5 квітня 2006
11:25
1681
За обесцененными вкладами никто не придет?
Государство должно ежегодно выплачивать 36 миллиардов гривен, чтобы долг перед обманутыми вкладчиками не увеличивался.
Недавние выборы с их многочисленными сюрпризами и скандалами отодвинули на задний план другие важные события в жизни государства. Например, СМИ практически проигнорировали недавние весьма интересные заявления председателя правления «Ощадбанка» Александра Морозова, а также главы правительства Юрия Еханурова. Тема этих высказываний очень близка большинству граждан Украины, ведь речь шла о компенсации сбережений в бывшем Сбербанке СССР.
Морозовское «ноу-хау»
Руководитель «Ощадбанка» утверждает, что задолженность по компенсации населению вкладов составляет на сегодня более 120 миллиардов гривен. В то же время, он считает, что в действительности сумма, на которую реально претендуют сейчас украинцы, намного меньше этой цифры. Возможно, даже в два раза.
Прогнозы господина Морозова основаны на оценке количества граждан, обращающихся в последнее время за получением этих компенсаций. Их мало, считает банкир. По его мнению, за последние 15 лет многие люди неоднократно переезжали, вследствие чего большое количество сберкнижек не сохранилось. Для других же граждан их давние вклады не представляют значительной ценности – так сказать, «мелочь».
В качестве примера глава «Ощадбанка» приводит свой разговор с Виктором Пинзеником. Тот рассказал, что у него где-то хранятся три книжки на сумму около 25 тысяч гривен. Но Пинзеник, мол, не рассчитывает на эти деньги, не будет никуда обращаться за их получением и не имеет ни к кому претензий.
Господин Морозов открыл способ, позволяющий уточнить число реальных претендентов на компенсацию обесцененных вкладов и сумму «экономии» государственных средств: «Мы предложили на конференции премьер-министру провести в следующем году – может быть, даже, эту работу можно начинать и в этом году – актуализацию этой базы данных. Мне кажется, что это целесообразно: попросить всех граждан переоформить эти книжки. Большое количество граждан просто не захотят прийти за теми остатками, которые есть на книжках», - заявил на радио «Эра» руководитель государственного банка.
Сразу скажем, что премьер-министр знает об этой инициативе банкира Морозова и, похоже, одобрительно к ней относится. «Я очень доволен тем, как сейчас работает государственный «Ощадбанк». Господин Морозов, который сейчас там является председателем правления, – человек, который отвечает современному менеджменту», - заявил Ехануров уже после ознакомления с «начинаниями» главы учреждения. То есть, глава правительства дает положительную отмашку на проведение мероприятия.
Впрочем, если вернуться к истории вопроса, эти заявления покажутся далеко не бесспорными. И чтобы объективно оценить рацпредложение Морозова, предлагаем вспомнить все перипетии с вкладами населения в «Сбербанке» и намерениями государства осуществить их компенсации.
Как украинцы потеряли 130 миллиардов рублей
Инфляция была и во времена СССР. Только об этом тогда не говорили. Особенно ощутимых размеров инфляционные процессы достигли в последние годы существования Советского Союза. За 1991 год индекс потребительских цен составил около 390%. Однако, в первые годы независимости Украины этот показатель достиг просто катастрофических масштабов. В 1992 году деньги обесценились в 21 раз, в 1993 году – в 102 раза, в 1994 году – еще в 5 раз. Эти годы назвали затем периодом галопирующей инфляции (или гиперинфляции).
Непосредственным виновником инфляции и реальной утраты гражданами своих сбережений была тогдашняя власть. В последние годы советской власти – это были правительства и парламент СССР, а так же правящая компартия. А во главе всего этого сложного механизма - Михаил Горбачев. Ответственность за обесценивание валюты в первые годы независимости Украины лежит на Верховной Раде, правительствах тех лет и первом президенте Леониде Кравчуке. Это вовсе не значит, что власть каким-то образом присвоила себе сбережения населения. Нет, деньги просто пропали. Но виновны в этом не граждане, а руководство государства.
Власть была виновна не только в развале экономики и финансовом кризисе. На ней лежит еще один грех - обман своих граждан. Людям не объясняли ситуацию. Многие украинцы, особенно старшего поколения, которые не могли уследить за новыми экономическими веяниями. А некоторые даже продолжали нести часть своих зарплат и пенсий в государственный сберегательный банк – и в 1992 году, и в 1993. Мало того, в Украине был объявлен запрет на снятие собственных сбережений гражданами в «Ощадбанке» как антиинфляционная мера. Значит, для тех, кто понял обстановку и хотел бы хоть частично спасти свои деньги, вложив их в какой-то товар, уже не было даже такой возможности. При этом власть санкционировала работу станка, печатающего пустые деньги, раскручивающие инфляцию все больше и больше.
Естественно, когда инфляцию удалось более-менее обуздать – в 1996 году индекс инфляции равнялся лишь 139,7% - не мог не встать вопрос о компенсации украинцам потерянных сбережений. Логика совершенно убедительна – раз государство провинилось перед своими гражданами - значит, оно обязано сделать шаги по восстановлению справедливости.
Неудачный механизм компенсации вкладов
Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» был подписан Кучмой 21 ноября 1996 года (№537|96- ВР). В нем было предусмотрено, что «сбережения граждан восстанавливаются в соотношении 1 рубль сбережений на 1,05 гривны по состоянию на 1 октября 1996 года». Сумма компенсации, подлежащая компенсации по вкладам на 1 января 1992 года получилась в размере 131,96 млрд. грн.
Таким образом, не учитывалась инфляция, скажем, 1991 года и более раннего периода. А ведь многие люди копили деньги на банковских счетах не один год. Это очевидный недостаток.
Далее. Как мы уже говорили, часть украинцев продолжала нести в сберегательный банк свои деньги и в 1992 году, и в 1993 году. И эти деньги затем тоже обесценились, если не в сотни, то в десятки раз. В упомянутом Законе предусмотрена норма о том, что компенсируются также денежные сбережения граждан Украины, размещенные в учреждениях Сберегательного банка Украины и бывшего «Укргосстраха». При том условии, если они были сделаны с 1992 по 1994 год и находились на счетах Сберегательного банка Украины не менее одного полного календарного года в период 1992-1995 годов. Однако дальше деклараций дело не пошло – с того времени все правительства не комментируют данное положение и делают вид, будто его не существует вовсе.
Но еще более интересным является другой пункт закона, который гласит: «Дальнейшая компенсация сбережений граждан осуществляется при выдаче вкладов, страховых взносов, погашении ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции». Как видим, говорится о необходимости индексации компенсаций, что соответствует и духу самого закона. Но об этой стороне проблемы также упорно никто ничего не говорит.
Возьмем ситуацию на сегодняшний день. С момента принятия закона некоторые выплаты населению по компенсациям все же были. Правительство начало выплачивать небольшие суммы, начиная с 1997 года. До 2002 года частичные выплаты предназначались только для инвалидов, стариков и их наследников. На всё про всё за первые пять лет было потрачено 457 миллионов гривен. Затем компенсации коснулись уже всех граждан, но только по 50 гривен с одного банковского счета (что, кстати, тоже не кажется справедливым – у одного человека единственный счет, у другого 5 счетов на такую же сумму). В последние годы госбюджетами предусматривалось по 500 миллионов гривен на компенсации сбережений граждан. А в 2005 году добавилась еще и форма компенсации, связанная со списанием задолженности граждан по коммунальным платежам, продленная и на нынешний год (до шести миллиардов гривен).
Итого, как сказал господин Морозов, на сегодня задолженность по компенсации вкладов более 120 млрд. грн. Вернемся теперь к упомянутой индексации, используя – не вдаваясь в подробности – именно эту цифру.
За три последних месяца 1996 года (после вступления в действие закона о компенсациях) инфляция составила 103,6%. За период 1997 –2006 годы индекс инфляции суммарно равняется 280%. За январь-февраль этого года – еще 3% инфляции. Итого: на 1 марта 2006 года инфляция от даты, оговоренной в Законе, достигла 298,8% (с мартовской инфляцией этого года будет, считай, 300%). Как видим, цены выросли в 3 раза. Проиндексируем внутренний государственный долг по компенсациям (а по сути – именно так это называется). Получается 360 миллиардов гривен. Это - три годовых бюджета страны…
Весьма показательно, что о реальной сумме задолженности не говорит Александр Морозов. Молчат об этом в правительстве, не упоминает эту грустную цифру и Президент.
В результате мы имеем тупиковое положение. В прошлом году инфляция была 10,3%, в позапрошлом – 12,3%. В 2006 году индекс инфляции будет больше 10%. Даже если ежегодный показатель инфляции не будет превышать 10%, государство должно ежегодно выплачивать 36 миллиардов гривен только для поддержания этого долга на неизменном уровне. А ведь кроме индексации нужно отдавать и сам долг. Понятно, что такие выплаты нереальны. И чем дальше будет откладываться решение вопроса в принципе, тем больше вырастет задолженность за счет инфляции.
Остается надеяться, что у нового правительства наконец дойдут руки до этой суперважной и труднейшей проблемы. Будет организована группа высококвалифицированных экономистов и юристов, которые сделают всесторонний анализ и предложат варианты решения вопроса. Возможно, они выскажутся о патовости ситуации. Признав единственно возможным вариант – извиниться перед украинцами еще раз и закрыть вопрос законодательно.
Нет человека – нет проблеммы
Приходится констатировать, что сейчас «Ощадбанк» всячески уходит от проблемы. Доказательство этому – «неточность» оглашаемых сумм долга. Кроме того, гражданам не объясняют истинных причин, почему люди не идут в отделения «Ощадбанка» за компенсациями своих обесцененных вкладов, почему многие так «легко» потеряли свои сберкнижки.
Согласитесь: если бы господину Пинзенику сказали, что он может прийти в банковское учреждение, и ему в течение 15 минут отдадут его 25 тысяч гривен, он бы не отмахивался от этих денег. Но ведь министр финансов прекрасно понимает реальную ситуацию – он знает об отпущенных бюджетом 500 миллионов гривен на эти цели, о многочасовых давках в отделениях «Ощадбанка», когда люди пришли получить хотя бы свои 50 гривен.
Действительно, если отработать предложенную Морозовым технологию «актуализации» списков претендентов, их число уменьшится существенно. Банкир умолчал о том, что за прошедшие годы очень многие украинцы - держатели вкладов в Сбербанке СССР - просто ушли в мир иной. А среди них - и большое количество одиноких граждан. Многие же сознательно выбросили свои сберкнижки в мусорную корзину, зная, как и Пинзеник, всю перспективу «восстановления справедливости» - чтобы не занимали место среди других документов.
Мы можем развить идею господина Морозова. Нынче требуется провести сверку списков. Получить значительное уменьшение суммы задолженности. Затем протянуть с выплатами компенсаций еще 5 лет и провести очередное уточнение списков. Останется совсем немного долга. Еще через 5 лет на объявленное проведение отработанной процедуры сверки не явится вообще ни один человек. Проблема будет закрыта…
"Обозреватель"
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.