3 грудня 2005
16:07
1555
Сергей Глушко: «Нефтепереработка в Украине нерентабельна»
Парадоксально, но факт: все разговоры о диверсификации источников энергоресурсов закончились тем, что работа украинских нефтепереработчиков стала зависеть не только от поставок сырья, но и от объемов завозимого импорта.
Такая ситуация, по словам председателя правления «Укртатнафты» Сергея Глушко, сложилась из-за того, что в свое время была отменена импортная пошлина на бензины и нефтепродукты. «Более того, в стране остановлены крупнейшие заводы, - продолжает он. - Производители не могут продать свои нефтепродукты. Очень хочется, чтобы отечественный производитель находился в равных условиях с импортерами». Вместо этого, по данным руководителя «Укртатнафты», на сегодня Министерство топлива и энергетики даже не думает делать это за счет собственной переработки: «Чиновников не волнует, что собственная нефтепереработка остановилась, ведь сегодня простаивают три основных завода страны, которые могли бы работать, давать прибыль, рабочие места и платить существенные отчисления в государственный бюджет».
- При каких обстоятельствах может остановиться Кременчугский НПЗ?
- Если на завод перестанет поступать нефть. Представьте себе последствия: Кременчугский НПЗ платит 40% всех налогов Полтавской области. На предприятии работает 4,5 тыс. человек, а с семьями - это все 15 тыс., кроме того, социальная структура - около 400 сотрудников и их семьи. Средняя зарплата - 1 860 грн в месяц. Мы сделаем все, чтобы завод не остановился - будем использовать все возможные средства, может быть, даже какое-то время работать в убыток.
- А стабильны ли поставки нефти?
- На сегодня они стабильны. Хочу отметить, что татарская сторона всегда поставляла оговоренные объемы, тем самым обеспечивая стабильность на нашем рынке, поддерживая его. Даже спорные моменты с определением собственника 18% акций нашего предприятия не повлияли на поставку нефти. На сегодня объемы поставок снизились, но связано это не с политикой или нежеланием поставлять нефть в Украину, а с тем, что предприятие из-за большого объема импорта на рынке не может продать даже те объемы, которые уже переработаны. Нам пришлось отказаться от топливной схемы переработки и перейти на так называемую топливно-масляную. Другими словами, сейчас меньше производим дизельного топлива и высокооктановых бензинов, а делаем базовые масла.
При этом Минтопэнерго опять не согласовало введение таможенных налогов на высокооктановые бензины и дизельное топливо. Они нашли какую-то ошибку и отослали это постановление на доработку. Задача министерства обеспечить Украину нефтепродуктами. Но каким образом: за счет собственной переработки или за счет импорта? Их устраивает вариант импорта, а об отечественной промышленности никто не думает.
- Но ведь импортный бензин дешевле отечественного…
- Мы находимся в неравных условиях: пошлина на российскую нефть составляет 183 долл./т, а пошлина на готовые нефтепродукты - 30 евро. Поэтому белорусские и российские заводы, которые находятся ближе к границе с Украиной, покупают нефть по внутренним ценам, перерабатывают ее и продают нам уже готовые нефтепродукты. В итоге, их бензины с доставкой в Украину оказываются дешевле отечественных на 20-30 долл. на тонне.
- Повлияет ли отмена нулевой пошлины на цены на рынке топлива?
- Цены не изменятся. Ведь несмотря на то что производители очень сильно понизили отпускные цены, в розничной продаже стоимость горючего не изменилась. Мелкие дилеры сегодня зарабатывают то, что не смогли заработать весной. Если внимательно проанализировать все цифры, то сейчас они зарабатывают по 100 долл. на тонне.
- А с чем связан такой резкий рост цены на сжиженный газ? Сырье ведь не дорожало…
- Рост цены на нефть практически пропорционален росту цены на сжиженный газ, который получается в процессе переработке нефти. Дорожает нефть - дорожает и сжиженный газ. Недавно начали говорить о том, что сжиженный газ продается на экспорт. Хочу отметить, что около 80% произведенного газа мы продали на внутренний рынок и только 20% отправили на экспорт. Связано это с тем, что из-за увеличения спроса нам стало выгодно продавать его на внутренний рынок.
- В августе бензин стоил 4,10 грн, а газ - 1,60. Через два месяца бензин по-прежнему стоит 4,10 грн, а газ - 3,00. Почему так выросла цена?
- Это законы рынка. В страну завезли много импорта, который и формирует ценообразование на рынке бензина. В такой ситуации производители делают ставку на другой спектр продуктов - керосин, лигроин и т. д. И если за счет газа они могут получить прибыль, то, естественно, поднимают цены на этот продукт. То есть производитель всегда оценивает всю корзину продуктов, и, если на одном виде топлива он работает себе в убыток, то на другом старается заработать.
- В последнее время много разговоров о так называемой вертикально интегрированной компании. Нужна ли она и в каком виде?
- Вертикально интегрированная компания нужна, но она не может быть такой, какой ее собираются сделать. Это ведь как с детьми: если ребенок родился здоровым - он и растет на радость родителям, а если больным - много сил нужно потратить для того, чтобы он перерос все детские болезни.
На базе чего собираются делать вертикально интегрированную кампанию? Для примера возьмем наш завод. Мощность переработки - 18 млн т в год. А Украина добывает лишь 3 млн т нефти в год. Другими словами: нужно, чтобы у вертикально интегрированной кампании появился инвестор-поставщик. Кто это будет - «Татнефть», «ЮКОС» или ТНК, не знаю. Мы должны получать нефть для переработки или иметь серьезный финансовый ресурс, который нам даст возможность эту нефть покупать.
Сейчас все говорят, что в Украину будут поставлять нефть не из России. А откуда она придет? Например, трубопровод Одесса - Броды идет в стороне от заводов. Просто никто не предусмотрел, что Одесса - Броды будет поставлять нефть в сторону Лисичанска или Кременчуга. Этот нефтепровод должен получать казахстанскую или азербайджанскую нефть и транспортировать ее в направлении Польши и Германии. Во-первых, на границе Украины он прерывается, во-вторых, не привязан к нефтеперерабатывающим заводам. Значит, реально на заводы можно поставлять только российскую нефть. Получается, нам нужно иметь серьезного партнера в России, который обеспечил бы сырьем хотя бы один завод.
- Но ведь есть еще проект по постройке нового НПЗ в Бродах…
- Если планируется строительство нового завода, то первый вопрос, который возникает, это где взять нефть? Если это будет нефть из Одесса - Броды, нужно договориться с поставщиками: казахами или азербайджанцами. Этого по-прежнему нет.
По законам рынка, основным поставщиком нефтепродуктов в стране является тот, у кого более качественное топливо и лучший сервис. Если государству удастся выстроить схему, по которой будет производиться высококачественный бензин, продаваемый по выгодным ценам, то все будут покупать топливо у этой компании.
"Обозреватель"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.