24 червня 2006   15:55   1500

Особенности украинской «Аль-Каиды»

В Украине вполне реальна угроза терроризма.

Террористические акты в стране случались не раз, однако они были незначительными, иногда даже несколько комичными, поэтому и не всколыхнули общество по-настоящему. Тем не менее, правоохранители констатируют: количество преступлений с "террористическим оттенком" в Украине неуклонно растет. По данным отечественных спецслужб, так называемого системного терроризма у нас, к счастью, нет.

Но есть достаточно шансов заполучить доморощенную "Аль-Каиду" в обозримом будущем. И с каждым годом шансы эти увеличиваются. Проблема сепаратизма, обострившаяся в конце 2004 года, обострение противостояния между западом и востоком страны дают для появления системного терроризма еще одну важную предпосылку: идеологическую.

Почти не скрытая угроза

На заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), прошедшем в начале июня, констатировалось: терроризм для Украины становится все более явной угрозой. Силовики не исключают, что территория нашей страны уже может использоваться террористами, в частности для того, чтобы скрываться от преследования и создавать бизнес-структуры, финансирующие террористические группировки. Первый заместитель секретаря СНБО Василий Крутов сообщил, что только за шесть месяцев этого года в Украине зафиксировано 88 преступлений террористического характера. Речь идет о взрывах, поджогах и заказных убийствах, которые у обывателя слабо ассоциируются с "подвигами" "Аль-Каиды" неуловимого Усамы бен Ладена или чеченских сепаратистов. Как правило, массовое сознание относит к терроризму преступления, совершенные на политической или религиозной почве. При этом не учитывается тот факт, что, в случае победы в борьбе за власть в отдельно взятой стране или за умы и души людей во всем мире, победителю достанется так же контроль над материальными ресурсами. Собственно, тотальное запугивание украинских предпринимателей рэкетирскими группировками в первой половине 90-х можно считать криминальным террором.

То есть, легкомысленно считать, что терроризм в Украине не существует. Он есть, но он хаотичен, и, если не брать во внимание единичные случаи, носит экономический характер: перераспределение сфер влияния в бизнесе.

Британская исследовательская организация World Markets Research Centre (WMRC) исследовала террористические риски внутри 186 стран. Украина оказалась в группе государств, для которых угроза терроризма минимальна (в отличие от России, занявшей среди "терропасных" стран 16 место). Но, как сообщил Василий Крутов, ряд негативных тенденций "террогенного" характера, в том числе и нахождение на территории страны приверженцев терроризма, содействует накоплению угрожающего потенциала, который может привести к взрыву. Такая оговорка "силового" чиновника свидетельствует о том, что спецслужбы уверены: террористы, пускай даже потенциальные, в Украине есть. И главный вопрос в том, начнут ли они действовать и когда.

WMRC, оценивая террогенную опасность стран, учитывала пять компонентов: вероятные мотивы террористов, наличие в той или иной стране террористических группировок, масштаб предыдущих терактов, эффективность действий террористов и качество работы контртеррористических служб. Центр социальных и экономических исследований "Диаматик" отмечает, что в Украине сейчас присутствует только один компонент — мотивация. Но компонент этот, стоит отметить, — основной. Первостепенный мотив террористов, побуждающий их вступить в борьбу, — социальное неравенство. К примеру, базой той же "Аль-Каиды", где эта организация "подпитывается" новыми "кадрами" и чаще всего проводит наиболее масштабные теракты, являются бедные исламские страны. В то же время и Украина не блещет благополучием: по оценкам Всемирного банка, мы относимся к странам, где социальное неравенство очень высоко и большая часть населения живет за чертой бедности.

Какая страна, такие и террористы

Первый раз о терроризме по-украински заговорили в 2000 году после появления "дела грибников". Осенью того года в Чернигове Служба безопасности Украины арестовала членов местного филиала Союза советских офицеров по подозрению в подготовке террористических актов и государственного переворота. При обыске у обвиняемых изъяли детальные карты, где были обозначены маршруты передвижения воинских формирований и цели диверсий: атомные электростанции, нефте— и газопроводы. Арестованные обвинения отрицали, утверждая, что на картах обозначены грибные места. Несостоятельность и некоторую комичность "террористов-грибников" отечественная пресса освещала с большой долей иронии.

Однако в Украине существовали (и, очевидно, существуют до сих пор) более опасные группировки. Например, некий "Пятый украинский фронт" в 1999 году организовал взрыв "МакДональдса" на Севастопольской площади в Киеве, в 2000 году его члены сожгли региональный офис СДПУ(о) в Чернигове. В обоих случаях обошлось без жертв. В октябре 2002 года леворадикальная организация с российскими корнями "Новая революционная инициатива" организовала взрыв возле главного офиса СБУ в Киеве. Утверждают, что активисты этой группировки причастны также к взрыву возле приемной ФСБ в Москве, прогремевшему летом 1998 года.

В ходе предвыборной гонки 2004-го прогремели взрывы на крупнейшем столичном вещевом рынке "Троещина". Подрывников быстро нашли, арестовали, а затем судили. Насколько известно, преступление они совершили на почве ксенофобии (большинство потерпевших от теракта — выходцы из азиатских стран).

Стоит отметить, что в Украине нередки случаи, образно выражаясь, "рэкетирского терроризма". Первый громкий случай произошел 16 января 2002 года в Одессе. В этот день в местном аэропорту сработала бомба (благо, рядом не оказалось людей, и обошлось без жертв). Спустя несколько минут в диспетчерскую службу позвонил неизвестный и заявил, что ответственность за взрыв берет на себя "международное террористическое агентство "Хунта Пиночета". Он пригрозил, что если ему не выплатят 1 млн грн, то он взорвет аэропорт и авиалайнер, вылетевший в Вену. В итоге террорист угрозы не выполнил, денег не получил, был арестован и приговорен к шести годам лишения свободы. 22 апреля этого года в Харькове с интервалом в несколько минут произошли взрывы в супермаркетах "ЮСИ" и "Сельпо" (см. "Грани плюс", №16, 2006). Пострадало 19 человек. Как выяснилось, организатор взрывов за неосуществление терактов требовал от их владельцев крупную сумму денег. Однако те не восприняли его угрозы серьезно, за что здоровьем поплатились покупатели. Месяцем ранее в Днепропетровске террорист угрожал отравить продукты в одном из супермаркетов, если ему не заплатят $200 тыс. В 2002-2003 годах в маршрутных такси Винницы прогремела серия взрывов, в результате которых один человек погиб, 20 получили ранения. "Маршрутный террорист" также требовал денег, однако после того, как спецслужбы начали на него охоту, он прекратил диверсии и больше никак себя не проявлял.

К преступлениям террористического характера эксперты относят также все убийства и покушения на жизнь политиков. Правда, в Украине в большинстве случаев политический мотив в убийствах государственных и общественных деятелей вторичен. Чаще всего речь идет о переделе экономических сфер влияния. Например, убийство весной 2002 года вице-губернатора Ивано-Франковской области Николая Шкрибляка, как выяснилось, было совершено из-за бизнес-конфликта, хотя это дело изначально было квалифицировано правоохранителями как террористический акт. К проявлениям "бизнес-терроризма", вероятно, можно отнести убийства Ахатя Брагина, Вадима Гетьмана и многих других, менее известных. Тем не менее, нельзя утверждать, что методы террора не используются в большой политической игре. Только Виктор Ющенко, будучи кандидатом на пост Президента Украины, пережил два покушения: в одном случае его недоброжелатели использовали диоксин, в другом — заряд пластида, возможно, был использован для угрожающей демонстрации.

Игры с огнем

Скандальные президентские выборы 2004 года, неуклюжие и грубые приемы борьбы, использованные одной из сторон в ходе кампании, спровоцировали в обществе противостояние, которое не спадает до сих пор. Даже страшно представить, как разворачивались бы события, если бы тогдашняя власть пошла на применение силы против Майдана. Можно не сомневаться, что среди сторонников Виктора Ющенко нашлось бы достаточно "горячих голов", перешедших бы тогда к вооруженному сопротивлению, в том числе — диверсиям и убийствам политических противников. В принципе, не является особым секретом то, что в структуре разветвленной неофициальной организации "Ночной дозор", боровшейся с фальсификациями и выполнявшей в "революционном" Киеве роль мобильной разведки, были и боевые (правда, невооруженные) отряды. Кто-то из ярых сторонников Виктора Януковича даже окрестил "Дозор" "боевиками Ющенко".

Нужно отметить, что даже в самые взрывоопасные моменты выборов Президента "оранжевым" удавалось держать своих сторонников в жестких рамках, удерживая их не только от насилия над представителями оппонентов, но даже призывая к дружелюбному отношению. В то время как избиение наблюдателей, журналистов и активистов Виктора Ющенко на Донбассе в "сине-белом" штабе, судя по его реакции, молчаливо поощрялось.

"Искусственное нагнетание напряжения между Западом и Востоком Украины, а также в последнее время манипулирование понятиями федерализма могут привести к обострению террористической угрозы в Украине, — говорит председатель правления общественной организации "Международное антитеррористическое единство" Александр Дичек. — Вместо термина сепаратизм сейчас более мягко говорят о гибкой системе федерализации, но если этот процесс будет запущен, то остановить его будет невозможно".

Не последнюю скрипку на разных антинатовских, пророссийских и антиющенковских митингах — в Феодосии, в Киеве, в Николаеве, в Донецке и т.д. — играет Евразийский союз молодежи (ЕСМ), один из лидеров которого Павел Зарифуллин недавно объявлен в Украине персоной нон-грата. Кстати, активисты ЕСМ принимали участие в прошлогоднем "фашистском марше" (как его окрестила пресса) в Москве. Они дружно прошагали по Белокаменной вместе со "скинхэдами", которые вдохновенно декламировали: "Скоро, скоро мы вырежем хачей, Россия — для русских, Москва — для москвичей!"

В Украине были замечены еще менее безобидные визитеры. В декабре 2002 года антитеррористическое подразделение СБУ "Альфа" ликвидировало в Одессе террористическую "Организацию коммунистов-революционеров" (КРУ), планировавшую, ни много ни мало, — свержение конституционного строя в Украине. В ходе задержания один из участников группировки оказал вооруженное сопротивление. Четверо россиян, составлявшие ядро КРУ, в своем странном московском издании "Совет рабочих депутатов" призывали создавать боевые дружины на предмет организации в южных областях Украины Причерноморской советской социалистической республики. По версии следствия, КРУ проводила "боевые операции с целью экспроприации" — на ее счету несколько вооруженных разбойных нападений. Добытые деньги отправлялись в Москву, где шли на покупку оружия, взрывчатки и издание агитационной литературы — тех же "Советов рабочих депутатов", вышедших в количестве двух номеров.

По счастью, более серьезные террористы пока обходят Украину стороной. Тем не менее, эксперты отмечают, что реальной для нас становится угроза международного терроризма. Поскольку, выбрав курс на сближение с Западом и США, Украина стала удобной мишенью для той же "Аль-Каиды". Наши спецслужбы по мощи не могут сравниться с западными коллегами, а террористы предпочитают наименее защищенные мишени.

Андрей Лаврик
"Грани-плюс"
Додати коментар

Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.

Останні новини: