Kиeвский палатинат находится по соседству с Taтapиею, с другой стороны ограничивается Московиею и почти по средине разделяется самою большою из рек — Борисфеном. Город Киев, довольно обширный и многолюдный, служил некогда столицею для своих собственных князей, управлявших всею Poccиею или Сарматиею, как европейскою, так и азиатскою, и утеснявших сперва римских, а потом греческих императоров; но теперь [50] видны только следы развалин его прежнего величия, и то очень немногие, все же остальное изглажено всеразрушающим временем. В Kиeве есть русский архиепископ, примас или митрополит для всех епископов греческого исповедания, находящихся в царстве польском, но подчиняющийся теперь римскому первосвященнику. Есть в Киеве и епископ католического вероисповедания, имеющий право, вместе с палатином и кастеляном города, заседать в государственном сенате. Церквей в Киеве, как латинских, так и греческих, много; но одна из них, к которой приписано 100 больших сел, находится в ведении архимандрита и монахов схизматиков, не повинующихся апостольскому престолу. При этом монастыре находятся вырытые в земле пещеры, куда полагались некогда тела киевских князей; некоторые из них доселе остаются неповрежденными и потому почитаются святыми. Эти подкопы или подземные пещеры, как их называют, простираются на несколько десятков миль, вплоть до Московии. Монахи этих пещер, принадлежащие к базилианскому ордену и ведущие самый строгий образ жизни, заключаются в них на время великого поста, чтобы безмятежнее совершить подвиг покаяния. Другие, надевая власяницу и железные вериги, уходят в пустыню, простирающуюся до Скифии, с целью проповедовать евангелие, и удостаиваются мученического венца. Есть и еще много монастырей в России, из коих некоторые находятся в единении с римскою церковью. Область киевская далеко распространяется: к югу до Черного моря, к западу и северу до Литвы и Белой России, и заключает в себе много искусственным образом укрепленных городов, из коих особенно замечательны: Канев, Черкасы, Богуслав, Переяславль, Белая церковь, Степанов, укрепленный валом и рвом, и Фастов, резиденция киевского епископа, с знаменитым коллегиумом игнатиан для воспитания юношества. Жители киевской и вышеупомянутой переяславской области, вследствие постоянных войн, имеют воинственный дух, собираются из городов и селений на острова Борисфена, назначают вождей, называют себя козаками, и, сохраняя старинное устройство, делают нападения за добычею или [51] сухопутьем в Скифию, или чрез море в Турцию; впрочем на столько, на сколько повелевает им король. Число козаков простирается до 40000; но на зиму почти все они возвращаются по домам, оставляя только немногочисленную стражу, чтобы сохранять острова от вторжения варваров. Таким образом козаки сражаются за республику без всякого жалованья, довольные одною только добычею, и только по совершении похода король имеет обыкновение, для поддержания в козаках усердия к службе, давать им известную сумму денег на поправку оружия.