Форум Краматорська

  • 19 Квітень 2024, 14:20:01
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Логика для человека - всего лишь инструмент для выбора и оправдания веры.( doom)  (Прочитано 8843 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

14 Липень 2009, 13:48:06
Відповідь #60
Offline

doom


Offline doom

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 9489
  • Країна: 00
  • Карма: +385/-183
  • Дякую
  • Сказав: 191
  • Отримав: 678
  • ищу дверь в лето
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
но там есть еще и выбор. Если вера не поддается оправданию с помощью анализа новых данных, то полученный результат становится новым источником веры.

Форум Краматорська

Re: Логика для человека - всего лишь инструмен
« Відповідь #60 : 14 Липень 2009, 13:48:06 »

14 Липень 2009, 13:48:35
Відповідь #61
Offline

AntZ


Offline AntZ

  • سلام عليكم
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 39816
  • Країна: 00
  • Карма: +787/-556
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 4
  • Urbi et Orbi
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Цитувати
Скорее надо сказать – "Для подавляющего большинства людей, логика лишь инструмент для оправдания веры."
о!
*
Кидаючи в воду камінці, дивись на кола, їми створені - інакше таке заняття буде порожньою забавкою

14 Липень 2009, 13:57:07
Відповідь #62
Offline

8888


Offline 8888

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 9801
  • Країна: ua
  • Карма: +330/-8
  • Дякую
  • Сказав: 4491
  • Отримав: 2191
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Избирательность восприятия

http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=izbiratelnost-vospriyatiya

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.

Ее физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры.

Это явление хорошо иллюстрируется следующим примером: человек, впервые работающий с микроскопом, обычно закрывает один глаз, однако скоро убеждается, что в этом нет необходимости, так как при внимательном смотрении в микроскоп зрительные раздражения, идущие из другого глаза, заторможены, и поэтому, даже не закрывая другого глаза, можно увидеть только то, что находится в поле зрения в микроскопе.

Избирательность восприятия определяется как объективным и, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся особенности самих раздражителей (их сила, подвижность, контрастность), равно как и особенности тех внешних условий, в которых воспринимается предмет (его освещенность, удаление от нас и т. п.). Субъективные причины — это прежде всего отношение человека к воздействующим на него предметам, зависящее от их значения для него, от его потребностей и интересов, а также прошлый опыт человека и его психическое состояние в данный момент.

Исключительно важную роль в избирательности восприятий играет то, что они всегда включены в выполнение какой-либо деятельности (производственной, научной, учебной и т. п.) и всегда поэтому подчинены задачам этой деятельности. Один и тот же предмет может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какую задачу человек ставит перед собой. При отсутствии же определенной задачи восприятие бывает очень неполным. Вот почему неясными оказываются образы таких предметов, с которыми приходится хотя бы и часто встречаться, но отчетливое восприятие которых не требуется задачами деятельности.

Нередко, например, человек не может ответить на вопрос о том, какие цифры — римские или арабские — на циферблате его часов, затрудняется припомнить окраску оперения хорошо знакомых ему птиц. И, наоборот, все это ясно воспринимается, если бывает нужно для выполняемой деятельности.

Зависимость восприятия от задач деятельности можно обнаружить и в лабораторных опытах. В одном из них группе студентов предлагалось вычертить определенную геометрическую фигуру, причем циркуль давался в собранном виде. Другой группе давался тот же циркуль, но в разобранном виде, и студенты должны были собрать его из готовых частей. После выполнения этих заданий циркуль убирался, и обеим группам, неожиданно для них, предлагалось возможно точнее изобразить циркуль, которым они только что пользовались. Оказалось, что все студенты первой группы, пользовавшиеся циркулем в собранном виде, изображали его неточно, без указания ряда важных деталей . Студенты же второй группы, собиравшие циркуль из отдельных деталей, изображали его правильно. Резкая разница в точности изображения одного и того же предмета определялась различием в задачах деятельности. В одном случае деятельность направлялась на вычерчивание фигуры, в другом — на сборку деталей циркуля.

Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается. При безразличном отношении к предмету он или вовсе не замечается, или восприятие его носит поверхностный характер; при наличии же интереса или эмоционального отношения к предмету он легко становится объектом восприятия.

Избирательность восприятия может быть как временной, так и устойчивой. Временная избирательность определяется возникающими в данный момент потребностями, задачами и целями в настоящее время выполняемой деятельности, эмоциональным состоянием в данный момент. Устойчивая избирательность (в частности, профессиональная) складывается в результате многих лет деятельности человека в той или иной области. В последнем случае и возникают различия в восприятии одних и тех же предметов людьми разной профессии или разного возраста. Человек, не обладающий техническими знаниями, при осмотре машины заметит гораздо меньше деталей, чем инженер-конструктор. Взрослый иначе воспринимает картину, чем ребенок; он не только лучше понимает ее содержание и смысл, но и воспринимает в ней благодаря своим знаниям, опыту такие подробности, которые детьми не замечаются.

Существенную роль в восприятии играет, следовательно, прошлый опыт человека. Он оказывает сильнейшее влияние не только на то, что именно, но и на то, как воспринимает данный человек. Важное значение при этом имеет не только то, что уже прочно сложилось в течение более или менее длительного времени в предшествующем опыте, но и то, что носит временный характер и вызвано лишь непосредственно предшествующими восприятию фактами.

Значительное воздействие на восприятие оказывает так называемая установка, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь показываемый предмет определенным образом, зависящим от непосредственно предшествующих восприятий. Это явление широко изучено советским психологом Узнадзе и его сотрудниками и характеризует собой одну из существеннейших особенностей восприятия — зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь вызванного предшествующими воздействиями на него.

Примером образования установки могут служить следующие опыты, методика которых (равно как и многих сходных с ними) разработана Узнадзе. Испытуемому предлагают 15—20 раз подряд воспринимать два неравных объекта (например, два разных по объему шара, которые кладутся ему в руки, или два разных .кружка из бумаги, которые он воспринимает зрительно). После этого испытуемому предъявляются два равных объекта (два одинаковых шара, два одинаковых бумажных кружка), и он должен (так же, как и при показе неравных объектов) сказать, одинаковы ли они или нет, и если неодинаковы, то какой из них больше (или меньше). Оказывается, что в этих случаях объекты оцениваются обычно как неравные, причем наблюдаются двоякого рода ответы: одни испытуемые оценивают предметы в соответствии с предшествующим восприятием неравных объектов (т. е. меньшим считают тот объект, который находится по ту же сторону, какую занимал до этого действительно меньший предмет), другие же обнаруживают противоположную (контрастную) установку, оценивая как меньший тот предмет, который сейчас находится на месте большего предмета.

Опыты показали, что если указанная установка выработана в какой-либо одной области (например, зрительной), то она обнаруживается вслед за этим и в других областях (например, при осязании предметов). Влияние ее носит, следовательно, широкий характер, распространяясь на работу ряда анализаторов.

Физиологически такого рода установку можно рассматривать как один из случаев образования и функционирования динамического стереотипа, складывающегося под воздействием определенной системы раздражителей.



А смысл ?

14 Липень 2009, 16:09:30
Відповідь #63
Offline

SidorOV


Offline SidorOV

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 3442
  • Країна: 00
  • Карма: +78/-10
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 19
  • "Нужно понимать всю глубину наших глубин" (с) ДМБ
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Как можно анализировать, не имея достаточной информации? Откуда, вообще уверенность, что анализ пошел по правильному пути?..
Певна річ, шо аналіз чогось вартий лише за умови достатньої та доволі об*єктивної інформації. Безумовно.
І з іншими Вашими думками я згоден. І про властивості психики людини - нічого не маю проти.
Але.
Я не можу погодитись повністю з фразою doom*а. До речі, він сам, як на мене, теж її частково спростував:
...Если вера не поддается оправданию с помощью анализа новых данных, то полученный результат становится новым источником веры.
Ну так а я про шо? :o Я ж і кажу:
Цитувати
...Якщо мій аналіз суперечить моїм переконанням, то я змінюю переконання (віру), а не відкидаю аналіз...
Тобто друга частина ствердження, що "аналіз для дорослої людини - лише інструмент для ... виправдовування віри" - хибна як на мене...
От я про шо. :)
Напевно, шо є люди й такі. Напевно, їх не мало. Але там було зауваження: "для дорослої людини".
Як на мене, то "доросла людина" тим і відрізняється від дитини, шо в неї розумний аналіз превалює над вірою. Всі ми в дитинстві починали з безумовної віри, поступово змінюючи її на свої власні переконання, які грунтуються на особистому аналізі чи досвіді.

Не знаю, чи то в мене оточення таке, але я вважаю більшість людей розумними. :) І сказати, що в них аналіз існує "лише як інструмент для виправдовування віри", не можу.
Никогда не стой на месте! Ищи новые тупики!

14 Липень 2009, 17:53:58
Відповідь #64
Offline

doom


Offline doom

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 9489
  • Країна: 00
  • Карма: +385/-183
  • Дякую
  • Сказав: 191
  • Отримав: 678
  • ищу дверь в лето
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Я не можу погодитись повністю з фразою doom*а. До речі, він сам, як на мене, теж її частково спростував:
...Если вера не поддается оправданию с помощью анализа новых данных, то полученный результат становится новым источником веры.
Ну так а я про шо? :o Я ж і кажу:
Цитувати
...Якщо мій аналіз суперечить моїм переконанням, то я змінюю переконання (віру), а не відкидаю аналіз...
Тобто друга частина ствердження, що "аналіз для дорослої людини - лише інструмент для ... виправдовування віри" - хибна як на мене...
От я про шо. :)
Напевно, шо є люди й такі.
У тому-то і справа, що всі люди такі. Інакше особистої думки не було б. Було б так, хтось сказав, що Земля має форму діска - оппа і всі гадають що так і є, і всі тепер вірять в оце. Потім хтось ще сказав, що Земля взагали нескінченна, оппа і діск вже всім по-барабану, і всі вірять, що Земля це не планета взагалі, а це і є вселенна.
Але ж справа в тому, що людину дуже не просто переконати, шо то, у що вона вірила, їй доведеться похерити. Вона буде шукати в нєдрах розуму такі дані, які підтврджують її "обїєктивність", аналізувати, сопостовляти з новими даними, шукати нові дані для підтвердження своєї думки. Як довго вона буде виправдовувати свою віру залежить від багатьох факторів, у тому числі, ступені обїєктивності (з її точки зори) даних, впертості, самооцінки, принциповості і т.д. В данному випадку віра превалює над аналізом. Саме тому ми говоримо про упередженість ставлення. Упередженість це і є віра.
Людина не змінює своєї думки кожен раз, як отримує нові дані, які можуть вліяти на результат аналізу в інший бік... Вони можуть здаватися несуттєвими... Але коли ця масса стає суттєвою, тоді...
А тоді вже наступає інший етап: вибора нової віри... Це коли нові дані спростовують старі... Але ж людині треба ще проаналізувати нові, а шо якщо і вони не в повній мірі описують картину міра, може треба ще пошукати, чи, хай йому грець, зупинитись на цих.
Ось десь так.

14 Липень 2009, 17:54:07
Відповідь #65
Offline

8888


Offline 8888

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 9801
  • Країна: ua
  • Карма: +330/-8
  • Дякую
  • Сказав: 4491
  • Отримав: 2191
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Как-то у нас получается, что взрослому человеку верить (в самом широком смысле слова) даже неприлично как-то. А ведь это не так. В конечном итоге КАЖДЫМ из нас движет именно вера, эмоции. И любая логика, любой разум лишь инструмент, служащий для достижения целей поставленных чувствами. Кто верит в Магомеда, кто в Аллаха, кто в Иисуса … (с)
А смысл ?

14 Липень 2009, 17:59:32
Відповідь #66
Offline

8888


Offline 8888

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 9801
  • Країна: ua
  • Карма: +330/-8
  • Дякую
  • Сказав: 4491
  • Отримав: 2191
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А смысл ?

14 Липень 2009, 18:02:27
Відповідь #67
Offline

doom


Offline doom

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 9489
  • Країна: 00
  • Карма: +385/-183
  • Дякую
  • Сказав: 191
  • Отримав: 678
  • ищу дверь в лето
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Как-то у нас получается, что взрослому человеку верить (в самом широком смысле слова) даже неприлично как-то.
А собственно, по-большому счету, так оно и есть, как бы это странно не звучало. Но... Человеку свойственно верить и доверять, без этого он чувствует себя беззащитным.

2 doom А че вдруг на украинском ? Дурное влияние AntZа ?  :D
Та ну... Тоже скажете... Просто сейчас если читаю ответ на украинском, то и думать продолжаю на украинском... )) А там гляжу, руки сами печатают.  :)

Форум Краматорська

Re: Логика для человека - всего лишь инструмен
« Відповідь #67 : 14 Липень 2009, 18:02:27 »