Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД), 49,9% акций которой владеют украинские предприниматели Сергей Тарута и Олег Мкртчан, намерена купить ПАО "Новокраматорский машиностроительный завод" (НКМЗ) — одного из крупнейших производителей тяжелых машин для горно-металлургической и энергетической промышленности. Об этом Delo.UA стало известно от источника на рынке, близкого к корпорации. При этом сумму сделки собеседник нашего издания назвать затруднился. Зачем новому губернатору Донеччины собственный машиностроительный завод?
Официально в ИСД информацию о новом приобретении не комментируют, как и на самом предприятии. Бывший заместитель генерального директора Новокраматорского завода по финансам и корпоративному управлению, а ныне народный депутат от Партии регионов Юрий Боярский, близкий к владельцу 76% акций и президенту машзавода Георгию Скударю, сообщил, что о продаже НКМЗ ему также ничего не известно. Впрочем, это не помешало ему оценить возможную сумму. "Если говорить о балансовой стоимости завода, она составляет около 4 млрд грн (свыше $365 млн). Однако вряд ли его купят по рыночной цене", — предполагает Боярский. Аналитики же оценивают стоимость перспективного приобретения Таруты несколько ниже. По мнению Алексея Андрейченко, 100% акций компании могут стоить в пределах $250-350 млн. Такие выводы аналитик делает, исходя из высоких рисков и высокой географической ориентации компании на Россию, с которой у Украины в последнее время несколько "натянутые" торговые отношения. Немало на стоимость предприятия повлияли и финансовые результаты — эксперт акцентирует внимание на том, что еще три года назад справедливая стоимость актива была соотносима с рентабельностью.
Но в реальности цена НКМЗ может оказаться еще меньше, нежели предполагают профильные эксперты. Согласно информации источника на рынке, сделка по краматорскому предприятию обошлась ИСД всего в $180 млн. Однако даже при столь внушительной "скидке" неясно, откуда корпорация возьмет средства на закрытие сделки. Согласно заявлению Сергея Таруты летом минувшего года, долги "союза" перед иностранными банками составляют около $2,5 млрд. "У ИСД большие кредиты […] не только от украинских предприятий, мы говорим о консолидированной задолженности, в том числе с учетом наших венгерских и польских предприятий — около $2,5 млрд — это только перед западными банками", — отмечал тогда бизнесмен. При этом, по словам Таруты, задолженность ИСД перед украинскими банками с украинским капиталом составляла порядка $100 млн. И, хотя еще в конце 2012 года в компании уверяли, что реструктуризация долга близка, пока этого не произошло.
Несмотря на финансовые трудности его компании, привлекательность НКМЗ для Таруты (от которого ИСД упорно открещивается, как от совладельца, в связи со стартом его политической карьеры) вполне объяснима. "Завод может быть очень интересен в качестве поставщика оборудования для металлургических заводов ИСД — в свое время доля оборудования для металлургической отрасли НКМЗ достигала 50%", — отмечает Андрейченко. Аналитик подчеркивает, что краматорское предприятие уже участвовало в модернизации прокатного стана Алчевского металлургического комбината, который входит в ИСД, в 2005-2006 годах. "Кроме того завод производит продукцию для горнодобывающей отрасли и портовые краны, которая будет востребована в экономике Украины в ближайшие годы", — напоминает эксперт.
НКМЗ — градообразующее предприятие Краматорска Донецкой области, один из крупнейших в Украине и мире (занимает 9% от общемирового производства металлургических кованых стальных валков) заводов тяжелого машиностроения, работающее преимущественно на экспорт. По данным ПАО, чуть более 80% продукции поставляются за границу, из них — 51% в РФ. 19% произведенных машин потребляют украинские предприятия, среди которых значатся и заводы ИСД — к примеру, в 2007 году краматорские машиностроители помогали корпорации реконструировать оборудование для завода Dunafer в Венгрии. Впрочем, последние годы выдались для предприятия не особенно удачными — c 2008-го, самого успешного за последнее десятилетие, до 2012-го чистая прибыль НКМЗ сократилась почти на 696,17 млн грн ($63,55 млн по курсу НБУ на 31 марта), составив 77,23 млн грн (чуть свыше $7 млн). В комментарии украинскому Forbes владелец и президент машзавода Георгий Скударь такие результаты пояснял тем, что основные клиенты завода — металлурги и сырьевые компании — из-за падения доходов и нехватки оборотного капитала сократили инвестиции в техническое перевооружение, что вызвало падение производства на 20% и, как следствие, отразилось на финпоказателях.
В 2013-м ситуация несколько выровнялась — предприятие закончило отчетный период с прибылью в 226,546 млн грн ($20,7 млн), что более чем в 3 раза превышает показатели-2012. При этом выручка завода снизилась на 10,2%, но финансовое выражение данного показателя на предприятии не раскрывают. В текущем же году здесь рассчитывают на серьезное улучшение финансового положения — после получения в 2013-м крупного заказа от казахского Соколовско-Сарбайского ГОКа, географическая структура экспорта может существенно расшириться, и это должно позитивно отразиться на появлении новых заказчиков.
В целом завод выглядит довольно привлекательным активом для приобретения. Аналитики высоко оценивают прошлогодние результаты НКМЗ. По словам аналитика ИК "Арт Капитал" Алексея Андрейченко, в 2013-м ПАО показало стабильные результаты работы: производство увеличилось на 10,2% (до 2,6 млрд грн ($237,3 млн) в денежном выражении). Снижение же выручки, по мнению эксперта, может говорить о накоплении запасов готовой продукции на конец года. "При этом уровень рентабельности вырос втрое по сравнению с прошлым годом до 11% по чистой прибыли", — подчеркивает Андрейченко. Таким образом, по словам эксперта, наблюдается общее улучшение финансовых показателей компании, хотя до пиковых значений 2007-2009 годов, когда рентабельность была в 2-3 раза выше, пока далеко.