«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОРОЛЬ РОССИИ»
Как известно, рождение Краматорска произошло благодаря строительству первой в Донбассе Курско-Харьково-Азовской железной дороги, проложенной в наших мес-тах в 1868-1869 гг. Это хрестоматийный факт, о котором уже сказано и написано не мало. Но вот, что интересно. Почти никто не помнит имя человека, которому, по су-ти, Краматорск обязан своим основанием. Более того, по утверждению некоторых российских историков, имя этого человека ни в Украине, ни в России до сих пор не увековечено даже на мемориальной доске.
НАЧАЛО КРАМАТОРСКОЙ ЛЕТОПИСИ
Все начиналось в марте 1865 года. Тогда граф Баранов, князь Кочубей и генерал-майор Марченко обратились к российскому правительству с выгодным предложением. Дескать, они готовы собрать деньги и проложить железную дорогу, которая соединит города Орел, Курск, Харьков, Таганрог и Ростов-на-Дону. Прошел год. 19 февраля 1866 года царь под-писал решение, коим гарантировалось поощрение частных компаний, берущихся строить рельсовые заводы на Юге России. При этом Александр II разрешил графу Баранову по-стройку железной дороги от Курска до городов Приазовья. В намерении русского прави-тельства было стремление решить триединую задачу. Во-первых, предполагалось, что частный капитал построит железную дорогу и тем самым решит транспортную проблему. Во-вторых, будущая дорога облегчит доступ к недрам Донбасса. В-третьих - добыча угля позволит приступить к производству дефицитной рельсовой стали. Наступил момент, ко-гда казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки. Однако по неизвестным причинам строительство железной дороги откладывалось на неопределенное время. Потянулись недели, месяцы... Концессия, выданная графу, утратила силу. А между тем, все это вре-мя государство самостоятельно строило железную дорогу за казенные средства. Дело двигалось медленно, но довольно успешно. Уже 21 марта 1867 года царь повелел про-должить ее линией от Курска до Харькова.
Решение царя, принятое в феврале 1866 года, не прошло мимо внимания предприимчи-вых людей. Имеются сведения, что продолжить постройку железной дороги на юг тогда вызвались Товарищество Казакова и Губонина, а также известный купец Самуил Соло-монович Поляков. У последнего шансов получить концессию правительства было боль-ше. Министр внутренних дел П.А.Валуев, побывавший в Харькове в начале декабря 1867 года, пообещал купцу замолвить слово перед правительством. Естественно, Поляков с благодарностью принял предложение министра. В то время по поручению Харьковского земства в Санкт-Петербурге находились депутаты А.Матушинский и Г.Данилевский. По совету Валуева они также ходатайствовали о предоставлении концессии Полякову, чем немало, как он потом уверял, поспособствовали делу.
В начале 1867 года правительство получило предложение С.Полякова предоставить ему права на строительство железной дороги - от Курска до Харькова и далее к Азовскому морю - общей протяженностью 554 версты. При этом купец брал обязательство построить дорогу на свой страх и риск, но при условии, что ему разрешат образовать акционерное общество с передачей последнему всей дороги от Курска до Таганрога. Кроме того, пред-приниматель обещал построить вблизи каменноугольных копей Донецкого бассейна рельсовый завод с годовым выпуском 500000 пудов готовых изделий, не требуя для этой цели от правительства дополнительного субсидирования, а лишь рассчитывая на без-возмездную уступку необходимого земельного участка.
Только спустя год - 1 марта 1868 года - император утвердил договор с Самуилом Поляко-вым на сооружение двух линий: Курско-Харьковской и Харьково-Азовской. Согласно дого-вору концессионер обязался приобрести в России необходимые для дороги рельсы и подвижной состав. Такая договоренность была достигнута впервые. Все предыдущие по-пытки правительства заключить подобное соглашение терпели неудачу. Более того, раньше оно не только вынуждено было разрешать ввоз из-за рубежа металлических час-тей для строящихся дорог, но даже слагало причитающуюся казне ввозную пошлину. Не менее важным для правительства являлось обязательство купца построить рельсовый завод в Донбассе.
После подписания договора предприимчивый купец сразу же приступил к формированию акционерного Общества и подбору команды, которой предстояло строить железную доро-гу. 15 марта 1868 года газета “Харьковские ведомости” уведомила читателей о прибытии в Харьков инженеров, присланных С.Поляковым для “предварительных распоряжений по устройству железной дороги от Харькова по направлению к Бахмуту”. В группе прибыв-ших были инженеры Черниховский, Рыдзевский, Александровский и Миницкий, инжене-ры-технологи Матвеев, Шишковский, Брунгов и Борнсдорф. В Харьковской губернской земской управе они получили “открытые листы” и вскоре отправились к месту назначения. Этот момент следует считать началом работ по строительству Курско-Харьково-Азовской железной дороги.
Железная дорога была построена в рекордно короткие сроки. Тогда между станциями Славянск и Дружковка появилась полустанция, получившая название – Краматорская или Краматорка. Фактически, это был небольшой остановочный разъезд для товарных поез-дов. Самуил Поляков добился своего: благодаря его настойчивости, предприимчивости и уму стратегически важная для страны железная дорога была построена. С этого события ведет свое начало краматорская летопись.
СОЗИДАТЕЛЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬ
Краткие сведения, которые удалось собрать из разных источников о Самуиле Полякове, позволяют судить о нем как о талантливой и незаурядной личности, прославившей себя достойными трудами на благо Отечества и современников.
Самуил Соломонович Поляков родился в 1837 году в бедной еврейской семье в местечке Дубровно Оршанского уезда Могилевской губернии. По некоторым сведениям, в молодые годы он начинал штукатуром в Киеве. В 50-е гг., являясь содержателем почтовой станции в имении графа И.М.Толстого, молодой человек подвизался на строительстве шоссейных дорог. В период бурного железнодорожного строительства в 60-70 гг. XIX столетия он со-ставил себе значительное состояние и стал одним из наиболее известных людей России. Самуил Поляков построил Курско-Харьково-Азовскую, Козлово-Воронежско-Ростовскую, Орлово-Грязскую, Фастовскую и Бендеро-Галицкую железные дороги. Благодаря его ини-циативе и личной предприимчивости в Российской империи было построено 2500 верст железнодорожных путей. В 1867 году он основал первое железнодорожное училище в г.Ельце, которое, по признанию современников, служило образцом для других профес-сиональных училищ.
Имя Самуила Полякова вписано в историю Донбасса не только как строителя первой в наших краях железной дороги. Здесь, на Юге России, он учредил первое частное горное училище, позднее названное в его честь. Училище было открыто в Горловке. Это старей-шее в Донбассе и на Украине специальное учебное заведение.
Примеры благотворительной деятельности С.Полякова потрясают воображение. В 1882 году он пожертвовал 200 тыс. руб. на общежитие для студентов при Санкт-Петербургском университете, где бедные студенты получали бесплатно жилье и еду. В целом же его по-жертвования составили свыше 2 млн. руб. – невообразимые деньги по тому времени. Эти средства были израсходованы на возведение лицея цесаревича Николая, на училище барона Дельвига, на женские гимназии в Западном крае, на еврейский земледельческий и ремесленный фонд, приюты для бедных детей, госпитали, театры и многое другое.
С.С.Поляков скончался в 1888 году на пороге Петербургской синагоги, вынося из храма гроб с телом покойного друга. Прожив короткую, но кипучую жизнь, он оставил после себя много добрых и славных дел. Имя «железнодорожного короля России» (так его называли современники) достойно благодарной памяти граждан Украины и России. Его железные дороги – это единственный памятник, который он, без сомнения, заслужил.