Итак, в первой части мы выяснили, что законными можно считать всего лишь 9 услуг (без учета вывоза мусора и лифта, которые должны оплачиваться как самостоятельные услуги) c конкретными тарифами по каждой услуге.
Постановление КМУ № 869 от 01.06.2011г. (п.2) подтвердило, что в Украине действуют не дифференцированные тарифы от этажности (как у нас в Краматорске), а ПОДОМОВЫЕ тарифы: «
Тариф на послуги розраховується окремо за кожним будинком залежно від запланованих кількісних показників послуг, що фактично повинні надаватися для забезпечення належного санітарно-гігієнічного, протипожежного, технічного стану будинків і споруд та прибудинкових територій з урахуванням переліку послуг згідно з додатком до цього Порядку». Конфликтность ситуации заключается в том, что, с одной стороны, ЖЭКи требуют от потребителей за свои услуги по установленным исполкомом тарифам только в оплате пакетом, то есть оптом за все услуги, независимо от факта их исполнения, подтверждаемого актом выполненных работ. Постоянный рост составляющих тарифов, в конечном итоге, приводит только к росту числа неплательщиков и не способствует установлению правоотношений в соответствии с действующим законодательством.
С другой стороны, никто не отменял право потребителя на свободный и индивидуальный выбор необходимых ему услуг, предусмотренное п.17 ст.1 и ст.5 Закона Украины «О защите прав потребителя». Реализация такого права потребителя тоже может привести к нежелательным последствиям, в которых крайним может оказаться сам потребитель.
Следовательно, нужен разумный баланс интересов потребителя и исполнителя. Таким балансом интересов может стать СОЦИАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ПАКЕТ. Такой пакет, с одной стороны, обеспечит БЕЗОПАСНОСТЬ содержания дома, а с другой стороны, не будет слишком обременительным для потребителей услуг, и будет составлять суть общественного консенсуса территориальной громады и власти.
Содержание видов услуг социального пакета легко получить методом исключения тех, которые никак не могут повлиять на безопасность содержания дома, например:
- уборку лестничных клеток можно выделить как дополнительную услугу, поскольку в домах, как правило, жильцы убирают сами;
- уборку подвалов, технических этажей и кровли также можно выделить как дополнительную услугу, поскольку практика показывает, что работники ЖЭКа такой вид услуг выполняют в очень редких, исключительных случаях;
- уборку придомовой территории включить в пакет, только для тех, кто имеет Акт на право собственности или аренду земли (напомню, что в Краматорске только два ОСМД владеют таким документом, что дает право на придомовую территорию); до тех пор, пока нет размежевания земель государственной и коммунальной собственности, содержание дворников должно осуществляться за счет городского бюджета, а не жильцов;
- услугу по обслуживанию дымвентканалов следует исключить, поскольку такая услуга входит в тариф стоимости газа и обязана выполняться Горгазом бесплатно.
- услуги дератизации и дезинсекции также необходимо
решением городского совета выделить в самостоятельную услугу и оплачивать непосредственно на расчетный счет СЭС (санэпидстанции) по заключенным с жильцами договорам.
C учетом изменения затрат, связанных с предоставлением услуг, тарифная таблица социального пакета с перечнем предоставляемых услуг будет иметь следующий вид:
№ п/п | Вид услуг | | | | | | з ПДВ в грн../м2 |
1 тип | 2 тип | 3 тип | 4 тип | 5 тип | 6 тип |
1 | Технічне обслуговування внутрішньо будинкових систем тепло-водопостачання, водовідведення і зливової каналізації | - | 0,137 | 0,137 | 0,129 | 0,149 | 0,149 |
2 | Поточний ремонт конструктивних елементів, інженерних систем і технічних пристроїв будинків та елементів зовнішнього благоустрою | 0,33 | 0,29 | 0,29 | 0,298 | 0,265 | 0,265 |
3 | Освітлення міст загального користування | - | 0,063 | 0,063 | 0,051 | 0,058 | 0,058 |
| ВСЕГО: | 0,33 | 0,49 | 0,49 | 0,478 | 0,472 | 0,472 |
Примечание.1.Тариф на подготовку дома к осенне-зимней эксплуатации дан суммарно с тарифом текущего обслуживания дома.
В целом, стоимость социального пакета (общего тарифа) составит:
Тип тарифа | Описание типа дома | Тариф в грн. за м2 общей площади с НДС |
1 тип | 1 этажные дома с неупорядоченным жильем: нет водяного отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. | 0,33 |
2 тип | 1-7 этажные дома с упорядоченным жильем: есть водяное отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение или одно из них. | 0,49 |
3 тип | 3-4 этажные дома с упорядоченным жильем: есть водяное отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроплиты. | 0,49 |
4 тип | 9-10 этажные дома с упорядоченным жильем повышенного уровня благоустройства с газоснабжением, дополнительно имеет лифт. | 0,478 |
5 тип | 14 этажные дома с упорядоченным жильем повышенного уровня благоустройства с газоснабжением, дополнительно имеет лифт. | 0,472 |
6 тип | 14 этажные дома с упорядоченным жильем повышенного уровня благоустройства с электроплитами, дополнительно имеет лифт. | 0,472 |
Все виды услуг можно разделить на три группы:
1 группа – социальный пакет с минимальным набором услуг, доступный для всех социальных слоев населения;орд
2 группа – иные (дополнительные) услуги, включенные в «Перечень услуг по содержанию домов и сооружений, а также придомовых территорий», утвержденных Постановлением КМУ № 869 от 01.06.2011 г.;
3 группа – дополнительные виды услуг не включенные в «Перечень услуг по содержанию домов и сооружений, а также придомовых территорий», утвержденных Постановлением КМУ № 869 от 01.06.2011 г. (содержание служб консьержек, встроенных паркингов, установка и содержание устройств замочно-переговорной связи, очистка дворовых туалетов и прочее);
Таким образом, минимальный тариф жилищной услуги составит совокупность тарифа ее составляющих:
- социального пакета;
- вывоза мусора;
- услуг ОТИСа (если есть лифт);
- услуг санэпидстанции.
При таком подходе отпадает необходимость тотального проведения подомовых общественных слушаний с целью установления подомовых тарифов. Они должны проводиться там, где у жильцов есть необходимость в получении дополнительных услуг (2 и 3 группы).
Мною на имя мэра Краматорска Костюкова Г.А подано соответствующее заявление (зарегистрировано 15.02.2012г) с требованием безотлагательно назначить дату, место и время для проведения публичных общественных слушаний по поднятой теме (или консультаций с общественностью в виде круглого стола) с привлечением к обсуждению представителей ЖЭК, управления ЖКХ, политических и общественных организаций, граждан города.