Предпринял попытку каким-то образом систематизировать и разобраться с информацией по немецкому аэродрому в Краматорске. Информация, в основном, из книг по истории Люфтваффе, изданых на Западе.
Насколько правильно я понял, этот аэродром являлся полевым (Einsatzhafen) аэродромом. При аэродроме находилась относительно небольшая по численности команда аэродромного обслуживания (Flugplatzkommando). Первое упоминание об этом объекте относится к 14 июля 1942 года. Попытаюсь в хронологическом порядке:
Штаб 55-й бомбардировочной эскадры «Грайф» (Stab / Kampfgeschwader 55) – с 14 июля по 3 августа 1942 года;
2-я группа 55-й бомбардировочной эскадры «Грайф» (II./ Kampfgeschwader 55) – с 14 июля по 3 августа 1942 года;
3-я группа 55-й бомбардировочной эскадры«Грайф» (III./ Kampfgeschwader 55) – с 14 июля по 5 августа 1942 года; Группа, имевшая по штату 40—50 самолетов Хенкель-111, состояла из штабного звена и трёх или более эскадрилий. Ею командовал Gruppenkommandeur. Номер группы писался римскими цифрами, через косую черту давалось обозначение эскадры. Более подробно об эскадре «Грайф» можно прочитать здесь:
http://en.wikipedia.org/wiki/Kampfgeschwader_55 Позволю себе привести отрывки из книги Михаила Зефирова «Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО»:
«…В то же время все новые города попадали в радиус действия бомбардировщиков Люфтваффе. Правда, из-за нехватки сил операции проводились по принципу точечных ударов мелкими группами самолетов. Так, в ночь на 6 октября 1941 года три Не-111из 5-й эскадрильи KG55 «Грайф» разбомбили Краматорский машиностроительный завод…
…Еще 10 июля 1942 года, когда бомбардировщики из 2-й и 3-й групп KG55 «Грайф» прибыли на аэродром в Краматорске, командир эскадры оберст-лейтенант Бенно Кош получил приказ «нарушить дневное и ночное движение кораблей по Волге от Астрахани до Саратова». Однако сразу выполнить его не представлялось возможным, надо было подвезти на аэродромы достаточный запас авиационных мин. На это ушло десять дней. В итоге командование 8-го авиакорпуса Люфтваффе решило начать постановку мин в ночь на 23 июля, одновременно произведя налет на Сталинград…
…Германская авиация, наносившая удары по Сталинграду и волжскому судоходству, базировалась на аэродромах, близко выдвинутых к линии фронта. «Юнкерсы» 51-й эскадры «Эдельвейс»действовали с аэродрома в Сталино (Донецк), «Хейнкели» 2-й и 3-й групп 55-й эскадры «Грайф» – с аэродрома в Краматорске, a I./KG55 – с аэродрома Кутейниково. На 27 июля 1942 года I./KG51 располагала 17 исправными Ju-88, а П. и III./KG55 – 41 Не-111…
…Не дожидаясь нового захода, капитан «Михаила Калинина» приказал поднять якорь, и едва тот оторвался от речного дна, дал полный вперед, отваливая от берега. В то же время командир воинской части собрал группу бойцов с противотанковыми ружьями и, перебравшись с ними на верхнюю палубу парохода, приказал занять удобную позицию для стрельбы. И вот вновь послышался нарастающий гул моторов и появился силуэт самолета. Солдаты, а их было тридцать человек, подняли стволы ружей вверх и следили за его приближением. Главное было не сорваться и не начать палить вразнобой. И вот, в момент, когда уже были отчетливо видны широко раскинувшиеся крылья и два работающих мотора, командир прокричал: «Залп!» И тут случилось невероятное, из брюха бомбардировщика сверкнуло пламя, и через секунды он вспыхнул в ночном небе как факел, после чего резко повернул на запад и стал стремительно удаляться, оставляя за собой едва различимый шлейф дыма… Вероятно, это был Не-111 унтер-офицера Иона из 6-й эскадрильи KG55 «Грайф». В этот день, 30 июля 1942 года, он вылетел с аэродрома Краматорск, имея задание атаковать корабли на Волге, и не вернулся. Весь экипаж бомбардировщика в составе Вальтера Иона, штурмана фельдфебель Мартина Валльбенштайна, радист обер-ефрейтора Петера Филиппа, механик унтер-офицера Фридриха Вильгельма и стрелка обер-ефрейтора Хайнца Шлейнхеге с тех пор считается пропавшим без вести. Это была первая потеря немцев в ходе атак речного транспорта на Волге….»
Просматриваются некоторые расхождения – М.Зефиров указывает датой прибытия 2-й и 3-й групп эскадры «Грайф» 10 июля 1942 года, а в информации моего американского коллеги указано 14 июля 1942 года. С чем это связано, пока остается открытым вопросом. Далее…
7-я истребительная группа ВВС Румынии (Grupul VII Vinаtoare) – с 12 апреля по 6 июня 1943 года.
Подразделение, где в составе 57-й эскадрильи воевал нам уже известный адъютант Ион Милу. Позволю себе привести отрывки из сборника «Вооруженные силы Румынии в Второй Мировой войне», прошу прощения за отвратительный перевод:
«…12 апреля группа переместилась в Краматорскую. К концу месяца еще четыре советских самолета были сбиты и было сброшено 1,6 тонн бомб… К концу мая, когда группа завершила свое сотрудничество с 3-й истребительной эскадрой «Удет» (JG 3 Udet), еще 7 сбитых самолетов было заявлено, но лишь четыре были подтверждены. Пилоты получили от немцев значки "Jagdflieger der Udetgeschwader". 6 июня 1943 года группа отбыла на аэродром в Кировоград…»
Не совсем понятно, что имел ввиду автор, когда говорил о сотрудничестве с эскадрой «Удет». С 1 марта по 13 мая 1943 года эта эскадра базировалась на аэродроме в Анапе, а потом отправилась в Германию, в город Monchengladbach. Господа, возможно кто-либо занимается фалеристикой – что это за знак "Jagdflieger der Udetgeschwader"?
1-я группа 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (I. / Stukageschwader 2) - с 13 мая 1943 года, в течение недели или около того.
3-я группа 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (III. / Stukageschwader 2) - 20 июня, а затем с 17 июля по середину августа 1943 года. Надо сказать, что в 3-й группе воевал, а позже и командовал ей, Ганс Ульрих Рудель— самый знаменитый и результативный пилот пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука» в годы Второй мировой войны. Единственный кавалер полного банта Рыцарского креста: с Золотыми Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. Единственный иностранец, награжденный высшей наградой Венгрии, Золотой медалью за доблесть. По количеству наград Руделя превзошел только Герман Геринг. Активный нацист, никогда не критиковал Гитлера.
Очень мало доступной информации о 2-й эскадре пикирующих бомбардировщиков, в основном из-за языковой проблемы.
8-я штурмовая группа ВВС Румынии (Grupul VIII Asalt) – с 10 августа по 7 сентября 1943 года.
Вот что об этом подразделении сказано в сборнике «Хеншель Hs 129. Истребитель советских танков»:
«…Личный состав проходил переучивание на самолеты Hs-129B-2 с 21 мая по 22 июня 1943 г. на аэродроме Кировоград. Так как двухместного варианта Hs-129 не существовало, то в качестве учебно-тренировочной машины использовался разведчик Fw-189, в качестве инструкторов выступали пилоты люфтваффе. Все 40 румынских Хеншелей перегнали из Умани в Кировоград немцы, хотя в перегоне приняли участие и несколько румынских летчиков. 22 июня 1943 г. Grupul 8 Asalt достигла состояния боеготовности. … Летчики Grupul 8 Asalt первый боевой вылет провели вместе с пилотами немецкой IV.(Pz)/SG-9 в августе 1943 г. Поначалу в бой группы румынских штурмовиков водили в бой опытные немецкие лидеры. Румыны быстро усвоили тактику своих немецких коллег и вскоре в составе Grupul 8 Asalt появились первые танковые асы: лейтенант Лазарь Мунтяну, адъютант Стефан Пушкаш, адъютант Думитру Маринеску и адъютант Василе Попеску. …В оперативном отношении командование Grupul 8 Asalt подчинялось штабу 4-го воздушного флота люфтваффе.»
О Краматорске ни слова… И не удивительно, в этом тексте сплошные несоответствия. 4-я группа 9-й эскадры непосредственной поддержки войск (IV.(Pz)/SG-9) ну никак не могла участвовать в совместных боях с румынами, т.к. была сформирована только 18.10.43 г. в Кировограде (!!!). Вот так подобные «опусы» и пишутся… Тут еще копать и копать.
Информация о
4-й беспокояшей группе штурмовой авиации 4-го флота (4./ Störkampfgruppe Luftflotte 4) довольно скудна. Но вроде бы эта часть периодически, с середины марта по август 1943 года использовала аэродром в Краматорской для своих нужд. По крайней мере, так утверждает немецкий коллега.
Вопрос о месте дислокации аэродрома в Краматорске не так прост… это вечером.