12 червня 2015
17:32
829
Объединение церквей. Под наблюдением Константинополя
Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата все-таки решили объединиться.
До 30 июня этого года они должны договориться о созыве Объединенного Собора. Событие это неординарное, и путь к нему длился не один год. О возможности объединения обе конфессии провозглашали неоднократно, но до практических результатов дело пока так и не дошло. На пути стояли и личные амбиции церковных иерархов, и попытки Московского патриархата вбить клин между конфессиями. Как будет на этот раз?
Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили представителей обеих церквей - участников объединительного процесса и известного религиоведа.
В богословии понятия "Каноническая" и "Неканоническая" церьковь нет
Руководитель информуправления, пресс-секретарь УПЦ КП, архиепископ Евстратий (Зоря):
- Хотя мы относимся к объединительному процессу с осторожным оптимизмом, потому что у нас, к сожалению, имеется довольно сложная предыстория наших отношений, однако верим в успех. Мы не обманываем самих себя, что процесс объединения будет происходить легко и просто.
Также мы понимаем, что существуют влиятельные силы, заинтересованные в том, чтобы православная церковь в Украине была разделенной, непризнанной и зависимой от Москвы. Московские силы - и политические, и церковные, которые действуют также и здесь, в Украине, будут пытаться повлиять на ситуацию, прежде всего на руководство и в целом на настроения в автокефальной церкви, чтобы склонить ее к отказу от объединения или отсрочке этого процесса на неопределенный срок. Подобное мы уже наблюдали ранее во время наших предыдущих попыток объединения.
Впрочем, мы надеемся на успех, потому что, во-первых, есть общественный и внутренний церковный запросы на единство, и люди, прежде всего простые прихожане, желают единства. А, во-вторых, в этом процессе мы впервые видим официальное присутствие наблюдателей, иерархов Константинопольского патриархата, которые засвидетельствовали своими подписями соответствующий итоговый документ. Все это настраивает нас на оптимизм.
Необходимость создания в Украине единой поместной церкви давно назрела. Согласно каноническим правилам Православной Церкви определяется самостоятельность поместных церквей. Так, 34-е Апостольское правило достаточно ясно гласит об административной самостоятельности: "Епископам всякого народа подобает знать первого среди них и признавать его, как главу". И именно на этом правиле основывается создание всех автокефальных церквей на базе соответствующих народов и государств, которые образуются этими народами. И поэтому, когда мы говорим об автокефалии церкви, мы знаем из истории, что она связана с государственностью, в первую очередь, православных народов. Украина является преимущественно православной страной, поскольку свыше 70 процентов населения исповедует православие.
Во-вторых, мы имеем более чем тысячелетнюю историю христианской традиции, в Украине более 25 млн православных верующих. Мы также имеем большое количество приходов, монастырей, духовных учебных заведений, то есть все то, что необходимо для полноценной христианской жизни. И поэтому, если мы отдельный народ, а не часть русского народа, имеем свою государственность, то, как и другие церкви, украинская имеет полное право, даже обязанность, быть административно независимой, как, например, болгарская, румынская, сербская, грузинская и другие церкви.
Московская церковь обвиняет нас в "неканоничности". Но это понятие создано, прежде всего, для нужд российской пропаганды, для того, чтобы бороться с украинским церковным движением за независимость. В богословии понятий "каноническая" и "неканоническая" церковь нет. Есть понятие православная церковь, или церковь инославная, то есть, исповедующая христианство, но по-другому. Мы являемся церковью православной.
Сегодня мы говорим о признании автокефалии, то есть полной церковной административной независимости украинской церкви. Право решать прежде всего принадлежит Константинопольскому патриархату, потому что от Константинополя мы получили христианскую веру и украинская церковь в течение 700 лет как митрополия входила в состав Константинопольского патриархата до тех пор, когда она была аннексирована - незаконно захвачена московским патриархатом в конце XVII века.
Во-вторых, Константинопольская церковь является первым престолом, то есть имеет первенство чести и особо заботится о каноническом порядке и единстве между православными церквями. Поэтому мы ожидаем, что после наших шагов, после решения наших двух церквей относительно единства, будут также и соответствующие шаги со стороны Константинопольского патриархата о признании автокефалии этой единой уже поместной церкви.
Диалог об объединении происохдит во время, когда Украина страдает
Председатель отдела внешних церковных связей УАПЦ, митрофорный протоиерей УАПЦ Евгений Шувар:
- Украинская автокефальная православная церковь на 5-м Соборе, состоявшемся 4-5 июня 2015 года, в Киеве четко задекларировала, что будет все делать для того, чтобы объединить все украинское православие в единую поместную православную украинскую церковь, о чем неоднократно и свидетельствовал своими выступлениями предстоятель нашей церкви Блаженнейший митрополит Макарий. А после объединения добиваться канонического признания и достойного места в мировом православии. По решению Собора была создана комиссия, которую возглавил митрополит Галицкий Андрей, она и начала этот диалог.
Нашей комиссии церковь поручила делать все возможное, чтобы объединительный процесс, которого ждет вся Украина, наконец, стал реальным, о чем свидетельствует согласованный и подписанный нами план действий, реализуя который, можем иметь объединение двух церквей уже до конца года. Конечно, это процесс нелегкий, но полностью реальный - мы молимся одному Богу, православные по вере, славим Бога на родном украинском языке, служим украинскому народу, нас не разделяют ни церковные каноны, ни догматы. Но церковь - это прежде всего люди, так что и в церкви, к сожалению, присутствует человеческий фактор. Поэтому все, что подписано, будет дано на рассмотрение церкви, пройдет обсуждение в каждой епархии на деканальном собрании, потом, если будут определенные предложения от епархий, они пройдут обсуждения на архиерейском соборе, и с определенными наработками мы снова соберемся на совместной комиссии и согласуем или утвердим дальнейшие наши шаги.
Многие сегодня говорят о том, что такой диалог уже не раз происходил между нашими церквями и каждый раз заканчивался ничем. На такие размышления хочу сказать, что украинский народ сегодня, как никогда, заслуживает своего государства и своей единой Поместной православной украинской церкви. И теперешний диалог относительно объединения происходит во время, когда мы видим, как проливается кровь, как страдает Украина, поэтому изменилось сознание народа, стало меньше равнодушия. Также впервые за все годы независимости посредниками в этих переговорах являются представители вселенской Патриархии, преосвященнейший Илларион, епископ УПЦ в Канаде и проеосвященнейший Даниил, епископ УПЦ в США, которые также засвидетельствовали данные договоренности своими подписями, а это уже вселяет большие надежды.
Это позволит объединить усилия в противостоянии с московским патриархатом
Ведущий научный сотрудник Института философии НАНУ, доктор философии Александр Саган:
- Это уже не первая, к сожалению, попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП - диалог между Церквями по этому поводу ведется чуть ли не со времени выделения УАПЦ из УПЦ КП и ее очередной регистрации в Украине в 1995 году. В свое время были согласованы также документы, очень похожие на "Итоговое решение совместного заседания комиссий для ведения диалога УАПЦ с УПЦ КП и УПЦ КП с УАПЦ", подписанное членами комиссий 8 июня 2015 года в Киеве. Однако - и в этом есть определенная заслуга представителей Константинопольского патриархата, присутствовавших на заседании комиссии, - едва ли не впервые УПЦ КП фактически согласилась на все условия УАПЦ - относительно названия объединенной Церкви и выборов предстоятеля, а представители УАПЦ согласились с квотным принципом делегирования кандидатов на Собор (1 представитель от 15 общин) и решением принципиальных вопросов не по предварительным договоренностям, а на Объединительном соборе, который, согласно "Итоговому решению", должен состояться 14 сентября этого года.
Несмотря на очевидный проигрыш в количестве приходов, а, следовательно, более чем в три раза меньшую квоту делегатов Собора, логика представителей УАПЦ, очевидно, связана с мифом о том, что большинство клира и верующих УПЦ КП в действительности не поддерживают кандидатуру своего предстоятеля и на Соборе отдадут предпочтение предстоятелю УАПЦ или третьему лицу. Не следует забывать и тот факт, что среди клириков УАПЦ есть немало лиц, имеющих личные обиды на иерархию УПЦ КП и ее предстоятеля. Поэтому процесс объединения, а это подтверждает почти двадцатилетний опыт предыдущих попыток диалога, будет непростым. Возможно даже образование определенных маргинальных структур, наподобие УАПЦ(о), чего не следует бояться.
Однако такое объединение крайне необходимо для украинского православия, поскольку разделение и даже определенная вражда двух украинофильских православных Церквей лишены всякой логики, кроме личных нереализованных амбиций тех или иных лиц. Такое объединение является необходимым условием начала диалога между представителями этих Церквей с Константинопольским патриархатом и, в перспективе - признание этой объединенной Церкви в мировом православии. На внутриукраинском уровне устранение противостояния "УАПЦ - УПЦ КП" позволит объединить усилия всех околоцерковных украинофильских организаций в противостоянии с Московской патриархией и выйти на более высокий уровень миссионерской и разъяснительной/просветительской работы.
Следующим этапом после объединения УАПЦ с УПЦ КП должна быть работа по признанию этой церкви в мировом православии, а также подготовке диалога и подобного объединительного собора с теми представителями УПЦ МП, которые найдут в себе мужество оторваться от московского религиозного центра.
Укринформ
Якщо ви хочете залишити коментар, прохання авторизуватися або зареєструватися.