Ни с того, как говорится, ни с сего, и о тоске:
Любовь есть путь к раскрытию тайны лица любимого. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир. Только любящий подлинно воспринимает личность, разгадывает ее гениальность. Все мы — нелюбящие — знаем лишь поверхность лица, не знаем его последней тайны. В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого через кору, лежащую на всяком лице.
Природа любви — космическая, сверх индивидуальная.
Тайну любви нельзя познать в свете индивидуальной психологии. Любовь приобщает к космической мировой иерархии, космически соединяет в андрогиническом образе тех, кто были разорваны в порядке природном. Любовь есть путь, через который каждый раскрывает в себе человека-андрогина.
В подлинной любви не может быть произвола — в ней есть предназначение и призвание.
Но мир не может судить о тайне двух, тайне брачной — в ней нет ничего социального.
Подлинное таинство брака совершается лишь немногими и для немногих, оно аристократично и предполагает избрание.
Половое влечение мучит человека безысходной жаждой соединения. Поистине безысходна эта жажда, и недостижимо соединение в природной половой жизни. Сексуальный акт есть самая высшая и самая напряженная точка касания двух полярных полов, в нем каждый как бы исходит из себя в другого, исступает из границ своего пола. Достигается ли в этой точке соединение? Конечно нет. Уже одно то говорит против сексуального акта, что он так легко сбивается на разврат, прямо противоположный всякой тайне соединения. Соединение в сексуальном акте — призрачно, и за это призрачное соединение всегда ждет расплата.
Разврат есть разъединение, и он всегда превращает объект полового влечения в средство, а не в цель.
Вся физиология и психология разврата построена на этом превращении средства в цель, на подмене влечения к своему объекту влечением к самому сексуальному акту или к самому искусству любви. Любовь к любви вместо любви к лицу — в этом психология разврата.
Условный морализм не в силах разгадать жуткой тайны разврата, тайны небытия. В так называемом браке разврат так же находит себе приют, как и в местах, не имеющих оправдания. Разврат всюду имеет место, где целью не является соединение любящих, проникновение через любовь в тайну лица. Проблема разврата не моральная, а метафизическая. Все биологические и социологические критерии разврата — условны. По обыденным представлениям развратом называются недозволенные формы соединения полов, в то время как развратно именно отсутствие соединения, сексуальный акт развратен потому, что недостаточно глубоко соединяет.
Бердяев Н.А.