Электротранспорт: мы придем к новым тарифам
Проезд в краматорских трамваях и троллейбусах скоро подорожает почти вдвое. Руководство ТТУ обратилось к местным властям за разрешением на повышение цены проезда до 75 коп. В лучших традициях демократии предварительно была дана пресс-конференция для общественности и журналистов. 19 июля в здании ТТУ о состоянии краматорского электротранспорта собравшимся рассказывал заместитель директора ТТУ Сергей Шацкий.
В его изложении дела трамвайно-троллейбусного управления обстоят из рук вон плохо. Работают в ТТУ 350 человек, а должно быть 600. Парк трамваев изношен на 100%, троллейбусов — на 98%, контактная сеть — на 100%. Фонд заработной платы на предприятии составляет 300 тысяч (средняя зарплата 630 грн.), а выручка в месяц не превышает 120 тысяч, поскольку 70% пассажиров — льготники. В Краматорске льготами обладает каждый второй. Компенсировать разницу призван городской бюджет.
Реально сейчас на маршруты выходят 16-17 троллейбусов. В любое время дня они полностью загружены: утром везут рабочих, позже – пенсионеров, вечером – снова рабочих. И так весь день. Покупка нового троллейбуса обойдется казне в 850 тысяч, а трамвая – в 2 млн. грн. Восстановление — соответственно 450 и 850 тысяч грн. К слову, закупка автобуса обходится в несколько раз дешевле.
Старому городу уже окончательно надо проститься с трамвайным движением. Трамвай весит 18 тонн, нагрузка на почву у него в пять раз выше, чем у грузовика. Путепровод таких нагрузок не выдержит. Стоимость восстановления трамвайного движения в Старый город — более 20 миллионов долларов, таких денег нет и не предвидится. Взамен предполагается пустить в Старый город троллейбус, это значительно дешевле, хотя точной стоимости затеи Сергей Шацкий не назвал.
Грядущее подорожание проезда не улучшит состояния краматорского электротранспорта. Его должно хватить только на повышение зарплаты коллективу. Модернизация предприятия, которая могла бы снизить расходы, в новый тариф не заложена. Хотя Сергей Шацкий упомянул, что сами троллейбусы рентабельны, а прибыль на нет сводит сильный износ инфраструктуры. Еще одна беда — кондукторы. По мнению Шацкого, если заменить их какими-нибудь автоматами, доходы поднимутся. Надо сказать, не очень высокого мнения руководство о своих работниках.
Прессу заинтересовало, не получится ли так, что после подорожания в троллейбусах будут ездить только льготники? Но присутствовавшие работники ТТУ оптимизма не потеряли — в городе достаточно много людей, которым проезд в автобусе не по карману, так что, будут ездить, 25 копеек — тоже деньги.
Напоследок журналистам показали плачевное состояние техники и кабелей. Изношенные кабели приходится заменять десятками метров, а расположены они часто под зданиями и тротуарами.
Лейтмотивом всей пресс-конференции были слова о том, что грядущее подорожание ситуацию не спасет, а лишь позволит удержаться на некотором достигнутом уровне. Довести трамвайно-троллейбусные перевозки до состояния, когда они начнут приносить прибыль, никто даже не пытается. Работники ТТУ говорят, что так дела обстоят везде, не только в Краматорске. Может быть. Но если процесс развала пошел, можно ли удержаться на каком-то уровне разрухи?
Вот и получается: работники ТТУ жалуются на изношенность инфраструктуры и хотят повышения тарифов, работники ЖЭКов жалуются и хотят, тепловики, энергетики, газовики… Делать что-нибудь, кроме повышения тарифов, не собирается никто.
Сергея Шацкого спросили: может, в виду явной убыточности электротранспорт следует вообще законсервировать? Ответ был очень примечателен: если это сделать, то восстановить законсервированную технику уже не удастся — ее разворуют свои же. Так что, расцвет электротранспорта в Краматорске откладывается. Навсегда?
Владимир ВОРОБЬЕВ
"Технополис"