Форум Краматорська

  • 31 Травня 2024, 08:13:03
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Фортификация востока Украины и прочих регионов  (Прочитано 69641 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

10 Березня 2011, 14:00:38
Прочитано 69641 раз
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
         Название новой темы незатейливое, но, как мне кажется, информативное - мимо не проедешь. Может возникнуть вопрос - для чего нужна, какая необходимость в новой теме, если есть старая добрая "ДОТы в Краматорске и окрестностях"? Тут надо сказать следующее. Как не дорога моему сердцу (и не только из-за затраченного времени) тема "о ДОТах", все-таки приходится признать, что на сегодняшний день там "Черт ногу сломает", что либо отыскать - проблема. Пытался недавно заново перечитать тему "от корки до корки" - заскучал, еле осилил. Второй момент - все более разрастающаяся география вопроса. Это не может не радовать, но "впихнуть невпихуемое" в рамки одной темы вряд ли получится. Вернее, не хотелось бы чтобы получилось "как всегда". Буду благодарен участникам форума за конструктивные предложения, замечания и прочие "...ия".
         В качестве "стартового" материала для новой темы, решил предложить Вашему вниманию статью известного мариупольского краеведа Валентины Зиновьевой "Мариуполь - укрепрайон". Валентина Михайловна давно и последовательно занимается историей Мариуполя в период немецкой оккупации 1941-1943 гг., автор книг "Мариупольское подполье" (2000 г.) и "Чтобы жизнь продолжалась... Приазовье в период оккупации 1941-1943гг." (2004 г.). Должен заметить - вопросы, затронутые в этой статье, в меньшей степени имеют отношение к фортификации как таковой, в большей - морская тема, авиация и т.д. Учитывая это, автор любезно мне разрешил как-то "подредактировать" текст, как-то приспособить к нуждам текущего момента. Огромное мое спасибо автору, но не стал своевольничать - лично мне эта статья нравится "как есть", без всяких купюр. Пользуясь моментом, уже не устно а письменно, хочу выразить свою благодарность и признательность Валентине Михайловне - и за саму статью, и за разрешение разместить ее на нашем форуме, да и вообще - ну не стал человек, в лучших традициях некоторых краеведов (тут хотел взять в кавычки, махнул рукой - не стал), что-то там "дозировать", выпендриваться и т.д. Как и не стал меня "посылать" (а мог!) и мариупольский краевед Александр Бутт, благодаря которому направление "Мариуполь и фортификация" не ограничится только этой статьей, там еще масса интересного и непонятного. Еще раз всем спасибо и...с Богом!

                                              "Мариуполь - укрепрайон"

Мариупольцы нередко становятся свидетелями обнаружения и обезвреживания снарядов времен войны в городе и его окрестностях. Прошло 65 лет после войны, а она дает о себе знать, не позволяет нам забывать о ней. Мало кто знает, что в период оккупации город был превращен оккупантами в настоящий укрепрайон. И снаряды, обезвреженные МНС-овцами – это остатки разветвленной сети баз и складов, созданной гитлеровцами на оккупированной территории Сталинской (теперь – Донецкой) области, Приазовья.
Мариуполь имел для немецкого командования большое стратегическое значение. Недаром город был включен в «военную зону» и управлялся германским главнокомандованием через начальника тыла группы армий «Юг» и военного коменданта: через Мариуполь, через Приазовье на протяжении всего периода оккупации 1941-1943гг. шло перемещение фашистских войск на Ростов, Кавказ, к Каспийскому морю, для подготовки военных действий в Азии с выходом на Иран, в Индийский океан. 
Сеть баз и складов размещалась:
- боеприпасов и горючего – в 31 пункте области, включая Мариуполь и Таганрог;
- продовольствия – в 23 пунктах, включая Волноваху, Мариуполь и Таганрог;
- интендантских и  вещевых – в 10 пунктах, включая Таганрог. 
В основном, это были армейские склады 1-ой  танковой  армии генерал-полковника Эвальда фон Клейста группы армий «Юг», которая оккупировала город Мариуполь 8 октября 1941 года и обосновала в нём свою штаб-квартиру.
В ноябре 1941 года железнодорожные пути Мариуполь-Волноваха-Доля- Рутченково-Сталино были перешиты на европейскую колею, и началось интенсивное движение воинских эшелонов из Днепропетровска на Мариуполь и обратно, до 14 пар поездов в сутки. Железная дорога на Днепропетровск через Волноваху связала Мариуполь с глубоким тылом врага на оккупирован-ной территории Украины.
Зимой и весной 1942 года запасы боеприпасы, горючего, продовольствия и   интендантского снабжения, хранящиеся на  складах города, были значительно пополнены путем подвоза из глубокого немецкого тыла. Склад горючего в Мариуполе вмещал до 5000 тонн.
Из-за систематической угрозы со стороны войск Южного фронта и Азовской военной флотилии Черноморского флота немецко-фашистские оккупанты вынуждены были защищаться всеми видами фортификации, средствами заграждения; ощетиниться пушками и пулеметами, держать большее, чем планировали, количество обслуживающих войск на занимаемой территории Азовского побережья (по данным разведчиков – до 2-х дивизий).
По всему северному берегу Азовского моря оккупанты установили сторожевые посты и наблюдательные пункты, расположили огневые точки, несли береговую охрану.
     Колхоз «Шлях Ильича» – трехорудийная батарея тяжелой корпусной артиллерии.
     Мангуш – обе школы и церковь превращены в склады боеприпасов,
     Ялта – радиостанция большой мощности,
     Юрьевка – румынские солдаты несли патрульную службу на берегу, были расквартированы в здании школы.                                                         
     Мелекино – патруль выходил от Белосарайской Косы дважды в ночь, проходил вдоль берега от Белосарайки до Мелекино и обратно.     
     Побережье от Ялты до маяка Белосарайской Косы было заминировано.       
     Володарское – в районе леса оборудовали аэродром,
     Старый Крым – дивизион гаубичной артиллерии румын. По дворам расположилось до 15 орудий, из них  6 были дальнобойными,                           
     Ляпино – до взвода немцев. На льду перед селением в 1,5 км от берега были установлены будки для часовых на расстоянии 500-1000 метров друг от друга,               
     Волонтеровка – в домах размещено до 200 немцев. В здании школы до 150 солдат – шоферов, до  50 автомашин,
     Сартана – по дворам расквартировано до 300 румынских кавалеристов.
     Буденновка – расположились штабы 8-го конного полка и 2-го  артиллерийского полка румын (несли охрану побережья Буденновка - Весело-Вознесенск),
     Безыменное  –1-я батарея 2-го дивизиона 2-го  артполка,
     Хутор Обрыв  – 2 -я батарея 2-го  дивизиона 2-го артполка.
     В Мариуполе оборонительная линия проходила от аэродрома западнее Новоселовки до Сартаны. По этой  линии населением, выгоняемым силой на окопные работы, были отрыты окопы и блиндажи с печками и электрическим освещением.
К строительству оборонительных сооружений в Мариуполе приложил руку Гиммлер, об этом он вспоминал во время одной из речей в Познани 3 августа 1944 года:   
«...Когда я  в Мариуполе спросил: а почему вы не приведете в порядок дорогу в Таганрог, она же просто в свинском состоянии, здесь любой автомашине – капут, мне отвечали: да, конечно, надо бы, только у нас нет рабочей силы.
Да у вас же целый город Мариуполь, полный людей, берите их!
Мне опять отвечают: а кто же должен организовать снабжение продовольствием?
Я говорю: вы что думаете, его вам организуют русские?
Тут уж я не выдерживаю: вызывайте сейчас же старосту или (немецкого) комиссара этого города и прикажите, чтобы завтра рано утром, в 6-00, здесь была 1000 женщин с лопатами и кирками. А если они не явятся, я вас самих загоню в Сибирь, в лагерь на Ледовитом океане или еще куда подальше! Они сразу будут тут как тут. Этим бабам надо только сказать: вот здесь ройте пулеметное гнездо, сделать надо то-то и то-то…».
Оккупанты «нарыли» окопы и блиндажи силами мариупольских женщин, стариков и подростков, насильно мобилизованных на рытьё окопов, строительство укреплений. Сгоняли через биржи труда, после проведённых облав.
Средства защиты противника прикрывали, в основном, 5 объектов:
      -   порт, где готовились средства десанта, проходили подготовку немецкие  и хорватские морские десантники, шел ремонт судов;
      - аэродром в Новоселовке, где располагались немецкие истребители и бомбардировщики,
      - аэродром в Ильичевском районе, где располагались транспортные самолеты, и завод имени  Ильича, где они пытались запустить металлургическое производство,
      -  завод «Азовсталь», 
      - район железнодорожного вокзала и санаториев, домов отдыха, где проходил железнодорожный путь к порту.   
Центр города  защищался огнем пулеметов, расположенных на большинстве высотных зданий центра города и отдельных объектов. По берегу от города до порта на высотах и обрывах, где располагались дома отдыха и санатории, в разных точках были отрыты окопы, устроены блиндажи, пулеметные гнезда (дзоты).


Остатки немецкого ДОТа в пос. Песчаном. Мариуполь.Из архива Бутта А.А


Зенитная артиллерия. Мариуполь. Фото сайта «Мариупольский независимый форум»

ПВО противника в Мариуполе имело мощную систему: зенитную артиллерию, крупнокалиберные и обычные пулеметы, прожектора, звукоулавливатели Ringtrichterrichtungshoe rer и истребительную авиацию, которая почти постоянно несла барраж над Мариуполем в составе не менее двух самолетов-истребителей «Bf109» и «Bf.110».  Прожектора начинали работу с наступлением полной темноты. Включение прожекторов происходило каждые 20-25 минут. Продолжительность работы каждого прожектора до 3-5 минут.
За мостом через речку Кальчик были сложены артиллерийские снаряды в ящиках 15 рядов, высотой 1,5 метров, длиной 200 метров. В районе Шлаковой горы по этой же дороге также в ящиках – артиллерийские снаряды. Общежитие рабочих завода имени Ильича использовалось как склад боеприпасов.
22 января 1942 года на железнодорожном пути в порту стояло 6 составов поездов, из них 4 открытых с танками, орудиями, автомашинами и 2 закрытых с боеприпасами.
В районе завода имени Ильича всегда находилось от 1500 до 2000 автомашин, здесь проводился их ремонт. Автомашинами загружены были все склады порта, Хлебной гавани, все городские и портовые гаражи.
Артиллерийские средства защиты были сосредоточены, главным образом, в районе порта, завода «Азовсталь», на участке побережья между портом и железнодорожным вокзалом. Они были расположены таким образом, что давали  возможность вести перекрестный огонь по любым целям на подходах к  районам общих портов: на берегу в Бузиновке – 6 зенитных орудий, на берегу у Вокзала – 4, на южной окраине Городского сада –1, севернее Курортной пристани – 6, на Угольной гавани – 6, в районе Элеватора – 2.
На оконечности Западного мола в порту в бетонированной башне, имеющей форму параллелепипеда, были установлены два 120 мм орудия. Сектор его стрельбы – по входному каналу Угольной гавани. Такая же бетонированная башня строилась в 400 метрах от корня Западного мола к поселку Песчаное.
В 600 метрах от Западного мола против поселка Песчаное на берегу в 30 метрах  от уреза воды было установлено еще два орудия 150 мм, открытого типа, хорошо замаскированные.
В сквере и центре города замаскировали 36 тяжелых танков.





Здесь же, во дворе здания общежития завода «Азовсталь», находилось постоянно до 100-200 автомашин. Во дворе здания бывшего 238-го полка располагались до 200 тягачей. В большинстве дворов по улице Апатова стояли автомашины, груженные снарядами, минами, горючим. Напротив бывшего  призывного пункта (ул. Апатова, д.38), во дворе, находилось 12 автомашин, груженных боеприпасами. Автомашинами с боеприпасами были загружены дворы домов на улицах: Пушкина, Большая Садовая, Ленина.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

Помилка бази даних

Будь ласка, повторите ще раз. Якщо помилка продовжує повторяться, звернетеся до Адміністратора.