6 листопада 2013   12:52   918

3 причины, почему Ассоциацию могут не подписать

3 причины, почему Ассоциацию могут не подписать
До Вильнюсского саммита осталось менее месяца, а перспективы подписания Соглашения об ассоциации все еще не прояснились.

Рассчитывать на скорейшее и непременное освобождение Юлии Тимошенко сложно, а оставлять его за скобками переговорного процесса Европа, похоже, не соглашается. Что же стало причиной такого отката назад?

После того, как с началом осеннего политического сезона правящий лагерь взялся в кратчайшие сроки реализовывать "евроусловия", политикум увереннее заговорил о благополучном будущем евроинтеграции. Но позже Киев одну за другой пропустил две "контрольные точки". Приближается третья – последнее "предсаммитное" заседание Совета ЕС, назначенное на 18 ноября. В правящей политсиле сдавать назад не торопятся. "Мы в свое время приняли закон, где четко задекларировали безальтернативность курса на евроинтеграцию. И мы его выполняем, четко идя по намеченному курсу. Осталось еще несколько недель, и мы доведем корабль "Украина" в гавань Европейского Союза. Мы ведем нашу страну в большой европейский дом", - поэтично воспринимает действительность первый зам главы фракции ПР в Верховной раде Михаил Чечетов. Той же позиции публично придерживаются и на Банковой. "На сегодняшний день стоит задача исключительно плана "А" – все-таки отработать те позиции, которые связаны с европейской ассоциацией", - отрицает наличие "плана Б" президентская советница Марина Ставнийчук. Тем не менее, необходимое для отмашки решение "вопроса Тимошенко" буксует все больше и больше, и брать на себя весь груз ответственности за происходящее те же "регионалы" не спешат. "Вопрос возникает в следующем – если у нас 18 числа собираются представители ЕС и они не дают никакой сигнал Украине по поводу возможности подписания, то у нас возникает много вопросов, у меня лично, в связи с дальнейшим подписанием и эти вопросы сегодня рассматривались у нас на совете фракции. Мы выполнили одно, второе, третье, возникает четвертое обязательство ...и мы воспринимаем это как процесс. Если наши коллеги тоже воспринимают это как процесс, они должны понимать, что в рамках решения проблем в одном процессе могут быть задержки по времени, могут быть какие-то отклонения, могут возникать вновь открывшиеся обстоятельства", - ждет сигнала из Брюсселя лидер фракции ПР Александр Ефремов, который убежден, что непринятие парламентом отдельных законов не должно как-либо отражаться на будущем соглашения. Но если "отражение" все-таки случится, что может служить объяснением для настолько судьбоносного промедления?

Объяснение первое: конкурентное

В последние недели привлекает к себе внимание стремление власти расширить круг ответственных за принятие или непринятие "украинского" решения в Вильнюсе. Судя по заявлениям видных "регионалов", разделить ответственность они готовы и с европейцами, слишком чуткими к проблемам Юлии Тимошенко, и с оппозиционерами, отказывающимися голосовать за "реалистичный проект" Сергея Мищенко. "Меня удивляет в последнее время позиция миссии Кокса-Квасьневского. Они откровенно подыгрывают Юлии Тимошенко и ее сторонникам вместо того, чтоб соблюдать нейтралитет и непредвзятость... Как только миссия заикнулась о законопроекте (внефракционного нардепа Анжелики) Лабунской, оппозиция тут же его единогласно одобрила как единственно возможный вариант и мгновенно выпустила соответствующее заявление заключенной Тимошенко. Что это, если не "договорняк", говоря футбольным сленгом?", - переживает за справедливость "регионал" Вадим Колесниченко. Причин для беспокойства в сложившейся ситуации хватает: похоже, Запад серьезно настроился на освобождение экс-премьера. А вот позиция официального Киева по этому вопросу до сих пор не радует определенностью.

Парламентская борьба вокруг "освободительных" законопроектов разной степени гуманности выглядит, безусловно, захватывающе. Но окончательный ответ на вопрос: выйдет ли Юлия Тимошенко на свободу – ближе не становится. Президент переложил спорную задачу на парламентские "плечи". А большинство в ВРУ все увлеченнее подсчитывает убытки, понесенные государством.

Осложненный новым делом "вопрос Тимошенко" остается предметом торгов, ставки в которых растут с каждым днем. А возможность разрешения споров к всеобщему удовольствию кажутся все более призрачными. "Скорее всего, президентом было принято решение о том, что Тимошенко в тюрьме – это вещь, более важная, чем Соглашение об ассоциации. В принципе, это и раньше так выглядело. Для меня здесь большой сенсации нет, просто в последние месяцы сложилась иллюзия, что ради договора с ЕС они пойдут навстречу, чтобы обеспечить подписание. Но, как мы видим, нет такой ценности, которая бы перевешивала по значимости заключение Тимошенко", - так трактует происходящее научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко. И, по всей видимости, пребывание бывшей главы правительства под стражей – бонус, который дорогого стоит.

Пока со всей определенностью говорить о том, что тюремное заключение Юлии Тимошенко для украинских властей важнее, чем евроинтеграционный прогресс, рано. Но если в Вильнюсе соглашение так и не будет подписано, популярность такого мнения резко возрастет. Что именно служит причиной такого поведения: желание получить-таки многомиллионные (а то и миллиардные – если речь идет об официальных итогах рассмотрения "газового дела") компенсации; отказ ставить судьбы родины в зависимость от будущего одного человека; острая личная неприязнь к политической сопернице и готовность сделать все, чтобы ограничить ее права и возможности – в случае вильнюсского провала будет уже несущественно. Зато результат окажется налицо. А действительно ли стоит этот "париж" мессы – знает только руководство страны.

Объяснение второе: "геоэкономическое"

Вариантами, в которых роль "виновницы торжества" исполняет единственно Юлия Тимошенко, угрозы для ассоциации не исчерпываются. Весомую причину происходящему может дать нежелание властей менять привычную геополитическую схему или ставить крест на дружбе с ближайшими соседями по другую сторону.

После того, как результаты многочасовых переговоров Виктора Януковича и Владимира Путина в Сочи остались тайной, споры по поводу того, что могло быть предметом разговора, не утихают. "Нет никакой официальной информации о предмете переговоров, кроме неофициальной информации будто бы о том, что Украина продавала неподписание соглашения с Европейским Союзом", - беспокоятся украинские оппозиционеры. Стоит, правда, отменить, что уже после этого затяжное "газовое" противостояние вышло на новый уровень: Газпром озвучил предоплатный аргумент. В силу этого политологи допустили, что успехом переговоры не увенчались. "Очевидно, со стороны российского руководства звучали какие-то предложения... похоже, что не договорились", - предположил Владимир Фесенко. Однако, не исключено, что прогресс в этом направлении все же будет достигнут. "Наверняка у Януковича есть некий план "Б". Очевидно, что этот план "Б" связан с Россией. Потому что иначе не у кого брать деньги. Экономика сейчас в очень плохом состоянии. Понятно, что эти деньги где-то нужно брать. Очевидно, что деньги будут брать в России, и я думаю, через два источника. Возможно, через изменение цены на газ, или через новый кредит. Возможно, об этом идут договоренности", - оценивает альтернативы глава Центра социологических и политических исследований "Соціовимір" Сергей Таран.

Пророссийское объяснение возможного провала ассоциации, снова-таки, может иметь разные (официальные и не очень) объяснения: от нежелания рвать полуэфемерные "духовные связи" до готовности получить совершенно конкретные материальные выгоды. Но даже с учетом того, что Кремль не устает продвигать лейтмотив "Вы или туда, или сюда", вовсе необязательно, что Киев готов однозначно отвернуться от Европы. В случае неподписания соглашения с ЕС, речь вполне может зайти не о стремительном марш-броске в объятия Таможенного союза, а о сохранении Украиной фирменной привычки к многовекторности к вящему удовольствию, скажем, двух сторон из трех. Вплоть до последнего времени россияне продолжали опровергать возможность сотрудничества Украины с ТС в режиме "3+1". Но, кто знает, может ли отказ украинских властей от немедленного подписания соглашения о зоне свободной торговли со странами ЕС поколебать "таможенную" точку зрения? "Это не вопрос России, это вопрос Евразийской экономической комиссии, а вот что касается ЕЭК, то там была подтверждена возможность на разных уровнях присоединения к отдельным соглашениям и техническим регламентам Таможенного союза", - давно надеется на лучшее представитель Украины при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов. Вот только проблему дальнейшего геополитического самоопределения очередной "отпуск по многовекторности" не решит. Теоретически, увидевшая шаги навстречу Россия может стать настойчивее, а разочарованный ЕС – куда сдержаннее, чем сейчас. И пусть сегодня некоторые европейские политики допускают, что соглашение могут подписать и позже, не сказаться на "градусе" евроотношений перенос не сможет.

Объяснение третье: мировоззренчески-психологическое

Как еще одна – хотя, скорее, и смежная – причина того, что проблемы с подписанием соглашения не обязательно станут трагедией для нынешних украинских властей, могут оказаться этих властей некоторые "политико-психологические" особенности. Как показывает опыт последних лет, компромиссы – это не тот путь, который легко дается Банковой, тогда как без них невозможен не только первоначальный рывок, но и окажется под угрозой весь процесс евроинтеграции.

Уже даже история с многоступенчатым торгом вокруг свободы Юлии Тимошенко показывает, что украинскому правящему лагерю крайне тяжело даются переговоры, в ходе которых на первом плане оказываются по-настоящему болезненные пункты. И если еще до подписания Соглашения в правительстве прикидывают, что именно сделает его "не догмой", неудивительно, что изначально высокая (с точки зрения руководства страны) планка требований может беспокоить власть предержащих и сама по себе, и своей небезусловной "конечностью". К тому же градус такой неопределенности повышает даже процедура принятия и утверждения решений в ЕС. Консенсус стран необходим даже на нынешнем этапе (и симпатики Украины уже предупредили, какие именно государства наименее склонны к компромиссам), а ведь в случае успешного подписания Киев непременно столкнется с "прелестями" ратификации соглашения 28 парламентами, с которыми придется находить общий язык.

Дипломатическими сложностями проблемы евробудущего не исчерпывается. Углубление сотрудничества с ЕС может сказаться в разных сферах общественно-политической жизни. Например, не исключено, что от Украины будут ждать образцово-показательных выборов – как ближайших довыборов в ВРУ, так и президентских 2015 года, по итогам которых Виктор Янукович может и проститься с креслом. Усиление давления под знаком "Вы же разделяете европейские ценности!" вряд ли порадует правящий лагерь в будущем и, скорее всего, не радует уже сейчас. А оппозиция, тем временем, советует совершить ментальный рывок. "Таков исторический выбор, такова историческая ответственность этого президента. Мы требуем от него и провластного большинства преодолеть свои страхи, преодолеть собственные комплексы, стать на несколько ступенек выше и сказать: мы перевернули позорную страницу истории политических преследований, мы не будем держать за решеткой политических оппонентов, и делаем первый шаг вперед к Европейскому Союзу", - призывает противников духовно совершенствоваться Арсений Яценюк.

Если даже отвлечься от "околопсихологических" обоснований, следует учитывать, что подписание Соглашения об ассоциации может серьезно сказаться на украинских реалиях. До сих пор борьба во имя "политических и экономических изменений, укрепления демократических институтов и обеспечения верховенства права в Украине" местами имела несколько декларативный характер. Пресловутое принятие европейских ценностей во многих случаях идет вразрез с украинским опытом и нивелирует привычные условия сосуществования властей, бизнеса, "маленьких украинцев". Та же коррупция, пронизывающая все сферы жизни в нашей стране, уже давно стала если не элементом общественного договора, то уж точно – неотъемлемой частью привычных правил игры. Перемены неуклонно ударят не только по элите, хотя по ней, скорее всего, в первую очередь. Подписание соглашения и адаптация законодательства под нормы ЕС сами по себе не являются панацеей и прививкой "европейскости" (собственно, некоторые свежие законопроекты, в том числе – одобренные "в общем" Венецианской комиссией – тому подтверждение). Сохранять удобный и уютный статус-кво при дальнейшей евроинтеграции будет все сложнее, а правила игры – меняться быстрее и, возможно, более предсказуемо. Вильнюсский саммит вряд ли даст однозначный ответ на вопрос: готова ли к таким переменам Украина в целом. Зато последние недели подготовки к нему дают возможность замерить моральную готовность, как минимум, властей, сигналы которых сейчас нельзя назвать однозначными.
"Подробности"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: