3 червня 2011
09:31
2286
Россия свернула на путь СССР
Обострение бюджетной ситуации - ключевая проблема экономической политики Российской Федерации, говорится в ежегодном обзоре российской экономики Института Гайдара.
Как пишут Ведомости, Россия успешно прожила в 2010 год с дефицитом бюджета, который за девять лет успела забыть. Катастрофы не произошло и власть поняла, что может жить при бюджетной экспансии, а это может в корне изменить экономическую политику, предостерегают они.
После дефолта 1998 года правительство чутко относилось к бюджетным проблемам и добивалось балансирования бюджета во многом за счет роста цен на нефть. Это был не просто бюджет, а "символ посткоммунистической России и предмет консенсуса новой элиты", говорится в обзоре. Силы, которые настаивали на росте бюджетных расходов, не имели политического влияния, отмечается в статье.
Теперь ситуация изменилась: элита поняла, что она может получить доступ к гораздо большим средствам, чем дают производительность труда и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В результате возник парадокс - дефицит бюджета при среднегодовой цене на нефть почти $80 за баррель и выше, хотя еще несколько лет назад $30 позволяли сводить федеральный бюджет с профицитом.
Формально все в порядке: уровень госдолга остается низким, страна имеет широкие возможности для заимствований - и в рублях, и в валюте, дефицит не очень велик по сравнению с развитыми странами - 3,5-4% ВВП, пишет издание. Но если исключить рентную составляющую, бюджетный дефицит оказывается 13% ВВП, говорится в обзоре. Это значит, что страна оказалась в исключительной зависимости от колебаний мировых цен на энергоресурсы – "от факторов, от России ни в коей мере не зависящих".
Ситуация сопоставима с началом 1980-х гг., указано в обзоре. Тогда советская система казалась исключительно устойчивой, экономика медленно, но росла (по 2-3% в год), госдолг был невысоким. Доходы от продажи энергоресурсов тратились на текущие потребности бюджета. В основном они шли на военные расходы, закупку продовольствия и товаров народного потребления, а также импорта оборудования для развития нефтегазового сектора.
Эта модель казалась устойчивой надолго, если не навсегда - советское руководство, основываясь на доступном ему историческом опыте, было уверено, что цены на нефть могут только расти. А когда они упали в 6 раз, пяти лет хватило для финансовой катастрофы. "Эти риски вполне реальны и в наше время", - говорится в обзоре.
Второй системный риск - инфляция. Она в России одна из самых высоких среди стран "двадцатки". После ее снижения в 2009 г. из-за кризиса индекс потребительских цен вновь начал расти и в 2010 г., на минимуме экономического роста, достиг 8,8%. А когда рецессия была преодолена, снова начал расти.
Третий риск - отток капитала, даже несмотря на то, что российский фондовый рынок был одним из самых быстрорастущих в мире. В обзоре названы причины: неопределенность с развитием экономического кризиса плюс предстоящие выборы.
"ЛIГАБiзнесIнформ"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.