Назван лучший фильм всех времен и народов
Корреспондент.net
21 Июня 2007, 12:38
Американский институт кинематографии назвал ленту режисера Орсона Уэллса Гражданин Кейн "лучшим фильмом всех времен и народов".
Последние десятилетие зарубежные кинематографисты отдают предпочтение фильму Гражданин Кейн, вышедшему на экраны в 1941 году и рассказывающему историю газетного магната Чарльза Фостера Кейна. Американский институт кинематографии вновь назвал ленту "лучшим фильмом всех времен и народов". В 1998 году эта организация уже отдавала картине пальму первенства среди 100 лучших фильмов на планете. А в 2002 году такую же оценку дали фильму их британские коллеги-кинематографисты.
Сюжет фильма закручивается с момента смерти магната Чарльза Фостера Кейна. Кейн, умирая, пробормотал про себя только одно слово Rosebud. Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в кратком изложении жизнь газетного магната. В частности становится известно, что он был коммунистом, фашистом, американцем, был замешан в двух войнах, в конце жизни парализован, построил замок Ксанаду, был дважды женат и неудачно баллотировался в губернаторы. Автор этой новостной короткометражки (которую в то время, как сегодня новости на ТВ, показывали в кинотеатрах) просит журналиста Томпсона найти изюминку, а именно - выяснить, почему Кейн произнёс эти загадочные слова. И начинается недолгое странствие корреспондента по местам и встречи с соратниками, которые когда-либо знали Кейна.
Вопреки тому, что Гражданин Кейн создавался Уэллсом в качестве сатирического памфлета на одного из типичных представителей Америки, фильм оказался буквально поэмой Америке, как прошлой, так и нынешней. Фильм в 1941 году был подвергнут кинематографическими кругами Америки, СМИ и общественностью остракизму, а режиссеру на всю жизнь выписали "волчий кинобилет". Многим было известно, что Гражданин Кейн был памфлетом на Херста - создателя желтой журналистики и скандальности, как фактора продаж газет - беспринципного медиамагната. Этот фильм изучают во всех киношколах мира, а идеи, принципы, методы и эстетические находки Орсона Уэллса - внесли огромный вклад не только в киноязык, но и, в целом, в современное искусство.
26-летний Орсон Уэллс добился небывалого успеха благодаря именно этому, своему первому фильму, в котором он был и режиссером, и продюсером, и одним из авторов сценария, и исполнителем главной роли. Уэллс был одним из первых, кто сразу же решительно отказался от традиционного повествовательного стиля в кинематографе. Может быть, именно ему обязаны своим успехом такие фильмы, как "Криминальное чтиво". Главный редактор журнала Sites&Sounds Ник Джеймс даже назвал Уэллса "Шекспиром современного кино".
На втором месте в нынешнем списке Американского института кинематографии - фильм Фрэнсиса Форда Копполы Крестный отец. 10 лет назад эта лента занимала третье место, уступая Касабланке Майкла Кертица. Теперь картины поменялись местами, и у Касабланки -"бронза".
Самые стремительные скачки вверх совершили ленты Бешеный бык (1980) Мартина Скорсезе - с 28-го на 4-е место и Головокружение (1958) Альфреда Хичкока - с 61-го на 9-е. Пятую позицию занял фильм Поющие под дождем (1952).
Далее в десятке следуют: Унесенные ветром (1939), Лоуренс Аравийский (1962), Список Шиндлера (1993), Волшебник страны Оз (1939).
Сто киношедевров были определены в ходе голосования, в котором приняли участие 1,5 тыс. режиссеров, актеров, сценаристов и критиков Голливуда. Изначально им был предложен список из 400 фильмов.
Следует заметить, что из картин, созданных за последнее десятилетие, в сотню вошли лишь четыре: Властелин колец: Братство кольца (2001), который занял 50-е место, Спасение рядового Райана (1998) - 71-е место, Титаник (1997), занявший 83-ю позицию, и Шестое чувство (1999), оказавшийся на 89-й строчке.
****************************
А какой фильм считаете лучшим лично вы?