прочла свежее у Портникова почти по теме:
считать, что фигурой Шолом-Алейхема исчерпывается еврейское культурное присутствие в Украине – все равно что думать, что украинская литература завершается на творчестве Тараса Шевченко. Мне вообще иногда кажется, что наше представление о культуре – и отнюдь не только современной – осталось ограниченным советскими канонами. Спору нет, в советское время издавали и переводили многих замечательных писателей и поэтов, однако все, что мы могли прочесть, поверялось не талантом, а благонадежностью, соответствием идеологии, биографией. И то, что не отвечало канону, безжалостно вытаптывалось, забывалось или просто не замечалось. Украину хотели превратить – и превратили в страну советской культуры. В этой советской культуре еще оставалось место написанному по-украински – но только в том случае, если в написанном по-украински не было жизни. Потому и появился скорбный мартиролог украинских поэтов, а оставшимся в живых осталось разве что писать славословия партии. Но помимо этого было уничтожено украинское многообразие – всегда питавшее украинскую культуру и дававшее ей возможность влиять на культуры соседей. Мы даже и не представляем себе, что был Киев Леси Украинки, но был и Киев Шолом-Алейхема, и Киев Ярослава Ивашкевича, и Киев Михаила Булгакова – и это были разные города, и это был один город. Нас лишили огромной многообразной цивилизации, выкрасили разноцветный мир в черное и белое и заставили размышлять на тему, на каком языке проще разговаривать на соседней улице – на украинском или русском. Если об этой многообразной Украине вспомнили бы – сразу стала бы понятна бессмысленность этих дискуссий, а украинская культура заняла бы естественное место культуры, впитавшей в себя наследие всех тех народов, которые жили на этих землях. Проще говоря, украинская культура была бы как мост. Как мост через Днепр.