10 травня 2013   09:42   1543

9 мая: Между судами и примирением

9 мая: Между судами и примирением
Очередную годовщину окончания Великой отечественной войны в Украине встретили в согласии с традициями последних лет.

Суды разбирались сс красной символикой, наряду с ветеранами заметную роль в мероприятиях играли политики, а президент вспоминал не только о примирении и единстве, но и о демократии, реформах и "развитии человека".

Судебные битвы

И ранее не всегда безоблачное празднование 9 мая с 2011 года в Украине приобрело обновленный конфликтный "привкус". Два года назад во Львове День победы ознаменовался массовыми беспорядками. Парламент тогда принял знаменитый "закон о красном знамени" и, хотя президент к празднику его подписать не успел, в ряде регионов было принято решение проигнорировать заботу народных депутатов из большинства о надлежащей символике. Выразившийся и в "слове", и в "делах" спор сторонников и противников обязательного использования победного знамени привел к скандалу, который стал известен и за пределами Украины. Но уже в середине июня того же года Конституционный суд объявил спорный порыв законодателей не соответствующим Основному закону. Вот только "аукаются" те примечательные события до сих пор.

В мае 2013-го проблема использования символики снова вышла на первый план. В ряде регионов на западе Украины введенные местными властями ограничения были оспорены в судах. И местами (например, во Львове или Тернополе) действие решений было приостановлено до рассмотрения исков по сути – что должно произойти уже после сезона майских праздников. Временное разрешение на использование красных флагов незамеченным не осталось. 8 мая львовские "свободовцы" пообещали принять "все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством Украины, чтобы не допустить проведения сталинско-гитлеровского шабаша во Львове". Ситуация обострилась и в некоторых других городах. И все же 9 мая в Украине прошло относительно спокойно.

Мириться с судебными предписаниями местные власти не спешили. В том же Тернополе депутаты городского совета в день праздника приняли контрольное решение "антисимволического" характера, которое долго не продействовало, но днем 9 учитывалось. Во Львове же, ставшем 2 года назад сосредоточием всеобщего внимания, горисполком разрешил конфликт традиционным путем упреждения всего. Утром 9 мая стало известно, что с подачи юридического управления горсовета Львовский окружной административный суд запретил проведение любых акций, кроме официальных мероприятий. "Юридическое управление Львовского городского совета имело достаточно оснований считать, что задекларированные в заявках акции могут повлечь угрозу общественной безопасности на 9 мая. Мы подали исковое заявление. В деле был 21 ответчик. Мы впервые сталкиваемся с таким количеством ответчиков. В прошлом году было 10-12", - объясняла причины возникновения такого желания глава управления Гелена Пайонкевич.

Совсем избежать проблем во Львове не удалось даже с подобными мерами предосторожности. Предпринимались попытки и развернуть красные флаги, и использовать "полузапрещенные" коммунистическую и нацистскую символику в негативном ключе (вроде плакатов "Прочь, московские оккупанты"). Но в целом, по свидетельствам правоохранителей, мероприятия проходили без "глобальных нарушений общественного порядка", а точечные задержания обосновывались нетрезвым состоянием этих задержанных. В большинстве случаев, кроме львовского, запланированные акции хоть и не абсолютно бесконфликтно (в Тернополе без заметных стычек не обошлось), но шли своим чередом, даже когда речь шла о маршах коммунистов – так, в Ивано-Франковске члены КПУ обошли стороной пикеты "Свободы", а в Киеве "красные" прошлись под присмотром "Беркута".

Если судить по социологическим исследованиям, День победы по-прежнему остается одним из главных праздников для подавляющего большинства украинцев, хотя его значимость заметно ниже в среде молодежи или – в географическом разрезе – среди жителей западных областей. Того, что 68-ю годовщину окончания Второй мировой войны для Украины в некоторых регионах не захотят отмечать под красными знаменами, можно было ожидать. Но, даже с учетом того, что с 2011 года накал "символических" страстей заметно угас, избежать сезонного обострения темы региональных различий практически невозможно. Особенно в условиях, когда эти различия по-прежнему подпитывают политические противоречия. "Никогда их "победа" не станет нашей "перемогою". Империя, которая называлась СССР, и ее колония УССР не были нашими государствами, следовательно, не было кого защищать и за что воевать. Но была родная земля и была единственная армия, Украинская повстанческая, которая это защищала", - выступила 8 мая Ирина Фарион, а в официальном поздравлении от КПУ Петр Симоненко не забыл упомянуть о "подло убитых в спину бандеровской пулей". Но пока одни силы используют сложившуюся разобщенность для конструирования своей политической идентичности и отстройки от конкурентов (те же коммунисты объяснили "провокации со стороны "Свободы" технологиями Администрации президента), другие предпочитают сосредотачиваться на "единых" мотивах.

Примирение - прежде всего?

Тема единства украинского народа-победителя 9 мая подчеркивалась в выступлениях как лидеров ряда политических сил (преимущественно претендующих на весомую роль на территории всей страны), так и некоторых представителей правящего лагеря, которых к роли "объединителей" обязывает статус. Не сосредотачиваться над подходе "победа одного тоталитаризма над другим" в этот день призывала Юлия Тимошенко. "Я вас прошу: не позволяйте и не дайте использовать этот день как повод для очередного раскола страны. У нас и так очень много причин для расколов, трагедий и скорби и совсем мало поводов для праздников и надежды", - настаивала экс-премьер-министр. Об общей трагедии и общем подвиге говорил и Арсений Яценюк. "Подвиг украинского народа - боролись ли они в УПА, или в Красной армии за свое будущей против фашистской Германии - должен быть отмечен", - убежден глава фракции "Батьківщини" в парламенте. Примечательно, но риторической линии обязательности объединения "разделенных украинцев" в 2013 году решил неуклонно придерживаться и глава государства.

Значительная часть программного выступления Виктора Януковича на торжественном собрании во дворце "Украина" полностью соответствовала праздничному поводу. "Чтя память погибших, мы делаем великое и святое дело, поскольку помним – без великой победы не было бы свободной Украины", - отмечал Виктор Янукович. И тут же, говоря о значимости подвига предыдущих поколений, глава государства не забывал и современности. "Для нас этот праздник стал настоящим символом общенационального единства и гордости", - подчеркивал гарант.

Вспомнив о единстве, Виктор Федорович не упустил возможность заговорить и о примирении. "Мы должны искать внутренний мир и спокойствие в диалоге между украинцами и потомками украинцев, которые были разделены войной на враждующие лагеря. Каждая сторона должна стараться понять другую позицию. Понять, что нужно быть вместе, жить в одной стране, строить общее будущее", - говорил он 9 мая.

С учетом других событий этого дня, тему примирения для украинцев едва ли можно назвать безболезненной. В том числе – и "благодаря" действиям власть имущих (включая, например, министра образования Дмитрия Табачника гордящегося тем, что его соратникам удалось "вернуть правду о войне в школьные ученики"). Более того, подобные "мирные" мотивы во времена правления Виктора Януковича приобретают еще и внешнеполитическую окраску. С одной стороны, любой намек на "пересмотр истории" болезненно воспринимается в Москве, "газовые" переговоры с которой регулярно пробуксовывают. С другой стороны, память о былых событиях порой омрачает сотрудничество Киева и с европейскими соседями. Польский Сейм занялся очередным постановлением, посвященным памяти Волынской трагедии. И для взаимоотношений с Варшавой значимы не только формулировки разных проектов этого документа (от прославившегося варианта с "геноцидом" до более мягкой версии правящей "Гражданской платформы", в которой нашлось место не только "преступлениям украинских националистов", но и "источнику рефлексии для братских народов"), но и официальная позиция руководства украинского государства…

Дальнейшее развитие темы единства в праздничном выступлении последовало через пункт "нацистский и советский тоталитаризм ушли в прошлое" (пороки тоталитаризма советского – вроде "несправедливости" и "преследования за взгляды" – были оговорены отдельно). Из уст президента такое обобщение, хоть и нельзя его назвать совсем неожиданным, вкупе с примиренческим посылом звучат достаточно смело. Особенно с поправкой на ядро электоральной поддержки ПР. Согласно проведенному осенью 2012 года Социологической группой "Рейтинг" исследованию, идею о признании ОУН-УПА участниками борьбы за независимость Украины (не говоря уже о болезненно воспринимаемом многими гипотетическом в масштабах всей страны "уравнивании прав ветеранов") однозначно поддерживают 23% респондентов, а не поддерживают – 51%. И хотя разрыв между "за" и "против" сокращается с годами, сейчас в число неподдерживающих входят более половины респондентов востока Украины и более 70 процентов – юга и отдельно взятого Донбасса.

Насколько глубоко готов демонстрировать свою готовность содействовать примирению украинцев сам Виктор Янукович как президент – пока судить сложно. Как и о том, являются ли речи о примирении проявлением хорошего тона а-ля "Президент всей страны, а нее половины", попыткой сыграть на "нейтральном" поле или по мере возможности отбить "мяч" обостренного (с момента неожиданного триумфа "Свободы" на парламентских выборах) внимания к национальным проблемам ввиду приближения выборов президентских. В то же время и в той же речи глава государства перечислил и другие "общие ценности". "Демократия, свобода и справедливость, духовность, жизнь и потенциал каждой личности – таковы наши общие ценности национального движения вперед", - заявил он. Но при этом гарант привычно вспомнил о недопустимости радикализма. "(Мы) должны помнить также, что духовная опустошенность, потеря веры в абсолютную ценность человеческой жизни становится основой для политического экстремизма, радикализма и нетерпимости", - уточнял он.

Честь защищать страну от "региональных угроз экстремизма и радикализма" глава государства предоставил "взвешенной внешней политике" и "современной армии". О внутренних "радикалах" в праздничный день президент прямо не вспоминал. Заметную часть праздничной речи он посвятил рассказу о создании "инновационной модели экономического развития", краткому обзору некоторых реформ, обещаниям улучшить жизнь ветеранов и детей ведь "всестороннее развитие человека" – это "приоритет и конституционная обязанность молодого украинского государства". Президент, по его словам, "убежден, что модернизационная стратегия будет реализована успешно" и "верит в то, что каждый гражданин сделает свой творческий и экономический вклад в это общее национальное дело". Но некоторые особенности празднования Дня победы показали, что о всеобщем слиянии едином порыве (и под эгидой правящего лагеря – в том числе) пока говорить рано и в теории. А в непростых обстоятельствах полновесное объединение все же требует не только оптимистичных заявлений, но и не менее непростых действий на практике.
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: