17 травня 2011   07:51   1585

Права человека: беспредел…

В Украине пытают задержанных, притесняют правозащитников и испытывают расовую ненависть – отчет Amnesty International.

Amnesty International опубликовала ежегодный отчет о соблюдении прав человека во всем мире за 2010 год. И хотя до беззаконий на Гаити или в Кот-д’Ивуаре Украине еще далеко, ситуация в стране, по мнению экспертов организации, ухудшается.

«Мы протестуем, потому что права человека ни во что не ставятся, во всем мире применяются пытки!» - говорится в видеорелизе организации Amnesty International. Несмотря на это, на 50-м году существования организации ее аналитики ответственно заявляют, что революция в области прав человека вышла на новый качественный уровень.

Участники протестов в Северной Африке и на Ближнем Востоке стали применять новые методы обмена информацией — через социальные сети. И хотя некоторые, наиболее репрессивные правительства блокируют обмен информацией и пытаются удержать власть, ограничивая возможности Интернета, в Amnesty International уверены, что мир подошел к решающему моменту в истории человечества — человечество пробудилось. Во всех странах люди требуют гарантий основных прав человека: на свободу слова, свободу от страха и свободу от нужды. А развитие социальных сетей приближает эту возможность как никогда прежде.

С другой стороны, 2010-й по праву можно назвать и годом несбывшихся надежд. Даже в тех странах, где победили митингующие, нет уверенности, что новая власть не вернется к старым методам. Слишком долго на Западе закрывали глаза и продавали оружие режимам, нарушающим права человека, констатируется в видеоотчете. (В организации тем самым подчеркивают, что «священных коров» - стран, которые нельзя было бы критиковать, - нет).

В части, посвященной наиболее вопиющим нарушениях правах человека в мире – социальной изоляции, отсутствию права голоса и самого необходимого, чтобы вырваться из нищеты – речь о ситуациях после землетрясения на Гаити, в Кот-д’Ивуаре, а также о бесправном положении 10 млн. ромов в Европе, которых до сих пор называют цыганами. «Если они не хотят нам помогать или что-то предоставлять — пусть выстроят нас в одном углу и расстреляют, и это избавит нас от страдания», - говорит один из представителей ромов в видеоотчете. «Мой отец был в доме, он не мог встать, а я спряталась. Я слышала, как старик кричал: «Не убивайте меня… мои дети… что я сделал... Я слишком стар»», - вторит ему одна из несчастных в Кот-д’Ивуаре.

Среди диссидентов в 2010 году широкую известность получили двое, одна из них – Аун Сан Су Чжи из Мьянмы. В 2010 году закончился ее домашний арест, и у нее снова появилась возможность выступать и даже получить Нобелевскую премию мира, присужденную еще в 1991 году. «Пока что я могу делать все, что хочу, но я еще не пыталась выехать — не было времени. Но я хочу подчеркнуть, что меня освободили в связи с отбытием срока преступления, а не по амнистии или иным подобным мерам», - говорит оппозиционерка, которая в общей сложности провела под домашним арестом 18 лет.

В этом году лауреатом Нобелевской премии мира за длительную и ненасильственную борьбу за основные права человека в Китае стал Лю Сяобо. Он стал единственным в современной истории лауреатом Нобелевской премии, которому не разрешили не толькоприсутствовать на церемонии вручения, но и получить ее даже через родных и близких. Его жена - Лю Ся — также находится под домашним арестом.

Еще несколько фактов и цифр от Amnesty International иллюстрируют общую картину с соблюдением прав человека в прошлом году: организация зафиксировала и расследовала нарушение прав человека более чем в 157 странах. Незаконное ограничение выражения мнений – в 89 странах, требования освободить узников совести в 48 странах, расследования фактов пыток и жестокого обращения в 98 странах, фиксация несправедливых судебных процессов в 54 государствах.

Говоря непосредственно об Украине, менеджер Amnesty International Татьяна Мазур подчеркнула, что «ситуация ухудшилась». Конечно, правозащитникам и раньше нелегко было бороться за права своих клиентов, но худшие советские методы — водворение в психушку — в Украине уже давно не применялись. Так, 29 октября Винницкий суд издал распоряжение о принудительном психиатрическом обследовании профсоюзного активиста Андрея Бондаренко. При этом среди причин, на которые ссылалась прокуратура, направляя его на обследование, было названо «обостренное понимание своих прав и воинствующая настойчивая готовность отстаивать их неадекватно реальной ситуации». Да с таким диагнозом можно «закрыть» каждого второго протестующего на Майдане!

Не лучшим образом обошлись и с еще одним правозащитником, отстаивающим права психически больных людей — Андреем Федосовым. Мало того что милиция проигнорировала факт нападения на него, так еще и в июле прошлого года его задержали в связи с преступлением, совершенным десять лет назад. Через три месяца с него сняли обвинения, поскольку было доказано, что на момент преступления (ему тогда было 15 лет) он находился в закрытой детской больнице и не мог его совершить.

А описания сцен пыток в украинских тюрьмах и изоляторах временного содержания слабонервным вообще лучше не читать! «Как рассказывают родственники задержанных в Винницком СИЗО №1, одному из них приказали раздеться догола. Когда он отказался снять трусы, его побили, заковали в наручники и привязали к стене. Других задержанных тоже побили. Когда на следующий день милицейский конвой прибыл для сопровождения задержанных в суд, они отказались выходить из камер в знак протеста против избиения накануне. Тюремная администрация вызвала группу быстрого реагирования, которая, как утверждают, неизбирательно избила задержанных».

Но, как говорится, «нет предела у «ментовского» беспредела!» «Гражданин Грузии Тамаз Кордова, сбежавший из страны в результате конфликта в Абхазии, в августе 2008-го был задержан на территории Украины, и на тот момент уже был болен гепатитом С. Как утверждается в отчете, в Шевченковском РОВД Киева его пытали, заставляя сознаться в вооруженном нападении. В медицинских выводах подтверждается факт жестокого избиения и изнасилования милицейской дубинкой. В последние два месяца предварительного заключения ему отказывали в специальном лечении, и состояние его здоровья резко ухудшилось. 30 марта Кардава шесть часов пролежал на носилках на полу в зале Шевченковского суда Киева, но судья отклонила просьбу его адвоката о немедленной госпитализации»…

Известно немало запутанных историй, в которых милиционеры прикрываются версиями в духе «сам напился-упал-убился». Еще об одном погибшем в милиции — студенте Игоре Индило - «Главред» подробно рассказывал своим читателям в материале «О бедном студенте замолвите слово».

Среди знаковых нарушений прав человека в Украине называются также нарушение прав беженцев и мигрантов, права на свободу собраний, а также расизм. Конечно, фактами милицейского вымогательства уже давно никого не удивишь. Но когда при этом потерпевших (двух сомалийцев) обзывают «пиратами» - это уже предмет для реагирования Amnesty International.

29 января 2010 года три милиционера в гражданском подошли к двум сомалийцам - Исмаилу Абди Ахмеди и Ибрагиму Мухаммеду Абди возле подъезда их дома и попросили предъявить документы. Далее, как сообщается, милиционеры ворвались в квартиру, обыскали ее без ордера и ударили одного из жильцов. Милиционеры вытянули $250 из кармана у Ибрагима. Дальше милиционерам, видимо, показалось мало, и 13 февраля они снова пришли на квартиру якобы для того, чтобы снять на видео, как сомалийцы будут опровергать свои публичные заявления об обыске. История закончилась для двух иностранцев относительно благополучно — они отказались открыть дверь, и милиционеры ушли.

А вот участникам всевозможных митингов и демонстраций в защиту своих прав везет все меньше и меньше. Им «шьют» уголовные дела и налагают админштрафы (о репрессиях после предпринимательского Майдана, видимо, будет говориться в следующем ежегодном отчете. – Ред.). В 2010 году двух участников харьковского митинга против вырубки деревьев — Андрея Еварницкого и Дениса Чернегу — осудили на 15 суток ареста «за злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции», хотя на видеозаписи видно, что демонстранты пошли за милиционерами без сопротивления.

Как рассказала «Главреду» киевский менедежер Amnesty International Татьяна Мазур, к ним может обратиться любой «униженный и оскорбленный». Однако следует помнить, что главная помощь, которую они могут оказать — это публичная огласка. Денег на адвокатов и материальную помощь родственникам задержанных у них нет. Кроме того, Amnesty International берется не за все категории дел. Например, выплата пенсий — это точно не к ним. Необходимо, чтобы дело было резонансным, вопиющим и свидетельствовало о каких-то системных нарушениях. После «премодерации» сотрудники киевского офиса направляют все заявки о помощи в Лондон, где и принимается решение «помочь нельзя отказать».

Один из таких случаев «системного нарушения прав человека», над которым уже не один год бьется Amnesty International, — дело Александра Рафальского. Как рассказывает его мать — Тамара, Александр был задержан в Киеве работниками милиции по подозрению в совершении ряда убийств 13 июня 2001 года. Однако следователь упорно настаивает на дате ареста 25 июня. Именно в эти 12 суток, как утверждает мать, ее сына возили из одного ИВС в другое, чтобы сфабриковать дело. Причем, нелюди в погонах испробовали на нем все виды пыток, пытаясь получить от него явку с повинной о преступлениях, которую он так и не написал... Несмотря на это, суд приговорил Александра Рафальского и еще троих лиц к пожизненному лишению свободы с конфискацией всего имущества.

«На приеме у Луценко была. Он охал, недоумевал, как такое может быть, обещал разобраться, - и ничего. У Медведько была. Он весь покрылся бордовыми пятнами, когда листал дело моего сына, - и снова ничего. К Уполномоченному по правам человека Нине Карпачевой на прием просто не попасть. Она присылает письма, дескать, будут вновь открывшиеся обстоятельства — тогда приходите», - рассказывает «Главреду» о десятилетних мытарствах уставшая, но не сломленная женщина.

После того, как Европейский суд по правам человека принял это дело к своему рассмотрению и потребовал от государства Украины письменных пояснений, на заседании в Верховном Суде представитель Генпрокуратуры признал, что парня действительно пытали, и «дело о пытках» вернули на новое рассмотрение. Это дает шанс, вместе с новыми, добытыми «потом и кровью» доказательствами, на пересмотр всего дела, верит мать.

Но в целом, как несложно заметить, выводы из отчета об Украине неутешительные - пока власть не наведет порядок в милиции, а «царицей доказательств» будет оставаться признание вины, у Amnesty International будет в Украине еще очень много работы.
"Главред"
Коментарі читачів
  • Украина Ната 17 травня 2011   11:16

    А что, в Украине (если исключить власть имеющих) - есть люди?! Стараниями депутатов нас давно приравняли к быдлу, которому оставили одно право - работать.

Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: