«Надо, наконец, купить кровать», -- подумал я одним солнечным октябрьским утром, поднимаясь с импровизированной постели, сооруженной на полу отремонтированной квартиры.
Понравившаяся модель в магазине была, но она не продавалась. «Вот если бы вы покупали весь набор, вместе с двумя шкафами, двумя тумбочками, зеркалом и комодом, -- тогда да. А так -- нет», -- «обрадовала» милая девушка. Пришлось согласиться на оформление заказа. «Приходите завтра, сегодня нет Тани, она у нас по этим вопросам главная», -- уточнила менеджер.
Завтра в том салоне скопилось столько народа, будто мысль немедленно поменять кровать посетила, по крайней мере, каждого сотого жителя столичной Оболони. Наконец, после часового ожидания, прошу скопировать мне свидетельство о регистрации предприятия и договор о поставке товара.
Номер свидетельства едва виден, а текст договора граничит с попаданием в рабство: меня могут, как минимум, трижды оштрафовать, включая случай медленного открытия дверей во время поставки товара. Вместе с тем, совершенно отсутствуют санкции в отношении изготовителя, например, за несвоевременное выполнение заказа.
Просьба внести в договор пункт, который очерчивал бы симметричную ответственность сторон, натолкнулся на стену непонимания. «Что вы, этот договор наши юристы считают идеальным», -- сообщила девушка. Я не стал спорить: действительно, такой договор идеальный для компании, однако как же мои права?
Примирительно улыбаюсь и спрашиваю: «Скажите, а бывает, что вы в срок делаете заказы?». «Бывает, -- ловится на мой подлый крючок бедная девушка, -- но нечасто». Покраснев, убегает с телефонной трубкой куда-то в подсобку, затем возвращается и предлагает мне пообщаться с кем-то таинственным.
«Какая у вас проблема?» -- спрашивает трубка низким женским голосом. «Кровать хочу», -- отвечаю. «А у меня впечатление, что вы под нас копаете. Заказывайте себе кровать где-то в другом месте!» -- советует мне так и не представившийся голос.
«Кто это?» -- спросил я менеджера, оправившись от шока. «Это Наталья Ивановна», -- уважительно ответила девушка. «А должность?» -- настаивал я. «У нее хорошая должность», -- многозначительно сказало милое создание.
Без моральной сатисфакции уйти было сложно, однако книга отзывов оказалась девственно чистой. «Это ваша запасная книга?» -- нахально спросил я. Девушка вновь покраснела.
«С кем я должен переспать, чтобы получить услугу?» -- мысленно цитировал я любимое изречение знакомого топ-менеджера, выходя на свежий воздух.
А еще я думал о том, что вечером мне придется посетить большой красивый супермаркет, в котором очереди в час пик напоминают брежневские времена. Ни наличие двух десятков касс и современного оборудования, ни открытие в сотни метрах почти таких же по размеру трех супермаркетов проблему «заторов» не решает. В итоге еще пару лет назад приятное занятие -- прогулка по красивым рядам вкусностей с удобной тележкой -- ныне превратилось в кару небесную.
Конечно, народ богатеет, и львиная доля доходов уходит как раз на продукты. Но если года три назад максимум на что был способен средний покупатель -- это оставить в одночасье на кассе 150-200 грн., то ныне эквивалент ста долларов уже никого не удивляет. Магазин, в конечном итоге, не справляется с возросшей нагрузкой.
ЦИТАТА
Украина оказалась неготовой к экономическому росту и росту благосостояния людей. Потребитель сегодня все чаще и чаще ощущает свою второсортность: его деньги, как и в «добрые старые времена», снова никому не нужны.
Выход, конечно есть. Собственник может установить дополнительные кассы. Но зачем? Дела и так идут хорошо.
Государство в лице местного органа исполнительной власти может упростить регистрацию предприятий, сделать прозрачной распределение земли под строительство новых, еще больших магазинов, например, путем никак не приживающихся в Украине аукционов. Но зачем? Дела и так идут хорошо.
Наконец, владелец мебельного магазина без проблем может утолить жажду привередливого заказчика и вписать в договор пункт о 2-процентном штрафе самому себе за срыв сроков поставки кровати. Но, опять-таки, -- зачем?
Похоже, Украина оказалась неготовой к экономическому росту и росту благосостояния людей. Потребитель сегодня все чаще и чаще ощущает свою второсортность: его деньги, как и в «добрые старые времена», снова никому не нужны. Будучи далеким от автомобильной техники, я был потрясен недавно узнанным фактом: оказывается, чтобы купить новую машину, будущий автолюбитель… почти на год становится в очередь -- салоны не успевают завозить товар!
«На растущем рынке не жди сервиса» -- еще одна гениальная фраза знакомого управленца. Господи, как же он прав!
Иван Коваль
http://economica.com.ua/editor/97339.html