да, и на парк им.Ленина
85-й это был, ну что, я не помню, когда я школу закончил, или че???
Друзья почитайте, а я пока фотки откорректирую и выставлю.
ВОСПОМИНАНИЕ ОЧЕВИДЦА
В Краматорске на жилой массив самолеты падали дважды.
Впервые это случилось в 1973 году. До ВПП не дотянул местный СУ-15. Пилот сжег все горючее, уже заходя на посадку. Катапультировался в районе гастронома «Весна» у пос.Прокатчиков. Самолет клюнул носом в угол дома и гаража В.П.Гайжевской (в ту пору - директора СШ№14) на Красногорке, не дотянув 30-40 метров до трассы - ул.Танкистов. Пожара не было, жертв тоже.
Вторая авиакатастрофа произошла 16 августа 1983 г. - около 20.45 час. В это время по ТВ демонстрировали фильм «Курская дуга» из киноэпопеи «Освобождение».
Тогда на высоте 3100 м столкнулись два самолета СУ-15. Говорили, что причина - ошибка диспетчера. Шли учения. Краматорский «сухарь» был выслан для учебного перехвата условного противника. «Противником» являлся такой же аппарат, вылетевший из аэродрома в Моршанске. Ну и «перехватили».
В этой истории потрясающим является все от начала до конца. Оба пилота успели катапультироваться за мгновение до столкновения. Оба живы, хотя без каких-то травм не обошлось. Один из аппаратов рассыпался мелкими фрагментами по всему Старому городу. Один обломок срезал капитель на крыше склада на СКМЗ. Другой поджег трансформаторную станцию на Петровке. Остальные сыпались от Горы до ул.Карла Маркса.
Траектория падения второго самолета (краматорского) пришлась в сторону Нового Света. Вначале валились две части. Непосредственно перед землей одна из них развалилась пополам. «Бомбардировал» триплетом – с запада на восток - по двум домам на ул.Мичурина. Фюзеляж с почти полным баком керосина (он его не успел сжечь во время полета) ахнул в один дом. Здесь пожар полыхал до 3-х ночи: высокооктановый керосин, пропитав все до пробитого подполья, воспламенялся сам собой, даже будучи потушенным водой из пожарных машин. Кстати, первая машина пришла практически с пустой цистерной. Чтобы не терять время, пожарные, соединив шланги, «сосали» воду из протекавшей поблизости реки 2-я Беленькая. Нос «сухаря» угодил в угол соседнего дома, расположенного на этой же усадьбе. Здесь возгорание не произошло.
В иное время во дворах и домах этой усадьбы бывало, в общей сложности, до 11 человек (в том числе четверо детей, одному из которых было тогда 1 год). Но судьба пощадила всех. Хозяина первого дома днем раньше положили в неврологию с радикулитом. Его жена, забрав 3-х летнего внука, за 20 мин до этой катастрофы вышла на улицу – посидеть на лавочке у соседнего двора и поболтать со старушками. Их младший сын служил в армии, а невестка с годовалым ребенком уехала в тот вечер в Соцгород – погостить у подруги. В этом дворе оставались старший сын и невестка.
События разворачивались здесь в следующем порядке. Невестка, помыв после ужина посуду, понесла в конец огорода ведро с водой – вылить в сливную яму. При этом она попросила мужа вынести из дома утюг и включить его на веранде. Поставив утюг, он закурил и вышел навстречу жене. Они встретились посредине двора. В этот момент у них над головами раздался грохот. Поневоле подняв глаза к небу, они, словно зачарованные, стали смотреть, как в их сторону падают две, вначале показалось, горящие сигнальные ракеты (высота – 3 км!). А через мгновения стало ясно, что это падают горящие обломки со черным шлейфом. Их траектория была такова, что молодому человеку (тогда ему было 26, а ей 24 года) показалось, будто удар придется на огороды. «Врыв - и обломки будут разлетаться по сторонам, сметая все на своем пути!» - мелькнула у него мысль. «В подвал!» - решил он и, схватив за руку супругу, увлек за собой, бросившись к открытой двери подвала. Подвал располагался под летней кухней, пристроенной вплотную к дому. Между этой дверью и местом, где они стояли, глядя на беду, валившуюся с небес, было 8 метров. В тот момент, когда они очутились на каменной лестнице, ведущей вниз, раздался невероятный грохот. Слышно было, как за машинально захлопнутой дверью забушевало пламя. Сквозь выбитую филенку в подвал потянул черный дым. Надо было покидать убежище. Дверь оказалась приваленной обломками разрушенной стены. С усилием приоткрыв ее, они вырвались наружу. Справа была стена огня. А на западе день клонился к закату. Выскочили на улицу, оббежав соседний дом, который тоже пострадал. А дальше были вопросы и ответы офицеру КГБ, который прибыл одновременно с работниками милиции. Только тогда молодой человек почувствовал, как щемят подошвы ног: выбираясь из подвала, он и не заметил, как с ног слетели шлепанцы, и он изрезал подошвы осколками битого стекла. Ребята остались живы по счастливой случайности. Если бы фюзеляж с керосином ухнул двумя-тремя метрами ближе, они бы сгорели в подвале заживо.
Во втором доме жили четверо. Хозяйка находилась в отпуске - в те дни с дочерью и сыном она отдыхала на Черном море. Окажись дома, все дети, наверняка, возились бы в песочнице, расположенной между этими домами. Хозяин в тот вечер прилег перед второй сменой отдохнуть, но пришел брат его жены – в момент падения обломков они стояли в коридоре и говорили (в 4-х метрах от них в спальню угодил нос рухнувшего самолета). Оба они могли стать жертвами, но не пострадали.
Впрочем, одна жертва все же в тот вечер была. Толпа любопытных зевак заполонила тогда всю улицу. Милиция отгоняла напиравшую толпу, боясь, что могут быть взрывы – никто не знал, нес ли самолет боевое вооружение или нет. Однако нашелся один особо настырный. Он взобрался на тополь, растущий у соседнего двора. Тополь – дерево хрупкое. Под ногами любопытного обломилась ветка, и парень свалился на бетонный тротуар. Свалился неудачно, что-то себе сломав. Видели потом, как его с помощью укола приводили в чувство в карете «скорой».
Такая вот история про любимую авиацию.
P.S. В 1973 году, придя со школы №7 домой, герой этого рассказа бегал вместе с приятелями смотреть на самолет, свалившийся на дом Веры Павловны, которая директорствовала в прежней его школе и преподавала ему историю. После окончания КИИ (ныне ДГМА) он полгода учился профессии вооружейника в Школе младших авиаспециалистов в г.Могилеве-Подольском, а затем в течение года проходил службу в учебном авиаполку в г.Купянске, где был запасный аэродром Краматорского боевого авиаполка.
Незадолго до его прибытия в новую часть там во время полета на МИГе разбился летчик – майор Казанцев: в двигатель попали вороны, он захлебнулся, и самолет Казанцева стал падать на поселок Ковшаровку – жилой квартал, напоминавший наш «Даманский». Уводя самолет от жилого массива, пилот потерял высоту – катапультирование не спасло жизнь мужественному офицеру. Его наградили орденом Красной Звезды (посмертно). Приказ о награждении майора Казанцева наш герой, как и все его однополчане, прочел в Купянске, прибыв туда для прохождения дальнейшей службы. Недавняя трагедия потрясла его еще больше, когда через пару месяцев ему довелось побывать в ангаре, где хранились обломки самолета майора Казанцева, и увидеть груды искореженного металла. Мог ли он тогда представить, что такие же, но пылающие обломки, будут валиться с неба на его родной дом в Краматорске спустя три года?!