали до середины 30-х гг.

Поиски очевидца, готового рассказать хотя бы некоторые подробности о бывшем костеле в бытность его клубом, увенчались успехом в наши дни. Оказалось, что в городе живет внучка владельца здания, в котором до 1917 года помещался первый «супермаркет» Краматорска – универсальный магазин И.К.Гераськина. Это Зоя Спиридоновна Хорошай-ло. В сентябре 1935 года она стала свидетелем открытия в бывшем польском костеле первого в Краматорске Дворца пионеров. Зою избрали на пост председателя пионерской дружины Дворца. После уроков в школе девочка приходила сюда заниматься в балетном кружке.

Во Дворце работали несколько кружков: изобразительного искусства, фотодела, балет-ный, драматический, музыкальный (пианистов - В.К.), авиамодельный, кукольный, изго-товления игрушек. Проводились занятия хора. Первым директором Дворца назначили Крамарева Василия Федоровича. Во второй половине 30-х гг. кружком пианистов руково-дила Румянцева Зоя Федоровна, авиамодельным кружком – некий Зинкевич, балетным – Микертумов Иван Георгиевич. Руководителем драмкружка был Павел Иванович Рассолов (он учил детей художественному чтению). По словам Зои Спиридоновны, его сын – Вита-лий Рассолов – до и после Великой Отечественной войны работал диктором на Донецком радио. Фотокружком руководил Юра Кисленко. Новый 1936 год лучшие учащиеся школ города впервые за время советской власти встречали праздник у новогодней елки, кото-рая была установлена в большом зале Дворца.

Бывший польский костел находился примерно на том месте, где ныне возвышается па-мятник Ленину в Старом городе. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от пожара, и, наверное, по этой причине его решили снести. На этом, собст-венно, и завершилась короткая история нашего первого католического храма.       
   

Форум Краматорська


05 Грудень 2009, 18:15:32
Відповідь #1
Offline

Портвейн


Offline Портвейн

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 28198
  • Країна: so
  • Карма: +1337/-66
  • Дякую
  • Сказав: 281
  • Отримав: 2100
    • Перегляд профілю
 :D Общество польской культуры это конечно здорово .
Но это как изучать мир по программе клуба кинопутешественников = Синкевич ездил - мы смотрим .
Так и тут общество польской культуры и виза для быдла .
А веть я еще был в Польше когда для вьезда туда нужен был просто загранпаспорт .
Так что идите в ж ... с польской культурой .
Это не к вам Краевед = а к польской культуре .
К этому обществу и наезжающему из Харькова польскому послу .
"Ты должен сделать добро из зла потому что его больше не из чего сделать".

06 Грудень 2009, 10:28:17
Відповідь #2
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Незаслуженно резко. В отношении Общества.

Члены Общества не виноваты в том, что наши соотечественники не могут себя вести цивилизованно в странах ЕС и НАТО, наше государство не способно воспрепятствовать проникновению через нашу территорию в Европу нелегалов из Азии и Китая, а Польша при этом подписала Угоду (Шенгенскую?).

В нашем городе жили люди - поляки по происхождению. Десять лет назад они учредили Общество, объединили вокруг себя краматорчан, интересующихся историей и культурой польского народа, изучали вклад поляков в историю развития Краматорска на рубеже XIX-XX вв. Кто не знал, начал изучать польский язык, разучивать польские народные песни (в Краматорске жила пани, знавшая множество таких песен; во время войны она вышла замуж за советского офицера и позднее приехала с ним в наш город; на протяжении ряда лет она являлась истинной душой Общества). В гости к членам Общества регулярно приезжал из Харькова Генеральный консул РП. В Обществе составлена прекрасная подборка книг на польском языке. Каждую неделю местные католики имеют возможность общаться с ксендзом, который приезжает из Артемовска. Словом, Общество польской культуры - это одно из немногих в городе объединений граждан, которые активно реализуют уставные цели своей организации и живут интересной для них жизнью.

Кстати, благодаря исследовательской работе, которую мне доводилось проводить с целью изучения темы "Поляки и Краматорск", несколько лет назад с помощью одного члена Общества польской культуры мне удалось познакомиться с активистом Польского Дома в г.Харькове Михаилом Журом (ныне покойным). Благодаря ему были найдены, а затем из Харьковского архива мною получен уникальный документ, относящийся к 1916 году и проливающий свет на истоки театральной жизни в Краматорской. Оказалось, что в то время в здешнем заводском поселке существовали сразу три театральных коллектива - польский, русский и украинский (указал согласно алфавиту). И самое главное, благодаря именно вице-президенту Польского Дома в Харькове Михаилу Журу мне впервые посчастливилось получить скан фотографии (очевидно, последней четверти XIX столетия), на которой изображен Иван Степанович Таранов-Белозеров с детьми. Оный господин являлся прямым потомком инициатора официального заселения территории Краматорска в середине XVIII века Степана Таранова. Его именем назван краматорский поселок Ивановка. Таким образом, это единственный в моей практике и истории города случай, когда удалось увидеть на фотографии дворянина, бывшего помещика, юриста, непосредственно связанного с историей нашего города. Пока этот снимок я никому еще не показывал. (Думаю, что этот снимок и все, что с ним связано, станет предметом разговора на декабрьском заседании клуба "Краевед".) Хочу только добавить, что мне удалось разыскать сведения и узнать потрясающие подробности из жизни потомков И.С.Таранова-Белозерова. Этому способствовала дружба с людьми из нашего Общества польской культуры.

И еще. Когда сорудники нашего Музея истории получили фотокопии работ Альфреда Федецкого для выставки, открытой 4 декабря, они обратили внимание, что некоторые из них оказались без поянительных листиков, ранее приклеенных на стекло под снимками. Один из листиков свидетельствует о том, что среди фотопортретов есть и фото Таранова-Белозерова (думаю, старшего сына Ивана Степановича Таранова-Белозерова). Но на каком портрете изображен именно Таранов-Белозеров сотрудники музея установить не смогли. Теперь нужно ждать, когда Генеральный консул РП в г.Харькове подарит музею фотоальбом с работами А.Федецкого (в настоящее время харьковчане готовят его к изданию).

История фотографий семьи И.С.Таранова-Белозерова такова. Однажды в Харькове неизвестный предложил для продажи антикварам старинный фотоальбом, полный прекрасных фотографий дореволюционного периода. Это был альбом и фотографии, некогда принадлежавшие семье дворян Тарановых-Белозеровых, живших, как мне известно, в Харькове на Михайловской улице. Цена была назначена неподъемная даже для видавших виды харьковских антикваров. В тот период местные краеведы активно занимались поисками фотографий и сведений о фотографах, которые жили и работали до 1917 года в Харьковской губернии. Они готовили к изданию соответствующий уникальный фотоальбом. Поэтому упустить предложенную редкость и уникальную озможность (тем более, что среди фотографий были снимки, выполненные знаменитым А.Федецким) они, конечно, не могли. И тогда было решено купить альбом в складчину. Так, фотографии из альбома разошлись по рукам краеведов и коллекционеров... Снимок, о котором я сообщил выше, достался Михаилу Журу. Вот, такая история про историю.      

Что касается визы... Я прочел некоторым активистам Общества Вашу реплику. Как итог, мы приносим Вам свои извинения за то, что Вы не имеете возможности посетить Республику Польшу без визы. Желаем Вам стать членом общественной оргнизации предпринимателей Краматорска, которая была бы не менее сплоченной и проводила активную общественную жизнь, как это имеет место в практике Общества польской культуры г.Краматорска.    

В офисе Общества польской культуры г.Краматорска: члены Общества и их гости с Генеральным Консулом Республика Польша в г.Харькове Гжегожем Серочинским:



***********************************************************************

Для тех, кто не сможет пока посетить Республику Польша:

18 декабря в Художественном музее города состоится открытие фотовыставки "Варшава с высоты птичьего полета" (думаю, что не ошибся с названием), которую откроет Генеральный консул РП в г.Харькове.



25 Березень 2010, 15:10:57
Відповідь #3
Offline

slc


Offline slc

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1646
  • Карма: +14/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
Альфред Константинович Федецкий родился в 1857 г. в Житомире в семье польских дворян [19]. Семья Федецких жила в Варшаве, затем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу в Фотографический институт при Венской Академии художеств.
После окончания учебы в 1880 г. Альфред Федецкий вернулся в Киев и поступил работать в фотоателье известного фотографа Высоцкого [20].
        Для молодого фотографа Высоцкий стал и профессиональным наставником и духовным учителем. Он прививал не только фотографические навыки, но и свои взгляды, которым Федецкий остался верен до конца жизни.
За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение переехать в другой город.
А. Федецкий пишет на имя харьковского губернатора прошение о разрешении открыть в Харькове собственное фотоателье. После трехмесячной бюрократической волокиты Федецкий наконец получает долгожданное разрешение от харьковского губернатора "на право  производства фотографических работ" за № 2821 от 03.06.1886 г. [21].
В начале лета 1886 г. молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернатора Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина в доме, на Екатеринославской улице № 6 [22].
        Спустя два месяца в местной газете появляется сообщение об открытии уже переоборудованного ателье: "Федецкий А.К. – фотограф Двора Ее Императорского Величества Великой княгини Александры Петровны. В прежнем помещении фотографа Досекина. Открытие фотографии 1 августа. Фотоаппаратура привезена из Вены и Лондона" [23].
        Из сохранившихся фоторабот Федецкого видно, что с первых же шагов самостоятельной деятельности молодой фотограф начал смело отходить от установленных канонов, принятых в практике коллег. Он отказывается от общепринятой статичной "семейной" композиции снимка, стремится создавать портреты, близкие по принципу решения к живописи. Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы.  Этот нюанс "оживлял" портреты, придавал изображению объем и глубину.
        Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.
        Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на отечественных и зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.
        В сентябре 1888 г. на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали [24]. В ноябре того же года он удостоился "Высочайшей благодарности" императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, недалеко от станции Борки.
        Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий преподнес Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставка в Москве 7 января 1889 г. Такой же альбом фотограф подарил королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его золотой медалью [25]. Подобной награды, по имеющимся сведениям, не удостаивался ни один из российских фотографов.
        Несколько фотографий Александра III Федецкий сделал во время приезда императора в Харьков 14 июня 1894 г. Фотограф запечатлел Императора во время освящения Спасового Скита и связанных с этим событием торжеств [26].
        23 августа 1898 г., спустя три дня после посещения Николаем II станции Борки, Федецкий отправляет императору в Ливадию серию фотографий. Николаю II понравились снимки и фотографу "был пожалован золотой перстень с великолепным голубым сапфиром, окруженным крупными бриллиантами".
        Подводя итог деятельности Федецкого как придворного фотографа, приведем в хронологическом порядке, полученные им награды от "высочайших особ": "Высочайшая благодарность" императора Александра III, за снимки крушения царского поезда (28.11.1888 г.); Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда (14.11.1889 г.); Бриллиантовый перстень (21.01.1889 г.); Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда (28.03.1889 г.); "Высочайшая благодарность" короля Дании Христиана IX, за снимки моментов освящения храма на месте крушения царского поезда (12.09.1889 г.), "Высочайшая благодарность" (17.09.1889 г.); Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича (11.12.1892 г.; Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках (29.07.1894 г.); "Высочайшая благодарность" императрицы Марии Федоровны (31.12.1894 г.); Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита (23.08.1898 г.) [27].
        В 1888-1891 гг. Альфред Федецкий принимает участие в различных городских мероприятиях, становится постоянным участником благотворительных вечеров Дворянского собрания [28]. Он ведет активную творческую и общественную деятельность. Производит съемку глубоко почитаемого в то время в России священника отца Иоанна Кронштадского, на которого, по словам А.П. Чехова, "с надеждой были обращены взоры всего народа".
        1888-1891 гг. становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых – Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888 г.), Золотой медали от императора Германии Вильгельма II        (1889 г.), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1889 г.), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889 г.), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (1889 г.), Золотой медалью Всемирной академии наук (Париж, 1890 г.), Золотой медалью Альфонса III (Мадрид, 1890 г.), Золотой медалью в Лондоне (1891 г.) и высшей наградой – почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (1891 г.) [29]. Именитый фотохудожник, коим, несомненно, являлся Альфред Константинович, мог позволить себе жить в Петербурге или Москве. Однако Федецкий предпочел остаться в Харькове. Он продолжает расширять фотографическое дело. Его фотоателье становится крупнейшим в Украине и насчитывает в штате более 10-ти человек техперсонала (в среднем нанятый персонал фотоателье в то время составлял 2-3 человека).
        В 1891 г. Федецкий приобретает в Харькове более просторное помещение для своего фотоателье: "Федецкий А.Е. – фотограф перешел с 1 августа в дом генерала Износкова. Ул. Екатеринославская, 18".
        Четыре снимка П.И. Чайковского, который приехал в Харьков из Москвы 11 марта 1893 г., Альфред Федецкий сделал в своем ателье 14 марта после окончания концерта. “Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе с И.И. Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому” [30].
Еще два снимка Федецкий сделал во время посещения Петром Ильичем Харьковского музыкального училища 15 марта. На этих фотографиях П.И. Чайковский запечатлен с деятелями Харьковского отделения русского музыкального общества и с преподавателями музыкального училища [31].
        Любопытно отметить, что Федецкий увлекался живописью – писал картины и ретушировал свои фото работы. На благотворительной выставке фотографий в Биржевом зале в пользу детского приюта «Ясли» Федецкий представил публике свои живописные полотна: «… Федецкий занял своими фотографиями и большими портретами масляной краской целый угол залы. Целая витрина со снимками драматической актрисы С.Т. Строевой-Сокольской в разных ролях. Очень хорош его работы портрет масляной краской молодой красивой женщины в полный рост» [32].
        В 1896 году Федецкий всерьёз увлёкся экспериментами в области звукозаписи, рентгеновской фотографии и кинематографа. В харьковской прессе появляется сообщение Альфреда Федецкого о приобретении им съёмочного киноаппарата: «Федецкий А.К. – фотограф Её Императорского Величества вернулся из-за заграничной поездки, где приобрёл навыки кинематографической съёмки (120 снимков в течение 1 секунды)» [33]. Первые киносъёмки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинематографическую плёнку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери на ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты» [34].
        Публичную демонстрацию кинематографа Федецкий устроил в помещении оперного театра 2 декабря 1896 года, что вызвало восторженные отзывы в прессе. Рецензенты отмечали высокое техническое качество съёмки, особо выделяя то поразительное впечатление, которое оставила демонстрация фильмов на невиданном по размеру экране. Атмосферу этого просмотра хорошо передаёт отзыв в газете «Южный край», в котором в частности подчёркивалось, что съёмки Федецкого заслуженно вызывают бурные аплодисменты зрителей.
        Во время своих кинематографических занятий Федецкий не забывал и о своей основной профессии. Он неутомимо продолжает работать над усовершенствованием фото аппаратуры, и именно в этот период получает признание настоящего мастера художественной фотографии. Как издавна повелось в России, признание приходит из-за границы. Федецкий сначала был признан в Европе, и только спустя годы – на родине. Теперь он становится желанным гостем на крупнейших Российских фотовыставках, причём уже в качестве эксперта.
        В конце 1890-х годов в Европе очень популярными стали рельефная и цветная фотографии. Рельефная фотография представляла собой выпуклый барельеф, высотой до 1 см, дающий своей пластичностью особое своеобразное впечатление. Портреты, изготовленные таким методом, не только увеличивали сходство лица, но и удваивали эффект красивого освещения. Портреты рельефной фотографии создавали полную иллюзию живого лица, оттеняя морщины, напряжённые мускулы и прочее. Естественно, Федецкий заинтересовался этим изобретением и получил эксклюзивное право на изготовление рельефных фотографий у разработчика этого метода З. Бонди [35].
        В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. «Последним словом фотографического искусства является в настоящее время цветная фотография. Ездивший за границу А.К. Федецкий привёз образцы этой фотографии, поражающие своим исполнением: все цвета радуги оказались доступными фотографированию при помощи разных приспособлений. К сожалению, последние составляют секрет одной торговой фирмы за границей. Снимки этой фотографии очень дороги» [36]. Приспособления, о которых сообщал автор статьи, были Федецким вскоре разгаданы и он начал делать высококачественные цветные снимки, которые стоили значительно дешевле заграничных. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору», которые будет делать собственноручно [37].
        В 1901 году Федецкий изобретает новый способ фотографического производства, который современники охарактеризовали как «очень интересное открытие, сделанное в области фотографии». Речь шла о целиком новом методе съёмки, который позволял очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой.
        В конце 1890-х годов врачи выявили у Федецкого серьёзную болезнь сердца. От подобного недуга в молодые годы скончался его отец. Но он по-прежнему целыми днями был в работе и только с вечерним поездом возвращался к себе на дачу. К работам в ателье добавились ещё заботы по постройке собственного дома на Сумской улице, где Альфред Константинович предполагал обустроить новое роскошное ателье. Но из-за болезни сердца он чувствовал себя всё хуже и хуже и вынужден был сократить время работы в ателье. Федецкий решил поехать в Берлин, чтобы проконсультироваться по поводу своей болезни, но до Берлина не доехал. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в г. Минске по дороге в Берлин. Ему было всего 45 лет.
        Смерть А.К.Федецкого в расцвете творческих сил была большой потерей для фотографической школы Харькова, в какой-то степени затормозила ее развитие. Это выразилось даже в количестве фотомастерских,  которых в 1900-х годах сократилось больше, чем на 10. Если в 1890-х годах в Харькове работало около 40 фотографов, то в 1900-х годах после смерти Федецкого осталось 28. Правда, появились новые талантливые фотомастера: Г.П.Блюм (1892), Н.Н.Боднаровский (1894), И.П.Бурченко (1892), Г.Л. Магазинников (1892), В.Е.Полянский (1895), П.И. Михайловский (1891), Р.Л. Туккер (1892), Н.А.Гусев (1906), М.Я.Лещинский (1901), А.И. Скасси (1903) и др. Популярные харьковские газеты ‘’Южный край’’ и ‘’Утро’’ в 1900-х годах стали выпускать иллюстрированные приложения, фотографии для которых изготавливали, в основном, харьковские фотографы. Штатным фотографом газеты  ‘’Южный край’’ был А.Н.Иваницкий, а газеты‘’Утро’’ – П.И. Михайловский, а после его смерти в 1913 году штатным фотографом газеты становится его жена А.И.Михайловская. В это же время в Харькове открывается магазин фото принадлежностей Анатолия Вернера. В 1910-х годах, особенно после Первой мировой войны, в Харькове снова образовался фотографический бум- работало около 50 фотографов. Наиболее интересными из новых мастеров были: П.В. Баринов (1915), М.И.Бурченко (1912), В.М.Довбня (1915), А.Крахмальников (1915), Я.И Пицек (1911), Ф.И. Целав (1915), и др.
        Систематизация и изучение достижений Харьковской школы фотографии начались буквально в последние десятилетия. До этого отдельные фотографии наиболее известных фотографов находились в музеях, но, в основном, в качестве иллюстративного материала тех или иных событий, в качестве видовых изображений зданий и улиц города. Также для музеев представляли интерес фотопортреты государственных и общественных деятелей, писателей, ученых, артистов и композиторов, членов царской семьи  и т.д.
        Частное коллекционирование фотографий также было не очень развитым мероприятием- для коллекционеров открыток фотографии были больше сопутствующим материалом, чем отдельным видом коллекционирования. Соответственно было очень мало литературных исследований по истории харьковской фотографии ее становлении и развитии. Тем более, что огромное количество фотографий было уничтожено как во время революции, гражданской и Отечественной войн, так и в 1920-1940-х годах во время так называемой классовой борьбы с пережитками капитализма, когда упоминание о дворянских предках или просто интеллигентных родственниках было равнозначно смертному приговору.
        И только в последнее время коллекционирование старых фотографий выделилось в отдельную тему. Стала появляться литература, посвященная пока только отдельным фотографам. Это исследование В.Миславского и М.Жура , посвященное Альфреду Федецкому, А.Хильковского и А Иваницкого, посвященное А.М.Иваницкому, В Кирсанова и В.Титаря, посвященное В.С.Досекину. А. Парамоновым была сделана попытки систематизации харьковских фотографов (1851-1917гг.) [38]. Были проведены фотовыставки старых харьковских фотографий в Киеве и Харькове, репродукции которых изготавливались в мастерской Оглоблина. Настало время для полной систематизации сохранившихся фотографий, изучения методов, техники и творческих достижений наших отечественных фотомастеров.

http://photograf.rider.com.ua/kh_photo.htm

25 Березень 2010, 15:12:12
Відповідь #4
Offline

slc


Offline slc

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1646
  • Карма: +14/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю

25 Березень 2010, 19:26:39
Відповідь #5
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
На Молотке можно иногда увидетьб фотографии, выполненные А.Федецким.

03 Грудень 2010, 21:18:23
Відповідь #6
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Турчинский Карл Антонович (1883 г.р.) – родился в Варшаве, родители жили на ул. Краковское предместье № 40, кв. 3. Глаза голубые, лицо продолговатое, рост средний. Воспитывался в 1909-1910 гг. в Шарлотебургском политехническом унимверситете. В 1910-1911 гг. обучался в Бреславле в политехническом университете. С мая 1911 г. по октябрь 1912 г. работал на Краматорском металлургическом заводе. С октября 1912 г. по июнь 1914 г. на заводе Гульдинского в г. Сосновицы . С июня 1914 г. снова работает на Краматорском заводе.

http://forum.vgd.ru/?o=1&t=19512&st=70&p=

09 Квітень 2013, 12:30:12
Відповідь #7
Offline

Табра


Offline Табра

  • Дякую тобі Боже, що я не москаль!!!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 3359
  • Країна: ua
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 804
  • Отримав: 1072
  • ТАК! ПНХ...
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Есть ли в Краматорске польская диаспора? Где можно изучить польский язык в Краматорске?
Женщина может любить так, как будто никогда не уйдет. Но может наступить такой день, уйдет так, будто вовсе и не любила…......

09 Квітень 2013, 13:31:29
Відповідь #8
Offline

Zenger


Offline Zenger

  • Nachtjagdgeschwader 2
  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 90
  • Карма: +1/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Перегляд профілю
Польский язык можно изучить в Обществе польской культуры г. Краматорска (музыкальная школа, около 35-й школы, правое (западное) крыло). Занятия по субботам на 14.00.
Alle räder rollen zum zieg!

09 Квітень 2013, 13:34:03
Відповідь #9
Offline

Табра


Offline Табра

  • Дякую тобі Боже, що я не москаль!!!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 3359
  • Країна: ua
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 804
  • Отримав: 1072
  • ТАК! ПНХ...
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Спасибо, Zenger! А контактов телефонных случайно нет?
Женщина может любить так, как будто никогда не уйдет. Но может наступить такой день, уйдет так, будто вовсе и не любила…......

09 Квітень 2013, 17:58:17
Відповідь #10
Offline

Merlin


Offline Merlin

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 23125
  • Країна: 00
  • Карма: +805/-147
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1630
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
    • компьютерный клуб "Виртуальный Мир"
Село неначе погоріло,       Если б вздора не вещали нам пророки-болтуны
Неначе люди подуріли,      Да, нажившись от казны, впредь ее не истощали,
Самі на панщину ідуть        Если б, наконец, блюли все закон святой и строгий
І діточок своїх ведуть…       И король не рвался в боги, а министры - в короли.

09 Квітень 2013, 19:58:44
Відповідь #11
Offline

Jael


Offline Jael

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 318
  • Країна: 00
  • Карма: +8/-0
  • Дякую
  • Сказав: 28
  • Отримав: 48
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А контактов телефонных случайно нет?
У меня тётя в это общество ходит, даже в польшу в прошлом году ездила.
Могу завтра спросить контакты администрации..

09 Квітень 2013, 21:44:06
Відповідь #12
Offline

Табра


Offline Табра

  • Дякую тобі Боже, що я не москаль!!!
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 3359
  • Країна: ua
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 804
  • Отримав: 1072
  • ТАК! ПНХ...
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
Merlin, спасибо за ссылку!
Jael, буду благодарна за контакты администрации, пожалуйста в личку!
Женщина может любить так, как будто никогда не уйдет. Но может наступить такой день, уйдет так, будто вовсе и не любила…......

10 Квітень 2013, 16:31:39
Відповідь #13
Offline

Jael


Offline Jael

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 318
  • Країна: 00
  • Карма: +8/-0
  • Дякую
  • Сказав: 28
  • Отримав: 48
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю

10 Квітень 2013, 20:35:56
Відповідь #14
Offline

АБВГД


Offline АБВГД

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 144
  • Карма: +8/-0
  • Дякую
  • Сказав: 14
  • Отримав: 5
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
я изучила польский язык именно в обществе - принимают всех - занимаются со всеми (все возраста) - всем уделяют внимание.
Но в принципе дают базовый уровень - народ не собирается чтобы поговорить на польском. Народ просто собирается вне рамок обучения языку - чтобы пообщаться,  и иногда околопольские темы затрагиваются.

Форум Краматорська

Re: Обществу польской культуры г.Краматорска - 10 лет
« Відповідь #14 : 10 Квітень 2013, 20:35:56 »