Форум Краматорська

  • 19 Квітень 2024, 23:35:30
  • Ласкаво Просимо, Гість
Будь ласка увійдіть або зареєструйтесь.

Увійти

Новини:

Автор Тема: Пруд Катеринича  (Прочитано 22617 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

11 Травень 2009, 19:00:32
Відповідь #15
Offline

Andrew


Offline Andrew

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1425
  • Карма: +31/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 18
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Вся в пакєтах із под клея камсамольская алєя  :) (С) не моє..
... a život má říz

Форум Краматорська

Re: Пруд Катеринича
« Відповідь #15 : 11 Травень 2009, 19:00:32 »

11 Травень 2009, 21:04:12
Відповідь #16
Offline

dialet


Offline dialet

  • X.O
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 6302
  • Країна: 00
  • Карма: +208/-74
  • Дякую
  • Сказав: 27
  • Отримав: 30
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
я так понимаю что мост который сейчас там, был построен уже намного позже?
так как эта будочка что на фото стоит совсем не рядом с нынешним мостом...

11 Травень 2009, 22:28:42
Відповідь #17
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Добрый вечер!
Ознакомился с сообщением и позвонил отцу , чтобы уточнить кое-какие факты. И все-таки он утверждает, что этот пруд начал функционировать в 50-м или 51-м году. И рассказал следующее. Он с мамой (моей бабушкой) оккупацию пережили в Луганской обл. ст. Должанская. Отец (мой дед) принимал участие в эваккуации НКМЗ, а потом, когда немец подошел совсем близко, его призвали в РККА. Поскольку был инженером, то дали "шпалу" и направили арттехником в артиллерию РГК. Отец вернулся в Краматорск в 1945 году. Город, разумеется, был в руинах, пленные немцы отстраивали дома по ул.Марата и те "семиэтажки" по ул. Ленина. Лагерь немецких военнопленных был в помещении поликлиники №3, ребятня у них меняла разную ерунду, ножики на табак. Точнее, на вытруски с "бычков". С хлебом у военнопленных был порядок, давали каждому одну буханку на день, а вот с табаком туго. Как там у В.С.Высоцкого:" На стройке немцы пленные на хлеб меняли ножики..."
Парк им. Пушкина просматривался от края до края - деревья были совсем маленькие. На месте стадиона была площадка, вероятно еще до войны планировался стадион, но не успели. ДК Строитель был разрушен. На месте "чертового колеса" стояла 74-м парашютная вышка ОСОАВИАХИМа, еще до войны была построена. Школа функционировала одна единственная в Соцгороде - №15, что возле Горотдела УМВД. Школа №12 заработала позднее, ее восстанавливали. А вот школа №5 (напротив поликлиники №3) открылась в 50-м году, т.е. ее построили с нуля и отец стал учиться там. В связи с этим возникает вопрос - что это за школа №5 им.Затонского упоминается в статье? Да еще довоенной постройки. Я сам учился в "пятой", помню планшеты в коридоре висели с описанием истории школы, точно после войны построена.
   А вот что касаемо "Пруда Катеринича". Отец хорошо помнит, что Комсомольская аллея и мостик были уже в 1945 году. А вот пруда никакого не было. И будочки не было. Были два глубоких рва, вымытых водой, они петляли по лесопарку и сходились под этот мостик. Помнит как там что-то рыли, песка немеряно насыпали, валуны большие привезли и установили на противоположных берегах пруда. А вот первый раз пруд заполнили водой в 1950 г., это обставлено было торжественно, людей было много.
  В отношении детской железной дороги. Ничего такого он не припоминает, даже разговоров подобного рода. А вообще заметил, что мы сейчас слабо представляем себе то время. Какая детская железная дорога? Город в руинах, заводы в руинах, карточная система, народ в бараках, комната в коммуналке - предел мечтаний, очереди за керосином... А потом голод 1947 г. Почти как у Жванецкого:" Тяжелые военные и еще более трудные мирные годы...". Да и до войны было не так весело, как персонажам фильма "Веселые ребята"... Когда деда перед войной премировали на заводе велосипедом, это было событием, предметом зависти... Здается мне, что подобного рода "прожекты", так и остались лишь в воспаленном воображении "фантазеров" из парткома-профкома.
   Пусть модератор не серчает :). Темой был пруд, а я тут всякого нагородил. 
   
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

11 Травень 2009, 22:32:26
Відповідь #18
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
я так понимаю что мост который сейчас там, был построен уже намного позже?
так как эта будочка что на фото стоит совсем не рядом с нынешним мостом...
На старом фото все верно. Съемка велась с моста, с того что и ныне живой. А будочка через пруд, у дороги. А на заднем плане трубы НКМЗ просматриваются.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

12 Травень 2009, 08:49:36
Відповідь #19
Offline

rayo


Offline rayo

  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 11145
  • Країна: ua
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 8434
  • Отримав: 2768
  • А тоннель то что-то не кончается!
    • Жіноча
    • Перегляд профілю
На месте "чертового колеса" стояла 74-м парашютная вышка ОСОАВИАХИМа, еще до войны была построена.
Я эту вышку помню с детства, она в 60-е годы еще была, мне мама рассказывала, что до войны прыгала с парашютом с этой вышки.
Слава Україні!
Не люблю скигліїв та фарисеїв.
В Україні дві біди: заздрісний північний сусід-агресор та українські гниди, що чекають "асвабадітєлєй".

12 Травень 2009, 12:39:27
Відповідь #20
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
На месте стадиона была площадка, вероятно еще до войны планировался стадион, но не успели.

Успели. Существовало футбольное поле, вокруг которого были устроены и размечены беговые дорожки. На восточном краю - сразу за дорожками, на некотором земляном возвышении - построили деревянный павильон, в котором, очевидно, хранился спортинвентарь (есть фото). Разумеется, это был примитивный стадион (его следовало бы называть спортивной площадкой). С 1936 года в городе (парк им.Ленина) был построен крупнейший в Сталинской области стадион "Авангард", по уровню благоустройства и оснащению отвечавший самым высоким требованиям того времени (есть фото). Таким образом, стадион в парке им.Пушкина являлся второстепенной спортареной для проведения заводских соревнований с участием трудящихся НКМЗ. На этом стадионе в годы оккупации играли в футбол оккупанты (есть фото).     

ДК Строитель был разрушен.

ДК "Строитель", как и ДК им.Пушкина (до войны холодный - не отапливаемый), пребывали в прекрасном состоянии во все время оккупации. (есть фотография ДК им.Пушкина - лето 1942 г.) Оба были сожжены в августе 1943 года отступавшими немцами.     

А вот школа №5 (напротив поликлиники №3) открылась в 50-м году, т.е. ее построили с нуля и отец стал учиться там. В связи с этим возникает вопрос - что это за школа №5 им.Затонского упоминается в статье? Да еще довоенной постройки. Я сам учился в "пятой", помню планшеты в коридоре висели с описанием истории школы, точно после войны построена.

Школа №5 им.Затонского была построена до войны и находилась на ул.Парижской Коммуны (ныне бул.Машиностроителей) - "спиной" к заводам, фасадом - к ул.Пионерской (ныне ул.Песчаного). В годы вйоны здание школы было полностью разрушено. Есть несколько фото здания довоенной поры, есть фото и фамилии ее строителей. Вы правы здание нынешней ОШ №5 бывло построено на ул.Социалистической в указанном Вами году. 

А вот что касаемо "Пруда Катеринича". Отец хорошо помнит, что Комсомольская аллея и мостик были уже в 1945 году. А вот пруда никакого не было. И будочки не было. Были два глубоких рва, вымытых водой, они петляли по лесопарку и сходились под этот мостик. Помнит как там что-то рыли, песка немеряно насыпали, валуны большие привезли и установили на противоположных берегах пруда. А вот первый раз пруд заполнили водой в 1950 г., это обставлено было торжественно, людей было много.
  В отношении детской железной дороги. Ничего такого он не припоминает, даже разговоров подобного рода. А вообще заметил, что мы сейчас слабо представляем себе то время. Какая детская железная дорога? ... Здается мне, что подобного рода "прожекты", так и остались лишь в воспаленном воображении "фантазеров" из парткома-профкома.

Информация о пруде и железной дороге была опубликована в 1936 году в газете "Социалистический Донбасс". писал ее краматорский корреспондент. Не верить газете той поры оснований нет. Перенимать опыт постройки детской железной дороги и ее эксплуатации в тот год группа учащихся в сопровождении специалистов ездила из Краматорска в Тифлис. И главное - закольцованная железнодорожная узкоколейка отмечена (насколько я понял) на карте-верстовке по состоянию на 1941 год.   

13 Травень 2009, 10:42:37
Відповідь #21
Offline

Константин

Moderator

Offline Константин

  • *****
  • Старожил
  • Moderator
  • Повідомлень: 1442
  • Країна: ua
  • Карма: +70/-0
  • Дякую
  • Сказав: 416
  • Отримав: 157
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
Цитувати
Информация о пруде и железной дороге была опубликована в 1936 году в газете "Социалистический Донбасс". писал ее краматорский корреспондент. Не верить газете той поры оснований нет. Перенимать опыт постройки детской железной дороги и ее эксплуатации в тот год группа учащихся в сопровождении специалистов ездила из Краматорска в Тифлис. И главное - закольцованная железнодорожная узкоколейка отмечена (насколько я понял) на карте-верстовке по состоянию на 1941 год.

    Я согласен с тем, что оснований не верить публикации в газете за 1936 год нет. И допускаю, что планы по созданию пруда и детской железной дороги перешли из фазы планов и проектных работ, в процесс практического воплощения. Но тут интересно следующее - насколько далеко этот процесс продвинулся. Если котлован под пруд был выкопан, был ли он заполнен водой и как это технически осуществлялось? В этом плане было бы интересно ознакомиться с оригиналом статьи в газете "Социалистический Донбасс". Статья, наверное, с фотографиями? А может живы еще пионеры и школьники тех лет, может быть они могли бы внести ясность? Господа, расспросите своих бабушек и дедушек, может кто что помнит. Интересно ведь...
    Если от пруда хоть что-то сохранилось (фотография, мостик, будочка), то о детской железной дороге ничего не напоминает, по-моему. Правда была железнодорожная ветка вдоль ул. Орджоникидзе в парке им. Пушкина, видел лично. Ближе к ул. Ленина она заканчивалась жд-тупиком и вела на растворный узел (КЖБ). Может это часть того проекта, а под тупик ее уже позже, после войны приспособили? Доводилось видеть (и даже ездить!) Детскую железную дорогу в г. Днепропетровске, в парке им. В.Чкалова.



Вот ссылка: http://dzd-ussr.ru/towns/dnepr/index.html

Думается, если бы краматорская детская железная дорога была бы построена, то наш город, скорее всего, имел бы еще одно учебное заведение, но уже железнодорожной направленности.
Російський військовий корабель, йди на ***!!!

13 Травень 2009, 10:47:26
Відповідь #22
Offline

КАПСЛОГ


Offline КАПСЛОГ

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1865
  • Країна: 00
  • Карма: +32/-4
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 3
  • The medium is the message
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
  В отношении детской железной дороги. Ничего такого он не припоминает, даже разговоров подобного рода. А вообще заметил, что мы сейчас слабо представляем себе то время. Какая детская железная дорога? Город в руинах, заводы в руинах, карточная система, народ в бараках, комната в коммуналке - предел мечтаний, очереди за керосином... А потом голод 1947 г. Почти как у Жванецкого:" Тяжелые военные и еще более трудные мирные годы...". Да и до войны было не так весело, как персонажам фильма "Веселые ребята"... Когда деда перед войной премировали на заводе велосипедом, это было событием, предметом зависти... Здается мне, что подобного рода "прожекты", так и остались лишь в воспаленном воображении "фантазеров" из парткома-профкома.
   
Планировали до войны, а после видимо стало уже не до детской ж.д. дороги.
О, Улитка! Взбираясь к вершине Фудзи, можешь не торопиться... Там, на вершине Фудзи, улиток полно и так...

07 Листопад 2009, 16:52:44
Відповідь #23
Offline

авангард


Offline авангард

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 86
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Перегляд профілю
Пововоду всего выше изложеного! Я сам житель тех семиэтажек которые востонавлевали немцы так вот у нас в доме жила одна древняя бабушка которая училась в 5-ой школе так вот она говорила что до вайны 5ая школа была действительно на территории нынешнего лесопарка а неподолеку был пруд и лодочная станция и пруд, там за садиками (теперь там офисы) даже фундамент местами выходил наповерхность! во время войны она была разбита бомбежками и ее востонавливать так и нестали! И в самой школе в библеотеки был типа альбома с истореей школы так там было фото совсем другого довоенного здания

07 Листопад 2009, 18:46:41
Відповідь #24
Offline

Краевед


Offline Краевед

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 2687
  • Країна: 00
  • Карма: +64/-3
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 8
  • Ищу фото старого Краматорска
    • Перегляд профілю
Чтобы не повторяться, см. здесь:
forum.gp.dn.ua/viewtopic.php?f=14&t=524

07 Листопад 2009, 19:59:25
Відповідь #25
Offline

авангард


Offline авангард

  • *
  • Посетитель
  • Повідомлень: 86
  • Карма: +0/-0
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 1
    • Перегляд профілю

09 Листопад 2009, 11:12:48
Відповідь #26
Offline

imam


Offline imam

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1536
  • Країна: 00
  • Карма: +30/-8
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А мог ли этот пруд быть технологическим водоемом Краматорской ТЭЦ?

Поясняю. Технологический пар, для эффективной работы генераторов, необходимо охлаждать до вполне конкретной температуры. Причем чем больше разница между температурой на выходе из системы с температурой на входе, тем выше КПД всего агрегата. Охлаждение только в градирне не дает необходимого эффекта. Поэтому применяют всякие дополнительные способы охлаждения воды. В частности воду "доохлаждают" в технологических прудах и системах центрального отопления городов. Расположение "пруда Катеринича" удобно для такой цели. К тому же Краматорск не сразу строился и, соответственно, система центрального отопления и ГВС. Следовательно, этот пруд мог быть промежуточным этапом в строительстве системы охлаждения станции. После, за не надобностью, его могли перевести в разряд "гражданских", а затем и совсем забросить. Также этот пруд мог быть резервным резервуаром с технологической водой. К тому же его расположение выше по склону над станцией, позволяло бы подавать на станцию эту воду самотеком.
 :o

09 Листопад 2009, 17:48:53
Відповідь #27
Offline

Павел Кожевников


Offline Павел Кожевников

  • **
  • Завсегдатай
  • Повідомлень: 187
  • Карма: +18/-3
  • Дякую
  • Сказав: 1
  • Отримав: 0
  • УСПЕХА !
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
    • Павел Кожевников
Да, любопытно всё это. А кто, что знает о Краматорском институте. Мой отец в нем начинал учиться в 30-х, а затем преподавателей попересажали-перестреляли, институт расформировали, студентов разбросали кого куда. Мой отец попал в Харьковский авиационный. Во время или после войны здание было разрушено. Находилось это все несколько дальше пруда вдоль дороги на Дружковку. Пионером с отцом был там как-то, фундаменты еще торчали, ходы в подвалы засыпаны.
Любопытно, может и фото есть у нашего Краеведа?
Любая дорога ведет к цели, когда не знаешь, куда идёшь. (Теодор Левитт)
ПОКА - П.К.

12 Листопад 2009, 08:07:18
Відповідь #28
Offline

slc


Offline slc

  • ****
  • Старожил
  • Повідомлень: 1646
  • Карма: +14/-6
  • Дякую
  • Сказав: 2
  • Отримав: 2
    • Перегляд профілю
А кто, что знает о Краматорском институте. Мой отец в нем начинал учиться в 30-х, а затем преподавателей попересажали-перестреляли, институт расформировали, студентов разбросали кого куда. Мой отец попал в Харьковский авиационный.
По рассказам учившегося там прадеда, после ввода в эксплуатацию НКМЗ, выяснилось, что забыли построить здание для конторы завода. Под контору забрали здание института, сам институт расформировали, студентов перевели в другие институты. Кто был на старших курсах - доучивались как-то по месту, вроде бы преподаватели приезжали, а младшие курсы поехали по месту новой дислокации...

12 Листопад 2009, 08:47:37
Відповідь #29
Offline

цукен


Offline цукен

  • лопоухий
  • *****
  • Ветеран
  • Повідомлень: 7341
  • Країна: 00
  • Карма: +285/-15
  • Дякую
  • Сказав: 0
  • Отримав: 0
    • Чоловіча
    • Перегляд профілю
А мог ли этот пруд быть технологическим водоемом Краматорской ТЭЦ?

Поясняю. Технологический пар, для эффективной работы генераторов, необходимо охлаждать до вполне конкретной температуры. Причем чем больше разница между температурой на выходе из системы с температурой на входе, тем выше КПД всего агрегата. Охлаждение только в градирне не дает необходимого эффекта. Поэтому применяют всякие дополнительные способы охлаждения воды. В частности воду "доохлаждают" в технологических прудах и системах центрального отопления городов. Расположение "пруда Катеринича" удобно для такой цели. К тому же Краматорск не сразу строился и, соответственно, система центрального отопления и ГВС. Следовательно, этот пруд мог быть промежуточным этапом в строительстве системы охлаждения станции. После, за не надобностью, его могли перевести в разряд "гражданских", а затем и совсем забросить. Также этот пруд мог быть резервным резервуаром с технологической водой. К тому же его расположение выше по склону над станцией, позволяло бы подавать на станцию эту воду самотеком.
 :o

Ну технически это логично. Тогда и градирни могли быть не нынешние а менее мощные.
Поэтому гипотеза о техническом пруде имеет право на существование.
1. Seiri.
2. Seiton.
3. Seiso.
4. Seiketsu.
5. Shitsuke.

Форум Краматорська

Re: Пруд Катеринича
« Відповідь #29 : 12 Листопад 2009, 08:47:37 »