21 жовтня 2013
08:55
660
Социалистический порыв
В последние годы СПУ существенно растеряла акции.
Но социалисты не оставляют надежды вернуться в большую политику. Результатом недавнего съезда стало перекраивание партийной верхушки. Во многом – в пользу "регионала" по фракции Николая Рудьковского. И тут он начал вдруг играть заметную роль в операции "Освободить Тимошенко".
Парламентские надежды
Социалистическая партия Украины продолжает переживать свои нелучшие годы. Несмотря на почти 22-летнюю историю сейчас СПУ не может похвалиться ни популярностью у избирателей, ни парламентской значимостью, ни заметностью на политической арене. После краха на выборах 2007 года социалисты так и не смогли "реанимироваться", и внимание к партии привлекают все больше "околокадровые" скандалы с выходом/возвращением именитых членов или периодической сменой руководящего состава. С 2010 года партией успели поуправлять Василий Цушко, Александр Мороз, затем – Петр Устенко. Но, несмотря на перестановки в верхах, триумфальное возвращение Соцпартии пока не задалось.
Выборы-2012 руководство СПУ изначально рассматривало не слишком оптимистично. "Сегодня уже стало вполне очевидно, что честных выборов 28 октября не будет. Потому что состоятся выборы без "выбора". Люди не будут иметь возможности избрать в парламент своих настоящих представителей", - был убежден Александр Мороз. В итоге СПУ как партия показала худший результат в своей истории – 0,45 процента. А ее лидер (собственно главой партии на тот момент уже был Устенко), выдвигавшийся по мажоритарному округу, с более чем 30-тысячным разрывом проиграл "регионалу" Александру Онищенко и занял лишь третье место в окружном зачете, пропустив вперед Ульяну Мостипан, представлявшую "объединенных оппозиционеров". Зато соперник Александра Мороза на внутрипартийных выборах оказался удачливее. Напомним, в 2011 году в "битве" за главенство в партии Николай Рудьковский уступил Морозу лишь несколько голосов, в силу чего никто из кандидатов не набрал большинства "за". После повторного голосования разрыв увеличился, экс-спикер ВРУ вернулся на привычный пост (хоть и ненадолго, как потом оказалось), а бывший министр транспорта покинул партийные ряды. В 2012-м Рудьковский пошел на мажоритарные выборы самовыдвиженцем, выиграл их, затем – ожидаемо влился в ряды фракции Партии регионов. А год спустя бывшие товарищи решили возложить на него свои парламентские надежды.
Пытаясь нащупать новый курс, осенью 2013-го социалисты, по всей видимости, решили сделать ставку не только на внутренние резервы (а противоречия продолжают сотрясать старую партию), но и ресурсы бывшего соратника. 12 октября итогами партийного съезда стали коррекция программы, поправки к Уставу и смена верхушки. Петр Устенко занял почетную позицию, ранее закрепленную за Александром Морозом. А вот главой партии стал Николай Рудьковский.
Возвращение "блудного сына" официально трактуется как победа принципов "командной работы" над личными амбициями. "У партии были сложные времена, когда многие ее члены покинули СПУ в поисках лучшей судьбы. Вам всем известны эти фамилии. Был момент, когда из-за разных взглядов на решение организационных и кадровых вопросов партию оставил и Николай Рудьковский, который был избран в Верховную раду по мажоритарному округу, смог усмирить какие-то собственные амбиции и предложить помощь Соцпартии, понимая в какой информационном вакууме сейчас пребывает СПУ", - признавался Петр Устенко. В полезности "старого-нового" приобретения для партии-аутсайдера высокопоставленные социалисты не сомневаются. "В обязанности нынешнего главы партии входит, в первую очередь, представление позиции партии, касающихся проблем внутренней и внешней политики, через трибуну Верховной рады Укрианы, через законодательные инициативы. Исходя из позиции партии по поводу сути многих решений парламента, которая не соответствует линии партии, и пропагандируя программные партийные инициативы, он поможет прорвать информационную блокаду СПУ, созданную властью на протяжении последних лет. Такое же задание поставлено перед ним и в отношении СМИ. Учитывая это, Николай Рудьковский обязался немедленно выйти из фракции ПР, что, как всем очевидно, будет подтверждением оппозиционности", - разъяснил функциональные обязанности рупора СПУ в парламенте сам Александр Мороз. И, по слухам, подтвержденным некоторыми "регионалами", Рудьковский действительно безотлагательно подал заявление о выходе из фракции. Но будет ли это означать радикальную смену политического "поведения"?
Особый путь?
Строить социализм в отдельно взятом парламенте Николаю Рудьковскому будет непросто – единомышленников у него там немного. При этом можно допустить, что он предпримет-таки попытку создать депутатское объединение с "левоевропейским" уклоном. А если парламент одобрит поправки к регламенту, упрощающий условия формирования депутатских групп – такие планы будут выглядеть реальнее. И многое будет зависеть от того, как именно такая группа сможет себя позиционировать. Поскольку социалисты любят рассуждать о европейских нормах и европейском пути (при том, что у самого депутата Рудьковского с европейскими нормами парламентаризма дела обстоят неважно – он неоднократно становился героем скандалов с неперсональным голосованием) – их "левизна" должна отличаться от той же коммунистической. На что обращают внимание и специалисты. "Скорее всего, он (Николай Рудьковский, - "Подробности") получил отмашку с улицы Банковой на создание альтернативного Компартии левого проекта. Поэтому коммунистам следует ожидать усиления информационной войны. В частности, будет предпринята попытка тиражирования месседжа о том, что стране нужны правильные "левые"", - считает политтехнолог Андрей Золотарев.
С учетом того, что КПУ все увлеченнее "плывет" в пророссийском фарватере, "единооппозиционеров" периодически кренит "вправо", а евросоциальность инициатив правящей партии может вызывать серьезные сомнения, не исключено, что СПУ попытается использовать информационные возможности Николая Рудьковского для закрепления на "срединно-народной" высоте (при том, что конкурентов на поле немало, включая, пусть и с оговорками, сравнительно нейтральный и популярный УДАР). Пока же не успевший покинуть "региональную" фракцию нардеп сделал "ход конем" по-европейски. Но получилось это у него своеобразно.
Вскоре после того, как появились первые известия об уходе социалиста из фракции ПР, Николай Рудьковский в одночасье прославился как один из главных радетелей за интересы Юлии Тимошенко. Во всяком случае, именно он подал свежий законопроект, регламентирующий лечение заключенных за рубежом. Но обстоятельства презентации документа сложились примечательные. Во-первых, "регионалы" от него тут же открестились (и, по информации прессы, на Банковой разрабатывают свой вариант правил игры). Во-вторых, само содержание проекта, где основную роль должен был исполнить суд, а лечение – являться сугубо временной передышкой под контролем украинской стороны", было достаточно спорным, чтобы не вызвать энтузиазма оппозиционеров. Наконец, в-третьих, вскоре после регистрации законопроект попросту исчез с сайта Верховной рады, по праву заслужив звание таинственного. Причины, по которым это произошло, пока обсуждаются мало. Парламентские "меньшевики" допускают, что "его еще никто не видел, даже сам Рудьковский". А в большинстве предложили другое объяснение – техническое. "Есть зарегистрированный законопроект Мищенко (№2453а) на эту тему. Есть правило, по которому регистрируются альтернативные законопроекты... Может быть, из-за проблем, связанных с регламентом законопроект сняли с регистрации на сайте",- предположил "регионал" Владимир Олийнык.
Уже само по себе внесение освободительного законопроекта "почти выходцем" из ПР – явление примечательное. С одной стороны, теоретически возможно, что таким образом Николай Рудьковский выполняет значимое для социалистов евроинтеграционное задание. Но с учетом специфики "пропажи" возможны и другие варианты. "Рудьковскому дали довольно скандальную роль. Он должен от имени Партии регионов выдвинуть законопроект, который должен подписать Янукович. Хитрость и скандальность заключается в том, что этот законопроект не снимает юридической ответственности с Тимошенко, и он гораздо хуже, чем проект президента о помиловании. Таким образом, речь идет о том, что Тимошенко просто на 6-7 месяцев едет за границу, и тянет при этом за собой весь багаж заключенного в тюрьме. Поэтому Тимошенко вряд ли согласится, и вряд ли согласится оппозиция", - указал глава социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. В таком случае многое зависит от того, как будет выглядеть итоговая версия законопроекта Рудьковского – если, она, конечно, вернется в парламент. Но если она останется без принципиальных изменений, события могут развиваться по-разному. Вероятность того, что оппозиционеры проигнорируют предложение социалиста, велика. Что, в свою очередь, позволит ПР снова заговорить о том, что "меньшевики" заинтересованы провалить евроинтеграцию, а не освободить своего почетного лидера. А если учесть, что с выходом из фракции Партии регионов Рудьковский в одночасье окажется оппозиционером (как завещала "родная" партия), то возможные трактовки примут еще более интересные формы… В то же время, вполне вероятно и то, что проект Рудьковского послужит обкаткой не самых популярных идей в сессионном зале. И тогда в случае его провала, "регионалы" вполне могут предложить свою версию – возможно, в чем-то более нейтральную – даже несмотря на то, что сейчас они обещают не вмешиваться в освободительный процесс. Ведь в случае с несколькими провальными голосованиями правящий лагерь всегда может объяснить свою готовность поддержать не самые удобные для оппозиции новеллы все теми же поджимающими сроками в канун Вильнюсского саммита. Сыграет ли здесь Николай Рудьковский сколько-нибудь заметную роль или его проект останется мимолетным отвлекающим маневром – может стать ясно уже на следующей пленарной неделе. Очевидно одно: с задачей привлечь внимание к позабытой СПУ он уже сейчас справляется неплохо. А именно этого от него партийцы и ожидают.
"Подробности"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.