18 жовтня 2013
09:00
933
Перезагрука перед бурей?
Осложнившиеся российско-украинские отношения могут перейти на новый этап.
Во всяком случае, в этом уверен Николай Азаров. По итогам недавней встречи с Дмитрием Медведевым украинский премьер объявил о "перезагрузке" отношений. А его российский коллега в оценках прогресса был более сдержан и о "сложностях" упоминал нередко.
Перезагружаем все?
Существенное обострение торгово-политических отношений Украины и России практически совпало с началом нового политсезона, ключевым событием которого для Киева может стать подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Первая реакция Москвы на "стахановскую" евроинтеграцию последних месяцев была весьма острой. Но при том, что советник Владимира Путина Сергей Глазьев продолжает озвучивать апокалиптичные прогнозы, а российское телевидение – нелестно оценивать внешнеполитические шаги украинского руководства, тональность заявлений на верхнем "этаже" власти несколько смягчилась. В конце сентября Дмитрий Медведев подчеркивал "неультимативность" позиции своего государства, а позже к смягчению, причем газового характера, подключился и Владимир Путин. Украинскую сторону такие перемены радовали. "В последнее время прозвучали важные предложения президента РФ Владимира Путина относительно двустороннего диалога с целью выяснения реального влияния зоны свободной торговли с ЕС на товарооборот и кооперацию между Украиной и Россией. Такая позиция лидера России создает конструктивную основу для переговоров", - настраивался 9 октября на лучшее Николай Азаров. А возможности сверить настройки долго ждать не пришлось. Ведь на 15 октября было назначено очередное заседание комитета по торгово-экономическому сотрудничеству российско-украинской межгоскомиссии.
Судя по заявленным результатам, октябрьская встреча на уровне премьеров прошла успешно. Участники заседания утвердили несколько "дорожных карт" и оптимистично рассуждали о космических, авиационных (вплоть до сотрудничества "вокруг" АН-124), инфраструктурных (снова вспомнили о проекте моста через Керченский пролив) и аграрных перспективах. "Мы договорились, что вместе с казахскими партнерами на протяжении полугода наработаем экономическую и нормативную базу для создания Причерноморского зернового комитета – так называемого "зернового пула", который существенно улучшит условия торговли стратегическим ресурсом, как для его производителей, так и для потребителей", - рассказывал о путях реализации давнего проекта Николай Азаров.
Хотя, очевидно, в Калуге не избежали обсуждения болезненных вопросов, их решение украинская сторона считает достижимым. Что, собственно, и было "визитной" установкой премьер-министра, по его словам. "Для нас самая главная задача сейчас – безусловно, сохранить уровень торгово-экономических связей со странами Таможенного союза. Мы должны понимать, что это и рабочие места, и зарплата, и доходы в бюджет", - рассказывал Николай Янович своим Facebook-читателям за несколько дней до поездки. Как и ранее, киевская делегация уверяла партнеров, что от украинской евроинтеграции никто пострадать не должен. "Я бы не хотел, чтобы подписание соглашения ослабило или создавало препятствия на пути развития наших отношений. У нас есть громадная область для сотрудничества, и прежде всего – это в тех отраслях, где мы сохранили передовые позиции и можем выйти, можем упрочить, где ни одна из наших стран в одиночку не способна в ограниченное время это сделать, не затратив колоссальных ресурсов. Может, для Украины это вообще труднодостижимая задача, а для России это достижимая задача, но с громадной затратой ресурсов", - напоминал о традиционных сферах взаимодействия гость из Украины. А в торговом отношении, по мнению Николая Азарова, стоит учитывать возможности и преимущества сотрудничества в рамках ЗСТ со странами СНГ. "Давайте использовать возможности, которые у нас сейчас созданы договором о зоне свободной торговли", - не в первый раз указал глава украинского правительства.
О том, что "после сегодняшней встречи появился оптимизм" Николай Азаров заявлял уже в ходе пресс-конференции. А два дня спустя, открывая заседание правительства, лидер Кабинета эту мысль развил. "В целом оптимистично воспринимаю результаты работы межправительственного комитета. На мой взгляд, мы начали "перезагрузку" повестки дня двухсторонних отношений с вопросов, которые вызывают противоречия, к вопросам прагматичного сотрудничества, выгодного для обеих сторон", - подытоживал он, отдельно указывая, что проблемы "необъективного характера" можно устранить "к взаимной выгоде". Но слова Дмитрия Медведева опять показывают, что поиск более спокойных формулировок необязательно сопровождается принципиальной сменой позиции.
"Нефатальный" выбор?
После нескольких недель настойчивых объяснений: как именно Украина пострадает в европейской дали от Таможенного союза – российское руководство подкорректировало аргументацию. Уже в ходе прошлой встречи с Николаем Азаровым Дмитрий Медведев соблюдал линию "Мы вас предупредили, а вы сами смотрите". Аналогичного сценария он придерживался и в Калуге. С одной стороны, глава правительства РФ опроверг самые резкие заявления российского истеблишмента. Например, заявление Сергея Глазьева о возможном введении визового режима. "Насчет виз, эта тема нами не обсуждается и надеюсь, эта ситуация не случится", - объявил российский премьер 15 октября.
Старым-новым интеграционным проектам Дмитрий Медведев уделил не меньшее внимание, чем его коллега. "У нас и большие возможности, и достаточно серьезные вызовы, которые стоят перед двусторонними отношениями, перед отношениями между Россией и Украиной. И я считал бы правильным, чтобы мы при решении этих вопросов, при определении наших приоритетов руководствовались, прежде всего, долгосрочными интересами, интересами наших стран и, соответственно, интересами людей, которые наши страны населяют, ну и, конечно, реализовывали те договоренности, которые уже нами были достигнуты", - объяснял он. Но если украинская сторона во всем настраивалась оптимистично, то россияне по ряду проблемных вопросов придерживались прежних позиций. Среди них – и торговля "вообще", и евроинтеграция Украины, и затяжные "газовые" переговоры.
Сокращение товарооборота в Калуге обсуждали в ключе: тенденции "не очень хорошие", а будет еще хуже. Тем не менее, о ранее озвученных рисках (например, "демпинга товарного в результате обнуления возможного импортных пошлин на целый ряд европейских товаров") российский премьер говорил уже спокойнее. "Очевидно, что Украина сделала определенный выбор, исходя из собственных национальных представлений о том, каким образом развивать интеграционные процессы. Считаем ли мы, что это какой-то драматический выбор или фатальный выбор? Нет, конечно, мы так не считаем. Мы считаем, что Украина как суверенное государство вправе делать любой выбор", - уверял Дмитрий Медведев. Памятуя о европейских замечаниях, он не забывал уточнить, что в торговых вопросах "нет никакой политики", а критики – не правы. "Я думаю, что руководство Еврокомиссии должно прежде всего озаботиться проблемами восстановления европейской экономики и недопущения кризиса на будущее, во всяком случае, мне кажется, что это гораздо важнее, чем смотреть по сторонам и критиковать партнеров", - предназначалась Западу недвусмысленная шпилька.
В целом же, украинский интеграционный вопрос в российском контексте 15 октября звучал в основном в границах пунктов "Поживем – увидим" и "Но нам не понять". "Выгод я здесь (в ассоциации с ЕС, - "Подробности") никаких особо не вижу, но, наверное, нашим украинским партнерам виднее", - недоумевал Дмитрий Медведев. Но сравнительно сдержанные оценки не означали, что от недоумения Москва сразу же перейдет в поддержке. Так, Николая Азаров подтвердил, что "кондитерские" проблемы Украины будут решать в рабочем порядке – через главу Роспотребнадзора. Да и в "газовом" отношении глава российского правительства высказался однозначно. "До того, как мы достигнем соглашения о будущих параметрах сотрудничества, все, что установлено в нынешних документах, действующих документах, на наш взгляд, должно исполняться… Поэтому любые комментарии, на мой взгляд, которые мы иногда слышим, о том, что если так, мы что-то исполнять не будем… Мне кажется, это больше эмоциональные оценки, а нам нужно исходить из духа и буквы существующих международных договоров, только в этом случае у нас будут нормальные и продуктивные отношения", - подтвердил неизменность позиции РФ Дмитрий Анатольевич. Скептично он оценил и будущее украинской ГТС. "По поводу модернизации украинской ГТС. Этот вопрос для нас интересен, если он интересен нашим украинским друзьям. Мы несколько раз его поднимали, но, к сожалению, никаких решений мы достичь не смогли. Это, наверное, не самая главная проблема. В конце концов, это ваша ГТС – быть ей современной или ржаветь – решать вам", - так он фактически обвинил украинскую сторону в бездействии, что сопроводилось протестом со стороны Николая Азарова. А через несколько дней выяснилось, что, по мнению посла РФ в Украине, тему консорциума если что и "расшевелит", так это помощь ЕС, и то – не сразу "Я не думаю, что в ближайшее время есть серьезные предпосылки, чтобы этот проект вернулся в повестку", - убежден Михаил Зурабов., что послужило косвенным ответом на вопросы украинских властей о том, где стоит поискать помощь в модернизации "трубы".
Калужские заявления позволяют предположить, что былая "евробуря" в отношениях, как минимум, на некоторое время утихает. Но, скорее всего, речь идет о внешних проявлениях конфликта. Недавнее российское давление (а украинский премьер не забывает отметить, что ни он, ни Виктор Янукович такие выражения не используют) заметно сказалось и на умонастроениях внутри Украины, и на "температуре" европейской поддержки. В таких условиях "снизить градус" заявлений для Москвы было бы логично. Но, с одной стороны, происходящее украинская оппозиция уже успела охарактеризовать как замену кнута пряником. А с другой – Брюссель указывает, что на одном только "антироссийском" основании успешную интеграцию не постоить. "Это будет большой ошибкой считать, что в условиях недавнего неправомерного давления на Украину такого рода геополитические мысли будут определяющими в решении стран-членов ЕС", - предупредил недавно еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле. Как бы то ни было, в оценках европейских перспектив Украины Москва пока перезагрузилась в режиме уже даже не "хорошего копа", а, скорее, "Проблемы индейцев шерифа не волнуют". При этом она не упускает случая прозрачно напомнить, какие именно проблемы продолжают беспокоить самого "шерифа". Интересно только, что этому, кроме дежурного оптимизма, готов противопоставить Киев.
"Подробности"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.