тристапицот!!! эй! говорите куда денег нести!!!
В отношении крышки 1937 года - честное слово, не знаю, что и говорить.
Не совсем представляю ее в нашем Музее истории города с его невероятной стесненностью из-за отсутствия свободного пространства. Хотя... Н.Волошиной виднее. Она сказала: да. Спильчак - в принципе, не против. Звоните - в Музей, директору: 5-51-58. Предлагайте свою помощь. Это оркестр, в котором она - первая, а главное - официальная скрипка.
********************************************************
И еще раз на тему благотворительности.
Не помню, может, уже где-то об этом и писал... Повторюсь.
О причинах здесь не будем, но, к сожалению, вся наша страна - точнее, большинство ее граждан - уже не один год нуждаются в благотворительности. В первую очередь, люди нуждаются в помощи в сфере здравоохранения. К сожалению, знаю об этом не понаслышке. Поэтому абсолютно правы наши некоторые пасторы и иже с ними, кришнаиты и, конечно же, Благотворительный Фонд "Антей", оказывая внимание и помощь горожанам именно в этой сфере.
На второе место - место приложения благотворительных средств - я бы отнес сферу культуры. Сфера культуры - прошу не путать с шоу-бизнесом - во все времена и везде была дотационной. Иными словами, она нуждалась в участии богатых, при этом неравнодушных и понимающих ее роль в жизни общества, людей. Могу судить об этом по зарубежному примеру. Мне посчастливилось вести переписку с выходцем из Краматорска - известным на всемирном уровне в среде художников-авангардистов - американским художником-супрематистом Михаилом Лазухиным. Он писал, что, практически, все выставки в США, в которых принимали участие его работы, финансировались спонсорами либо меценатами. Михаил присылал мне буклеты с этих выставок, сборники стихов эмигрантов, иллюстрированных работами его и брата Виктора. Эти издания также финансировались частными лицами. Словом, культура рассчитана на всех, но она - удел благородства души избранных.
А теперь вернемся к нашим пенатам.
С легкой руки Александра Блока за нашим Донецким краем утвердилось название - "Новая Америка". Позволю себе напомнить его стихотворение от 1913 года:
НОВАЯ АМЕРИКАПраздник радостный, праздник великий,
Да звезда из-за туч не видна...
Ты стоишь под метелицей дикой,
Роковая, родная страна.
За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?
Утопая в глубоком сугробе,
Я на утлые санки сажусь.
Не в богатом покоишься гробе
Ты, убогая финская Русь!
Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный,
За крестами - кресты, да кресты...
Только ладан твой синий и росный
Просквозит мне порою иным...
Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!
Сквозь земные поклоны, да свечи,
Ектеньи, ектеньи, ектеньи -
Шепотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои...
Дальше, дальше... И ветер рванулся,
Черноземным летя пустырем...
Куст дорожный по ветру метнулся,
Словно дьякон взмахнул орарем...
А уж там, за рекой полноводной,
Где пригнулись к земле ковыли,
Тянет гарью горючей, свободной,
Слышны гуды в далекой дали...
Иль опять это - стан половецкий
И татарская буйная крепь?
Не пожаром ли фески турецкой
Забуянила дикая степь?
Нет, не видно там княжьего стяга,
Не шеломами черпают Дон,
И прекрасная внучка варяга
Не клянет половецкий полон...
Нет, не вьются там по' ветру чубы,
Не пестреют в степях бунчуки...
Там чернеют фабричные трубы,
Там заводские стонут гудки.
Путь степной - без конца, без исхода,
Степь, да ветер, да ветер, - и вдруг
Многоярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг...
На пустынном просторе, на диком
Ты всё та, что была, и не та,
Новым ты обернулась мне ликом,
И другая волнует мечта...
Черный уголь - подземный мессия,
Черный уголь - здесь царь и жених,
Но не страшен, невеста, Россия,
Голос каменных песен твоих!
Уголь стонет, и соль забелелась,
И железная воет руда...
То над степью пустой загорелась
Мне
Америки новой звезда!
Говорят, американцы, чувствовавшие некую ущербность по причине отсутствия у себя богатой и давней истории, покупали в Европе целые замки, разбирали их на камни, перевозили через океан, чтобы восстановить у себя в первозданном виде. Слава Богу, у нас с историей все в порядке. От неолита - до независимости. Но, если верить Блоку, наш край - Новая Америка или край внутренних мигрантов! И это - правда. В городе Краматорске живут потомки переселенцев трех миграций - 1896-1917 гг., 1930-1934 гг., 1944-1950 гг. Предки многих из ныне живущих в нашем городе покинули свои исконные места и приняли Краматорск в качестве своей второй малой родины. Поэтому, на мой взгляд, очень важно прививать сим потомкам - нашим современникам - краеведческие знания и чувство гордости за историю теперь уже их родноого города - города Краматорска.
Для пропаганды исторических знаний о городе нужны деньги местных благотворителей. Нужен фонд, который бы покровительствовал именно этой важной цели. Сбор средств по подписке, как это было принято в царские времена - анахронизм, к тому же, требующий привлечения агитаторов-волонтеров. Нужет целевой фонд. С общественным управлением и контролем расходования средств. А для этого нужны люди, которые бы сами интересовались историей города, радовались и изумлялись, как дети, новым открытиям и находкам, а главное - не жалели бы для этой цели денег. Счастливы жители городов, где есть такие покровители Клио. Они в обществе, как высший пилотаж в авиации. Наличие таких людей, в общем-то - проблема Краматорска.
В городе работают музеи. Изредка издаются книги и публикуются краеведческие материалы в СМИ. Однако этого недостаточно.
Задача власти и богатых - возродить городское экскурсбюро для учащихся школ, ПТУ, колледжей и студенчества. Задача фонда - более скромная, но от этого не менее важная.
Прежде всего, в городе ежегодно должен издаваться краеведческий сборник. Часть тиража - для свободной продажи, часть - для бесплатной передачи в фонды городских библиотек и библиотек учебных заведений. Это первое направление расходования средств фонда. Второе - приобретение у населения экспонатов для музея. В практике Музея истории г.Краматорска бывают случаи, когда граждане предлагают вещи, представляющие исторический интерес, но поскольку у Музея нет необходимых средств, эти вещи просто уходят из города на рынки коллекционеров. Навсегда.
Так живет цивилизованный мир, который думает о завтрашнем дне. Нам же это нужно для того, чтобы о нас не говорили - Иваны, не помнящие родства.
В связи с вышесказанным, хочу еще и еще раз выразить искреннюю признательность учредителям Благотворительного фонда "Антей" за помощь историкам и краеведам Краматорска в издании двух книг, увидевших свет в 2008-2009 гг.
... Словом, о 37-м годе, ностальгии по ковыльной степи и надеждах на лучшее.
Проти ночі. Хотя известно - утро вечера мудренее.