28 березня 2013
12:16
1314
Молчание «Шелл»
Пока в Донецком регионе разгораются страсти по нетрадиционному газу, руководство крупной международной компании заняло страусиную позицию.
Вы не поверите, но для тысяч жителей региона главной проблемой стал... сланцевый газ. Ни разбитые дороги, ни высокие цены, ни коммунальные тарифы их так не волнуют, как перспектива увидеть новые скважины на севере области. А ведь сейчас никто не собирается приступать к добыче: только сейсморазведка без бурения скважин займет многие месяцы. Почему сложилась такая ситуация?
В понедельник, 25 марта, в Донецке опять митинговали против добычи сланцевого газа. От руки нарисованные черепа на рушниках, плакаты со словом смерть... люди настроены очень решительно. Собрались они, невзирая на мороз, поскольку надеялись увидеть представителей «Шелл», приглашенных на ежегодное собрание украинских ученых-экологов, и высказать им свое отношение к проекту газодобычи на Юзовском месторождении.
Митингующие твердо уверены, что добыча нетрадиционного газа — зло. При этом во время разговора выяснялось, что представления о проекте у них карикатурны настолько, что оторопь берет. Ну ладно, не делать разницы между сланцевым газом (который в Донецкой области добывать не планируют) и газом плотных песчаников (это один из углеводородов, которые интересуют «Шелл). Но всерьез считать, что главная задача буровиков отравить всю воду химией, что в Украину специально ввозится особо вредная технология газодобычи, что вода будет гореть, а земля — трястись...
Хотите узнать, как обстоят дела на самом деле? В Великобритании, где недавно снят запрет на добычу нетрадиционного газа, работала научная комиссия, которая изучала применяемые буровиками технологии. Вот что официально заявил ее глава, профессор Роберт Мейер: «Вокруг безопасности добычи сланцевого газа было много спекуляций, иллюстрированных примерами неприемлемых производственных практик, которые иногда применялись в США. Мы выяснили, что герметичность скважины является критически важным компонентом безопасности, но другие распространенные поводы для беспокойства, как возникновение землетрясений, сколько что-нибудь существенное влияние распространения трещин в породе или загрязнения питьевой воды, имеют чрезвычайно низкую степень риска».
Итак, риск загрязнить природу буровиками оценен как низкий, поэтому над ними нужен государственный контроль. И начаться все должно с украинской экспертизы технологий «Шелл». «Я сторонник проведения независимых экспертиз проекта разработки и добычи газа плотных пород песчаников. Чтобы обсуждение было предметным, по этому вопросу должны представить свое профессиональное видение геологи, экологи и экономисты. Я буду способствовать проведению таких экспертиз с привлечением к этому процессу общественных организаций, - заявил губенатор Андрей Шишацкий. - Я против игр политиков и так называемых общественников-экологов на страхах и незнании людей. Я уверен, что вы бы вряд ли отправили бы своего ребенка к общественнику-педиатру или пошли бы на операционный стол к общественнику-хирургу. Поэтому надо верить именно профессионалам и общаться за круглым столом, на научных конференциях с экологами, геологами, людьми, которые реально работали по добыче нетрадиционных газов».
Вот только проблема в том, что люди не верят в заявления о низком риске гидроразрыва (о котором они узнали лишь несколько недель назад). Значит, им нужно рассказывать и переубеждать.
Но какую позицию заняла «Шелл» перед обвинениями в том, что они хотят убить и без того изуродованную промышленностью природу Донбасса? Была встреча в облгосдаминистарции в феврале, в конце месяца приехал вице-президент «Шелл» в Украине Грэхем Тайли. Сейчас заканчивается март, но больше от компании к людям никто не выходил. Не было представителей компании и на недавнем круглом столе по нетрадиционному газу, который прошел в Донецкой ОГА. Митингующие в 25 мата их также не дождались: представители «Шелл» на собрание экологов в Донецк не прилетели.
Тем временем протесты разрастаются. Люди искренне верят, что состав жидкости для гидроразрыва — секрет (у «Шелл» есть готовая листовка, где этот состав расписан — но почему-то ее дали только журналистам), что мир отказывается от гидроразрыва (исследовательская группа из Энергетического института при Университете штата Техас в Остине сделала вывод, что за 60 лет использования гидроразрыва пласта не произошло ни одной крупной экологической катастрофы), что Святогорье в опасности (на самом деле, бурить скважины в заповедниках и национальных парках, к которым относится Святогорье строго запрещено).
Нежелание «Шелл» работать с населением нельзя назвать иначе, чем страусиной позицией. Вот и приходится местным властям раз за разом объяснять, что Юзовский проект будет реализован в соответствии с международными стандартами охраны окружающей среды. Почему бы самим представителям "Шелл" не напомнить, что они обязаны провести комплексную оценку потенциального влияния проекта на экологическую ситуацию, а также на здоровье населения ДО начала проведения работ. И что бурения основных скважин для добычи начнете в лучшем случае через 5 лет (Грэхем Тайли об этом говорил несколько раз) и все эти году украинские геологии будут получать информацию о том, а что же такое на самом деле — Юзовское месторождение газа плотных песчаников. Геологоразведка недр Донбасса, а не добыча сланцевого газа — вот повестка дня на ближайшие годы.
Почему об этом не говорят людям?
"ОбщеЖитие"
Похоже статья была написана по заказу все тех-же представителей местных властей которые отдуваются и за народ и за Шелл перед народом. Но людей не обманешь, вот и протестуют против проэкта который кроме будущих неприятностей со здоровьем ничего им не несет. Точного хим. состава жидкости никто не знает т.к. он разрабатывается только после разведки пластов. А инфа о том как все будет проходить безвредно для экологии очень сомнительна.
Автора в студию!
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.