Относительно общечеловечности, то сложно назвать их таковыми. Все-таки нужно и правда исходить из историко-культурного контекста. И в первую очередь следует учитывать, что это и правда предписания, изложенные для иудеев-монотеистов , находящихся в достаточно агрессивной политеистической среде.
I Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
Подтверждение того, о чем я писала выше.
II Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не случайный запрет, если учесть как много было инциндентов то с "золотым тельцом", то с святилищами Ваала и другими примерами отхождения от единобожия.
соответственно в христианской религии (а именно в католической и православной версии) есть ПОЧИТАНИЕ икон, а не ПОКЛОНЕНИЕ перед ними. Отсюда и странная эстетика сакрального - неестественно вытянутые формы, большие глаза, каноничность изображения. Икона по сути является, я бы так сказала, проводником, ретранслятором ИДЕИ божественного, а не изображением ВНЕШНОСТИ бога. Впрочем, то же самое можно сказать и о языческих идолах (я думаю, никто всерьез не считает, что наши предки именно камни и деревяшки считали собственно богами как таковыми).
III Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Согласна с Антзом абсолютно в оценке. +)) Дополняю еще и тем, что, как по мне, это еще и акт доверия к человеку, как существу, способному решать свои проблемы без обращения к Богу.
IV Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
Тут впору вспомнить выражение о том, что не человек для субботы, а суббота для человека. Христос, например, исцелял в субботу. а, вообще, мне кажется, 7 день как праздный декларируется для того, чтобы человек хотя бы раз в неделю забыл об обыденном (работе) и задумался о духовном (Боге, например).
V Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Это и правда общечеловеческое.
VI Не убивай.
Но при этом есть и фраза "око за око". в данном случае не убивай - это не лишай человека жизни без веских оснований, то есть не проливай кровь напрасно.
VII Не прелюбодействуй.
Прелюбодейство как неверность осуждается почти во всех религиях (и в том же исламе, не смотря на полигамные браки, карается гораздо строже). А причин много. Одна из них - это и вопрос наследования имущества законными наследниками.
VIII Не кради.
А что здесь спорить? Заповедь и правда правильная.
IX Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
без коментариев
X Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Тоже логично. Где желание - там и соблазн, где соблазн - там и искушение, где искушение - там и проступок (преступление, нарушение норм и т.д.)
Словом, заповеди были нормальным способом регламентации жизни социума. Многие запреты приобрели цивильный статус, трансформировавшись во всевозможные конституции, часть держится только на уровне моральной кодировки.
Как по мне, они хороши ровно на столько, насколько способны выполнять свои задачи. А претензии на вселенскость и всезначущость - не более, чем пиар. Это просто прихоть истории, что именно эти нормы стали ведущими в нашем культурном пространстве. Но расскажите об этом индусам, например. Смешно, их нормы гораздо более строги, при этом не замешаны на страхе наказания абстрактно названным Богом. Там это просто карма.