А вот еще подробности налета . Планы и реальное описание операции.
http://militera.lib.ru/h/rastrenin_ov/02.htmlНеудачными в этот день оказались действия 17-й ВА генерал-лейтенанта В. А. Судца, хотя его штабу и штабу 3-го смешанного авиакорпуса удалось разработать весьма оригинальный план боевого использования авиации по аэродрому Краматорская.
По данным авиационной разведки, на этом аэродроме к вечеру 5 мая отмечалось около 100 самолетов люфтваффе различного типа.
Оценив обстановку и наличные силы боеготовых экипажей, было принято решение выполнить налет на аэродром Краматорская силами 18 Ил-2 от 290-й шад. При этом по плану 10 Ил-2 от 775-го шап наносят удар в период 5.03–5.10, а 8 Ил-2 от 299-го шап — в период 5.10–5.17. Высота подлета к аэродрому — от 500 м до бреющего полета. За три минуты до подхода экипажей 775-го шап к цели 10 Ла-5 от 5-го гиап блокируют аэродром, уничтожая дежурные силы истребителей, а с приходом штурмовиков — частью сил (6 Ла-5) подавляют огневые средства ПВО и частью сил (4 Ла-5) прикрывают штурмовиков над целью и на обратном маршруте. Группа в составе 6 Як-1 от 814-го иап выделялась для непосредственного сопровождения на маршруте до цели и обратно группы от 299-го шап.
При выполнении задания предусматривались меры скрытности. Радиосвязь на прием и передачу могли вести только ведущие групп истребителей и штурмовиков, которым разрешалось устанавливать связь между собой только после пролета линии фронта, а над своей территорией — лишь в исключительных [87] случаях (появление самолетов противника, вынужденная посадка и т.д.).
Учитывая сложность поставленной боевой задачи, подготовка к вылету велась самым тщательным образом. В полки были переданы схемы и фотопланшеты с последними данными воздушной разведки аэродрома Краматорская. Боевая задача экипажам ставилась лично командиром 290-й шад подполковником П. И. Мироненко.
Повторный удар по аэродрому Краматорская предполагалось нанести в 19.00 одной группой 8 Ил-2 под прикрытием 12 Як-1 от 867-го иап.
Таким образом, в первом налете цели на аэродроме подвергались непрерывному огневому воздействию штурмовиков в течение 14 минут с наращиванием сил истребителей прикрытия в ходе удара. Учитывая довольно ограниченные ударные и обеспечивающие силы, выделенные для выполнения боевой задачи, этот результат является очень хорошим. Однако успех удара в сильной степени зависел от мастерства ведущих групп штурмовиков и истребителей и уровня подготовки командного состава дивизии и корпуса. Первые должны были выдержать время выхода на цель с точностью до минуты и выполнить не менее трех заходов на цель, а вторые — организовать своевременность вылета всех задействованных в ударе групп. В противном случае налет обрекался на неудачу и сулил большие потери, особенно для 775-го штурмового полка, экипажи которого выполняли полет к цели без истребительного прикрытия. Никаких дополнительных мер по обеспечению их безопасности на подходе к аэродрому и на отходе от него, а также свободы действий над ним офицеры штаба не предусмотрели. Не были рассмотрены варианты действий [88] штурмовиков и истребителей в случае, если на маршруте к цели немецкими истребителями будет перехвачена либо группа истребителей-блокировщиков, либо группа 775-го шап, либо и та и другая. То есть расчет строился только исходя из предположения, что внезапность удара обеспечена.
Не содержал план и «реперных» точек контроля хода подготовки к боевому вылету с целью его своевременной корректировки. Судя по документам, штабы корпуса и дивизии, обеспечив полкам качественную постановку боевой задачи, совершенно упустили мелочи, которых, как известно, в авиации не бывает. Во всяком случае, никто из штабных офицеров не контролировал материальную сторону обеспечения боевого вылета, ограничившись лишь дачей необходимых распоряжений.
В общем, несмотря на всю привлекательность идеи, разработанный план удара оказался нежизненным, поскольку был сложным в организационном отношении и до конца не проработанным.
Собственно, все так и получилось. Штабы корпуса и дивизии не смогли учесть все нюансы подготовки боевого вылета и затем организовать его должным образом. В результате налет прошел далеко не по плану, и потерь избежать не удалось.
Дело в том, что вечером накануне вылета 775-й шап перелетел с аэродрома Покровское на аэродром Новая Дуванка, и подготовка матчасти и летного состава к боевому вылету проводилась в ночь с 5 на 6 мая. Это обстоятельство, а главное, плохая организация подготовки боеприпасов и вылета на новом аэродроме (несвоевременная доставка бомб и взрывателей), привели к тому, что группа от 775-го шап взлетела на 16 минут позже запланированного срока. [89] Командир полка и его штаб проконтролировать работу БАО не могли, так как полностью были заняты обеспечением перелета полка на новый аэродром. В то же время истребители 5-го гиап (ведущие капитан Дмитриев и лейтенант Сытов) вылетели на семь минут раньше, чем положено. В результате первой к аэродрому подошла группа в составе 8 Ил-2 от 299-го шап, а восемь экипажей 775-го шап над целью и на отходе «работали» без истребительного прикрытия, так как Ла-5 от 5-го гиап ушли после отхода первой группы штурмовиков.
Еще на маршруте к цели «лавочкины» 5-го гиап в районе Александровки на высоте 2000 м встретили пять немецких бомбардировщиков Ju87 в сопровождении истребителей. Ни советские, ни немецкие летчики в бой не вступили. Каждая группа выполняла свои задачи. Очевидно, что внезапного налета на аэродром не получится. Немцы не могли не сообщить по радио о большой группе советских истребителей, идущей в направлении на аэродром Краматорская. Когда советские истребители подошли к аэродрому, в воздухе уже находились 4 Bf109G и 2 Fw190, с которыми 4 Ла-5 прикрывающей группы (ведущий лейтенант Сытов) вступили в бой.
Тем временем шестерка Ла-5 капитана Дмитриева подавила огонь четырех огневых точек малокалиберной артиллерии и обстреляла на аэродроме пункт управления с радиостанцией. Отличились лейтенант Кильдюшев и младший лейтенант Глинкин. После выхода из атаки наших самолетов примерно в 5.07 с аэродрома смогли взлететь два «мессершмитта». Следом за ними в район воздушного боя со стороны Константиновки парами и звеньями подошли еще 6–7 Bf109G. Капитан Дмитриев в паре с лейтенантом [90] Остапчуком, набрав высоту 1800–2000 м, вступили с ними в бой. Четверка лейтенанта Сытова вела бой на высоте 1000–1200 м. Ниже них дрались с противником пары Лавренко — Потехин и Кильдюшев — Глинкин.
Отражая атаку двух Bf109G на самолет своего ведущего, младший лейтенант Глинкин атакой сверху сбил один «мессер», который упал на окраине аэродрома.
К моменту подхода штурмовиков 299-го шап (в 5.10) истребители 5-го гиап полностью «увязли» в тяжелом воздушном бою с превосходящими силами противника. Штурмовики сразу же были атакованы двумя парами немецких истребителей, но их атаки были отбиты «Яками» непосредственного сопровождения из 814-го иап (ведущий капитан Лебедев). Отличился лейтенант Селифанов, который сорвал атаку двух Bf109G, удачно обстреляв одного из них. С дымным шлейфом черного цвета «мессершмитт» ушел в юго-восточном направлении. Оставшиеся пилоты люфтваффе вышли из боя и атак больше не производили. Это дало возможность штурмовикам перестроиться из клина в правый пеленг пар и перейти в атаку.
Заход на цель строился со стороны солнца. Первой нанесла удар четверка младшего лейтенанта П. Ф Железнякова, которая атаковала до 30–35 самолетов на стоянках. Огонь велся сначала из PC, затем из пушек и на выходе из пикирования с высоты 250–150 м были сброшены бомбы. Следом за ней в атаку вышла четверка капитана Мальцева, открывшая огонь по батареям малокалиберной зенитной артиллерии, которые обнаружили себя, ведя огонь по первой группе. Затем обе четверки встали в круг и выполнили еще два захода, снижаясь до высоты 50 м.
В общей сложности группа Железнякова выполнила [91] три захода, непрерывно штурмуя цели на аэродроме в течение восьми минут.
Выход из атаки (в 5.19) и отход от цели был организованным и хорошо прикрывался истребителями. Когда четыре немецких истребителя атаковали выходящие из атаки штурмовики снизу сзади, их удачно контратаковали Ла-5 из состава ударной группы 5-го гиап. Младший лейтенант Лавренко в лобовой атаке сбил один Bf109G, который упал в районе аэродрома. Второй паре «мессершмиттов» все же удалось обстрелять Ил-2, но на выходе из атаки они сами попали под удар пары Кильдюшев — Глинкин. После первой атаки Глинкина у ведомого «мессера» вывалилась нога шасси, а после второй — он горящим упал на северной окраине аэродрома.
В результате атаки пилотов люфтваффе получил повреждения Ил-2 младшего лейтенанта Шилова. На самолете оказались «поврежденными рули высоты и поворота, отбита верхняя часть киля и левый элерон, пробита воздушная система». Несмотря на полученное ранение, Шилов благополучно посадил подбитый самолет на свой аэродром.
После ухода штурмовиков 299-го шап «лавочкины» с боем стали отходить на свою территорию. Воздушный бой велся вплоть до района Красного Лимана. В ходе боя был подбит Ла-5 младшего лейтенанта Лавренко, а сам летчик ранен осколками снаряда в правую руку и бок. Под прикрытием Потехина он потянул на свою территорию. Сопровождая Лавренко, Потехин вел неравный бой с тремя-четырьмя истребителями противника. Его самолет получил повреждения, но остался на лету и сохранил способность маневрировать. Потехин самоотверженно защищал своего товарища, пока пилоты люфтваффе не отстали. В дальнейшем оба летчика совершили благополучные [92] вынужденные посадки на границе летного поля своего аэродрома Половинкино.
Опоздавшая группа от 775-го шап встретила отходившие штурмовики 299-го шап и 814-го иап в районе Красный Лиман и подошла к аэродрому Краматорская, когда «лавочкины» 5-го гиап уже «отработали».
Обнаружив аэродром противника, ведущий группы лейтенант А. Я. Суворов подал команду к перестроению группы в правый пеленг пар и развернулся влево на 20° для атаки цели. При перестроении ведомые замешкались. В результате группа «разорвалась». Впереди оказались пять экипажей во главе с Суворовым и следом за ними еще три экипажа. Из-за сильного зенитного огня каждая группа шла в растянутом пеленге.
Заход выполнялся с северо-востока с расчетом выйти из атаки на юго-западном направлении, атака — с пикирования с высоты 700 м до 200 м.
Под удар попало около 19 самолетов на северозападной и западной окраинах аэродрома. Огонь из PC и пушек велся до 300–200 м, после чего на выходе из пикирования были сброшены бомбы серией вдоль стоянок самолетов. Экипажи наблюдали четыре горящих двухмоторных самолета.
На выходе из атаки дистанции между Ил-2 в группах оказались настолько большими, что фактически боевого строя уже не было. Огневое взаимодействие между экипажами нарушилось. Этим сразу же воспользовались немецкие истребители. Штурмовики были атакованы четверкой «мессершмиттов». Атаки производились главным образом на замыкающие самолеты. Экипажи отбивались огнем воздушных стрелков. После атаки «мессершмиттов» «потерялся» младший лейтенант Худяков (воздушный стрелок Кенжибаев), [93] который шел в группе крайним. Никто из вернувшихся экипажей не смог сказать, куда он подевался.
Собравшись в одну группу, штурмовики вновь атаковали аэродром. Второй заход выполнялся с севера вдоль стоянок самолетов на западной и юго-западной окраинах аэродрома и по бензохранилищу (три больших емкости) на его южной окраине. Экипажи сбросили оставшиеся бомбы и обстреляли цели из стрелково-пушечного вооружения.
По докладам экипажей штурмовиков, в результате двух заходов было уничтожено до пяти и повреждено до четырех самолетов противника, а также взорвано бензохранилище.
На выходе из второй атаки Ил-2 были вновь атакованы четверкой Bf109G. Группа перешла на бреющий полет, маневрируя и отражая атаки огнем воздушных стрелков. На самолете младшего лейтенанта Алексионова (воздушный стрелок старший сержант Андреев) был пробит водорадиатор, а экипаж получил тяжелые ранения. Мотор встал. Летчик потянул на вынужденную и сел на огороды восточнее населенного пункта Торская. При посадке Алексионов погиб. Воздушный стрелок Андреев выжил и был направлен в госпиталь.
Оставшаяся шестерка Ил-2 над Торская встала в круг, постепенно оттягивая его в район Красного Лимана. Сделав несколько безрезультатных атак и потеряв подбитым один «мессершмитт» (отличился воздушный стрелок Макшанев из экипажа младшего лейтенанта Чернобаева), истребители противника прекратили преследование группы и вышли из боя. Штурмовики благополучно произвели посадку на своем аэродроме. Самолет старшего лейтенанта Удовенко был сильно поврежден огнем малокалиберной [94] зенитной артиллерии и истребителями и требовал ремонта в ПАРМ. Еще 3 Ил-2 имели большие и малые повреждения. Кроме этого, младший лейтенант Чернобаев был ранен осколками разбитого бронестекла.
Несомненно, только по счастливой случайности удалось избежать еще больших потерь. Если бы пилоты люфтваффе не увязались своими основными силами за истребителями 5-го гиап, а остались в районе аэродрома, то экипажам 775-го шап пришлось бы вести воздушный бой с 10–12 Bf109 и Fw190. Исход же такого боя очевиден.